НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА КАК ЧАСТЬ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКА
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Вторая половина XX в. вселяла устойчивые надежды на совершенствование человека, его превращение из хомо сапиенса в хомо луденса, сущностными характеристиками которого станут степень его воображения, мощь фантазии, определяющими его созидательное начало. Конец XX и начало XXI в. пробили серьезную брешь в этих надеждах, хотя и не перечеркнули их вовсе. Люди, особенно молодые, меняются, и мы это видим прежде всего в школе. Современные ученики и студенты способны удивить своей информированностью, знанием языков, скорочтением научной и технической литературы, скоростью скачивания информации в Интернете, манипуляциями с компьютером. Но можно ли их соотнести с тем хомо луденсом, о котором мечталось? Скорее всего, нет. Во всех их знаниях и умениях оперировать современной техникой, в их отношении к себе, к окружающим и ко всему миру нет подчас главного: человеческой составляющей. Ее становится все меньше и меньше, и это - следствие игр XXI века. Игры, в которые вовлекается все человечество, сопряжены со страхом перемен, они замешаны не на продуктивном воображении, а на тоталитарном потребительстве, на негативном опыте. Это опыт бездумной эксплуатации экономических ресурсов, опыт разрешающей, а не созидающей деятельности, культивируемой рыночной экономикой...

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


РУССКАЯ ПОЭЗИЯ: ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Если анализировать поэтические течения начиная с 70-х годов XX столетия, то можно выделить традиционализм и авангардизм как две тенденции развития и существования поэтической литературы. В этой статье мы поговорим о традиционной поэзии.

Традиционализм - направление в поэзии, когда используются темы и мотивы, образная система и стилистические средства, свойственные поэзии XIX - отчасти XX века. Безусловно, традиционализм - название очень условное, так как объединяет собой творчество поэтов, каждый из которых имеет свои особенности. Традиционалистами можно назвать таких поэтов, как Б. Слуцкий, Д. Самойлов, Ю. Левитанский, А. Межиров, Ю. Друнина, Н. Старшинов, К. Ваншенкин, М. Дудин, Б. Окуджава, - художников слова, посвятивших свое перо изображению страшного лика войны и воспеванию светлого гения человека, сумевшего отстоять свою страну, свободу - жизнь, Мир в мире. Они попытались передать прекрасное мгновение бытия - неповторимое, яркое.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ИЗУЧЕНИЕ РАССКАЗОВ ТЭФФИ В XI КЛАССЕ
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: В некоторых программах по литературе, в списках, рекомендованных для внеклассного чтения, значатся произведения Тэффи (Н. А. Лохвицкой, в замужестве Бучинской, 1872- 1952) - замечательной рассказчицы, поэтессы, драматурга. Речь идет о рассказах "Ностальгия", "Маркита", "Жизнь и воротник".

Обычно эти произведения вызывают интерес у школьников, но учителя, проводя по ним уроки, испытывают трудности, так как научно-методической литературы по творчеству писательницы явно недостаточно, в то время как уже современники отзывались о ней с восхищением. А. Куприн называл ее "единственной, оригинальной, чудесной"1 . Саша Черный - "писателем большим, глубоким и своеобразным"2 . Г. Иванов считал Тэффи "умным, хорошим писателем", которому и "через сто лет будут удивляться"3 .

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


СМЫСЛ ЭПИГРАФА "КАПИТАНСКОЙ ДОЧКИ" - "БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ"
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Заключительный урок по повести

Урок начнем с вопроса-напоминания: "Что такое эпиграф?" Сообща приходим к краткой формуле: "Эпиграф - это ключ к книге". "Береги честь смолоду": в этом "ключе" какое слово "ключевое"? Конечно, слово честь. Давайте разберемся в смыслах этого слова. На доске заранее записаны строки русских поэтов, некоторые из которых знакомы ребятам. Общий вид записи таков:

1. Русичи великие поля червлеными щитами перегородили, ища себе чести, а князю славы (...ищущи себе чти, а князю славы).

2. Пока свободою горим,
Пока сердца для чести
живы...

