"...И дольше века длится день..." Гипербола и литота
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Гипербола (греч. hyperbole - преувеличение) - вид тропа 1 , сводящийся к преувеличению свойств, особенностей предметов, явлений с целью усиления выразительности и образности художественной речи. Например:

И полусонным стрелкам лень

Ворочаться на циферблате,

И дольше века длится день

И не кончается объятье.

(Б.Л. Пастернак. Единственные дни; здесь и далее курсив мой. - B.C.)

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"Какое наслаждение уважать людей!" К изучению рассказа А.П. Чехова "Толстый и тонкий" в национальной школе
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Изучение рассказа А.П. Чехова "Толстый и тонкий" в школе имеет давнюю традицию. Чеховскому рассказу и методике его изучения в школе посвящено немало известных литературоведческих и методических трудов: исследования В.В. Голубкова, Е.М. Галкиной- Федорук, Г.П. Бердникова, А.П. Чудакова и др. 1 Однако изменения, происходящие ныне в жизни нашего общества, диктуют новые подходы к преподаванию, обусловливают необходимость расстановки новых акцентов в интерпретации произведений русских писателей.

Характерной особенностью современного образования является его гуманизация. Основу программы воспитания в современной школе, полагают ученые, составляет формирование у школьников отношения к человеку как высшей ценности общества и самоцели социального развития, что означает уважение его автономии, мироощущения, интересов 2 . В результате формируются ценные нравственные качества личности (доброжелательность, честность, совестливость, великодушие, гуманизм) как следствие гуманистической ориентации ребенка.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Висячие мосты тургеневского стиля. "Отцы и дети"
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Каким стилем автор (т.е. сам писатель) награждает главного или не главного из своих героев, статичен или динамичен этот стиль, происходит ли его градация, а то и метаморфоза, подвержен ли он переменам или заменам, - вопрос, от которого зависит степень адекватного толкования "идейного смысла" произведений русской словесности. Герои идейные, носители и выразители идей "эпохи", бывают лишены стиля, а герои-эпигоны, напротив, наделены изысканными (в значении русского языка XX в. - изящно совершенными) его фрагментами. Пожалуй, первая такая позиция за романом, посвященным памяти самого красноречивого в истории русской словесности человека.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


От планирования материала к планированию деятельности
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Второй раздел "Программы литературного образования" и учебника V класса посвящен вопросам, прямо продолжающим проблематику вступления и первого раздела. Напомню, что начало учебника призвано выяснить, что такое искусство, в чем его специфика, кто участвует в процессе эстетической коммуникации, каковы средства этой коммуникации. Во втором разделе учебника я ставлю задачу уяснить, чем художественная литература принципиально отличается от всех других видов литературы, прежде всего от публицистики. Мне кажется, что самым логичным для решения этой задачи было бы обратиться к пограничным ситуациям, где художественное произведение вырастает из публицистики.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Эссе как один из видов школьного сочинения
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Современные условия развития образования, в том числе и литературного, его гуманизация и гуманитаризация, выдвинули на первый план понятие "личности" ученика. Деятельность педагога должна быть направлена на раскрытие заложенных в ребенке потенций.

Новые концепции литературного образования школьников, представленные в различных программах по литературе 1 , также ориентированы на создание условий для личностного развития учеников, становления их читательской и творческой самостоятельности.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"...Добродетельный человек не перестает идти своей дорогой..." Нравственное воспитание учащихся при изучении русской литературы XVIII в.
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Бесспорна роль уроков литературы в нравственном воспитании подрастающего поколения, так как художественная литература дает читателю обширные знания жизни, обогащает его эмоциональным переживанием прочитанного и, следовательно, делает знания личностно значимыми.

Духовное состояние общества - всегда предмет заботы и внимания отечественной литературы, ибо оно зависит от целого комплекса проблем, связанных с физическим и нравственным здоровьем человека, с его представлениями о жизненных ценностях, о сохранении окружающей среды, о месте человека в обществе и природе, об отношениях мужчины и женщины и многое другое.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Новые принципы изображения человека в "Житии протопопа Аввакума"
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Древнерусская литература до сих пор остается на периферии школьного курса литературы. То, что это неправильно, осознают все. Но, по сути, мало что делается в этом отношении. Дело может измениться благодаря тому, что в списке тем выпускных сочинений появились темы и по древнерусской литературе. Все мы, учителя, учим тому, что с нас спрашивают, что спрашивают с наших учеников. Статьей И.В. Грачевой редакция продолжает публикацию серии материалов, которые призваны помочь учителю конкретно осмыслить ключевые темы древнерусской литературы.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Чудо как напоминание об ответственности (нравственные уроки русской фантастики)
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Если Бога нет, то все позволено.

