УРОК ПО ТЕМЕ "ГЛАСНЫЕ БУКВЫ Е-И В ПРИСТАВКАХ ПРЕ-, ПРИ-"
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Цели для учителя

Отработка навыка правописания букв е-и в приставках пре-, при-;

- формирование орфографической зоркости;

- отработка навыков словообразовательного разбора и разбора слов по составу;

- формирование у учащихся логического мышления;

- развитие монологической речи учащихся;

- эстетическое развитие учащихся на основе художественных тестов.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Метод проектов в российской и зарубежной педагогике и лингводидактике известен с прошлого века. О занятиях по методу проекта, на которых ученики работают над намечаемыми для них заданиями и в определенный срок отчитываются о выполнении работы, писали как отечественные (А. В. Текучев, С. Т. Шацкий и др.), так и зарубежные ученые Дж. Дьюи, С. Френе и др.). Современный этап характеризуется переосмыслением данного метода в условиях модернизации образования, его дальнейшей разработкой и внедрением в практику обучения.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ПОВЕСТЬ Л. ЖУХОВИЦКОГО "ДЕВОЧКА НА ДВЕ НЕДЕЛИ" В IX КЛАССЕ
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: В программе по литературе для IX класса не представлена современная проза, к которой мы относим литературу двух последних десятилетий. В 90-е годы XX столетия в литературе для подростков утвердились новые имена: Георгий Юдин, Сергей Лукьяненко, Марина Москвина, Александр Бушков, Михаил Успенский, Людмила Петрушевская и др. С их приходом произошла "принципиальная смена нравственных ориентиров".

Из современной прозы для детей ушла идеология, писатели видят свою задачу в том, чтобы "передать состояние ребенка, помочь ему обрести душевную гармонию, почувствовать и увидеть неповторимую красоту мира, каждого мгновения жизни" (2, с. 12).

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ЧИСТОЕ СЕРДЦЕ. УРОК ПО ПЬЕСЕ А. В. ВАМПИЛОВА "СТАРШИЙ СЫН" В XI КЛАССЕ
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Вступительное слово учителя:

В 7 классе вы изучали небольшое произведение Александра Валентиновича Вампилова "Свидание", названное в подзаголовке "сценой из нерыцарских, времен". Герой этой пьесы стремится на встречу с девушкой, знакомой ему лишь по телефонным разговорам. Он, видимо, мечтает предстать перед ней благородным рыцарем, но совсем не по-рыцарски ведет себя в очереди к сапожнику. Впоследствии оказывается, что девушка, с которой он ссорится в очереди, и есть та, которая назначила ему встречу.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


МАГИЯ ЛЮБВИ, МАГИЯ СНА. РОМАН В. БРЮСОВА "ОГНЕННЫЙ АНГЕЛ"
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Магия любви, магия сна1. Роман В. Брюсова "Огненный ангел"

В школах и классах с углубленным изучением литературы, гимназиях и лицеях гуманитарного профиля знакомство учащихся с творчеством Валерия Яковлевича Брюсова начинается еще в шестом классе. В школьной программе для этих учебных заведений для обязательного изучения на уроках литературы указаны такие произведения Брюсова: "В башне", "Сонет к форме" (6-й класс), "В глуби тайные Вселенной..." (8-й класс), "Огненный ангел" (11-й класс)2. Причем ученики уже шестого класса должны уметь рассказать о своеобразии использования в рассказе "В башне" сна как средства фиксации исторической памяти. Сновидения в литературе - тема, сложная для изучения, и эта статья поможет разобраться учителю и ученику в ее освоении при изучении романа Валерия Брюсова "Огненный ангел". Сны в романе неразрывно связаны со странными и таинственными событиями, происходящими с главными героями романа - Рупрехтом и Ренатой. Поэтому сновидения в статье ставятся в более широкий контекст всего таинственного, магического. Сама любовь становится в романе магическим явлением, а любовная тема неразрывно связана с авторским интересом к тайнам природы и человека.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"ЧАСТНАЯ ЖИЗНЬ В ПОТОКЕ ИСТОРИИ" (И. С. ТУРГЕНЕВ. "ОТЦЫ И ДЕТИ")
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Тема нашего общего разговора звучит так: "Частная жизнь в потоке истории" (на примере жизни Николая Петровича Кирсанова, героя романа И. С. Тургенева "Отцы и дети").

