СТАРШЕКЛАССНИКИ В ЛИТЕРАТУРНОМ МУЗЕЕ
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: У каждого музея свое музейное исполнительское мастерство. Здесь нет трафаретности экспозиций, в музейной палитре множество красок, и среди них особое место занимает литературный музей. На протяжении двух последних столетий русская культура складывалась литературоцентрично: интеллектуальный потенциал нации выражался писателями. И литература, традиционно стоявшая в оппозиции к государству, стала не столько изящной словесностью; сколько национальной философией. В течение XX века дух и буква национального литературного наследия закреплялись в различных литературных мемориалах. Сегодня только в Московском регионе более тридцати таких экспозиций. Как же взаимодействует педагогический потенциал литературного музея с процессом преподавания литературы в школе? К сожалению, стихийно. И это - точка зрения не только школьных педагогов. В новейшей коллективной монографии "Музейное дело в России" читаем: "Однако, несмотря на наметившиеся тенденции системного подхода к проблеме участия музеев в образовательном процессе школ, в целом организация взаимодействия музея и школы носит еще стихийный характер"1. Мы приводим детей в музей и оказываемся в ситуации замятинского романа, когда главный герой, попадая в Древний Дом, не может увидеть утилитарной целесообразности находящихся в нем предметов. Но предмет в этом доме, по мысли автора, не функция, он ценен сам по себе, он - подлинник времени. Современный школьник в восприятии музейной среды близок к героям антиутопии - ему также трудна притягательная иррациональность музея и, особенно, музея литературного. При этом очевидно, что продуктивность знаний по предмету, полученных вне школьного кабинета, а в литературном музее, чрезвычайно высока. Ведь музейная среда - само по себе гиперпространство, где все информативно и образно.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ОБУЧЕНИЕ РУССКОЙ ИНТОНАЦИИ В УСЛОВИЯХ БАШКИРСКО-РУССКОГО ДВУЯЗЫЧИЯ
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В условиях функционирования русского языка как средства многонационального общения, усиления языковых контактов одним из перспективных направлений в работе учителя является обучение учащихся национальных (в том числе и башкирских) классов русской интонации.

Интонация является одним из основных признаков предложения, присущим ему не только в устной, но и письменной речи. Восприятие предложения, а следовательно, и понимание его содержания во многом зависит от того, правильно ли оно оформлено интонационно. Изучение русской речи башкирских учащихся 3 - 4 классов показывает, что наиболее распространенными произносительными ошибками являются интонационные ошибки. Предупреждение и преодоление интонационных ошибок имеет важное коммуникативное значение, так как они не только искажают общее звучание речи, но и приводят к нарушению или искажению смысла высказываний.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


КУЛЬТУРА, НРАВСТВЕННОСТЬ, ЛИТЕРАТУРА
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Конечно, нет возможности бесконечно расширять материал, список изучаемых произведений. Но искать формы, которые бы позволили познакомить школьников с татарской, башкирской, чукотской, кабардинской, балкарской, чеченской литературой, необходимо. Знакомить читателей, в том числе и в первую очередь юных читателей, с тем, чем живут люди другой, нежели они сами общности, наша с вами актуальнейшая задача. И, поверьте, ее нельзя откладывать на завтра.

Единая Россия никогда не станет единой только благодаря вертикалям власти, единая Россия - это единство, культурное единство ее граждан.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА "УТЕС": ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: М. Ю. Лермонтов

Утес


Ночевала тучка золотая
На груди утеса-
великана;
Утром в путь она
умчалась рано,
По лазури весело
играя;

Но остался влажный
след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.




В произведении, если можно так сказать, два "героя": "тучка золотая" и "утес-великан". Соответственно, можно выделить связанный с ними событийный план, выраженный глаголами: "ночевала", "умчалась", "задумался", "плачет", - а также наречием "утром". Стихотворение состоит из двух строф, первая из которых описывает внешний план события, вторая - последствия этого события для "старого утеса".

