ПОЭЗИЯ ПОСТМОДЕРНИЗМА: ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Что такое постмодернизм? Постмодерн (поставангард) - это общее название художественных тенденций, появившихся в литературе в 60-е гг. XX в. и утвердившихся в творчестве художников слова нашего столетия. Основные черты постмодернизма - отказ от идеи просветительской роли литературы, стремление доказать, что искусство как таковое перестало быть самозначимым в современном мире, что оно ценно лишь как средство игры - словом, звуком, визуальным рядом (графикой).

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Я хотел быть памятью
народа, которого
постигла большая беда.
А. Солженицын

В апреле 1967 г. Александр Исаевич Солженицын, предваряя свою публицистическую книгу "Бодался теленок с дубом", сделал "Оговорку", в которой объяснил, почему он начал писать мемуарные "очерки литературной жизни", хотя считает эту литературу вторичной и ценит значительно ниже первичной. Подвигли его к этому следующие обстоятельства: "жестокая и трусливая потаенность", невозможность говорить открыто обо всем, что думаешь, нежелание, чтобы пропало "невысказанное", а также то, что он находится в опале: "...на шею мне петля уже два года как наложена, но не стянута, а наступающею весной я хочу головой легонько рвануть. Петля ли порвется, шею ли сдушит - предвидеть точно нельзя"1 .

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


БИБЛЕЙСКИЕ ЦИТАТЫ В РАССКАЗЕ И. А. БУНИНА "СНЫ ЧАНГА"
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Текст рассказа "Сны Чанга" (1916) насыщен цитатами из книг Священного Писания, которые имеют особое значение: они не только участвуют в создании образа главного героя - капитана (именно в его высказываниях возникают строки из Библии), но и способствуют выявлению авторской позиции. Однако в известных на данный момент исследованиях "Снов Чанга" библейским цитатам должного внимания не уделено. Л. В. Крутикова, например, констатирует факт присутствия в рассказе "изречений из Библии"1 , но не говорит об их значимости. "Спор" капитана с "постулатами Соломона Премудрого"2 лишь упоминается в исследовании Л. А. Смирновой. Специальных же работ, посвященных цитированию Библии в "Снах Чанга", нет.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


СИСТЕМА РАБОТЫ С ПОРТРЕТОМ ГЕРОЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 7 КЛАССЕ
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Исследования читательских интересов школьников показывают, что подростки, увлеченные сюжетом произведения, как правило, остаются равнодушными к внесюжетным элементам, пропуская при чтении "описания" (то есть портрет, пейзаж, интерьер). Такое "поверхностное" чтение зачастую ведет к непониманию читателями характеров героев, идеи произведения. Поэтому необходимо уже на раннем этапе литературного образования формировать у учащихся знания о месте и роли внесюжетных элементов в композиции литературного произведения, умение их анализировать.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ МОДЕЛИ" М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: М. Е. Салтыков-Щедрин, "сердитый изобличитель", отразил в своих сказках жизнь русского общества второй половины XIX века, представив ее "в множестве картин, миниатюрных по объему, но огромных по своему содержанию"1 . Писателя-сатирика всегда привлекало несовершенство человеческой природы. По замечанию А. С. Бушмина, "поведение и психология "среднего человека"... нашли в зеркале салтыковских сказок сатирическое отражение в образах "премудрого пескаря", "самоотверженного зайца", "здравомысленного зайца", "вяленой воблы"..."2 .

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ПОЭТИКА ЗАГЛАВИЯ "ЖИТИЕ ОДНОЙ БАБЫ" Н. С. ЛЕСКОВА
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Впервые "Житие одной бабы" было опубликовано в "Библиотеке для чтения" в 1863 году (N 7, 8). Больше прижизненных изданий этой повести Н. С. Лескова не было. Однако более полувека спустя, в 1924 году, появилась публикация "Амур в лапоточках. Крестьянский роман" (изд-во "Время", Л., 1924). Составитель библиографии сочинений Н. С. Лескова В. П. Быков, напечатавший новую редакцию ранней повести писателя, утверждал, что автор подарил ему переработанный текст "Жития одной бабы". Данная редакции повести якобы не была опубликована в конце 80-х годов XIX века по цензурным соображениям. В позднейших исследованиях творчества Н. С. Лескова И. З. Серман ставит под сомнение как дату "переработки" повести самим Лесковым, так и исправность текста 1924 года (рукопись, скорее всего, утрачена)1 .