3. Отец и два родные брата
За честь и вольность там
легли,
И под ногой у супостата
Лежат их головы в пыли.
стр. 17

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


НЕРВИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (НА МАТЕРИАЛЕ "ЖУРНАЛА ПЕЧОРИНА" М. Ю. ЛЕРМОНТОВА)
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: В современную эпоху, когда некоторые фундаментальные положения литературоведческой науки либо пересматриваются, либо подвергаются корректировке, проблема творческого метода становится наиболее актуальной. Многие открытия в гуманитарных науках, ставшие достоянием отечественной филологической мысли в 1990-е годы, требуют интеграции.

На Западе интеграция литературоведения и теоретической психологии произошла более пятидесяти лет назад. За это время вышли фундаментальные труды эпохального характера, среди которых можно назвать монографии Ж. -П. Сартра о Флобере, К. Ясперса о Стриндберге, Э. Кречмера о европейских писателях, З. Фрейда о По, Гете, Иенсене, К. Г. Юнга о методологии литературоведения.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Роман Т. Толстой "Кысь": проблемы, образы героев, жанр, повествование
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: " Кысь " (2000), первый роман Татьяны Толстой 1 , удостоенной за него премии "Триумф" 2001 года вызвал всплеск интереса у современных читателей. Среди множества посвященных книге критических откликов обстоятельная статья Э.Ф. Шафранской о роли мифа в романе Толстой и заметка П. Ладохина о языке "Кыси" ("Русская словесность", 2002, N 1). Но стилевое своеобразие прозы писателя, по мнению Б. Парамонова, еще и "в ее подчеркнутой как бы музейности", "культурном застое": "Сегодня это называется не эпигонством, а постмодернизмом. <...> Здесь цитатность, повторяемость, реминисцентность и ассоциативность - не неумение, а прием" 2 . Со сказанным нельзя не согласиться, вот только черты постмодернизма в "Кыси" присутствуют лишь в поэтике, а не в картине мира и концепции индивидуальности.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Вакханка, мадонна, Татьяна
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Каждый человек способен переживать тоску по идеалу. Но не каждому дано воплотить это чувство в художественный образ, очищающий, просветляющий душу Красотой.

А.С. Пушкин - Поэт, которому гармоничная красота подвластна. Это творец, постигший чуткой душой ясный звук "божественного глагола" и в слове запечатлевший дыхание Вечного. Но пришел Пушкин к своему открытию не сразу. Венера, вакханка, богородица, мадонна, Татьяна - вот вехи образного постижения поэтом идеального начала мира, творения своего эстетического идеала.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Из секретов художественного мастерства И. А. Бунина (на материале прилагательных)
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Изучая жизнь и творчество И.А. Бунина, высокоинтеллигентного человека, замечательного писателя, тонкого мастера русского художественного слова, с благоговением вступаешь в удивительный мир произведений, созданный его неповторимым, по-особому одухотворенным творческим даром, который способен раскрыть самые сокровенные тайны нашей души, выразить самые искренние человеческие переживания. В исследованиях по творчеству И.А. Бунина констатируется совершенство, отточенность речевой организации содержания его произведений, подчеркивается органическая взаимосвязь формы изложения с содержанием 1 .

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Примерное планирование работы. По учебному комплексу В. В. Бабайцевой для классов и школ с углубленным изучением русского языка. VIII класс
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: II ЧЕТВЕРТЬ

21 + 7 = 28 часов

Урок 37. Второстепенные члены предложения.

У., пар. 206. С., з. 126, 127. Н/д: з. 130, 139. Р. т., з. 30.

Систематизируются сведения о второстепенных членах предложения, обращается внимание на соотношение второстепенных членов предложения и компонентов словосочетания. (Р) Знания о второстепенных членах оживляются при анализе текста з. 127. Выполняя домашнюю работу, учащиеся вспоминают способы выражения определений.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Из опыта преподавания русского языка в нерусской аудитории
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: За многие годы работы в нерусской аудитории авторы статьи почти все время сталкивались со случаями, когда в монологической речи (при пересказе текста) или даже при построении диалога учащийся использует правильные грамматические и лексические формы, но речь его звучит неестественно, ненатурально с точки зрения природного носителя языка. И если на начальном или среднем этапе обучения это, в общем-то, не слишком важно (на этих этапах все усилия преподавателя направлены прежде всего на отработку правильных грамматических форм), то на продвинутом этапе это порой режет слух - учащийся говорит, как робот, как некая живая машина. Часто сами учащиеся чувствуют этот "сдвиг" и стараются хотя бы интонационно сделать свою речь более живой, более естественной. Но одной интонации оказывается явно недостаточно.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


