Мамаева И. Земля Гай
26 октября 2015
АННОТАЦИЯ: Мамаева И. Земля Гай

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Евдокимов А. ТИК
26 октября 2015
АННОТАЦИЯ: Евдокимов А. ТИК

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Вербицкий С. Морской лев
26 октября 2015
АННОТАЦИЯ: Вербицкий С. Морской лев

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


РУССКИЕ ПАТРИОТЫ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО "ВОЙНА И МИР"
24 октября 2015
АННОТАЦИЯ: РУССКИЕ ПАТРИОТЫ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО "ВОЙНА И МИР"

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Преимущества аспирантуры (мнение студента РУДН)
22 октября 2015
АННОТАЦИЯ: Преимущества аспирантуры (мнение студента РУДН)

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Распознавание сущности
20 декабря 2010
АННОТАЦИЯ: Статья "Распознавание сущности" - предисловие Игоря Ситникова к его переводу книги Федора Степуна Das Antlitz Russlands und das Gesicht der Revolution. Это переработанная статья "Читая Степуна", опубликованная в журнале "Стетоскоп" (№ 25, Париж, 2000 г.).

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ И ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ ПЕРСОНАЖЕЙ В "БЕСПРИДАННИЦЕ" А. Н. ОСТРОВСКОГО
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Персонажи "Бесприданницы" (1879) - представители России на одном из переломов ее общественного и культурного развития. Новое время рождает новые ценности, которые формируют установки, жизненные программы, поведение человека и обостряют проблемы личностной культуры. А. Н. Островский изображает и оценивает эти перемены с точки зрения христианской нравственности, защищая душу, любовь, красоту, единение людей как вечную правду, вечные блага человеческого существования. По словам А. И. Журавлевой, "основой всей деятельности Островского было безусловно твердое нравственное отношение к искусству как делу просвещения и наставления на путь добра, но не с позиции Учителя и Пророка, а средствами художника - через показ житейских ситуаций и возникающих в них нравственных коллизий"1 .

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"ШКОЛЬНЫЙ РУССКИЙ": ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Отношение к урокам русского языка в старших классах у большинства педагогов весьма и весьма скептическое. По большому счету, курс уже пройден, изучены все до единого языковые уровни, все орфограммы, все пунктуационные правила, так что делать, вроде бы, уже и нечего, разве что писать диктанты да снова "прогонять" правописание, потому что как были ошибки, так и остаются...

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


В. В. БАБАЙЦЕВА. РУССКИЙ ЯЗЫК. 10 - 11 КЛАССЫ
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля. - М., 2004.

Новый учебник соответствует Стандарту федерального компонента содержания общего среднего образования, ориентирован на современные требования к выпускнику средней общеобразовательной школы, направлен на реализацию личностно ориентированного образования.

Материалы учебника обобщают изученное в 9-летней школе, расширяют и углубляют теоретические сведения учащихся о языке, мотивируют совершенствование устной и письменной речи учащихся.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ЮБИЛЕЙНАЯ ВЫСТАВКА К 190-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЛЕРМОНТОВА
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Поэт, художник, офицер... В этих трех ипостасях, наиболее ярко раскрывающих личность Лермонтова, предстает он на юбилейной выставке в залах особняка Остроухова (Трубниковский пер., 17), филиале Литературного музея. Один из залов занимают материалы, привезенные из Лермонтовского музея-заповедника в Тарханах.

