Исследовательская деятельность учащихся по родному языку
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Современная школа диктует новые подходы в обучении. Одним из них является обучение исследовательской деятельности. Русский язык - благодатная почва для детского исследования. В этом году мы предложили девятиклассникам темы: "Антропонимия современных прозвищ подростков" и "Молодежный сленг как отражение социального и психического поведения подростков".

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Перспективы творческого становления
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: ("Предвосхищающего ожидания" в творческих домашних заданиях)

Младший подростковый возраст до сих пор представляет собой "terra incognita" для педагогов. В отечественной психологии одни ученые рассматривают этот возрастной интервал как завершение детства и приписывают 11 - 12-летним те же черты, что и 8 - 10-летним, другие видят в нем все зачатки отрочества и рассматривают вместе с 14 - 15-летними.

На наш взгляд, это связано с тем, что данный возрастной этап - наиболее сложный для анализа не только психологического, но и педагогического. Трудность возраста - в его учебной неоформленности, прежде всего, отсутствии культуры умственного труда, которая сочетается с высоким уровнем общей активности, доходящей порой до неуправляемости. Психологи говорят о феномене "подростковой ошалелости", когда перестают помогать испытанные методы воспитания (и, соответственно, обучения).

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Архив А. М. Горького - между прошлым и настоящим
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Биография и творческое наследие Горького, во многом связанное с советской эпохой, в наши дни все чаще подвергается переоценке. Горьковеды прежде всего стремятся выявить и объективно оценить документы, не упоминавшиеся ранее по причинам идеологического характера. Открывшиеся новые материалы разрушают сложившиеся стереотипы, красноречиво свидетельствуют о том, сколь необыкновенна была творческая судьба и биография Горького; его литературное и эпистолярное наследие поражают своим богатством и разнообразием. Очевидно, что часто это наследие просто "не укладывается" в узкие рамки и ограничения традиционного подхода, сложившегося в прошлом столетии. Понять неоднозначность отношения к действительности автора "Несвоевременных мыслей" дают возможность первоисточники - документы, хранящиеся в Архиве А. М. Горького. Именно они как нельзя лучше помогают проникнуть в творческую лабораторию писателя, представляя собой уникальный материал не только для изучения литературы конца XIX - первой половины XX века, но и общественно-политической истории России этого периода в целом.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Русская литература о нерусской жизни и нерусских героях
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Писатель, где бы он ни проживал, но пишущий по-русски, - русский писатель. Этноязыковой статус писателя не связан с тем, какую этнореальность он воссоздает - русскую или "заморскую", рассматривает описываемое явление изнутри или со стороны, названы его персонажи русскими именами или иными - это индивидуальные особенности поэтики, стиля, художественного мира писателя. Каждый конкретный художник видит жизнь по-своему, неважно, где прошло его детство: в кишлаке или деревне, в Москве или Ташкенте, знает он один, русский, или два-три языка - это индивидуальные частности его судьбы, тем и интереснее разность литературных произведений.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Обучение школьников драматическому типу словесного художественного творчества на основе фантастического вымысла
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Формирование речевой компетенции - составная часть литературного образования в школе. В значительной степени решению этой задачи призваны способствовать специальные уроки развития речи. Цель таких уроков - научить создавать высказывания разных типов словесного художественного творчества, дать возможность каждому речедеятелю проявить индивидуальный стиль.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Мистическая реальность в прозе Л. Петрушевской
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Проза известной современной писательницы Л. Петрушевской представляет собой явление сложное и многомерное. В ней переплетаются реалистические и постмодернистские, сентименталистские и натуралистические, модернистские и барочные интенции. Столь же разнообразна она и в жанровом отношении: это "реальные" рассказы и повести, сказки, мистические произведения. Вместе с тем, как справедливо отмечают исследователи, Петрушевская - необычайно цельный писатель1. В каком бы жанре она ни работала, ее произведения характеризуются единством жизненного материала, места и времени действия, повторяемостью сюжетных ситуаций, типов героя, определенностью авторской позиции. Перед нами практически всегда предстает современная Россия, сфера повседневной жизни. Даже если это произведения мистического или сказочного характера, все равно фантастическое, ирреальное в них тесно переплетается с обыденным. Объектом изображения в творчестве Петрушевской, как правило, являются взаимоотношения в семье, в "своем круге" знакомых, друзей, сослуживцев. Это мир "маленьких людей", и позиция автора по отношению к ним - не осуждение, но сострадание. Исследователи также справедливо отмечают присущие произведениям Петрушевской трансформации бытовых ситуаций в универсально-обобщенные, что является следствием таких особенностей мировосприятия писательницы, как мифологизм и литературоцентричность2.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Современная (новейшая) русская поэзия на уроках литературы
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Учебная деятельность, направленная на усвоение знаний, - важнейший источник формирования личности школьника. Не секрет, что усвоение знаний - большой и нелегкий труд. Он требует от учащихся максимальной отдачи интеллектуальных сил, длительных и напряженных усилий, постоянной мобилизации воли и внимания. Чтобы помочь ребенку в усвоении сложного материала, многие педагоги применяют в своей деятельности нетрадиционные формы работы на уроке. К таким формам могут относиться различные игры, создание и решение проблемных задач, разнообразные приемы педагогической техники, повышающие интерес к изучаемому предмету. Приемы, развивающие творческое воображение учащихся, способствуют преодолению ответов-стереотипов, вырабатывают умение мыслить неадекватно, позволяют учащимся изобретать новое, а главное - самореализоваться в творчестве.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Развитие художественных способностей школьников на уроках литературы
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Проблема развития художественных способностей была и остается одной из важнейших проблем человеческого общества. Особую актуальность она приобретает в современном обществе, поскольку образование как ресурс науки, техники и искусства претерпевает сегодня коренные изменения, связанные с необходимостью непрерывной адаптации к быстро меняющимся социально-экономическим условиям. Кроме того, это связано с постоянно увеличивающимся объемом информации, которой вынужден оперировать современный специалист в любой области, и процессом интеграции наук, требующим от человека не только обширных знаний, но и более высокого уровня творческого развития.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Гармоническая полифония: звукообразы в лирике А. А. Тарковского
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Количество работ об Арсении Александровиче Тарковском (1907 - 1989) критического, литературоведческого и культурологического характера не находит соответствия масштабу личности самобытного поэта, высокому уровню его поэтической данности. Причина тому объективная, связанная с драматичной творческой судьбой поэта.

