ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ПРОБЛЕМЫ НАРОДНОСТИ
24 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: Гоголь явился в русскую литературу с идеей народности, которая стала для писателя центральной на всех этапах его творчества. И явился в ту пору, когда проблема народности была выдвинута на первый план общим ходом литературного процесса. Это обстоятельство в значительной мере определило исключительную роль Гоголя среди русских писателей, как современников, так и потомков, и позволило Чернышевскому с достаточным основанием (вслед за Белинским, обозначавшим периоды истории русской литературы именами крупных авторов, отмечавших эти периоды своим воздействием и авторитетом) назвать один из важнейших моментов в целом литературном движении "гоголевским периодом русской литературы".

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


БОРЬБА МАСАРИКА С ДОСТОЕВСКИМ
24 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"ЛИРИЧЕСКОЕ ХОЗЯЙСТВО" АФАНАСИЯ ФЕТА И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ССОРЫ ТУРГЕНЕВА И ТОЛСТОГО
24 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: Иван Петрович Борисов, ближайший приятель и родственник Афанасия Фета, женатый на его сестре Надежде, был в 1860-х годах помещиком в Орловской губернии и постоянно проживал в родовом фетовском имении Новоселки Мценского уезда. Через Фета он был знаком и дружен с И. С. Тургеневым, чья усадьба, Спасское-Лутовиново, находилась неподалеку. Сам Фет летом 1860 года неожиданно для друзей приобрел хутор Степановку (на юге Мценского уезда) - 200 десятин черноземной земли и маленький недостроенный дом. Борисов, тесно общавшийся с Фетом и переписывавшийся с Тургеневым, аккуратно сообщал последнему все новости, касавшиеся литературных и житейских дел своего родственника. В Рождество, 25 декабря 1861 года, он написал Тургеневу большое письмо, в котором, в частности, заметил: "Не могу, хотел бы воздержаться, но нельзя Вам заранее не поведать о восхитительной статье Фета "Жизнь Степановки, или Лирическое хозяйство". Ничего не выдумано, все истинная правда. Но все это передано неподражаемо, фетовски. Боюсь, однако, что злодеи скажут, что автор не бросается уже с 14 этажа, но летит еще выше, выше. Я был в восторге, слушая его. Вы же из его писем уже знаете, в каком оно духе. Скоро весь плач Иеремии прольется на страницы "Русского вестника". Катков уже взял". 1

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


О ПОВЕСТИ И.С. ТУРГЕНЕВА "НЕСЧАСТНАЯ"
24 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: Повесть "Несчастная" почти не привлекала внимание исследователей, и специальных работ, посвященных ей, мало. Как известно, повесть задумывалась и писалась в переходный период русской истории, когда на авансцене появилась принципиально новая личность и художественные поиски Тургенева сконцентрировались на образе современного героя. В связи с этим в работах Е. В. Тюховой акцентируется внимание на том, что поиски новых тем, характеров, принципов изображения действительности приближают Тургенева к творческому опыту Ф. М. Достоевского. 1 Но здесь подразумевается не зависимость от Достоевского и не осознанное сближение творческих установок. Сходство возникает "на почве обращения к новым жизненным коллизиям". 2 О близости повести Тургенева к произведениям Достоевского писала Л. М. Лотман, рассматривая "Несчастную" как своеобразный этюд, эпизоды которого "напоминают
1 Тюхова Е. В. Повесть Тургенева "Несчастная" и Достоевский. (Принципы психологического анализа) / Четвертый Межвузовский Тургеневский сборник. Орел, 1975. Т. 17 (110). С. 130.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


РИСКОВАННАЯ ШУТКА ГОГОЛЯ НА ЧТЕНИЯХ "РЕВИЗОРА"
24 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: В конце 1835 года Гоголь, по его собственному признанию, "расплевался с университетом", и хотя его волновали "высокие, исполненные истины и ужасающего величия мысли", он их пока что "опускал на дно души", а на публику хотел смеяться и смеяться. 1 Кроме того, были нужны деньги на жизнь. В театре можно было быстрее заработать. Комедии, отрывки из которых с успехом читались в литературных салонах Петербурга, были еще не готовы. Получив от Пушкина (или взяв без спросу?) 2 сюжет "Ревизора", Гоголь принялся за него с большим усердием и действительно "духом", как и обещал Пушкину, писал комедию. В декабре 1835-го Гоголь сообщал Погодину, что закончил "Ревизора" и решился "давать" его "на театр" (т. X, с. 370).