К изучению повести А. И. Куприна "Поединок"
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Одной из важнейших теоретических проблем современной методической науки является "...проблема чтения, восприятия художественной литературы как искусства слова; формирование читателя, его духовного мира" (О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов "Методика преподавания литературы". - М., 1999. - С. 9). А формированию духовного мира современного школьника во многом способствует развитие читательской активности, это одна из важнейших задач преподавания литературы.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Краеведение как источник обновления современной методики русского языка
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Одна из насущных проблем современного общества - возрождение духовности, национального самосознания. На это ориентирует и Концепция образовательной области "Филология" в 12-летней школе, где приоритетным направлением обозначено "воспитание подлинного гражданина, любящего свою большую и малую родину, свой народ, язык и культуру".

О роли школьного предмета "русский язык" в свое время писал академик Ф.И. Буслаев: "Нет ни одного предмета, в котором бы так тесно и гармонично совокуплялось преподавание с воспитанием, как в обучении русскому языку".

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"Певец Давид был ростом мал..." (Заметки на полях чужих исследований)
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Переехав из Кишинева в Одессу, под начало новороссийского генерал-губернатора графа Михаила Семеновича Воронцова, Пушкин был очарован женой губернатора, Елизаветой Ксаверьевной. Хотя внимание Пушкина вскоре уже переключилось на Амалию Ризнич, портреты Воронцовой появляются на страницах рукописи первой и второй глав "Евгения Онегина". А вот с Воронцовым у Пушкина к марту 1824 г. отношения окончательно испортились. В мае Воронцов отправляет поэта "на саранчу". Он же просит власти удалить поэта из Одессы. Пушкин не остается в долгу и пишет одну за другой эпиграммы на Воронцова: "Полу-милорд, полу-купец...", "Сказали раз царю, что наконец...". В мае-июне 1824 г. Пушкин создает еще одну - стихотворение "Певец Давид был ростом мал...":

Певец Давид был ростом мал,

Но повалил же Голиафа,

Который был и генерал,

И, положусь, не проще графа.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Этнолингвистическая панорама России и "нового зарубежья"
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Этнолингвистическая панорама России и "нового зарубежья" *

Алтайские народы и их языки

На территории Российской Федерации живут народы, входящие в алтайскую этноязыковую семью и говорящие на тюркских, монгольских и тунгусо-маньчжурских языках.

Тюркская этноязыковая группа

Многочисленные народы тюрской группы обычно представляют по историко-географическим областям: тюркские народы Поволжья (татары, башкиры, чуваши), Кавказа (азербайджанцы, кумыки, карачаевцы, балкарцы, ногайцы), Средней Азии и Казахстана (казахи, киргизы, узбеки, туркмены, уйгуры), Сибири (алтайцы, якуты, тофалары и др.). Особняком стоят в "дальнем зарубежье" турки и различные по численности тюркоязычные группы, в основном в Китае, Афганистане, Монголии, Иране, Румынии, Болгарии, Югославии, Албании.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Сочинения по литературе и литература о сочинениях
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: 1

Хорошо помню, что за первые лет тридцать пять из пятидесяти моей работы учителем литературы в школе вышло не так уж и много книг о сочинениях по литературе. Единицы из них - статьи и книги Рыбниковой, Голубкова, Литвинова, Добромыслова, Ладыженской - вошли в что называется золотой фонд методики сочинения. Сегодня картина совершенно другая. Книги о сочинениях, сборники с готовыми текстами, прежде всего, заполонили книжные полки магазинов, их общий тираж давно уже перевалил за миллион экземпляров, а сами они уже исчисляются не десятками даже - сотнями. Причем если прежде книги о сочинениях адресовались учителю, то теперь прежде всего, за редчайшим исключением, - ученикам.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Смысл лирического произведения
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: В лирике мысль автора может быть выражена прямо: "Мой друг, отчизне посвятим / Души прекрасные порывы!" или "Не позволяй душе лениться!" Но даже здесь смысл произведения не сводится к приведенным лозунгам. Чтобы понять позицию автора, надо вслушаться и вдуматься в текст, заметить, как средства языка и построение произведения служат выражению идеи. Такой "образный анализ" - творчество, которое совершается в сознании чуткого читателя в процессе чтения. Понимая семантику различных языковых и композиционных средств, читатель воображает нарисованную словами картину, проникается мыслями и переживаниями героя. Но этого мало. Умелый читатель во время чтения оценивает лирического героя, чьи чувства и мысли воплощены в стихотворении (они могут быть близки авторским или отличны от них, но субъект высказывания в лирике - всегда художественный образ, не тождественный личности автора). Читатель оценивает и высоту эстетического идеала автора - той точки видения, с которой поэт изображает явления жизни, показывая их как прекрасные или как отклонения от идеала, оценивает его нравственную и гражданскую позицию, его мастерство. И если читатель испытывает радость от глубины и точности художественного слова, завораживающей мелодики стиха, яркой метафоры, неожиданной рифмы, если он потрясен открывшейся ему истиной - возможностью быть достойным своего высокого назначения, то произведение способно произвести преобразующее воздействие на душу читателя.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Односоставные предложения
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Односоставные предложения - это структурно- семантический тип простых предложений, грамматическую основу которых составляет один главный член, не являющийся ни определяемым, ни определяющим.