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ В "ОТЦАХ И ДЕТЯХ" И. С. ТУРГЕНЕВА
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Употребление фразеологизмов придает речи живость и образность. Это ценят русские писатели. Многие писатели-мастера умели и умеют, не прибегая к тропам и фигурам, вызвать фразеологизмами ярчайшие представления, создать впечатляющие образы.

И. С. Тургенев в своих произведениях мастерски использует богатство лексики и фразеологии. Фразеологизмы становятся одним из наиболее действенных языковых средств воплощения художественного образа, они используются для создания речевой характеристики героя, для оживления авторской речи и т. д.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


О ДВУХ ЯВЛЕНИЯХ ДИАЛЕКТНОЙ ФОНЕТИКИ В УСТНОЙ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Обучение русскому литературному произношению так же необходимо, как и обучение правописанию и грамматике. Р. И. Аванесов

Наблюдаемые в последние десятилетия преобразования в языковой жизни общества - увеличение объема устной речи общественного назначения, расширение состава ее участников, а также меняющееся отношение к норме ("в целом литературно-языковая норма становится менее определенной и обязательной; литературный стандарт становится менее стандартным"1) повлекли за собой нормативные колебания, вплоть до полного несоблюдения норм. Применительно к произношению это находит выражение: 1) в многочисленных ошибках в ударении; 2) в снижении "качества речи, т. е. оптимальных реализаций интонационно-звуковых средств, обеспечивающих хорошее понимание"2; 3) в расширении зоны действия диалектных произносительных особенностей. Целью настоящей статьи является анализ и осмысление сквозь призму нормы двух случаев, входящих в число "напряженных точек орфоэпии", - произносительных вариантов типа 1) [iа]зыково´й, [т'а]желый, [ш:'а]стли´вый и 2) [γ]ород, то [γ] да, дру[х], которые генетически связаны с диалектами.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ВВОДНЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В IX КЛАССЕ
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Язык есть исповедь народа...

П. Вяземский

Исповедь народа! Почему... исповедь? В древнерусском языке было слово "вЪдати" - "знать, иметь". От него возникло слово "поведать" - "сообщить, рассказать". И вот исповедь - "откровенный рассказ обо всем, что есть, в том числе и самом тайном". В таком значении и употребил это слово в сочетании "исповедь народа" Петр Андреевич Вяземский, известный русский критик и поэт XIX века. Употребляя это сочетание, он хотел подчеркнуть, что язык открывает нам все свои тайники, отражает то, что было в жизни народа, его создавшего.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ЖАНРА "СОЧИНЕНИЕ ПО ПРОЧИТАННОМУ ТЕКСТУ"
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Перед выпускниками школы, сдающими Единый государственный экзамен по русскому языку, ставится конкретная задача: выявить проблемы, которые поднимает автор текста, отметить и объяснить роль не менее двух наиболее характерных для прочитанного текста средств выразительности.