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"ВСЯК СУЩИЙ В НЕЙ ЯЗЫК..." (ОБ ИСТОЧНИКЕ ПУШКИНСКОГО ПЕРЕЧНЯ)
24 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: Книга академика М. П. Алексеева "Стихотворение Пушкина "Я памятник себе воздвиг..."" (1967), казалось бы, закрыла тему. 1 Однако, аргументированно опровергая мнение В. Ледницкого о польском прототипе "гордого внука славян" и оперируя понятиями "этнографический перечень", "географическая терминология", "политическая карта того времени", 2 М. П. Алексеев, видимо, использовал эвфемизмы, не имея возможности назвать лежащий на поверхности источник - три варианта (полный, сокращенный, краткий) титулования российских самодержцев. Обращение к тексту показывает, что Пушкин взял за основу последний и дополнил его элементами (изменив последовательность) полного.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН" НА ИВРИТЕ
24 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: В 1999 году в Израиле широко отмечался 200-летний юбилей А. С. Пушкина. В Иерусалимском университете состоялась конференция, в израильской печати публиковались статьи. Но следует отметить, что не только в юбилейный год вспоминали Пушкина. На протяжении более полувека имя великого поэта постоянно в поле зрения израильских ученых и прессы. В 1999 году вышло новое издание "Евгения Онегина", появились новые переводы из поэзии Пушкина и сравнительные переводы стихотворения " Памятник ".

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


МОТИВЫ МАТЕРИ И МАТЕРИНСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА
24 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: Надежда Осиповна Пушкина (1775-1836), мать великого русского поэта, не была обойдена вниманием пушкинистов. Уже П. В. Анненков в своих "Материалах для биографии А.С. Пушкина" остановился на личности "прекрасной креолки", кратко охарактеризовав ее взаимоотношения с сыном в период его раннего детства: "До семилетнего возраста Александр Сергеевич Пушкин не предвещал ничего особенного; напротив, своею неповоротливостию, своею тучностию, робостию и отвращением к движению он приводил в отчаяние Надежду Осиповну, женщину умную, прекрасную собой, страстную к удовольствиям и рассеяниям общества, как и все окружающие ее, но имевшую в характере те черты, которые заставляют детей повиноваться и вернее действуют на них, чем мгновенный гнев и вспышки. Впрочем, она не могла скрыть предпочтительной любви сперва к дочери, а потом к меньшому сыну". 1 Характеристика Анненкова опиралась на свидетельство О. С. Павлищевой, сестры поэта. 2 В ней были даны основные параметры, определившие портрет Надежды Осиповны в пушкиноведческой литературе. Опубликованные впоследствии воспоминания и письма, вышедшие из круга родных и знакомых семейства Пушкиных, добавляли все новые и новые черты к картине, нарисованной Анненковым. Они были собраны В. В. Вересаевым в портрете матери поэта, значительно преувеличившем негативные стороны ее характера: "Надежда Осиповна была властна и взбалмошна. Муж находился у нее под башмаком. С детьми она обращалась деспотически". И несколько далее: "Материнской ласки Пушкин никогда от нее не видел". 3

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ПОВЕСТЬ О БЕСЕ ЗЕРЕФЕРЕ В ОБРАБОТКЕ И.С. МЯНДИНА
24 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: Творчество И. С. Мяндина, известного усть-цилемского книжника XIX века, было открыто В. И. Малышевым. Исследователь установил биографию этого крестьянского писателя, изучил некоторые созданные им рукописные сборники и литературные тексты. И. С. Мяндин, как писал В. И. Малышев, "был не только плодовитым переписчиком готовых текстов. Известны его переделки старинных русских произведений и собственные его сочинения историко-этнографического содержания. И. С. Мяндина по праву можно назвать первым местным писателем и популяризатором памятников древнерусской письменности". 1 Перу И. С. Мяндина принадлежат переработки многих древнерусских произведений: Троянской истории. Сказания Афродитиана, Жития Диодора Юрьегорского, "Повести о убогом человеке, како от диавола произведен царем", повестей о царевне Персике, о царице Динаре, о царице и львице, о царе Аггее, об Акире Премудром, о Басарге, о Григории Чудотворце и идольском жреце 2 и др. Исследователи, изучавшие мяндинские редакции древнерусских произведений, установили некоторые основные принципы обращения писателя к старинным памятникам: сокращение "длиннот", упрощение языка, "выпрямление" композиции произведения, включение местных печорских особенностей и новых сцен, особый демократизм в трактовке событий и т. д. Цель настоящей статьи заключается в том, чтобы ввести в научный оборот еще одно древнерусское произведение в обработке И. С. Мяндина - Повесть о бесе Зерефере.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


КАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ АКАДЕМИЧЕСКОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ М.А. ШОЛОХОВА?
24 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: Перед составителями академического собрания сочинений возникают вопросы, в разрешении которых не всегда легко прийти к единогласию. Главная задача - воспроизвести наиболее полно первоначальный текст произведений. Поэтому необходимо тщательно просмотреть все их сохранившиеся рукописи, ранние издания, а также отрывки и главы, напечатанные отдельно в газетах и журналах. При этом надо учитывать, что первый печатный текст не всегда в точности соответствует оригиналу. В 1928 году журнал "Октябрь" по пуританским соображениям опустил в песне четыре строчки со слегка завуалированным непечатным словом. 1 В 3-ю книгу "Тихого Дона", печатавшуюся в том же журнале в 1932 году, редакторы не включили по политическим причинам многие фразы и куски из рукописи романа. Редакторы первого отдельного издания 3-й книги восстановили значительное количество "октябрьских" купюр, но сделали ряд своих политических поправок и не внесли в текст места, исключенные в "Октябре", но уцелевшие в отрывках, помещенных в 1930 году в журналах "Огонек" (N 15), "Красная нива" (N 16), "На подъеме" (N 6), "30 дней" (N 8) и в книжечке "Девятнадцатая година" (М., изд-во "Огонек"). Всего в эти публикации вошло с промежутками тринадцать теперешних глав, с 13-й по 31-ю. Появились они после того, как редакторы "Октября", напечатав в 1929 году двенадцать начальных глав 3-й книги, прервали публикацию романа вплоть до 1932 года. Ознакомление с вышедшими в 1930 году отрывками позволит составителям академического собрания сочинений Шолохова вернуть в него места, удаленные редакторами "Октября" и не попавшие в последующие отдельные издания 3-й книги. Восстановление первоначальных текстов оправдывается письмом Шолохова от 26 сентября 1932 года в издательство "Художественная литература". В нем Шолохов признает, что все три книги "Тихого Дона" "претерпели некоторую авторскую переработку", и заявляет, что "никаких исправлений, выкидок и дополнений" он впредь делать не будет. Одновременно он настаивает на сохранении восстановленных им кусков, выброшенных редакцией "Октября" из 3-й книги романа. 2

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ОБ АЛЬТЕРНАТИВАХ И ПУТЯХ РЕШЕНИЯ ТЕКСТОЛОГИЧЕСКОЙ "ЗАГАДКИ" "РУСАЛКИ" ПУШКИНА
24 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: Воображение Пушкина было неиссякаемо, впечатлительность безгранична. Эти психологические черты его личности предопределили, наряду с другими особенностями его творчества, незавершенность многих его созданий, огромное количество и разнообразие задуманных и начатых произведений, которые поэт не довел до конца или вовсе не осуществил. Обилие художественных идей, роившихся в его сознании, и скрупулезная, вдумчивая работа над литературным текстом делали невозможным воплощение всего задуманного. Это ставит перед исследователями наследия Пушкина и перед текстологами, готовящими к публикации собрания его сочинений, некоторые специфические задачи, увлекательные, но трудноразрешимые. Многочисленные планы, конспекты, наброски, перечисления сюжетов, разбросанные в его тетрадях, отражают его гений и возбуждают "бескрылые желанья" проникнуть в его не до конца выраженную мысль, уловить и выявить ее. Работа над такими текстами требует особенной тонкости подхода и осторожности. Фантазия - необходимый элемент всякой творческой работы - должна здесь обуздываться строгой методикой, воистину "блажен, кто крепко словом правит и держит мысль на привязи свою".

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


О ТЕКСТОЛОГИИ К.Ф. РЫЛЕЕВА (КАК ПЕЧАТАТЬ ПОЭМУ "НАЛИВАЙКО")
24 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: "Наливайко" - последняя поэма К. Ф. Рылеева. Она посвящена изображению Украины конца XVI века, когда произошло крупнейшее восстание казаков (1594-1596) под предводительством Северина Наливайко против польских феодалов, подчинявших себе украинские земли.