В одном популярном издании методической литературы я прочитала следующее:

Жизнь Николая Петровича никак не связана с историей страны. Все значительные события эпохи, сознательно обозначенные автором, проходят мимо него, не задевая и не изменяя привычного хода его жизни. В основе его жизненной позиции, предопределившей его судьбу, - пассивность, безразличие, касающееся всего того, что не связано впрямую с его семьей и любимыми людьми. Автор не упрекает героя в том, что тот безмерно любит сына, но подчеркивает, что жизнь его прошла так, что в расцвете лет, в 44 года, он выглядит стариком, и Тургенев останавливает внимание читателя на этом факте, ибо с его точки зрения ранняя физическая старость - знак внутренней несостоятельности человека. Автор подводит нас к мысли о бесцельности и бессмысленности жизни, связанной только с обустройством семейных дел.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ВКЛАД Я. П. ПОЛОНСКОГО В РУССКУЮ ПОЭЗИЮ
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Яков Петрович Полонский (1819 - 1898) начал писать стихи еще гимназистом, в год смерти Пушкина, а кончил - при Чехове, когда Блок, тоже в детстве, почувствовал себя поэтом.

В течение всей своей жизни Полонский никогда не отдавался целиком поэтическому творчеству, потому что был вынужден трудиться, чтобы зарабатывать деньги на жизнь. Сначала он служил в канцелярии наместника Грузии князя Воронцова, затем, в Петербурге, в течение 36 лет - в качестве чиновника в Комитете иностранной цензуры и еще 2 года - в Совете главного управления по делам печати. Постоянной связанностью со службой можно объяснить отчасти погрешности во многих стихах Полонского, составившие ему при жизни репутацию "второстепенного" таланта. Поначалу его не баловала судьба и в личной жизни. В какие-нибудь полгода ему пришлось испытать смерть и малолетнего сына-первенца, и горячо любимой жены Елены Васильевны. И в эти же несчастные для него месяцы 1860 г. он в беготне и хлопотах сломал ногу и остался хромым на всю жизнь1.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН: ПРОБЛЕМА ТИПИЧЕСКОГО
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Реализм явился высшим достижением в истории развития русской литературы XIX в., передовым творческим методом и художественным направлением, в котором наиболее полно выражены законы искусства.

Большой вклад в разработку принципов реализма и их обоснование внес М. Е. Салтыков-Щедрин, 180-летие со дня рождения которого исполнилось 27 января 2006 г.

Взгляды на реализм Салтыков наиболее полно изложил в хроникальном обозрении "Наша общественная жизнь" (1863 - 1864), статьях "Петербургскиетеатры ("Горькая судьбина". Драма в 4 действиях А. Писемского)" (1863), "Напрасные опасения (По поводу современной беллетристики)" (1868), "Уличная философия (По поводу 6-й главы 5-й части романа "Обрыв")" (1869), циклах "Господа ташкентцы" (1869 - 1872, очерк "Что такое "ташкентцы"?", 1869), "Итоги" (глава IV, 1871), "Круглый год" (1879 - 1880), "За рубежом" (1880 - 1881, глава IV, 1881), "Письма к тетеньке" (1881 - 1882), рецензиях на романы "В разброд" А. Михайлова (1870), "Светлов, его взгляды, характер и деятельность" ("Шаг за шагом") Омулевского (1871), а также в ряде других рецензий и в письмах. Глубокая принципиальная трактовка Салтыковым основных проблем реализма имеет непреходящее значение.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


К ИЗУЧЕНИЮ ФОЛЬКЛОРА НА УРОКАХ СЛОВЕСНОСТИ
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Темы, знакомящие учащихся с русским фольклором, присутствуют практически во всех программах по литературе для всех классов средней школы. Особого волнения и затруднения эти темы не вызывают ни у учителей, ни у учеников. Все устоялось, ничего не меняется: сказки, былины, исторические песни, пословицы и поговорки. Однако редко можно встретить в методической периодике публикации по проблемам современного фольклора, адресованные школьным учителям.