Из опыта работы в качестве эксперта экзаменационной комиссии по проверке сочинений ЕГЭ мы выявили, что на каждом этапе учебной деятельности перед выпускником стоит своя задача. Так, работа над сочинением начинается уже при первом знакомстве с текстом. На этом этапе задача учащегося заключается в том, чтобы, во-первых, составить общее представление о теме, определить последовательность событий, описаний и рассуждений. Читая текст вторично, необходимо обратить внимание на синтаксические конструкции, начинающие важнейшие смысловые части текста. Далее необходимо не только воспроизвести логику (а не пересказать содержание, как это часто бывает) и композицию предложенного текста, но и сохранить присущие ему приемы отбора языкового материала. Ведь при оценке работы учитываются и полнота рассуждений, и сохранение особенностей предложенного текста, и правильность изложения, и логичность, и ясность речи, а также отсутствие орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых ошибок. На последнем этапе необходимо помнить о том, что относительно завершенные по смыслу части сочинения нужно начинать с красной строки, так как нарушения в смысловом членении текста экзаменаторы рассматривают как логическую ошибку.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ТИПА все новое, что-то новое, ничего нового
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Большое значение для формирования культуры речи (устной и письменной) имеет анализ структуры и семантики предложения, выделение в предложении его структурно-семантических компонентов, т. е. членов предложения.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ДАР
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Роман "Дар" Владимира Набокова был написан в 1937 году, однако стал доступен русскому читателю лишь в начале 90-х годов XX века. Жаль, что это произведение не вошло в списки обязательной школьной программы по литературе, которая на сегодняшний день имеет тенденцию лишь к сокращению. Несмотря на то, что В. Набоков воспринимается скорее как американский и европейский писатель, "Дар" является жемчужиной русской словесности. Век двадцать первый ставит перед учителем сложную задачу: выявить связь между классическими произведениями и текстами-наследниками в пространстве русской культуры. Сложность восприятия непонятных современному поколению сюжетных мотивировок усугубляется разрывом между языком подростка и языком классических тестов. Стилистика русского языка стала понятием подвижным, внеоценочным. Открытый обмен информации, живое общение требует достойного оформления, своеобразных футуристических изысков. Но стиль при таких экспериментах зачастую хромает из-за недостатка филологического чутья и любви к языку. Примером мастерского стиля может служить как раз набоковский роман "Дар".

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ТЕМА СВЯТОСТИ В ПОВЕСТИ Б. ЗАЙЦЕВА "ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ"
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Трудно переоценить значение уроков словесности для приобщения школьников к ценностям великой русской культуры - тем содержательным образованиям, в процессе присвоения (интериоризации) которых только и может состояться рождение личности. Эта общественно значимая роль словесности в школе особенно актуальна сегодня, когда девальвация традиционных ценностей отечественной культуры приводит к зыбкости нравственных границ в сознании наших детей.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ИСКАНИЯ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Творчество Ф. М. Достоевского вот уже на протяжении полутора веков считается одним из самых сложных в восприятии даже вполне образованных читателей. Что же говорить про старшеклассника, который только становится взрослым, постигая в школе азы научного знания и эстетическое, духовное, нравственное совершенство выдающихся творений высокого искусства словесности. К таким произведениям по праву относятся романы писателя. Однако понять их глубину, подтекст очень сложно, и школьники, не проникнув в смысл, вынуждены идти проторенным путем - повторять штампы, печальным ореолом сложившиеся вокруг имени замечательного русского классика1. В этой ситуации учителям литературы и учащимся могут прийти на помощь современные исследования, в которых отражены различные аспекты творчества Ф. М. Достоевского: философские, медицинские, юридические, социологические, религиозные, педагогические и многие другие. В научной среде - это один из самых популярных авторов, изучение произведений которого востребовано и почетно. Не случайны научно-практические конференции, симпозиумы и конгрессы на государственном и международном уровнях, где разговор об исканиях Достоевского - сближающий людей повод объясниться, обсудить многие важнейшие вопросы дня сегодняшнего. Попытка все так же "мысль разрешить". При этом в процессе разговора о наследии писателя-философа приходит наслаждение красотой замысла, трезвостью этой мысли, понимание глубины аргументации.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ЛИТЕРАТУРНЫЙ САЛОН XIX В.
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Русский литературный салон XIX в. - явление, которое постоянно привлекало и, несомненно, будет и впредь привлекать внимание исследователей русской культуры и литературоведов. Объяснение тому находим в словах В. Э. Вацуро: "Кружок, салон, общество - все это было неотъемлемой частью литературного быта первых десятилетий девятнадцатого века. Достаточно вспомнить "Дружеское литературное общество" братьев Тургеневых и Жуковского, откуда вышло "Сельское кладбище", начавшее новую эпоху русской поэзии, или "Арзамас" - литературную школу юноши Пушкина. Если мы перелистаем превосходную книгу М. Аронсона и С. Рейсера "Литературные кружки и салоны" (1929), мы убедимся, что ведущая роль в истории русской духовной культуры пушкинского времени принадлежит именно интимному кружку"1.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ТРАДИЦИИ ПОВЕСТВОВАНИЯ "ЕВГЕНИЯ ОНЕГИНА" В РОМАНЕ Б. Ш. ОКУДЖАВЫ "ПУТЕШЕСТВИЕ ДИЛЕТАНТОВ"
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Сейчас поэтика "Евгения Онегина" вошла в художественное сознание русского читателя как эстетическая норма. А между тем в начале 30-х годов XIX века принципы повествования в "Евгении Онегине" были настолько новаторскими, что современная А. С. Пушкину литература оказалась не способна оценить масштаб его художественных открытий.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