Взбираемся потихоньку на гору и с вершины катимся в овраг (Г. Владимов).

Примечание: Наличие одного главного члена - принципиальное структурное свойство односоставного предложения. Применительно к главному члену односоставного предложения - несоотносительного с другим главным членом - не должны употребляться термины "подлежащее" и "сказуемое".

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


О романе Т. Толстой "Кысь"
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Вышедший в 2000 году роман Татьяны Никитичны Толстой был очень неоднозначно оценен критикой. Ряд критиков обвиняет Толстую чуть ли не в плагиате и бесконечном заимствовании из русской и зарубежной классики, другие - в неактуальности романа-антиутопии, третьи - в неоригинальности, а кто-то, не найдя нужных слов, заявляет, что книга просто не гениальна и не интересна. Гурманская книжка для гурманов на тему вовсе не аппетитную, - вот общий итог публикаций о романе. Другие исследователи уделяют внимание языку и стилю произведения, его мифологическим узлам. Об этом статья Э.Ф. Шафранской ("Русская словесность", 2002, N 1).

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Русская литература в школе и национальный вопрос
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Помню, несколько лет назад один весьма известный ведущий в своей авторской программе, откликаясь на очередную антисемитскую акцию, говорил о том, что в левитановских местах простые крестьяне помнят великого русского художника, гордятся тем, что он жил среди их предков, и даже демонстрировали перед камерой альбом с репродукциями его картин. Не такие уж они отвратительные, среди них был и Левитан. Эта замечательно наивная позиция, по существу, уводит от смысла вопроса: а можно ли вообще судить о человеке по его национальной принадлежности, делить народы на плохие и хорошие? Если мы ввязываемся в полемику, где одна сторона настаивает на том, что все беды Руси, как бы это помягче сказать, от евреев, то оппонирующая сторона по этой логике должна говорить о том, что либо не все (есть ведь еще и чеченцы, азербайджанцы, эстонцы), либо начать оправдывать евреев хорошим Левитаном. Тем самым антиантисемиты признают наличие проблемы: плохие народы - хорошие народы. Тем самым они встают на весьма опасный путь: мы самый лучший народ, другие народы (с указанием конкретно какие) хуже нас, мы должны сделать все, чтобы избавиться от их присутствия, в конечном итоге, чтобы избавить землю от их присутствия. От идеологии национализма, даже внешне очень скромного, до погромов и резни дистанция гораздо меньшая, чем полагают рядящиеся в тоги, то бишь мундиры, защитников отечества философы, филологи, литераторы.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Диктанты на основе текстов для изложения. Подготовка к письменному экзамену в IX классе
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Выпускное изложение в IX классе - первый государственный экзамен по русскому языку, сдаваемый учащимися школ. Экзаменационные тексты "открыты" ("Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы". Авторы-составители Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. М., "Дрофа", 2002), и учащиеся имеют возможность как следует подготовиться к выпускному испытанию. Однако объем сборника настолько велик, что порой имеет место поверхностное знакомство девятиклассников с ним.

В гимназии N 1505 тексты из "Сборника" начинают использоваться для изложений уже с VI класса (конечно, после соответствующей адаптации и речеведческой подготовки, но при непременном сохранении сюжета). Так, в VI классе могут быть предложены тексты N 58, 70, 71; в VII - N 35, 54, 64.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Использование диалоговых технологий в современном уроке литературы
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: "Искусство жить состоит в искусстве диалога. Человек, владеющий этим, владеет своей жизнью. Это рецепт для сознательного ощущения своей жизни" 1 .