Тем не менее современная фольклористика вот уже полтора десятилетия рассматривает проблемы, казалось бы, пересмотру не подлежащие.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ: СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Проблема сочинения: возможность нового решения

Теории и практике обучения сочинению посвящено немалое число трудов. Фундаментальные концепции сочинения разрабатываются давно и основательно. Усилия ученых и методистов увенчиваются сотнями серьезных пособий и рекомендаций учителю, как научить школьников создавать собственные речевые произведения на заданную тему. Вместе с тем проблема во многом остается нерешенной.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ: РЕКОМЕНДАЦИИ ГРАММАТИК И ПРАКТИКА ПИСЬМА
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Основными чертами языковой нормы являются стабильность, общераспространенность и обязательность соблюдения нормативных регламентации; кроме того, норма традиционна и подтверждена авторитетными источниками; в норме отражается культурно-эстетическое восприятие языкового факта и привычность (узус) его функционирования. При этом норма, как и сам язык, постоянно развивается. Рассматривая норму в диахроническом аспекте, следует помнить, что объем понятия норма неодинаков в разные исторические периоды развития языка. В орфографии современных литературных языков отчетливо проявляется тенденция к предельному ограничению вариантности, тогда как в донациональный и ранний национальный периоды допускается довольно широкое варьирование языковых средств [29]...

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ТОПОНИМИКА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Практика школьного преподавания показывает, что географические названия, в особенности иноязычного происхождения, прочнее усваиваются, если они воспринимаются учащимися не как бессмысленный набор звуков, а как слова с определенным значением.

Закономерно поэтому использование данных топонимики на уроках русского языка. Во-первых, тексты, содержащие топонимы, в большом количестве располагаются в учебниках русского языка. Во-вторых, многие творческие задания посвящены родному краю, что открывает огромные возможности в работе с местной топонимикой.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ГРАММАТИКА КРЫЛАТЫХ ВЫРАЖЕНИЙ
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Мы продолжаем публиковать материалы готовящегося учебника для 11 класса гуманитарной специализации, который является продолжением учебника Г. А. Золотовой, Г. П. Дручининой, Н. К. Онипенко "Русский язык. От системы к тексту. 10 класс" (М., 2002). Предлагаемый вашему вниманию учебно-научный текст развивает идеи, изложенные в учебнике для 10 класса в параграфе, посвященном обобщающему регистру (типу речи). Если в 10 классе обсуждались категории времени и лица в предложениях обобщающего регистра, то в учебнике для 11 класса авторы подробно рассматривают новые для учащихся грамматические признаки обобщающего регистра на примере крылатых выражений.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


УРОК-ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ "МЕСТОИМЕНИЕ"
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Цели для учителя

1. Закрепление знаний, умений и навыков по теме "Местоимения". Активизация внимания к синтаксической роли местоимений в предложении и их функциям в тексте.

2. Продолжение работы по развитию монологической речи учащихся, умению анализировать поэтический текст.

3. Эстетическое воспитание учащихся на основе поэтических текстов А. С. Пушкина

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


РАССКАЗЫ О ПАРАДОКСАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Статья третья*

Легко ли классифицировать части речи в русском языке?

Как известно, у ученых-русистов нет единства в классификации частей речи. В традиционной школьной классификации их десять: имена существительные, прилагательные, числительные, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз, частица, междометие.

Уже в этой традиционной классификации легко обнаружить явления синкретизма - совмещения в явлениях языка разнотипных дифференциальных и семантических признаков. А это, как известно, порождает возможность перехода из одной части речи в другую.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ТЕМЫ ИСТОРИИ И СУДЬБЫ НАРОДА В ПОЭЗИИ НИКОЛАЯ РУБЦОВА
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: "О Московском Кремле", "Видения на холме", "Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны..."

11 КЛАСС

"О Московском Кремле"

Коллективный анализ стихотворения (на базе самостоятельной домашней работы).

