Формирование практической грамотности на уроках русского языка в условиях современной школы
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Изобретение автомобиля не лишило человека возможности и удовольствия ходить пешком. Создание корректорских компьютерных программ не снимает, разумеется, проблем грамотности, и не нужно надеяться на то, что написанная через "А" корова будет превращена в "нормальную" корову хитроумной программой. Наши надежды - на хорошего словесника, грамотного ученика, который без "электронных костылей" будет самостоятельно, не хромая, ходить путаными лингвистическими путями.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Поговорим об интуиции
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Чему мы учим на своих уроках? Русскому языку, естественно. Но такой ответ будет слишком общим. Попробуем спросить иначе. Чего мы хотим от ученика, каких конечных результатов мы хотим достичь? Думаю, многие согласятся, что идеально было бы научить всех и каждого писать интуитивно.

Интуитивное письмо... Мы употребляем это выражение часто, в значении "правил не знает, а пишет грамотно". Но как этого достичь? И можно ли этого достичь? Ведь в самой постановке вопроса уже содержится парадокс: как путем изучения правил (а именно так до сих пор строится курс русского языка в большинстве программ) прийти к тому, чтобы человек эти правила как бы забыл и писал без них?

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


От планирования материала к планированию деятельности (продолжение)
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Понимание характера героя, характера человека - одна из самых увлекательных задач, которые ставит перед нами литература. Интерес к человеку, восторг узнавания, формирование отношения, созревание любви или неприятия, постоянные вопросы к самому себе - "почему?" - почему он мне нравится, а она нет, почему он поступил именно так, насколько это для него органично, почему он не ответил мне правду. Почему, почему, почему...

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


На пути к эссе
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: После публикаций в 2000 г. об эссе как жанре словесной культуры и виде школьного сочинения в старших классах автор и редакция получили отклики специалистов и читателей, в которых прозвучал вопрос, можно ли обучать этому виду творческой работы начиная со среднего школьного возраста. Этой теме посвящена новая статья.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Бессмертна ли мафия? О нравственном смысле современных детективных повествований
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Над временем и страной навис криминальный угар.

Кто платит деньги, заказывает любое убийство; "тати неуловимые" похищают грудных младенцев и высокопоставленных чиновников; бывший прокурор великой державы изучает в подробностях собственное уголовное дело; двенадцатилетние белорусские беглянки-синеглазки служат наложницами в сексуальных притонах ночного мегаполиса; писатель-возвращенец, вития "прав человека" в Советском Союзе, нынче скорбит по случаю обвала России, забыв о своей скромной роли в сотворении его.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Изучение романа В. Войновича "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" в XI классе
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В телеэфире в День памяти жертв политических репрессий ведущая одной из передач задала вопрос своему собеседнику: где, в каких источниках современное поколение может находить информацию о тех беззакониях советского режима, которые случились совсем недавно, но молодежью воспринимаются как нечто давнее, ископаемое, а то и вовсе не осознается? Визави телеведущей ответил: пусть читают "Архипелаг ГУЛаг". Я же подумала: и "Чонкина" (список, надеюсь, каждый продолжил бы индивидуально и был бы прав). Одно не заменяет и не отменяет другого. Страшные страницы нашей истории можно постигать не только в скорби, но и в смехе. Это один из древних архетипов культуры: хоронить, возрождаясь и смеясь. На одни и те же факты можно смотреть по-разному, это зависит от вкуса, стиля, мировоззрения. Здесь не может быть антитетических оценок: кто прав - кто не прав. Это другая шкала.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Стихи о стихах: цикл А. Ахматовой "Тайны ремесла"
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Цикл Анны Ахматовой "Тайны ремесла" впервые опубликован в ее последней прижизненной книге стихов "Бег времени", вышедшей в октябре 1965 г. Этот сборник Анна Андреевна начала готовить в сентябре 1960 г., на основе так и не опубликованной седьмой книги ее стихов "Нечет", сданной в издательство еще в 1946 г. и возвращенной автору в 1952 г. Принцип хронологии, лишь приблизительно соблюдавшийся Ахматовой в предыдущих книгах, в "Беге времени" принципиально нарушен. Отчасти это объясняется тем, что в 60-е гг. Ахматова решилась записать часть стихотворений 30-х гг., до той поры хранившихся только в памяти поэта и близких ей людей. Однако надежды Ахматовой на ослабление цензуры не оправдались, и в результате под названием "Бег времени" фактически вышла не седьмая книга поэта, а сильно искаженный подцензурный сборник, куда вошли стихотворения из всех ранее выходивших книг 1 . Кроме "Тайн ремесла" в книгу "Бег времени" входят циклы: "Вереница четверостиший", "Из заветной тетради", "Венок мертвым", "Из стихотворений 30-х годов", "Черепки", "Северные элегии", "Песенки", "Шиповник цветет", "Античная страничка".