Ф.М. Достоевский

Что отличает человека от других творений?

Чем определяется граница между свободой и необходимостью?

Как связаны преступление и наказание? Ответ на эти и многие другие нравственно-философские вопросы невозможен без понятия ответственность. Подобно категорическому императиву, оно изначально присутствует в человеке как духовном существе. Это существо с момента обретения сознания наделено свободой, которая является для него одновременно и правом и обязанностью, ведь за совершенный выбор между добром и злом (а другого выбора не бывает) нужно быть готовым ответить.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Нравственные уроки Слова о полку Игореве
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: 200 лет назад в ноябре 1800 г. в Москве увидела свет небольшая книжечка с заглавием в духе XVIII в. - "Ироическая песнь о походе на половцов удельнаго Князя Новагорода-Северскаго Игоря Святославича, писанная старинным русским языком в исходе XII столетия с переложением на употребляемое ныне наречие". Так пришло к читателю, стало достоянием отечественной и мировой общественности выдающееся произведение древнейшей нашей словесности - "Слово о полку Игореве".

Вместе с этой публикацией начинается его новая жизнь, а само открытие "Слова" было открытием древнерусской литературы как таковой, как самобытного, неповторимого художественного явления, положив начало перевороту в художественном и историко-литературном сознании россиян.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Примерное планирование уроков русского языка по пособию А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой. Х класс
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: На уроке обобщаются и углубляются знания по теме "Фразеология" (свободные и несвободные словосочетания, исконно русские и заимствованные фразеологизмы). Закрепляется умение определять грамматическую функцию фразеологизмов в предложении, формируется представление о стилистической роли фразеологизмов в тексте.

Урок начинается с проверки домашнего задания. Упр. 86, 87, 95 у доски, упр. 88 и вопросы 12- 13 на с. 20 устно.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Примерное планирование работы по учебнику "Русский язык", IX класс, под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: II ЧЕТВЕРТЬ (14 ч)

Уроки 19-20. Развитие речи. Сопоставление понятий "художественный стиль речи" и "язык художественной литературы" (пар. 31).

Цель уроков: дать девятиклассникам представление о функции языковых вкраплений различных стилей речи в художественном произведении. Работать над языковым анализом текста, при этом отрабатывать навыки чтения и устного пересказа соответствующих текстов.

Теоретической основой урока послужит материал на с. 179 - 180.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Нестандартные задания на уроках русского языка
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: "ПЕРЕВОД С РУССКОГО НА РУССКИЙ"

Как сделать урок русского языка интересным? Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей-словесников. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы).

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Психологические основы обучения грамотности
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Начиная любую статью, в том числе и эту, я все время ловлю себя на мысли, что поступаю при этом как абитуриент, пишущий сочинение на вступительных экзаменах в вуз: я пишу не то, что думаю, а лишь то, что могу грамотно оформить на бумаге. По-видимому, это явление есть не только у меня, поскольку существует удивительная разница между тем, что дети воспроизводят в школьных тетрадях, и тем, что они пишут для себя - в записках друг другу, дневниках, да просто на партах и на заборах. Это означает, что полученная в школе грамотность ограничивается некоторым кругом возможностей и не распространяется на собственные мысли и дневниковые записи. Она включается в тот момент, когда человек пытается говорить или писать для публики и тут же отключается, как только возможный внешний контроль исчезает.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Формирование учебно-научной речи в условиях обобщенного изучения материала по русскому языку
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В последние годы особое значение придается развитию обобщающей и коммуникативной функций речевой деятельности учащихся.

