Изучение социально-бытовых сказок и народной драмы на уроках литературы и внеклассного чтения в V классе
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Материалы к уроку. Изучение социально-бытовых сказок и народной драмы на уроках литературы и внеклассного чтения в V классе

Основным достоинством организации раздела "Фольклор" в программе по литературе в V классе под редакцией Т. Ф. Курдюмовой (1997) являются:

1) углубление и трансформация каждого из жанров устного народного творчества, имевшего место в предыдущих вариантах программы;

2) включение произведений других фольклорных жанров, ранее в курсе литературы не изучавшихся.

В первом случае заслуживает внимания тема "Русские народные сказки", во втором - "Русский народный театр".

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Фольклорно-литературные сказки как составная часть отечественного литературного процесса 20 - 50-х гг. XX в. (С. Г. Писахов)
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Проблемы и размышления. Фольклорно-литературные сказки как составная часть отечественного литературного процесса 20 - 50-х гг. XX в. (С. Г. Писахов) 1

Фольклорно-литературные сказки С. Г. Писахова созданы на основе многовековой народной и семейной традиции сказительства, осознания себя частью народной общности. Аудиторность рождения и бытования предшествовали публикации. В основе художественного мира сказок - принципы народной эстетики комического, смеховой культуры, воплощенные в бытовых сатирических сказках, сказках-небылицах и анекдотах. Это проявляется в придании знакомым и привычным явлениям и предметам "обратного" или абсурдного вида, в игре в невозможное, гиперболизации, установке на абсолютную точность и достоверность безудержного вранья. Цель создания своих сказок Писахов определил так: "... я сказку плету из воспоминаний прошлого. Цель моя - дать веселую минуту и показать прошлое в настоящем виде" 2 . Таким образом, художественный мир сказок построен на единстве развлекательной и познавательной функции.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Школьное сочинение: вопросы и ответы
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Уровень школьного образования, особенно гуманитарного, в нашей современной действительности подвергается постоянной критике: и программы несовершенны, и учебники безальтернативны и плохи (публикации "Литературной газеты"), и учителей не любят ("Новая газета").

Конечно, далеко не все верно, потому что в современной школе многое изменилось к лучшему: появились вариативные программы, к ним учебно-методическое обеспечение, довольно разнообразное, о чем авторы известных публикаций даже не удосужились поинтересоваться. И учителей любят, хотя материальное положение педагога в обществе таково, что критикуют все, а работать никто не желает.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Традиции народной песни в поэтике "Мертвых душ"
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Приступая к работе над "Мертвыми душами", Гоголь сразу обозначил грандиозность своего замысла. 12 ноября 1836 года он пишет В.А. Жуковскому о своем новом творении: "...какой огромный, какой оригинальный сюжет! ... Вся Русь явится в нем" 1 . В последней главе первого тома наиболее проникновенные лирические монологи автора обращены к родине, тайна которой ассоциируется у него с песней: "Что в ней, в этой песне? Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце?" (VI, 220). Русь, ее прошлое, настоящее и будущее неотделимы в творческом сознании автора от народной песни. Уже не раз отмечалось, что завершающее первый том лирическое отступление о несущейся неведомо куда Руси - птице-тройке - построено как развернутое сравнение, характерное для поэтики народной песни 2 . Однако лирическая песня не исчерпывает всего многообразия форм народной песенной культуры, отразившихся в гоголевской поэме. Не меньшую по значимости роль в ее образной системе играют обрядовые песни, тесно связанные с традициями народного смеха.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


О курсе литературы малочисленных народов
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Создание факультативного курса "Современная литература малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока" для учащихся X-XI классов национальных школ Российской Федерации 1 продиктовано многими объективными факторами. Один из основных - типологическое сходство общественных, социальных и культурных процессов, характерных как для многонационального российского государства в целом, так и, в частности, для малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Другой фактор - новое качество современного литературно- художественного процесса: с одной стороны, писатели малочисленных народов по-новому осмысливают традиции, культуру родного народа в нерасторжимой связи с развитием человеческой цивилизации; с другой, и русские, и зарубежные деятели искусства обращаются к истокам бытия коренных народов мира.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Диктанты на основе текстов для изложения
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Подготовка к письменному экзамену в IX классе *

Контрольные диктанты для IX класса

ТЕМА

"Повторение изученного в V-VIII классах"

Диктант 1 (по тексту N 38)

ЯКОВ ВИЛИМОВИЧ БРЮС

Это рассказ о потомке шотландских королей, российском графе Якове Вилимовиче Брюсе. Один из ближайших сподвижников Петра I, герой Полтавы, разгромивший артиллерию шведов, 18 февраля 1721 года Брюс стал графом Российской империи.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Развитие видов речевой деятельности на уроках русского языка
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Безусловным достижением современной методики является переосмысление основных целей обучения русскому (родному) языку в школе. Во всех нормативных документах последних лет подчеркивается важность формирования всех видов речевой деятельности, определяющих способность осознанно воспринимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия речевого общения (умения говорить и писать).