КРИТЕРИЙ ПРИРОДНОСТИ В ВОЗЗРЕНИЯХ В. В. РОЗАНОВА
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Москва

Универсальным философским, эстетическим, этическим критерием, положенным Розановым в основу своих суждений, является соответствие чего-либо или кого-либо природности, которая в его текстах оформилась в самостоятельный концепт. В розановских восприятиях природность, органичность, естественность исторического события, произведения, поведения и т. п. - это хорошо, умозрительность, искусственность - плохо.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Русская словесность плюс мировая художественная культура
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Начиная с пятого номера 2007 года, то есть уже через номер, наша старая, добрая "Русская словесность" расширится: добавится 16 страниц текста и 8 - цветных иллюстраций. Это прообраз будущего журнала "Мировая художественная культура", пока в формате "журнала в журнале".

Почему "Мировая художественная культура" под крышей "Русской словесности"? Среди наших читателей много тех, кто преподает мировую художественную культуру (МХК), и еще больше тех, кто взялся бы за преподавание этого предмета, но не знает, как это сделать. Опыт, во всяком случае московский опыт, убеждает в том, что у большинства преподающих МХК в школе филологические корни. Если, получив в институте или университете какую-либо гуманитарно-эстетическую профессию, вы, на ваш взгляд, не обладаете достаточными знаниями в других областях интегративного по своей природе предмета "Мировая художественная культура" - в области музыки, изобразительного искусства, архитектуры, театра, кино, - вы обязательно обратитесь к нашему журналу в журнале.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Буквы ы-и после ц
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Повторение: игра "Вратарь".

- Свое занятие мы начнем с игры "Вратарь" и выбора вратаря, который сможет отбить наши вопросы-голы. За отбитые "голы" вратарь получает отличительный знак. У вас есть сигнальные карточки, если вратарь отвечает правильно, вы поднимаете зеленую карточку, нет - красную.

* Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне слова? Привести пример.

* Когда пишем буквы о-е после шипящих в корне? Привести пример.

* Рассказать о правописании гласных ы-и после ц в корне слова.

* В какой части слова пишется буква и после ц?

* В какой части слова пишется буква ы после ц?

- Молодец, вратарь! Справился со своей задачей и получает отличительный знак.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Подготовка к ЕГЭ. Анализ текста Д. С. Лихачева
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Цель урока: анализируя текст Д. С. Лихачева, подготовить учащихся к написанию части С ЕГЭ.

Эпиграф к уроку

В своей книге "Письма о добром и прекрасном"... я пытаюсь самыми простыми доводами объяснить, что следование путем добра - путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен...

Д. С. Лихачев

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Обособленные определения и приложения. VIII класс
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Цели: систематизировать и обобщить знания об обособлении определений и приложений; совершенствовать умения правильно ставить при них знаки препинания и использовать в речи предложения с обособленными определениями и приложениями.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Формирование функциональной грамотности с использованием блочно-модульной технологии
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Отчего у нас так мало людей, пишущих совершенно правильно, отчего даже и в печати так часто появляются ошибки против правописания?

Не оттого ли, что мы не довольно уважали основательное изучение первых начал, азбуку всякого дела, знание которой не составляет заслуги, но которой неведение - непростительно?