Если ученики в классе привыкли работать по группам и подобная работа бывает плодотворной, то можно будет как обычно разделить учеников на 3 - 5 рабочих групп (в зависимости от количества детей в классе), предложить им обсудить домашние заготовки и составить общий для группы анализ стихотворения "О Московском Кремле" (ученикам было дано опережающее домашнее задание). Затем одна из групп расскажет о результатах своей работы, остальные выступят участниками коллективного обсуждения.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


СОЧИНЕНИЕ В ЖАНРЕ РЕЦЕНЗИИ
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Речевое произведение (сочинение) в жанре рецензии вот уже в течение нескольких лет стало традиционным в старших классах. И если в первые годы такая тема повергала учителей и старшеклассников в смятение (а что за жанр рецензия?), то в последние два-три года написание сочинения данного жанра вроде бы не является проблемой. Однако анализ рецензий, созданных учащимися, показывает, что жанр значительной части работ может быть лишь с большой натяжкой определен как рецензия. Как правило, такие речевые высказывания содержат весьма поверхностный анализ художественного произведения и общие впечатления от прочитанного, которые "подаются" в виде "вкраплений" в заключительной или же в аналитической части "рецензии". Причем эти "вкрапления" чаще всего бездоказательны и окрашены мелодраматическим пафосом ("Я была потрясена историей жизни Сошнина. Бедненький!"; "Как чудесна, как красочна, упоительна природа в рассказе, она, как магнит, притягивает к себе героев, а вместе с ними и меня..." и т.п.).

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


НОБЕЛИАНА М. А. ШОЛОХОВА
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Литературная Нобелиана России представляет собой трагическую страницу в истории русской литературы. Начиная с самой первой премии, которая была присуждена в 1933 г. И. А. Бунину, находящемуся в эмиграции, все последующие - Б. Л. Пастернаку (1958), А. И. Солженицыну (1970), И. А. Бродскому (1987), рассматривались в советской России как негативное явление, как "провокационный политический акт реакционных кругов Запада". Пастернака вынудили от награды отказаться, солженицынский триумф был использован как новый повод для преследований писателя и изгнания его из страны. Таким же "политически враждебным" сочли и награждение Бродского, которому задолго до этого предложили уехать, и он стал русским поэтом с мировой славой, живущим в Америке. Книги этих выдающихся людей были под запретом, и то, что почти для каждого, увенчанного нобелевскими лаврами, было торжеством, для них стало тяжелым бременем.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ОЛЯ МЕЩЕРСКАЯ: ОБРАЗ И ЕГО ИСТОЛКОВАНИЕ. "ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ" И. А. БУНИНА
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Рассказ "Легкое дыхание" был не раз предметом изучения. Но содержание этого маленького шедевра настолько многозначно, что он вечно кажется недочитанным.

Давняя (1925) и тем не менее наиболее авторитетная трактовка рассказа принадлежит молодому Л. С. Выготскому (1896 - 1934), талантливому психологу, который вскоре приобрел российскую, а затем и мировую известность.

В его книге "Психология искусства"1 анализу рассказа посвящена седьмая глава.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


О "МЕРТВЫХ ДУШАХ" Н. В. ГОГОЛЯ
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Гоголь родился 19 марта 1809 г. в местечке Сорочинцы на Украине, провел детство в поместье своих родителей, мелких помещиков. Мать обожала его и осыпала заботами и наставлениями. Опекаемый ею, Гоголь, подрастая, выказал характер нервный, непостоянный, беспокойный, а здоровье хрупкое. В первые годы учения в Нежинском лицее в Гоголе пробудились две страсти: разыгрывать комедии и рассказывать истории. В Петербурге, куда он отправился после окончания лицея, чтобы занять скромную должность в каком-нибудь департаменте, его целью было не добыть мундир чиновника, а проникнуть в литературный мир, где царили тогда его кумиры - Пушкин и Жуковский. Особенно его притягивал Пушкин, который был для него воплощением самого чистого поэтического гения всех времен. Их первая встреча состоялась в Царском Селе в 1831 г. Гоголь, ослепленный, обезоруженный, тотчас подпал под обаяние поэта...