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ПОСТУПКИ ПЕРСОНАЖЕЙ В РОМАНЕ ДОСТОЕВСКОГО "БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ"
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Понятие "поступок" получило теоретическое осмысление в творчестве М. М. Бахтина, где этот термин трактуется предельно широко: это и жизнь человека в целом ("...я поступаю всей своей жизнью"), и "ответственная активность" отдельных деяний, и область умонастроений ("Каждая мысль моя с ее содержанием есть мой индивидуально-ответственный поступок..."1 ). Человек, утверждает Бахтин, не имеет морального права на уклонение от реализации своего единственного места в бытии, поскольку только в этом случае вся его жизнь может быть осознана и оценена как "событие"2 .

В мире литературного произведения, который философ называл "эстетическим событием"3 , поступки-действия, поступки-мысли и поступки-чувства персонажей играют при их характеристике едва ли не ведущую роль. Особенностью романистики Ф. М. Достоевского является не столько описание мыслей и переживаний героя как таковых, сколько сопряжение их с намерениями (помыслами), ведущими к изменению взаимоотношений персонажа с другими людьми, жизненных обстоятельств, а главное, его самого. Помыслы могут быть реализованы в конкретных действиях героя или же не найти воплощения вовне. С учетом всего этого в данной работе представляется плодотворным различать поступок-намерение и поступок-свершение (действие) и в то же время рассматривать их как единство.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ПАРОНИМИЯ
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Паронимия - (от греч. para - 'около, рядом, возле' и onima - 'имя') - явление частичного звукового сходства слов при частичном или (реже) полном семантическом различии (здравица - здравница, скрытый - скрытный, представился - преставился, поиск - происк)1 .

В процессе своего функционирования паронимы могут непреднамеренно смешиваться, и тогда это речевая ошибка, либо сближаться намеренно для достижения некоторого эффекта, чаще всего в художественном или публицистическом тексте. Соответственно, проблемы паронимии активно изучаются, с одной стороны, с точки зрения культуры речи и лингводидактики (в том числе для преподавания русского языка как иностранного), с другой стороны - в стилистике и лингвистической поэтике.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"ДАЙТЕ МНЕ АТМОСФЕРЫ!" (ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ)
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Профессионализмы - разновидность лексики социально ограниченной сферы употребления. Синоним - технический (специальный) язык. Это слова и словосочетания, отражающие особенности какого-либо вида деятельности (профессии); так, говорят о специфическом языке врачей (везикулярное дыхание, ларингит, стетоскоп), физиков (элементарная частица, квант, рефракция), художников (палитра, пленэр, темпера) , военных (батальон, рота, гауптвахта), моряков (дрейф, эскадра, адмирал) и т. д. Среди профессионализмов есть слова (словосочетания), используемые в узкой специальности (например, в стиховедении - анапест, амфибрахий, дактиль; в исторической науке - мезолит, неолит, палеолит), и более широкого употребления (например, ритм, стихотворный размер, новая эра, эпоха Возрождения, Реформация, эпоха Просвещения). Некоторые профессионализмы обозначают научные понятия, это термины (от лат. terminus - предел, граница), имеющие дефиниции (определения), используемые в соответствующей области науки и/или техники. Например, в промышленности сталь - сплав железа с углеродом и другими элементами; в юриспруденции закон - нормативный акт, принимаемый в установленном порядке высшим органом законодательной власти и обладающий высшей юридической силой.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


СЛОВО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Слово предприниматель принадлежит к тем словам русского языка, существование которых тесно связано с историей, экономикой и культурой нашей страны. В силу специфики своего значения оно и сегодня в центре внимания современного общества, потому что называет не просто лицо по профессии, но лицо, деятельность которого связана с частной экономической инициативой. Кто же такой в представлении русского человека предприниматель, кого так называли когда-то и как мы представляем, кто эти люди теперь? Какие их свойства и качества зафиксированы в русских словарях? Какое место в лексической системе русского языка занимает это слово, рядом с какими словами располагается?

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


АВТОРСКОЕ ТИРЕ У М. ЦВЕТАЕВОЙ
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Тире в поэтическом тексте

В современной русистике под авторской пунктуацией понимается система пунктуационных знаков, находящихся за рамками официального употребления, преследующая определенные художественно оправданные цели1 . Для авторских знаков экспрессивная функция является основой: "Такие знаки (а они индивидуальны в самом прямом смысле этого слова) передают только эмоциональный строй речи, соответствующий данной индивидуальности, и поэтому входят в понятие "слога писателя", составляют элемент авторского стиля"2 . Исследование пунктуации выдающихся мастеров художественного слова помогает постичь богатство ее стилистических возможностей. Известно пристрастие к такому пунктуационному знаку, как тире, М. Горького, Л. Толстого, А. Блока, М. Цветаевой. Они очень часто употребляют тире, не предусмотренное правилами. См.: Однако - можно и поговорить, ну - после!; Вот я - выпил и - рад. (М. Горький.)