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Спонтанная коммуникация: в поисках языкового позитива
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Термин "языковой позитив" традиционно понимается в аспекте так называемых мелиоративно (положительно) окрашенных слов: солнышко, воспеть, колыбель и т.п. Вместе с тем существуют не только готовые блоки позитива, но и другой уровень возможного его изучения. Это целые ситуации, формы и темы общения, стимулирующие наиболее достойное речевое поведение и становящиеся участками отслеживания языкового позитива: рассказы об истории семьи, внутрисемейное общение, частная переписка, любительское стихотворчество, общение с животными. На таких участках проще отыскивается положительная экспрессия метафор, гипербол, оценок, интонации. Парадокс проблемы - в соединении "репликовых" и текстовых материалов. Письмо, сочинение (об истории семьи), любительское стихотворение - тексты, тогда как "спонтанная коммуникация" - это по преимуществу некоторая совокупность зафиксированных реплик. И по текстам, и по репликам дефицит материала для исследования ощущается весьма и весьма остро. Казалось бы, вооружись диктофоном и записывай "спонтанную коммуникацию" в первородном ее состоянии, так же как получи разрешение исследовать чью-либо переписку или тетрадку с неопубликованными стихами. При таком комплексном подходе потенциальный исследователь рискует оказаться заваленным материалом в лучшем случае нейтрального характера, но чаще далеко не нейтрального, негативного, отрицательного. Мы применяем иной подход, методику, разработанную для собственных писательских нужд современным прозаиком Н. В. Горлановой1. Суть методики - фиксировать практически сразу все сколько-нибудь достойное последующей проработки. Точность фиксации - наиболее уязвимая деталь в работе, ее отлетающий ангел. Малейшая задержка записи чревата подключением, вторжением языковой памяти исследователя.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Речевая деятельность учащихся при работе с художественным текстом
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: О. Шпенглер писал: "Понимать мир - значит устоять перед миром".

Сегодня технологизм присутствует во всем - всепоглощающий и опустошающий. Образовательная технология. Социально ориентированные технологии. Технология поведенческая... Алгоритмы, программы, тесты, контрольно-измерительные материалы, фреймы, модели... Возникает тотальный слой компьютерного сознания при снижении высших ценностей.

Книга у нас не является предметом общения и утрачивает влияние на становление личности ребенка. В связи с этим чувства многих учащихся заметно приземлены; их эмоции во многих отношениях примитивны, односторонни, основаны на обыденном сознании, т.е. неглубоких стереотипных представлениях.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Учебное исследование как условие эффективного обучения
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Новым в собственной педагогической системе считаю работу по современному учебному комплексу (научный редактор - доктор филологических наук, профессор В. В. Бабайцева).

В практику своей работы активно внедряю технологию развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова,

поэтому управление развитием каждого ученика стало непременным условием моей работы.

Одной из важнейших задач считаю пробуждение у учеников исследовательского интереса.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Мотивы лирики XIX в. в произведениях литературы XX в.
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Повесть А. Приставкина "Ночевала тучка золотая"

Вступительное слово учителя. Сегодня нам предстоит по-новому взглянуть на стихотворение, которое вы, вероятно, знаете с детства. А картины М. Ю. Лермонтова - кавказские акварели поэта, - надеюсь, помогут вам и самим почувствовать себя в роли художников.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Мифопоэтические парадигмы в произведениях Ю. Полякова
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Наш журнал много усилий предпринимает для того, чтобы современная, в точном смысле слова, литература пришла на урок литературы в современную школу. И нас не может не радовать, когда наши усилия поддерживаются усилиями наших авторов, тем более авторов, прежде не печатавшихся на страницах "Русской словесности". Статья Ларисы Захидовой посвящена последним повестям Юрия Полякова, писателя популярного у молодого читателя еще со времен дементьевской "Юности", со времен повести "ЧП районного масштаба". Можно сказать, что Юрий Поляков не кем-то извне был приведен, рекомендован в школу, а пришел в школу вместе со своим, полюбившим его читателем.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Предыдущие 10 публикаций | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Следующие 10 публикаций

Ваши комментарии