Искусство жить... Не этому ли искусству учит нас русская литература?

Смысл бытия, поиск Бога, истинные и ложные ценности - вот проблемы, которые ставит она перед нами. Искусству жить учим мы на уроках литературы... пытаемся учить... или учимся вместе с учениками... или они нас учат.

Искусство диалога - умение слышать, слушать, прислушиваться, вместе, сообща решать важные проблемы, понимать себя, другого.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Использование пушкинских текстов в обучении русскому языку
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Нам неоднократно приходилось сталкиваться с мнением, что не следует использовать художественные тексты для грамматического анализа, так как их разбор может разрушить эстетическое восприятие. Детский поэт и педагог В. Левин в шутку называет грамматический разбор стихов "грамматическим разбоем". Одному из авторов этой статьи он даже надписал подаренную книгу так:

Писать учебник очень хлопотно.

Я рад пожертвовать собой

И отдаю стихи безропотно

На грамматический разбой.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Примерное планирование работы по учебному комплексу В. В. Бабайцевой для классов и школ с углубленным изучением русского языка. VIII класс
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: В VIII классе на уроках русского языка учащиеся изучают синтаксис словосочетания, простого и осложненного предложения. Программа предусматривает систематизацию, углубление и обобщение сведений по стилистике и синонимике, культуре речи, знакомство с некоторыми общими сведениями

о языке. Выполнение заданий помогает учащимся понять, что система пунктуации опирается на теоретические сведения о строении предложения. Изучая структуру синтаксических единиц, восьмиклассники учатся осознанно употреблять тот или иной тип предложения в разных типах текста, в устной и письменной речи, полно, глубоко, образно выражать свою мысль в разных стилях речи адекватно конкретным ситуациям.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Актуальные модели вопросов и заданий для текстуального анализа произведения
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Анализ литературного произведения в школе, несмотря на накопленный методический опыт, продолжает оставаться актуальной и сложной проблемой. Школа должна стремиться сформировать квалифицированного читателя, владеющего критериями оценок художественных явлений. Очевидно, что теоретическое литературоведение и изыскания в области психологии творчества далеко не так тесно связаны с практическим преподаванием литературы в нашей школе, как хотелось бы. Проблема интерпретации художественного произведения и собственно анализа, его технической базы со всем необходимым инструментарием решается подчас самим учителем. Часто при этом жизненный опыт подростков и эмоциональное восприятие ими прочитанного остаются единственными критериями оценки. Аналитические действия при разборе литературных произведений производятся по тем же моделям, что существуют в повседневной жизни. Нередко сам учитель провоцирует ученика на высказывание так называемого "своего мнения", а в результате слышит нечто вроде "Я не согласен с Тютчевым, который призывает к молчанию". Иногда и учительские вопросы выглядят откровенно нелепыми, что-то наподобие "А что бы вы сделали на месте Сонечки Мармеладовой?" Очевидно, что подход необходим взвешенный, баланс между рациональным и эмоциональным должен соблюдаться.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Знак речевого этикета в системе языка, речевой ситуации и художественном тексте
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: На материале романа И.С. Тургенева "Отцы и дети")

1

В традициях русского общения на этикетные вопросы: Как поживаете? Как здоровье? Как дела? и т. п. не принято отвечать в слишком розовых тонах, тем более эмоционально и самодовольно распространяться о своих успехах и удачах. Не принято и плакаться всем знакомым о своих житейских трудностях. Обычно отвечают: Ничего. Так себе. Да так, помаленьку. Нормально. По-всякому. Или ограничиваются стереотипной шуткой: Живем, хлеб жуем. Дела, как сажа бела. Как в Польше... Жизнь - только держись. Лучше всех, да никто не завидует и т. п. В народном речевом этикете, особенно среди христиан, принято отвечать: Слава Богу.

Устойчивое сочетание Слава Богу восходит к словам евангельских текстов и многих молитв (Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение . Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и вовеки веков. Аминь). По христианской этике, человеку следует за все и постоянно благодарить Бога. С давних пор это выражение вошло в повседневный речевой обиход.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Предыдущие 10 публикаций | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 | Следующие 10 публикаций


Ваши комментарии