На уроках русского языка необходимо строить работу таким образом, чтобы ученик не только мог делать правильные выводы и обобщения, но и умел четко и доказательно излагать их в форме устной и письменной речи. Уровень развития у школьников учебно-научной речи оказывает огромное влияние не только на усвоение ими учебного материала, но и (что немаловажно) на их психологическое состояние.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Что мы можем потерять, избавившись от выпускного сочинения по литературе?
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Странный это жанр - автоинтервью... Но дело, разумеется, не в том, что редактор не нашел более интересного собеседника. Дело в том, что в этом году мне довелось участвовать в работе московской независимой комиссии по оценке сочинений, представленных на золотые и серебряные медали. Работы непосредственно после экзамена проверялись тремя экспертами-учителями, и поэтому впечатление от них было объективным, не искаженным школьной косметической правкой, учительскими рецензиями и отметками. Несмотря на то, что в итоге работы этой комиссии снижений оценок было значительно меньше, чем в прошлые годы, - самой строгой критики, самых радикальных суждений и в адрес тех, кто был автором экзаменационных тем, и по поводу самого письменного экзамена по литературе за курс средней школы было более чем достаточно. Короче, вопросов возникло столько, что не ответить на них я просто не имею права. Я как редактор лишь собрал и обобщил возникшие в связи с выпускным сочинением вопросы и как учитель попытался ответить на них.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Проблемы литературного образования в национальных школах. Герценовские чтения в РГПУ им. А.И.Герцена
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Зав. кафедрой литературы и методики ее преподавания Г.Н.Ионин определил задачи этнолитературоведения, призванного осмыслить роль русского искусства слова в создании многонациональной и многоязычной российской литературы. Обращение к понятию о суперэтносе как многонациональном единстве, учет динамики соотношения субэтноса, этноса и суперэтноса позволяют существенно обновить методологию исследований, которые могут быть востребованы системой литературного образования. Структурирующим ядром школьного курса может стать родное словесное искусство (народное творчество и литература), изучаемое в контексте родственных литератур, российской (многонациональной и многоязычной) литературы и, наконец, мировой литературы.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Рассказы о русском стихе. Тактовик*
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Остановимся вообще на отношениях между стопными размерами и тактовиком. Принято считать, что стихотворение написано или ямбом-хореем-дактилем-амфибрахием-анапестом (стопными размерами), или тактовиком. Отношения именно такие: или - или. Но остается незамеченным, что тактовик и стопные размеры организуются с помощью разных единиц.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Сложная судьба человека в русской литературе XX века (по роману Б.Л.Пастернака "Доктор Живаго")
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути. Я один, все тонет в фарисействе. Жизнь прожить - не поле перейти. Б.А.Пастернак

В русской литературе много произведений, которые изображают исторические эпохи, изменение вековых устоев. На фоне великих катаклизмов описывается судьба народов, ее преломление в судьбах семей, отдельных героев.

В романе Пастернака "Доктор Живаго" нет имен реальных исторических деятелей, описания реальных исторических событий, как, например, в романе Л.Н.Толстого "Война и мир". Название романа Пастернака говорит о том, что не эпоха, а отдельный человек, его судьба, его мысли становятся в эпицентре действия. Писатель возрождает идею самоценности человеческой личности. По его мнению, нельзя пренебрегать судьбой отдельного человека на фоне исторических процессов.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Подготовка к выразительному чтению
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Один из эффективных методов наиболее полного использования эстетического и воспитательного потенциала художественных произведений на уроках литературы - обучение школьников выразительному чтению.

Для того чтобы выразительно прочитать произведение, ученик должен прежде всего понять его идейное содержание и те художественные средства языка, которые помогают раскрытию этого содержания. Необходимо также хорошо представить, какие мысли и чувства подсказали писателю данные художественные образы. Учитывая это, можно рассматривать подготовку к выразительному чтению литературных произведений и как средство их анализа на уроках словесности.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


От планирования материала к планированию деятельности.
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Новая программа по литературе? Которая там по счету? - спросит недоуменно читатель. И будет прав. Сколько их там у нас ?.. Неужели еще одна?.. Эти вполне справедливые вопросы задает и учитель словесности, уставший от бесконечной перестройки образования, и издатель, сомневающийся в коммерческом успехе нового издания, и члены экспертного совета Министерства образования, не слишком улавливающие принципиальные отличия новой программы от всех предшествующих. Вообще, пресловутая вариативность образования - детище ранней перестройки - все что угодно, только не тоталитарное единообразие, - привела к тому, что у нас много разных программ и вертикалей учебников, как близнецы похожих друг на друга. Здесь не только авторское тщеславие, но прежде всего коммерческое соревнование издателей, "раскручивающих" "своих" авторов.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Опыт герменевтического подхода к анализу стихотворения
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Уроки лирики самые трудные для каждого учителя литературы: мы часто боимся убить "алгеброй" "гармонию" поэзии, гармонию живого переживания. Урок лирики, таким образом, превращается в лучшем случае в концерт, в худшем - не будем, пожалуй, обозначать жанр того, что получается в худшем случае. Нам кажется, то предлагаемая статья Е.С.Антоновой поможет если не решить труднейшую задачу, то, во всяком случае, поразмышлять о возможных путях ее решения.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Урок проверки знания текста художественного произведения
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: - Через неделю начинаем "Дубровского".