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМИ И ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ (УРОК ВЗАИМООБУЧЕНИЯ. 9 КЛАСС)
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Цели.

1. Познавательные:

- повторить сведения о придаточных изъяснительных и определительных.

2. Практические:

- закрепить умение находить придаточные определительные и изъяснительные;

- закрепить умение анализировать текст.

3. Общепредметные:

- воспитывать интерес к языку;

- развивать умение самостоятельно пополнять свои знания;

- воспитывать уважение к слову;

- формировать языковую личность.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ОПОРОЙ (РАЗВИТИЕ РЕЧИ, 6 КЛ.)
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Каким образом обычная лингвистическая работа на уроках русского языка может быть использована для развития речи детей? Наверное, первой догадкой читателя будет такая: все дело в опоре (опорных конспектах)! Отнюдь. Дело совсем не в этом. Как раз опора в уроках этого типа играет подчиненную роль: то же самое можно делать и без использования опорных конспектов. Своеобразие предлагаемого типа уроков развития речи в другом: если на обычном уроке по лингвистике языковедческие знания - это цель, а мышление детей - средство для их усвоения, то на уроках развития речи развитие мышления и речи - цель, а лингвистический материал - лишь средство.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ОБ ИЗУЧЕНИИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Как представлен данный материал в анализируемых нами учебных комплексах?

Материал, касающийся образования слов разных частей речи, во всех трех комплексах приведен в разделах, касающихся морфологического описания разных частей речи, и изучается в 5, 6 и 7 классах.

В комплексе 1 ставится вопрос об образовании существительных, прилагательных, наречий, немного затрагивается вопрос об образовании глагола, рассматривается образование предлогов.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА В. МАЯКОВСКОГО В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ: ОБЗОР УЧЕБНИКОВ
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Попытка анализа материала о жизни и творчестве В. Маяковского, содержащегося в современных школьных учебниках, вызвана двумя причинами. Во-первых, 14 апреля сего года читающий мир отметил 75-ю годовщину со дня смерти поэта. Во-вторых, ни для кого не секрет, что отношение к Маяковскому всегда было двойственным. Исследователь творчества поэта и его современник В. А. Катанян писал: "Имя и литературная работа Маяковского были предметом постоянной шумной газетной и журнальной полемики. Если просмотреть сейчас всю массу критической литературы о Маяковском, то первое, что бросается в глаза, - отсутствие равнодушных отзывов. Или - "за", или резко "против"1 . С тех пор ситуация мало изменилась. Как сам поэт был яростен в споре с классической традицией, с символистами и акмеистами, а в 20-е годы - с Пролеткультом, конструктивистами, рапповцами, так же яростно и по сей день спорят о Маяковском, то называя его самого "варваром", а стихи "кощунственными", то присваивая ему титул "архангела-тяжелоступа", а поэзию его определяя как "прекраснейшее явление".

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


СКАЗКА-БЫЛЬ А. ПЛАТОНОВА "НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК" НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ. VII КЛАСС
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: В 7-м классе учащиеся читают и обсуждают сказку-быль А. Платонова "Неизвестный цветок". Планируя урок, целесообразно иметь в виду большие возможности внутрипредметных связей, которые можно установить в ходе анализа этого произведения.

Прежде всего, возвращаемся к не часто встречающемуся жанру сказка-быль (есть возможность вспомнить "Кладовую солнца" М. Пришвина, уточнив и обогатив это понятие). Во-вторых, продолжаем наблюдения за особенностями стиля и языка А. Платонова как своеобразного писателя задолго до того, как в 11-м классе будут изучаться бедняцкая хроника "Впрок", "Котлован", "Чевенгур" и другие его произведения и получат гораздо большую возможность для характеристики платоновского языка как явления в литературе уникального - "прекрасного косноязычия".