В 1946 году в издательстве "Советский писатель" готовилась книга Тарковского "Стихотворения разных лет", но появление печально известного постановления о журналах "Звезда" и "Ленинград" повлекло за собой уничтожение матриц книги и невозобновление автором попыток ее издания. Первой же изданной поэтической книгой А. Тарковского стал сборник "Перед снегом", увидевший свет лишь в 1962 году. Такое позднее знакомство с читателем оказалось отнюдь не запоздалым: перед аудиторией предстала фигура сложившегося поэта, известного доселе исключительно как мастер перевода.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ОБРАЗ ЕКАТЕРИНЫ II В ЖИВОПИСИ И ПОЭЗИИ XVIII ВЕКА И В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА "КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА"
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: XVIII век - это век Русского Просвещения. Это век Екатерины II. Это век расцвета русской культуры. Трудно перечислить все, что было сделано в этой области во второй половине XVIII века. Сделано по инициативе просвещенного монарха для утверждения и прославления абсолютной монархии.

В XVIII столетии в русском искусстве - литературе и живописи сложились две вполне определенные традиции изображения Екатерины II.

Первая традиция связана с идеализацией и возвеличиванием императрицы. Художники и поэты создают официальный, "парадный портрет" Екатерины, мудрого монарха, который проводит свои дни в трудах и заботах о благе народа.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"ДАВИД - ПОЭТ - МУЗЫКАНТ - ЦАРЬ"
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Библейская традиция, наряду с наследием античного мира, легла в основу европейской цивилизации. В лоне христианского предания веками жила и возрастала отечественная культура, причем не только древнерусского, но и послепетровского периода. Без знания библейских образов, без понимания библейской системы нравственных ценностей ребенок навсегда останется чужестранцем и в родной, и в мировой культуре. Поэзия Псалтири - это священная, молитвенная поэзия. Псалмы выражают чувства человека, обращающегося к Богу. Многие из них содержат пророчества о Христе. Поэтому они вошли в состав сначала ветхозаветного, а затем и новозаветного, христианского богослужения. В стихах Псалтири миллионы людей и сегодня находят близкие себе мысли и чувства. Начинать знакомство с Псалтирью нужно с рассказа об ее авторе - царе Давиде. Он жил очень давно, около 1000 лет до Рождества Христова.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


УРОК МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Это не урок музыки, это не урок изобразительного искусства и тем более, наверное, не урок литературы... Это и не склейка фрагментов уроков по отдельным предметам - немножко от урока музыки, немножко от урока изобразительного искусства, немножко от урока литературы. Это всем понятно и не ставится под сомнение. Хотя...

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КАК КУЛЬТУРА
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: От истоков до современности

Продолжаем представлять, как и обещали, ныне действующие программы и учебники по мировой художественной культуре.