- А что будет, "путешествие" или "вертушка"?

- "Вертушка", дети.

Из разговора на перемене

Мои дом "окнами в поле". Из окна кабинета литературы тоже видно поле. Наша школа находится на окраине Ярославля, в районе, про который в объявлениях об обмене квартир обычно пишут: "Не предлагать". Обыкновенные поселковые дети. "Что вы хотите? Это поселок", - можно слышать по самым разным поводам. И действительно, чего хочу? Что может хотеть учительница литературы с 25-летним стажем работы от своих учеников? Чтобы читали, чтобы осознанно хотели читать. Энтузиасты чтения в классе всегда находятся. Но сколько их? Мне надо, чтобы прочитали все. ЧТО и КАК сделать, чтобы прочитали? Как быть со школярской логикой: "Это надо - значит, я не хочу"? Естественно, знание текста должно оцениваться и, более того, служить основой для зачетной оценки. Но как учитель-практик, я вижу свою задачу в том, чтобы мое "надо" все чаще сменялось детским: "а у нас еще такой урок будет?" Чтобы ребенок радовался потому, что завтра у него урок-зачет по тексту художественного произведения. Чтобы ждал встречи с этим произведением.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Самодостаточные филологические задачи как учебный жанр*
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Существует по крайней мере четыре "места", где можно найти филологические задачи.

1. Как уже говорилось, их не так мало среди лингвистических. А может быть еще больше.

Один из любимых всеми типов самодостаточных лингвистических задач - задачи "на дешифровку". Чуть-чуть расширив строго лингвистическое понятие дешифровки, мы придем к задачам, в которых требуется выяснить скрытый смысл высказывания (подтекст), или определить автора по его стилю, или установить подлинные и декларируемые цели говорящего, или получить информацию об экстралингвистических обстоятельствах создания текста и т.п. Такого рода задачи уже будут представлять собой не что иное, как дискурс-анализ - любимую игрушку современной лингвистики. Да и разве не дешифровкой занимается всякий, кто в первый раз пытается понять смысл стихотворения В.Брюсова "Творчество"?

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


В.Г. Белинский о мировом значении А.С.Пушкина*
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Сравнивая Пушкина с "мировыми первостепенными гениями", Белинский на первых порах полагает, что наиболее точно характер таланта нашего поэта и диапазон его творческой деятельности поддается измерению гетевским критерием. Так, обратившись к проблеме соотношения в писателе поэта и литератора, Белинский в данной сфере находит больше точек соприкосновения у Пушкина с Гете, чем с Гомером и Шекспиром.

"Пушкин, - пишет он в июне 1838 г., - был поэт, по своим поэтическим произведениям, и Пушкин же был литератор как издатель журнала и автор нескольких критических и полемических статей". В свою очередь, "Гете был не только великий поэт, знаменитый ученый, но и примечательный литератор", в то время как "Гомер и Шекспир были поэтами, но не были литераторами" (II, 403-404). Пушкин, таким образом, как поэт сравним с Гете, Гомером и Шекспиром и в этом качестве имеет все права на оценку соответствующими "именными" критериями, но как поэт и одновременно литератор близок лишь Гете, а потому именно гетевский критерий оказывается для него почти универсальным, охватывающим разные стороны его таланта и творческой деятельности.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Литература. Проблемы и размышления. Лирическое переживание*
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В жизни человека неизменно происходит смена впечатлений, радостей и тревог, настроений.

Наш внутренний мир, душа постоянно испытывают на себе непредсказуемые воздействия внешнего окружения; каждый миг происходит сокровенно мотивированная перестройка наших чувств, возникают подчас неосознанные мечтания, порывы, надежды... Трудноуловимые изменения внутренней жизни обозначаются обычно понятием переживание. Оно общепринято в науке и используется в философии, социологии, психологии. Психологи усматривают в нем две составляющие: устойчивую (константную) - состояние и непрестанно изменчивую - душевное движение.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Предыдущие 10 публикаций | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Следующие 10 публикаций


Ваши комментарии