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


А. ПЛАТОНОВ. ОТ МЫСЛИ К СЛОВУ
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Мировоззрение Андрея Платонова формируется в годы революции и Гражданской войны. В литературу он вошел в начале 1920-х гг. В юности революционные идеи, теории преобразования страны и превращения ее в коммунистический рай вдохновляли будущего писателя. Он себя не чувствовал "неисторическим" человеком, напротив, у него было ощущение собственной сопричастности к тому, что происходило в стране в послереволюционные годы. Неустроенность жизни, нищета, в которой жила значительная часть населения, казались ему временными. Молодой Платонов сам строил утопические философские проекты. Его оптимистические настроения запечатлелись в публицистических работах этих лет, отражающих ту власть утопии, которая была практически наваждением, и даже не отдельного человека, а массовым явлением, характерным для эпохи.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ТАЙНЫ СИЛЬВИО. ПОВЕСТЬ А. С. ПУШКИНА "ВЫСТРЕЛ"
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Каждая художественная деталь повести "Выстрел" подчинена единому замыслу - сгущению таинственности и созданию неоднозначного образа Сильвио. Его оценочные "этикетки" отличаются максимализмом и взаимоисключаемостью. На одном полюсе - пустой мухобой, жалкий позер и театрал1 ; маньяк2 ; гордый плебей3 , чье сознание подернуто налетом декабристско-октябрьских идей. На другом - представитель "блестящего, хищного, страстного типа"4 , достойный сана "судии, апологета высшей правды"5 . При изучении "Выстрела" в школе только вкусы учителя определяют, черным или белым будет образ главного героя повести: Сильвио либо неимоверно великодушен, либо в этом ему отказывают, диагностируя склонность к садизму. Благодаря своей затерянности на периферии школьных программ, "Выстрел" не имеет богатой методической традиции. Видимо, по этой причине используемое на уроках клише образа Сильвио расщеплено надвое в отличие от устоявшихся и окаменевших в школьной практике "базаровских", "печоринских" или "онегинских" характеристик. Образ Сильвио в ячейках школьной памяти идентифицируется с образом мрачного дуэлянта, играющего жизнью6 , при этом одна часть изучавших повесть уверена в благородстве дуэлянта, другая всю жизнь думает, что поступок Сильвио низок и аморален. Ключевые слова различных методических рекомендаций (месть, зависть/великодушие, возмездие) неизбежно вносят в школьный разбор привкус морализаторства.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"Я ДУМАЛ О ПЛАНЕ ОБЩЕЙ ЖИЗНИ". СОКРОВЕННОЕ И САКРАЛЬНОЕ В ПОВЕСТИ А. ПЛАТОНОВА "КОТЛОВАН"
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: "Человек вы - талантливый, это бесспорно"

Русскому писателю Андрею Платонову в 2004 году исполнилось 105 лет. Как оценить столь важное событие? Попыткой создать литературный монумент - прокомментировать противоречивые, порой запутанные идеи Платонова, уникальную образность и "странную" поэтику его книг, непривычные стилистику, язык, слово? Ограничимся задачей скромнее и проще: сделаем этюды, скажем, для современного литературного портрета писателя, оттеним то, что известно слабо или не известно вообще, чтобы школьник, учитель, любой читатель увидели в них что-то новое или, напротив, старое, заветное, свое. Включим художественное завещание Платонова - повесть "Котлован" в более широкий литературный и культурно-исторический контекст. Поговорим о философии, образах, эстетике и поэтике Платонова, о символике и архетипах его творчества.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"А ВЫ НОКТЮРН СЫГРАТЬ МОГЛИ БЫ НА ФЛЕЙТЕ ВОДОСТОЧНЫХ ТРУБ?". О ПРОБЛЕМЕ ВЫПУСКНОГО СОЧИНЕНИЯ
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Проблема выпускных экзаменов - одна из самых острых, если не самая острая, проблема школьного образования. Ведь то, что спрашивают на экзаменах, то и определяет, чему учат учителя и чему учатся дети.

Журнал постоянно публикует материалы, посвященные этим вопросам.

Причем разброс мнений - часто парадоксальный - еще раз свидетельствует о том, что истина рождается в споре. Статья Н. А. Волченко - одна из тех, которые воплощают порой самые "экстремистские" взгляды. Вряд ли стоит приравнивать саму суть литературного образования к методике других предметов. Вряд ли стоит считать, что литература в методическом отношении ничем не отличается от математики, физики и т. д. Но в статье Н. А. Волченко есть много того, о чем мы писали и с чем мы глубоко и искренне согласны. Стоит, наверное, обратить внимание и на то, что яркая и во многом убедительная статья принадлежит перу сельской учительницы.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


АКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Интерпретация художественного произведения связана как с введением новых, так и переосмыслением, использованием в нетрадиционном значении уже известных понятий, которые ее сопровождают. К таким понятиям относится актуализация.