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Карточки по лексике для Х класса
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Предлагаемые лексические упражнения позволят десятиклассникам закрепить орфографические и пунктуационные навыки.

Карточки повышенной трудности отмечены буквой А.

Лексика с точки зрения происхождения (исконно русские слова; слова, заимствованные из старославянского и других языков)

К-1. Определи, являются ли выделенные слова исконно русскими или заимствованными. Расставь недостающие знаки.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Сны и циклы сновидений в произведениях Ф. Достоевского
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: ...Совершалось все так, как всегда во сне, когда перескакиваешь через пространство и время и через законы бытия и рассудка и останавливаешься лишь на точках, о которых грезит сердце.

("Сон смешного человека")

Слова "сон", "сновидение" попадают в название трех произведений Достоевского ("Дядюшкин сон", "Петербургские сновидения в стихах и прозе", "Сон смешного человека"), но герои многих его романов и повестей видят особенные сны, которые подробно описывает автор. Если представить антологию сновидений мировой литературы, то сны героев Достоевского займут в ней достойное место.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Этнолингвистическая панорама России и "нового зарубежья"
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Карачаевцы, самоназвание карачай-лыла - народ, живущий главным образом в Карачаево-Черкесии и Ставропольском крае. Численность - 150,3 тыс. чел., из них в Карачаево-Черкесии - более 129,4 тыс. чел., живут также в Средней Азии, Казахстане, Турции, Сирии, США (свыше 20 тыс. чел.).

Этногенез карачаевцев сложный - в нем принимали участие местные кавказские племена (в эпоху бронзы), а также пришлые аланы, булгары и кипчаки (половцы). В домонгольскую эпоху карачаевцы входили в аланский союз племен. Их ближайший родственный народ балкарцы, общие памятники с которыми на территории карачаевцев и балкар датируются XIII и XIV вв. После монгольского нашествия на Кавказ предки карачаевцев были оттеснены в горные ущелья Центрального Кавказа. В состав России вошли в 1828 г.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Методическое наследство Н. А. Пленкина
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Николай Андреевич Пленкин (1918-1990) заслуженно входит в плеяду выдающихся русских ученых, сочетающих научно- исследовательскую работу с педагогической деятельностью. Он был подлинным лингво-методистом, так как в основе его методических рекомендаций были глубокие знания лингвистики, педагогики, возрастной психологии и т.д.

Для Н. А. Пленкина характерно знание системы языка, специфики языковых средств, образующих систему, знание закономерностей языковой системы.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Сумерки реализма (о прозе Л. Петрушевской)
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: О ней, известном современном писателе старшего поколения, много спорят, ее пьесы, рассказы и повести обычно ужасают, а сказки, напротив, радуют - такой уж дар у этого художника слова.

Драматургия и проза Петрушевской производят впечатление реалистической, но какой-то сумеречной. Еще одно движение, и начнется нечто иное, что именно, пока неясно, будущее покажет.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Прозябшая лоза - прорастающая трава - трава умирающая: эволюция образа в русской поэзии
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Между 24 июля и 5 сентября (по старому стилю) 1826 г. А.С. Пушкиным был написан "Пророк" 1 - стихотворение, сыгравшее особенную роль в истории русской поэзии. "Пророк" стал образцом, он задал "парадигму" мотивов и образов для последующих произведений, посвященных теме предназначения поэта и природы творчества. В частности, в этих стихотворениях был унаследован пушкинский образ "прозябшей лозы". Божественный вестник-серафим дарует герою "Пророка" острое зрение и тонкий слух, символизирующие открытость поэта миру, способность внимать бытию:

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он, -

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье 2 .