Наделенный от рождения даром искусства слова, Лермонтов рано осознал свое избранничество, свое предназначение. Еще ребенком он удивлялся способности слов слагаться в рифмы. Начало своего творческого пути Лермонтов определил сам: "<...> я начал марать стихи в 1828 году"1 . Ему было 14 лет... Призвание поэта повлияло на всю его жизнь и судьбу, определило характер отношений с друзьями, возлюбленными, со знакомыми из светских и придворных кругов, с официальными лицами и властями.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ВОСХИЩЕНИЕ ПОЭТИЧЕСКИМ ТРОПОМ
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: В художественной литературе, составная часть которой - поэзия, многообразие человеческой жизни воспроизводится через изображение людей, воплощается в характере героев (образ-характер и образ-переживание). Мы постоянно наблюдаем, как художник слова раскрывает связь своих героев с современностью; видим, как поэт преломляет в своем творчестве прошлое родной страны. Отчасти нам удается выявить, каким способом в произведении с помощью воображения писателя воссоздается неповторимый художественный мир.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС VI КЛАССА
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Вариант 1

1. Выберите правильный ответ.

Слова, употребляемые в той или иной местности, называются:

1) профессиональными

2) неологизмами

3) диалектными

4) фразеологизмами

2. Укажите строку, в которой все слова являются профессиональными:

1) акварель, ендова, бурак, акция

2) тубус, фиксаж, наждак, гамма

3) светец, спутник, космос, закрепитель

3. Объясните значение фразеологизма, запишите 1 - 2 фразеологизма с подобным значением:

ни рыба ни мясо
<...>

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ДЕТАЛИ ПОРТРЕТА. ГЛАЗА
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Уроки в VII классе

Тема изучается на двух уроках словесности.

Первый урок начинаем с отгадывания загадки: "Добром скажу - сладкое, со злом скажу - горькое" (слово).

- Возьмите из ответа корень, из слов чудесный, радость - суффиксы, из слова друг - окончание. Соберите слово. (Работа на наборном полотне.)

- Итак, сегодня урок... (словесности).

- Что же это за урок? (Это урок русского языка и литературы, когда мы получаем и отрабатываем знания по русскому языку на материале художественных произведений.)

- Прочитаем отрывок из рассказа М. А. Шолохова "Нахалёнок".

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ГОСПОДИ И БОЖЕ - КАКАЯ ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ?
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: (Материалы к уроку русского языка в VII классе; проблемы морфологического разбора)

"Господи!" - столкнувшись в коридоре с внезапно выскочившими из-за угла старшеклассниками, восклицает молодая учительница. "Спасибо, конечно, но это всего лишь я!" - задорно и с некоторой степенью смущения пытается "извиниться" вновь срывающийся с места школьник.

Согласитесь, типичная ситуация для школьных коридоров на переменке, а находчивый ответ ученика, представляющий собой цитату из теперь уже культового фильма "Адвокат Дьявола", стал практически "отзывом на пароль" и вызывает только ответную улыбку.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


РАБОТА СО СЛОВОМ КАК ФОРМА ПРИОБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: "Прислушайтесь к слову, приглядитесь к нему, проникните в его тайну", - говорим мы своим ученикам и напоминаем слова поэта Вл. Лутовского: "Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, любите его, и вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка". Именно эти слова стали эпиграфом к занятиям, посвященным исследовательской работе - лингвистическому анализу слова и текста с последующим написанием сочинения-миниатюры.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


НЕСКЛОНЯЕМЫЕ ИМЕНА: РЕЧЕВАЯ МОДА И ЯЗЫКОВАЯ НОРМА
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Еще в XIX в. И. И. Срезневский ставил важный вопрос: "...подчиняются ли правилам склонения русского те слова иностранные, которые вошли в русский язык, или же они остаются неизменяемыми?" И сам же отвечал: "Вообще говоря, подчиняются, а затем есть исключения, определяемые модой. Русский человек, не знающий этой моды, их склоняет, говорит без пальта, под пальтом, а мода над ним смеется.

Что эта мода - законодательное собрание по части языка что ли? Или только мода, которая защищает сегодняшнее и смеется над вчерашним? Но против моды говорить опасно. Да и не нужно: можно обождать, раньше или позже она сама против себя скажет"1 .

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


НОВЕЙШАЯ ПРОЗА. ОПЫТ РЕЦЕНЗИРОВАНИЯ
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Обучая школьников рецензированию на материале новейшей прозы, мы предлагали материал о писателях, которых специалисты причисляют к так называемому среднему поколению1 .