Споры о качестве учебной литературы, а особенно ее многообразии продолжаются уже не один год. И психологи, и учителя глубоко убеждены в том, что учебников по каждому предмету должно быть несколько. Ведь каждый учитель индивидуален, так же как и индивидуальны его ученики, как неординарен любой человек. Какой должна быть современная учебная книга? Что нужно сегодняшнему школьнику и преподавателю? Как добиться самых высоких результатов при обучении, дать ученикам хорошие знания, заложить крепкий фундамент на будущее? Представляем нашу авторскую линию учебников по предмету "Мировая художественная культура". Учебники написаны в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ВСЕ ПОВТОРЯЕТСЯ НЕПОВТОРИМО...
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. <...>

Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, кто будет после1.

О любви писали все или почти все поэты, жившие прежде нас, о любви - пленительной, нежной, робкой, пылкой, мучительной - говорят в стихах наши современники, о любви будут складывать трогающие душу строки те, кто будет после.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


О ТИПАХ И ФОРМАХ АРГУМЕНТАЦИИ К АВТОРИТЕТУ
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ:
Ах! боже мой! что станет
говорить
Княгиня Марья Алексевна!





А. С. Грибоедов. Горе от ума

Уловки - одна из наиболее востребованных тем как у нас, так и на Западе. Выдающийся немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788 - 1860) сравнивал их с фигурами фехтования, современные специалисты сравнивают их с приемами айкидо, бокса, карате. В научной, преимущественно англоязычной, литературе по проблемам эристики (искусства вести спор) и аргументации их описано около трехсот, в нашей же они менее известны...

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ЗОЛОТЫЕ СЛОВА. СИНОНИМИЯ ЯЗЫКА КАК ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО СТИЛИСТИКИ
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Задачи этого урока - способствовать обогащению речи учащихся, формировать навыки выделения в текстах синонимов, а также творчески использовать их в конкретных речевых ситуациях, воспитывать углубленный интерес к русскому языку, развивать языковое чутье учащихся.

Русский язык обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли.

М. Горький.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


СЕМАНТИКА СТИХОТВОРЕНИЯ Н. С. ГУМИЛЕВА "ЖИРАФ"
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Семантику одного из самых известных стихотворений Н. С. Гумилева "Жираф" составляют постигнутые и запечатленные автором (интуитивно или осознанно) смыслы1. Приблизиться к ним позволит медленное чтение, сопровожденное разнообразными филологическими комментариями.

Стихотворение было опубликовано в 1908 г. в сборнике "Романтические цветы"2. Обстоятельства, сопутствующие созданию сборника (к этому тексту они имеют отношение), таковы.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


УЧИМСЯ... НА ОШИБКАХ
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В методике преподавания русского языка существует распространенное мнение, что предлагать учащимся задания на исправление ошибок некорректно, неправильно. Упражнения подобного типа в современных школьных учебниках русского языка практически отсутствуют. Однако академик Л. В. Щерба отмечал, что "роль отрицательного материала громадна и совершенно еще не оценена: отрицательный эксперимент ("так не говорят") не менее важен для теории, чем эксперимент положительный ("так говорят"); только взаимодействие этих двух моментов поможет разобраться в тенденциях развития языка, в языковой норме".

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ОРИЕНТИРУЕМ УЧАЩИХСЯ НА УСВОЕНИЕ СПОСОБА ОРФОГРАФИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Сугубо практическая направленность школьной орфографии - формирование навыков грамотного письма - требует, чтобы знания учащихся реализовались не столько в запоминании правил и определений, сколько в овладении адекватными языковому содержанию этих правил способами действия. Например, ученик должен владеть способом подбора однокоренных слов (отяжелеть - значит стать тяжелым, испытать ощущение тяжести), понимать, что в слове тяжелый потому выделяются орфограммы, что, следуя произношению этого слова, можно написать в первом слоге не только букву я, но также е или и, не только букву е (ё) во втором слоге, но и букву о (то есть имеются графические варианты при единственно допустимом с точки зрения орфографии); ученик должен понимать, почему, с точки зрения орфографии, выделяются три группы приставок: неизменяемые на письме типа на-, под- и т.п., приставки на з-с и приставки пре-, при- (для каждой группы свое правило, своя закономерность) и т.д.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"СОЧУВСТВОВАТЬ ХОДУ ЖИЗНИ В ЦЕЛОМ...". С. Д. ДОВЛАТОВ И А. С. ПУШКИН
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Имя и образ Александра Сергеевича Пушкина стали тем художественным и нравственным ориентиром, к которому так или иначе обращается практически любой русский писатель. В литературе XX века складывается целостный "пушкинский миф", который стал объектом пристального внимания литературоведов. Так, еще в 1987 году Ю. М. Лотман в статье "Пушкин 1999 года. Каким он будет?" указывает на то, что празднование юбилеев и годовщин смерти является одновременно своеобразным показателем духовных устремлений и идеологии определенного периода, в котором Пушкин оказывается в результате своего "очередного возрождения" или "очередной смерти": "Пушкин всегда таков, каким он нужен новому поколению читателей, но не исчерпывается этим, остается чем-то большим, имеющим свои тайны, чем-то загадочным и зовущим"1. Такое выявление современных эстетических тенденций через призму пушкинского образа разрабатывается разными исследователями2, а понятие "пушкинский миф" после юбилейных торжеств 1999 года прочно вошло в литературоведческий обиход.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ (XI КЛАСС)
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Серебряный век русской поэзии на уроках литературы (XI класс*)