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Обучение старшеклассников приемам косвенного информирования
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Современному старшекласснику приходится непрерывно решать много сложных коммуникативных проблем. Общаясь со взрослыми (учителями, родителями), сверстниками, мало или недостаточно знакомыми людьми, подросток стремится привлечь внимание к своей личности, произвести впечатление, утвердиться в глазах окружающих. Очевидно, нельзя быть интересным собеседником, не умея рассуждать, критически осмысливать услышанное, прочитанное или увиденное, выражать свое мнение, не опасаясь нежелательных последствий. Нельзя научиться речевому самовыражению, используя только прямые, "лобовые" способы передачи информации. В приемах коммуникативного воздействия существует множество риторических средств, позволяющих высказывать мысль непрямо, опосредованно. Одним из наиболее распространенных способов косвенного информирования является намек.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Напутствие Б. Пастернака
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Что же сделал я за пакость,

Я, убийца и злодей?

Я весь мир заставил плакать

Над красой земли моей.

Обычно этими строками из "Нобелевской премии" Б. Пастернака я открываю урок, посвященный роману "Доктор Живаго". Искренность, обнаженность страданий художника настраивает моих школьников на волну больших страстей и высоких мыслей.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Роман Т. Толстой "Кысь": проблемы, образы героев, жанр, повествование
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: " Кысь " (2000), первый роман Татьяны Толстой 1 , удостоенной за него премии "Триумф" 2001 года вызвал всплеск интереса у современных читателей. Среди множества посвященных книге критических откликов обстоятельная статья Э.Ф. Шафранской о роли мифа в романе Толстой и заметка П. Ладохина о языке "Кыси" ("Русская словесность", 2002, N 1). Но стилевое своеобразие прозы писателя, по мнению Б. Парамонова, еще и "в ее подчеркнутой как бы музейности", "культурном застое": "Сегодня это называется не эпигонством, а постмодернизмом. <...> Здесь цитатность, повторяемость, реминисцентность и ассоциативность - не неумение, а прием" 2 . Со сказанным нельзя не согласиться, вот только черты постмодернизма в "Кыси" присутствуют лишь в поэтике, а не в картине мира и концепции индивидуальности.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Вакханка, мадонна, Татьяна
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Каждый человек способен переживать тоску по идеалу. Но не каждому дано воплотить это чувство в художественный образ, очищающий, просветляющий душу Красотой.

А.С. Пушкин - Поэт, которому гармоничная красота подвластна. Это творец, постигший чуткой душой ясный звук "божественного глагола" и в слове запечатлевший дыхание Вечного. Но пришел Пушкин к своему открытию не сразу. Венера, вакханка, богородица, мадонна, Татьяна - вот вехи образного постижения поэтом идеального начала мира, творения своего эстетического идеала.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Из секретов художественного мастерства И. А. Бунина (на материале прилагательных)
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Изучая жизнь и творчество И.А. Бунина, высокоинтеллигентного человека, замечательного писателя, тонкого мастера русского художественного слова, с благоговением вступаешь в удивительный мир произведений, созданный его неповторимым, по-особому одухотворенным творческим даром, который способен раскрыть самые сокровенные тайны нашей души, выразить самые искренние человеческие переживания. В исследованиях по творчеству И.А. Бунина констатируется совершенство, отточенность речевой организации содержания его произведений, подчеркивается органическая взаимосвязь формы изложения с содержанием 1 .

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Примерное планирование работы. По учебному комплексу В. В. Бабайцевой для классов и школ с углубленным изучением русского языка. VIII класс
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: II ЧЕТВЕРТЬ

21 + 7 = 28 часов

Урок 37. Второстепенные члены предложения.

У., пар. 206. С., з. 126, 127. Н/д: з. 130, 139. Р. т., з. 30.