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ СМЫСЛОВОГО ПОНИМАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: По результатам Международной программы аттестации учащихся (Programme for International Student Assessment - PISA), проведенной в 2004 г., российские тинэйджеры, 14 - 15-летние ученики средних школ и колледжей, поделили с детьми из Турции и Уругвая 32 -34-е места (из 41) по уровню понимания текстов, в том числе художественных. Причем по сравнению с первым обследованием (2000 г.) их результаты ухудшились. В 2005 г. на съезде словесников в Москве для исправления ситуации предлагалось масштабное повышение квалификации педагогов в Международном институте чтения. Планировалось введение курсов психологии и педагогики чтения в программу педвузов. Разрабатывались другие меры.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ПОВОД ДЛЯ НАДЕЖДЫ (ВСТРЕЧА СО СВЯЩЕННИКОМ О. ИОАННОМ ПРИВАЛОВЫМ)
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: В декабре 2003 г. на Международной научной конференции, посвященной 85-летию Александра Исаевича Солженицына, обратило на себя внимание выступление священника о. Иоанна (Привалова). Искренность слов и глубина суждений о творчестве писателя были поразительны, а рассказ о духовных поисках небольшого церковного братства на севере России столь впечатляющ, что мы пригласили о. Иоанна в редакцию. Предлагаем нашим читателям рассказ об этой встрече.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"ХОТИТЕ УГОЛ?" (О жаргоне)
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Жаргон (от фр. jargon - испорченный, непонятный язык, отличающийся от общепринятого) - разновидность социального диалекта. Им пользуются разные общественные группы: профессиональные (напр., артисты, шахтеры, моряки, журналисты, научные работники, врачи и др.), по интересам (филателисты, рыболовы, спортивные болельщики, рокеры, театралы), возрастные (школьники, студенты), общественные слои (в прошлом - сословия: например, купечество, аристократия, духовенство), представители так называемого дна общества (нищие, бродяги, преступники и пр.).

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ. ИЗУЧЕНИЕ НА УРОКАХ НОРМ ПОСТРОЕНИЯ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: В комментариях к выполнению заданий ЕГЭ констатируется, что синтаксические ошибки - самый распространенный вид ошибок и в устной, и в письменной речи [1, 60]. Действительно, практика написания сочинений и устные ответы показывают, что учащиеся испытывают затруднения именно в построении словосочетаний и предложений.

Работая над заданиями ЕГЭ (выберите грамматически правильное продолжение предложения, укажите предложение с грамматической ошибкой), выпускники чувствуют себя увереннее (60 - 70% выполнения), что может несколько успокоить учителя. Однако строя свой текст, школьники часто допускают именно грамматические (синтаксические) ошибки: "Прочитав его, остается очень светлое чувство. Эта тема тоже близка к поэту. Он показывает свое восхищение к ней. Как сильно он горд ей. Что он такой же старый в душе, как и эта мебель. Автор гордится, что он гражданин Советского Союза. Маяковский хотел выразить гордость за то, что он гражданин Советского Союза".

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ИЗУЧЕНИЕ НЕ С ПРИЧАСТИЯМИ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Формирование орфографических умений и навыков учащихся в процессе изучения русского языка в школе - одна из важнейших задач обучения, поскольку орфографическая грамотность - важнейший вид языковой культуры. Особенно сложной является эта задача в условиях национальной школы.

Школьный курс русского языка в татарской школе, как и в русской школе, включает большое количество орфограмм, которыми учащиеся должны овладеть за годы учебы. Как справедливо замечает Л. З. Шакирова1 , чтобы интенсифицировать процесс обучения правописанию в татарской школе, целесообразно активизировать термин "орфограмма" и раскрыть приемы формирования умений опознавать орфограммы. При этом нужно иметь в виду не заучивание учащимися еще одного очередного определения, а вооружение их надежным методом, применимым к разным типам написаний. Понятие об орфограмме нашло отражение в учебниках для русских школ начиная с 1980 г...

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Предыдущие 10 публикаций | 1 2 3 4 | Следующие 10 публикаций

Ваши комментарии