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


От чего мы избавимся, отказавшись от выпускного сочинения по литературе
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Выдвигать аргументы "против" в споре, суть которого в вопросе "оставить или убрать" что-то из школьной программы, дело неблагодарное. В самом деле, говорить на трех европейских языках, лучше, чем ни на одном, знать высшую математику - лучше, чем не знать ничего, уметь писать сочинения на любую (литературную, свободную, историческую и т.д.) тему - лучше, чем не уметь связать двух слов. Что уж тут возразишь. Только жизнь вносит свои поправки. И происходит так, как может быть, а не так, как хотелось бы.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Не так и мрачно наше литературное образование. Беседа редактора "Русской словесности" с Львом Всеволодовичем Тодоровым
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Льву Тодорову - семьдесят. И не нужно удивляться, восклицать: "Не верится!". Потому что Мастер - это и талант, и мудрость, которая приходит с годами, и искренний интерес к жизни, не убывающий со временем. Но это последнее - только у больших, настоящих, умных, глубоких... "Русская словесность", поздравляя члена общественного совета журнала, доктора педагогических наук, профессора Льва Всеволодовича Тодорова, присоединяется к звучащим сегодня в самых разных городах и селах России словам благодарности коллег, учеников, соратников юбиляра - за дружбу, за учебу, за пример высокого отношения к своему профессиональному долгу.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"Идет-гудет Зеленый Шум..." (Метонимия и синекдоха)
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Метонимия (греч. metonymia - переименование) - троп, перенос названия с одного предмета на другой, смежный с ним, т.е. близкий ему. Читаем у А.С. Пушкина:

Не дай мне Бог сойти с ума.

Нет, легче посох и сума;

Нет, легче труд и глад. ("Не дай мне Бог сойти с ума...")

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Работа над синонимами - одно из средств обогащения словарного запаса
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Продолжаем публикацию дидактических материалов Б.И. Матвеева для преподавания русского языка нерусским учащимся, начатую в N 6, 2000 г. (См.: Матвеев Б.И. Изобразительные и выразительные возможности антонимов).

В отборе материала автор ориентируется на лексический минимум для национальной школы.

* * *

Синонимы - это слова, по-разному звучащие, но одинаковые или очень близкие по смыслу: надо - нужно, автор - писатель, смелый - храбрый, аплодировать - хлопать и т.д. Принято обычно различать две основные группы синонимов: понятийные, или идеографические, связанные с дифференциацией оттенков одного и того же значения (враг - противник, влажный - сырой - мокрый), и стилистические, связанные прежде всего с экспрессивно-оценочной характеристикой того или иного понятия (лицо - рожа, рука - длань - лапа). В данной статье рассматриваются за редким исключением синонимы только первой группы. Именно с них, как показывает практика, целесообразно начинать знакомство с функциями синонимов, обогащать словарный запас нерусских учащихся.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"Кто не рискует, тот не пьет шампанского Или шампанское? (Прямое дополнение при глаголе с отрицанием)
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Почему в этом предложении имя существительное шампанское стоит в форме родительного падежа, а не винительного? Ведь это прямое дополнение.

Прямое дополнение может иметь форму родительного падежа, если управляющий глагол имеет при себе отрицательную частицу не ("Лежа хлеба не добудешь") или означает действие, переходящее не на весь предмет, а лишь на его часть, на некоторое количество чего-либо ("Здоров буду - и денег добуду").