Систематизируются сведения о второстепенных членах предложения, обращается внимание на соотношение второстепенных членов предложения и компонентов словосочетания. (Р) Знания о второстепенных членах оживляются при анализе текста з. 127. Выполняя домашнюю работу, учащиеся вспоминают способы выражения определений.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Средства обеспечения естественности речи. Из опыта преподавания русского языка в нерусской аудитории
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: За многие годы работы в нерусской аудитории авторы статьи почти все время сталкивались со случаями, когда в монологической речи (при пересказе текста) или даже при построении диалога учащийся использует правильные грамматические и лексические формы, но речь его звучит неестественно, ненатурально с точки зрения природного носителя языка. И если на начальном или среднем этапе обучения это, в общем-то, не слишком важно (на этих этапах все усилия преподавателя направлены прежде всего на отработку правильных грамматических форм), то на продвинутом этапе это порой режет слух - учащийся говорит, как робот, как некая живая машина. Часто сами учащиеся чувствуют этот "сдвиг" и стараются хотя бы интонационно сделать свою речь более живой, более естественной. Но одной интонации оказывается явно недостаточно.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Средства обеспечения естественности речи. Из опыта преподавания русского языка в нерусской аудитории
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: За многие годы работы в нерусской аудитории авторы статьи почти все время сталкивались со случаями, когда в монологической речи (при пересказе текста) или даже при построении диалога учащийся использует правильные грамматические и лексические формы, но речь его звучит неестественно, ненатурально с точки зрения природного носителя языка. И если на начальном или среднем этапе обучения это, в общем-то, не слишком важно (на этих этапах все усилия преподавателя направлены прежде всего на отработку правильных грамматических форм), то на продвинутом этапе это порой режет слух - учащийся говорит, как робот, как некая живая машина. Часто сами учащиеся чувствуют этот "сдвиг" и стараются хотя бы интонационно сделать свою речь более живой, более естественной. Но одной интонации оказывается явно недостаточно.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Средства обеспечения естественности речи. Из опыта преподавания русского языка в нерусской аудитории
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: За многие годы работы в нерусской аудитории авторы статьи почти все время сталкивались со случаями, когда в монологической речи (при пересказе текста) или даже при построении диалога учащийся использует правильные грамматические и лексические формы, но речь его звучит неестественно, ненатурально с точки зрения природного носителя языка. И если на начальном или среднем этапе обучения это, в общем-то, не слишком важно (на этих этапах все усилия преподавателя направлены прежде всего на отработку правильных грамматических форм), то на продвинутом этапе это порой режет слух - учащийся говорит, как робот, как некая живая машина. Часто сами учащиеся чувствуют этот "сдвиг" и стараются хотя бы интонационно сделать свою речь более живой, более естественной. Но одной интонации оказывается явно недостаточно.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Средства обеспечения естественности речи. Из опыта преподавания русского языка в нерусской аудитории
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: За многие годы работы в нерусской аудитории авторы статьи почти все время сталкивались со случаями, когда в монологической речи (при пересказе текста) или даже при построении диалога учащийся использует правильные грамматические и лексические формы, но речь его звучит неестественно, ненатурально с точки зрения природного носителя языка. И если на начальном или среднем этапе обучения это, в общем-то, не слишком важно (на этих этапах все усилия преподавателя направлены прежде всего на отработку правильных грамматических форм), то на продвинутом этапе это порой режет слух - учащийся говорит, как робот, как некая живая машина. Часто сами учащиеся чувствуют этот "сдвиг" и стараются хотя бы интонационно сделать свою речь более живой, более естественной. Но одной интонации оказывается явно недостаточно.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Средства обеспечения естественности речи. Из опыта преподавания русского языка в нерусской аудитории
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: За многие годы работы в нерусской аудитории авторы статьи почти все время сталкивались со случаями, когда в монологической речи (при пересказе текста) или даже при построении диалога учащийся использует правильные грамматические и лексические формы, но речь его звучит неестественно, ненатурально с точки зрения природного носителя языка. И если на начальном или среднем этапе обучения это, в общем-то, не слишком важно (на этих этапах все усилия преподавателя направлены прежде всего на отработку правильных грамматических форм), то на продвинутом этапе это порой режет слух - учащийся говорит, как робот, как некая живая машина. Часто сами учащиеся чувствуют этот "сдвиг" и стараются хотя бы интонационно сделать свою речь более живой, более естественной. Но одной интонации оказывается явно недостаточно.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Средства обеспечения естественности речи. Из опыта преподавания русского языка в нерусской аудитории
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: За многие годы работы в нерусской аудитории авторы статьи почти все время сталкивались со случаями, когда в монологической речи (при пересказе текста) или даже при построении диалога учащийся использует правильные грамматические и лексические формы, но речь его звучит неестественно, ненатурально с точки зрения природного носителя языка. И если на начальном или среднем этапе обучения это, в общем-то, не слишком важно (на этих этапах все усилия преподавателя направлены прежде всего на отработку правильных грамматических форм), то на продвинутом этапе это порой режет слух - учащийся говорит, как робот, как некая живая машина. Часто сами учащиеся чувствуют этот "сдвиг" и стараются хотя бы интонационно сделать свою речь более живой, более естественной. Но одной интонации оказывается явно недостаточно.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Предыдущие 10 публикаций | 1 2 3 4 | Следующие 10 публикаций


Ваши комментарии