Урок 5.

Кризис символизма и акмеизм

Начавшись в 1890-е гг., символизм преодолел декадентство, пережил свой расцвет на рубеже веков, но уже после 1907 г. вступил в полосу кризиса. Несмотря на огромную популярность стихов А. Блока, К. Бальмонта, В. Брюсова, язык символов был непонятен массовому читателю. В 1912 г. Блок написал: "Никаких символизмов больше нет". Литература вступила в новую - постсимволистскую - фазу развития. Прежде чем продолжать урок, нужно вспомнить, что такое постсимволизм.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ БЛОКА. XI КЛАСС
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Вступительное слово учителя. 1900 год. В библиотеке шахматовского дома висела репродукция любимой Блоком картины М. Врубеля "Царевна-лебедь". В сиреневых сумерках весенней северной ночи совершается великое таинство. Покоренная любовью царевича Гвидона и сама познавшая горячее ответное чувство, бессильная перед неминуемой судьбой, Царевна-лебедь расстается со своей колыбелью - с коварными и холодными волнами моря и принимает облик земного человека... Вот уже начинает таять блестящее оперение, превращаясь в легкое облако... И тяжело ей, и больно, и радостно это превращение. В прекрасных неземных очах ее живут и мерцают страх, тоска, любовь к царевичу и упрек за вынужденный отказ от лебединого самовластия, за будущую покорность его воле...

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ПЬЕСА М. ГОРЬКОГО "НА ДНЕ" В КОНТЕКСТЕ СОПРЯЖЕНИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОГО И ЛИТЕРАТУРНОГО МАТЕРИАЛА
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Литературное произведение, являясь фактом духовной культуры народа, аккумулирует культуры разных эпох и народов. Это богатейший источник культуроведческой информации по самым разным аспектам национальной духовной и материальной культуры. Благодаря этому можно, изучая литературу, приобщать учащихся к эмоциональному восприятию и пониманию самых разнообразных фактов культуры разных народов.

Культуроведческая информация, вплетенная в художественную ткань произведения, может быть предложена учащимся через разные приемы обучения: лекция; комментарий; проблемные вопросы в процессе анализа произведения; заранее подготовленные сообщения учащихся; развернутые культуроведческие отступления преподавателя.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


РУССКАЯ ПРИРОДА В ЛИРИКЕ ПОЭТОВ XIX ВЕКА
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Опыт коммуникативной методики в VI классе*

Учебник 6 класса предлагает довольно сложный для 12-летнего ребенка подбор стихотворений о природе. Опыт чтения стихов у шестиклассников невелик. Язык XIX века в ряде случаев вызывает трудности в понимании ("чу!...", "град сольется", "по дебрям", "в сонном сумраке", "с докучливых ветвей" и др.)

Концептуальная таблица как учебный прием позволила сконцентрировать внимание учащихся на анализе стихотворений, делать это направленно, четко. Это также хорошая подготовка к освоению в дальнейшем плана самостоятельного анализа стихотворения.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


РУССКАЯ ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА "СНЕГУРОЧКА"
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В русской сказочной традиции широко распространены сюжетные типы с героиней - маленькой девочкой, которая идет в лес за ягодами, там проходит испытания и возвращается домой (или погибает).

Сказки этого сюжетного гнезда встречаются довольно часто, особенно популярны варианты о девочке Снегурочке: старик и старуха лепят куклу из снега. Она оживает. Летом девушка идет с подружками в лес и тает.

Эти сказки интересны тем, что в них присутствуют мотивы бездетности родителей, а потом и чудесное рождение героини. В сказке "Снегурушка" появление героини происходит следующим образом: "Жили-были дед да баба. Они были очень добрые, а детей у них не было. Решили они из снега девочку слепить. Слепили снежную дочку Снегурушку"1.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Предыдущие 10 публикаций | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Следующие 10 публикаций


Ваши комментарии