Лексема актуализация в последнее время широко вошла не только в научный дискурс, но и в разговорный, свойственный тем не менее стилю речи образованного человека. Став широкоупотребительной, она стала использоваться метафорически, вне непосредственной связи со своим исходным значением. В то же время такое "выбрасывание на поверхность" определенного понятия свидетельствует и об его востребованности, и о способности обозначать разнообразные процессы, имеющие общие структурные признаки. В силу этих причин необходимо определить основные значения понятия актуализация, выяснить, как расширились границы его употребления, и рассмотреть механизм действия актуализации как герменевтической процедуры, участвующей в формировании смысла литературного произведения.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ПРИМЕТЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ РУССКОГО НАРОДА В ЯЗЫКЕ Б. ШЕРГИНА
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Предмет нашего исследования - анализ деривационных (словообразовательных) компонентов текста рассказов Б. В. Шергина.

К функционально-смысловым компонентам художественного текста мы относим текстовые структуры, формирующие смысловой аспект: понятия, концепты, мотивы, идеи, культурные хронотопы, символы, образы и т.п.

Произведения Б. Шергина - кладезь духовного и материального опыта северян-поморов, неисчерпаемый источник сведений о культуре Севера. В рассказах писателя широко представлены хорошо знакомые ему места и люди: Архангельск, Уйма, Соломбала, кораблестроители, мастера, отношения в дружинах и т.д. Автор не просто воссоздает те или иные образы, но и стремится показать собственное индивидуально-эстетическое их восприятие. Все творчество Б. Шергина имеет некую отмеченность, ибо в его произведениях представлены такие оценочные концепты, как благо, добро, воля, совесть, чистота, единство, национальный дух, свет и др., на формирование которых оказали влияние и религиозные факторы, и особенности этнокультурного пространства северян. С течением времени многие из этих факторов забылись или подверглись переосмыслению. Анализ же языковых средств позволяет воссоздать представления о мире ушедшего века, увидеть прошлое в настоящем, определить иерархию духовных ценностей наших предков.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Н. В. ГОГОЛЬ И РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ (П. И. Чичиков и эффективность общения)
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Сегодня активно развивается наука о речевом воздействии, своеобразной "библией" которой справедливо считаются книги ее основателя Д. Карнеги. Однако есть все основания предполагать и гордиться тем, что практически все основные принципы и правила бесконфликтного общения так или иначе были изложены (а значит, открыты и описаны) веком раньше в России! (Сравните: книга Д. Карнеги увидела свет в ноябре 1936 г., Н. В. Гоголь 7 октября 1835 г. сообщил А. С. Пушкину, что уже написал три главы "Мертвых душ", а из печати поэма вышла в мае 1842 г.)

Для чистоты эксперимента длиною в век используем материал лишь первой главы.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


СМЕШИВАЕМЫЕ НАПИСАНИЯ. КОРНИ, РАЗЛИЧАЮЩИЕСЯ СОГЛАСНОЙ БУКВОЙ
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Среди написаний, требующих дифференциации, многочисленны случаи неразличения и смешения между собою корней. Написание совпадающих в произношении корней, различающихся одной согласной буквой, - это одно из важнейших звеньев в системе смешиваемых написаний, пронизывающих нашу орфографию.

Преобладающими в данной группе написаний являются корни, которые различаются одной согласной, обозначающей звуки, парные по звонкости-глухости (луг - лук) .

Приведем материал к упражнениям, который нацеливает учащихся на дифференциацию данных языковых явлений1 .

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"ЗДРАВСТВУЙТЕ" И "ДО СВИДАНИЯ" - КАКАЯ ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ? ТРУДНОСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: В IX классе, повторяя с учащимися все пройденное за курс русского языка в V - IX классах, целесообразно обратить внимание на такую лексическую группу, как этикетные слова и выражения. При их изучении можно не только углубить и расширить познания учащихся, но и повторить материал таких разделов языкознания, как морфология и синтаксис простого предложения русского языка.

Если задать учащимся вопрос, к какой части речи относятся этикетные слова, можно получить совершенно разные и в ряде случаев абсолютно обоснованные ответы, ведь даже в отечественном языкознании имеется как минимум три точки зрения на определение частеречной принадлежности, статуса данной лексической группы.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Предыдущие 10 публикаций | 1 2 3 4 | Следующие 10 публикаций

Ваши комментарии