Сегодня рассказ пойдет о прозе тридцатилетних, о которых известный писатель старшего поколения, президент издательства "Пик" Александр Зиновьевич Рекемчук сказал: "...поколение, которое пришло, - это поколение абсолютно свободных людей. Они не жили при советской власти, они сформировались сейчас. Они не приемлют современного дикого капитализма и буржуазности. Они не утверждают советских ценностей..."

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА КАК ЧАСТЬ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКА
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Вторая половина XX в. вселяла устойчивые надежды на совершенствование человека, его превращение из хомо сапиенса в хомо луденса, сущностными характеристиками которого станут степень его воображения, мощь фантазии, определяющими его созидательное начало. Конец XX и начало XXI в. пробили серьезную брешь в этих надеждах, хотя и не перечеркнули их вовсе. Люди, особенно молодые, меняются, и мы это видим прежде всего в школе. Современные ученики и студенты способны удивить своей информированностью, знанием языков, скорочтением научной и технической литературы, скоростью скачивания информации в Интернете, манипуляциями с компьютером. Но можно ли их соотнести с тем хомо луденсом, о котором мечталось? Скорее всего, нет. Во всех их знаниях и умениях оперировать современной техникой, в их отношении к себе, к окружающим и ко всему миру нет подчас главного: человеческой составляющей. Ее становится все меньше и меньше, и это - следствие игр XXI века. Игры, в которые вовлекается все человечество, сопряжены со страхом перемен, они замешаны не на продуктивном воображении, а на тоталитарном потребительстве, на негативном опыте. Это опыт бездумной эксплуатации экономических ресурсов, опыт разрешающей, а не созидающей деятельности, культивируемой рыночной экономикой...

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


РУССКАЯ ПОЭЗИЯ: ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Если анализировать поэтические течения начиная с 70-х годов XX столетия, то можно выделить традиционализм и авангардизм как две тенденции развития и существования поэтической литературы. В этой статье мы поговорим о традиционной поэзии.

Традиционализм - направление в поэзии, когда используются темы и мотивы, образная система и стилистические средства, свойственные поэзии XIX - отчасти XX века. Безусловно, традиционализм - название очень условное, так как объединяет собой творчество поэтов, каждый из которых имеет свои особенности. Традиционалистами можно назвать таких поэтов, как Б. Слуцкий, Д. Самойлов, Ю. Левитанский, А. Межиров, Ю. Друнина, Н. Старшинов, К. Ваншенкин, М. Дудин, Б. Окуджава, - художников слова, посвятивших свое перо изображению страшного лика войны и воспеванию светлого гения человека, сумевшего отстоять свою страну, свободу - жизнь, Мир в мире. Они попытались передать прекрасное мгновение бытия - неповторимое, яркое.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ИЗУЧЕНИЕ РАССКАЗОВ ТЭФФИ В XI КЛАССЕ
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: В некоторых программах по литературе, в списках, рекомендованных для внеклассного чтения, значатся произведения Тэффи (Н. А. Лохвицкой, в замужестве Бучинской, 1872- 1952) - замечательной рассказчицы, поэтессы, драматурга. Речь идет о рассказах "Ностальгия", "Маркита", "Жизнь и воротник".

Обычно эти произведения вызывают интерес у школьников, но учителя, проводя по ним уроки, испытывают трудности, так как научно-методической литературы по творчеству писательницы явно недостаточно, в то время как уже современники отзывались о ней с восхищением. А. Куприн называл ее "единственной, оригинальной, чудесной"1 . Саша Черный - "писателем большим, глубоким и своеобразным"2 . Г. Иванов считал Тэффи "умным, хорошим писателем", которому и "через сто лет будут удивляться"3 .