Работа над поэмой началась в конце 1824 года, продолжалась всю первую половину 1825 года, но поэма осталась незаконченной. Рукописи ее - ряд отрывков, или фрагментов, частью перебеленных и подготовленных к печати, частью в черновиках - сохранились и находятся в Рукописном отделе Пушкинского Дома. 1

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


О ПРАВОСЛАВИИ И ЦЕРКОВНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
24 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: Изучение проблемы "Христианство и литература", достаточно интенсивно развивающееся в последнее десятилетие, требует сегодня выработки более тонкого и гибкого методологического аппарата. В частности, для адекватного анализа явлений культуры необходимо дифференцирование употреблять определения "религиозный", "христианский", "православный", "церковный". Цель настоящей работы - уточнить некоторые понятия и предложить критерии для оценок и классификаций в рамках поставленной темы.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СТЫДА В РОМАНАХ ДОСТОЕВСКОГО И ТОЛСТОГО ("ИДИОТ" И "АННА КАРЕНИНА")
24 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: Как бы ни определяли ученые стыд, каким бы точным ни было определение, каждый по-своему переживает это чувство, так же как имеет и собственное понятие о нем. И чаще всего этот опыт сопряжен с нравственным становлением. Способность же "стыдиться", "стесняться" характеризует индивида именно с точки зрения оценки его моральных качеств.

В. И. Даль, раскрывая значение слова "стыд", отметил в своем словаре "стыд совести". "Прямой стыд", по Далю, есть "признак", наружное проявление совести. "Стыд, студ - чувство или внутреннее сознание предосудительного, уничижение и смирение, внутренняя исповедь перед совестью". 1

Ученый-психолог при обращении к художественной литературе, возможно, найдет подтверждение своей теории или даст психологическую интерпретацию поведения героев классических произведений. 2

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ГЕТЕ И РУССО В ТВОРЧЕСКОМ САМОСОЗНАНИИ МОЛОДОГО ТОЛСТОГО: "ПОЭЗИЯ" И "ПРАВДА"
24 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: Гете и Руссо - наиболее часто упоминаемые имена в дневниковых записях, фиксирующих круг чтения молодого Толстого. Об их произведениях в конце жизни Толстой говорит сходным образом: Полю Буайе - "Я прочел всего Руссо, да, все двадцать томов, включая "Музыкальный словарь""; 1 Д. Маковицкому - о том, что прочитал "все сорок два" тома Гете (40 томов штутгартского издания 1840 года); 2 А. Гольденвейзеру - "(...) Гете я три раза в жизни проштудировал от начала до конца". 3 В известном толстовском списке книг, произведших на него самое большое впечатление, под рубрикой "с 20-ти до 35 лет" "Герман и Доротея" Гете, а в рубрике "с 14-ти до 20-ти" рядом с Евангелием названы "Исповедь", "Эмиль" и "Новая Элоиза" Руссо.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"ОБРЫВ" И. А. ГОНЧАРОВА В КОНТЕКСТЕ АНТИНИГИЛИСТИЧЕСКОГО РОМАНА 60-х ГОДОВ
24 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: Русский наш нигилизм в своем начале был, собственно, одно бесплодное отрицание - какая-то вялая обломовщина в чисто русском вкусе. Сидит, лежит и отрицает.

Интерес к 60-м годам XIX века в наши дни естествен. Можно обнаружить много параллелей между тем периодом, ощущаемым его современниками как эпоха смуты (разрушение устоев, исчезновение авторитетов и кризис миросозерцания всех слоев общества), и нынешней ситуацией в России. В первое пятнадцатилетие Александра II (1855- 1870) не только критика оказалась глубоко политизированной, литература тоже достаточно активно впитывала в себя злободневную проблематику эпохи "перестройки и гласности". Процесс охватил все жанры, но с особой очевидностью проявился в романе, ставшем к этому времени ведущим жанром русской литературы. Феномен "антинигилистического романа" демонстрирует в очередной раз огромный потенциал романного жанра как "единственного становящегося и еще не готового". "Жанровый костяк романа еще не затвердел, и мы не можем предугадать всех его пластических возможностей". 1 Это суждение М. М. Бахтина еще раз подтверждается очередной и своеобразной "мутацией" русского романа в 60-70-е годы XIX века. Говоря об антинигилистическом романе, стоит помнить и такое суждение этого ученого: "...ни одна конкретная историческая разновидность не выдерживает принципа в чистом виде, но характеризуется преобладанием того или иного принципа оформления героя". 2 Именно трактовка героя эпохи и определила (вместе с сюжетикой) лицо антинигилистического романа. Далее моя работа будет сосредоточена на этих именно компонентах избранной формы.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ И НАРОДНАЯ ЗРЕЛИЩНАЯ КУЛЬТУРА
24 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: В первой половине XIX века народная театральная зрелищная культура пользовалась большой популярностью в русской литературной среде. М. П. Погодин в повести "Нищий" признавался в том, что на всех гуляниях, под качелями и на горах, он всегда бывает в толпе народной. Ф. В. Булгарин чрезвычайно интересовался увеселениями простого люда и регулярно помещал в "Северной пчеле" описания народных гуляний. И. А. Крылов посещал масленичные балаганы. 1 Д. В. Григорович посвятил очерк "Петербургские шарманщики" уличным артистам, которые разыгрывали кукольные комедии с Петрушкой и Пульчинеллой. В повести В. Ф. Одоевского "Косморама" мы находим описание косморамы, которая вместе с панорамами и диорамами являлась особой разновидностью балаганного зрелища, сродни райку, где демонстрировались виды городов, экзотических стран и т. п. Диорама упоминается в стихотворении А. С. Пушкина "Вы за "Онегина" советуете, други...". В пушкинской "Сцене из Фауста" Мефистофель сравнивает себя с Арлекином, который часто появлялся на подмостках петербургских балаганов.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ДВЕ РЕФЛЕКСИИ ПО ПОВОДУ РОМАНА "ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ" (ПРЕДИСЛОВИЕ ЛЕРМОНТОВА И СТАТЬЯ БЕЛИНСКОГО)
24 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: В лермонтоведении принято считать, что статья В. Г. Белинского ""Герой нашего времени". Сочинение М. Лермонтова" (1840) и опубликованное в следующем, 1841 году авторское предисловие ко второму изданию романа имеют общие задачи (опровержение расхожих мнений о безнравственности главного героя и художественной несостоятельности произведения) и общие корни (стремление вступить в полемику с недоброжелательными отзывами). Однако это общеизвестное положение содержит возможность и нетрадиционного рассмотрения, а именно: общность и различие структуры и функций двух рефлексий по поводу одного и того же объекта. У Лермонтова авторская реакция принимает форму органической части художественного произведения. Белинский создает собственно критический отзыв-анализ, по отношению к которому роман Лермонтова выступает объектом рассмотрения и оценки.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


МЕЖДУ ДВУХ ЦАРЕЙ (ЗАМЕТКИ О ГРАЖДАНСКОЙ ЛИРИКЕ ПУШКИНА 1826-1836 ГОДОВ)
24 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: Политическая биография Пушкина еще не написана. Ее важнейшим эпизодом является встреча и продолжительный (от часа до двух) разговор Пушкина с Николаем I в Кремле. Встреча произошла 8 сентября 1826 года. В бумагах Пушкина сохранилась запись другого "разговора" с другим царем, Александром I, который "произошел" полутора годами ранее в Михайловском, вероятно, в самом конце 1824-начале 1825 года.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ИСТОРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ И КОМПОЗИЦИЯ "ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ"
24 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: С разных сторон раздаются голоса, призывающие к осмыслению "Повести временных лет" как концептуально организованного целостного литературного текста. Историк призывает своих коллег извлекать из древних летописей "не только исторические факты, но и исторические концепции". 1 Отсюда шаг до признания того, что "историческая концепция" не только присутствует в летописи, но и организует ее текст. Этот шаг делает другой историк. Процитировав слова Д. С. Лихачева о "мозаичной пестроте" летописи и противоположные им слова о "единой мысли, оживляющей всю композицию", 2 И. Н. Данилевский констатирует: "Однако до сих пор никому не удалось ответить на простой, казалось бы, вопрос: что представляет собой идея, присутствие которой превращает внешне пестрый, сложный, неоднородный состав "разновременных кусков", "произведений разных жанров" (Д. С. Лихачев) в стройную, законченную на каждом этапе своего развития конструкцию?". 3

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Предыдущие 10 публикаций | 1 2 3 | Следующие 10 публикаций


Ваши комментарии