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


СМЫСЛ ЭПИГРАФА "КАПИТАНСКОЙ ДОЧКИ" - "БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ"
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Заключительный урок по повести

Урок начнем с вопроса-напоминания: "Что такое эпиграф?" Сообща приходим к краткой формуле: "Эпиграф - это ключ к книге". "Береги честь смолоду": в этом "ключе" какое слово "ключевое"? Конечно, слово честь. Давайте разберемся в смыслах этого слова. На доске заранее записаны строки русских поэтов, некоторые из которых знакомы ребятам. Общий вид записи таков:

1. Русичи великие поля червлеными щитами перегородили, ища себе чести, а князю славы (...ищущи себе чти, а князю славы).

2. Пока свободою горим,
Пока сердца для чести
живы...

3. Отец и два родные брата
За честь и вольность там
легли,
И под ногой у супостата
Лежат их головы в пыли.
стр. 17

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


НЕРВИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (НА МАТЕРИАЛЕ "ЖУРНАЛА ПЕЧОРИНА" М. Ю. ЛЕРМОНТОВА)
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: В современную эпоху, когда некоторые фундаментальные положения литературоведческой науки либо пересматриваются, либо подвергаются корректировке, проблема творческого метода становится наиболее актуальной. Многие открытия в гуманитарных науках, ставшие достоянием отечественной филологической мысли в 1990-е годы, требуют интеграции.

На Западе интеграция литературоведения и теоретической психологии произошла более пятидесяти лет назад. За это время вышли фундаментальные труды эпохального характера, среди которых можно назвать монографии Ж. -П. Сартра о Флобере, К. Ясперса о Стриндберге, Э. Кречмера о европейских писателях, З. Фрейда о По, Гете, Иенсене, К. Г. Юнга о методологии литературоведения.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Роман Т. Толстой "Кысь": проблемы, образы героев, жанр, повествование
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: " Кысь " (2000), первый роман Татьяны Толстой 1 , удостоенной за него премии "Триумф" 2001 года вызвал всплеск интереса у современных читателей. Среди множества посвященных книге критических откликов обстоятельная статья Э.Ф. Шафранской о роли мифа в романе Толстой и заметка П. Ладохина о языке "Кыси" ("Русская словесность", 2002, N 1). Но стилевое своеобразие прозы писателя, по мнению Б. Парамонова, еще и "в ее подчеркнутой как бы музейности", "культурном застое": "Сегодня это называется не эпигонством, а постмодернизмом. <...> Здесь цитатность, повторяемость, реминисцентность и ассоциативность - не неумение, а прием" 2 . Со сказанным нельзя не согласиться, вот только черты постмодернизма в "Кыси" присутствуют лишь в поэтике, а не в картине мира и концепции индивидуальности.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Вакханка, мадонна, Татьяна
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Каждый человек способен переживать тоску по идеалу. Но не каждому дано воплотить это чувство в художественный образ, очищающий, просветляющий душу Красотой.

А.С. Пушкин - Поэт, которому гармоничная красота подвластна. Это творец, постигший чуткой душой ясный звук "божественного глагола" и в слове запечатлевший дыхание Вечного. Но пришел Пушкин к своему открытию не сразу. Венера, вакханка, богородица, мадонна, Татьяна - вот вехи образного постижения поэтом идеального начала мира, творения своего эстетического идеала.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Из секретов художественного мастерства И. А. Бунина (на материале прилагательных)
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Изучая жизнь и творчество И.А. Бунина, высокоинтеллигентного человека, замечательного писателя, тонкого мастера русского художественного слова, с благоговением вступаешь в удивительный мир произведений, созданный его неповторимым, по-особому одухотворенным творческим даром, который способен раскрыть самые сокровенные тайны нашей души, выразить самые искренние человеческие переживания. В исследованиях по творчеству И.А. Бунина констатируется совершенство, отточенность речевой организации содержания его произведений, подчеркивается органическая взаимосвязь формы изложения с содержанием 1 .

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Предыдущие 10 публикаций | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 | Следующие 10 публикаций


Ваши комментарии