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"Тоже мне, профессор: пинжак через Д пишет!"
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Эта реплика принадлежит "героине" одного из эстрадных номеров Марии Мироновой - приемщице химчистки. С сожалением приходится констатировать, что покойная Мария Владимировна (уже от себя - в разговоре с Андреем Карауловым) высказалась почти так же: обрушилась на правильное литературное ударение. Критикуя, "как теперь говорят", и вспоминая "старые добрые времена", она сказала: "Мы не могли говорить новостей, а говорили новостей, мы же не говорим гадостей..." (записано не дословно 13.11.98, НТВ).

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


О природе и функционировании речевых единиц
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Вопрос о соотношении языка и речи фактически перестал быть дискуссионным. Положение Ф. де Соссюра о том, что "язык одновременно и орудие, и продукт речи", или, в формулировке Н.Д. Арутюновой, "язык творит речь и в то же время сам творится в речи" 1 , стало аксиоматическим для большинства языковедов.

Однако если в общем (теоретическом) плане все более или менее ясно, то на уровне текста, конкретного общения возникает немало вопросов. К наиболее важным из них относятся: 1) какова специфика речи в отличие от языка (что в словесной ткани принадлежит языку и что - речи)? 2) Как функционирует и развивается речь в качестве относительно самостоятельной разновидности (стороны) единства "язык - речь"? 3) Как происходит превращение языковой единицы в речевую? 4) Каковы единицы речи и в чем их природа, особенности?

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Живопись на уроках русского языка
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Книга Л.А. Ходяковой "Живопись на уроках русского языка" (М., 2000) открывает дополнительные возможности для эстетического и нравственного воспитания на уроках русского языка.

Автор решает наиважнейшую для нашего времени проблему формирования интеллигентной личности средствами языка искусства как в обычной средней школе, так и в гимназиях, лицеях, колледжах.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Я - экскурсовод
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Каждый ли может интересно рассказать об увиденном и услышанном? На наш взгляд, можно научить школьников делиться впечатлениями (повествовать, описывать, убеждать), предложив им выступить в роли экскурсовода. Эта коммуникативная, роль естественна для ученика. Он знакомит гостей со своим городом, школой, домом. По заданию учителя совершает на уроке путешествие по воображаемой лингвистической стране, рассказывает об экспонатах школьного музея, выставке детских работ, о картинной галерее.

Предлагаем вариант обучения экскурсионному слову на уроках развития речи (риторики) в IX классе. Темы уроков цикла "Я - экскурсовод" охватывают различные коммуникативные ситуации: "Особенности экскурсионного общения", "Готовимся к экскурсии", "Город, что сердцу дорог...", "В музее одной картины", "На экскурсию... домой!", "Путешествуем в мир литературы".

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Самые трудные приставки (ПРИ- И ПРЕ-)
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: (Повторение в старших классах)

Как по-вашему, почему эти приставки самые трудные? Читайте дальше только после того, как у вас возникнут собственные соображения.

Наверное, вы уже прекрасно поняли.

Во-первых, правописание этих приставок регулируется не одним или двумя правилами, а несколькими. Во-вторых, существует много слов, которые не умещаются ни в одно из этих правил. И в-третьих, самое главное - все эти правила основаны на точном понимании смысла, а иногда и переносного смысла этих слов, а вы не всегда вдумываетесь в этот смысл. Кроме того, есть слова, в которых сочетания букв при и пре вовсе не являются русскими приставками, и путать их с приставками нежелательно.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Пунктуация в старших классах. Первые занятия: диагностика умений, обучение самоконтролю
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Учителем Московской лингвистической гимназии N 1531 Людмилой Федоровной Казаковой разработан курс пунктуации для Х (XI) класса (32 двухчасовых урока в течение года). Предлагаемые здесь материалы первого, вступительного занятия дают представление о технологических идеях автора и их осуществлении в практике преподавания русского языка старшеклассникам.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Формирование понятия о стиле писателя (на материале рассказов М. М. Зощенко)
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Формирование компетентного читателя - важнейшая задача литературного образования в школе. "Чтобы диалоги-встречи, обогащающие читателя, состоялись, ему нужны и эстетический вкус, и живой интерес к писателю и его произведениям, и способность непосредственно ощущать их художественные достоинства" 1 . Такое восприятие художественных произведений предполагает определенный уровень сформированности у учащихся понятия о стиле писателя.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"Борис Годунов" - трагедия А. С. Пушкина и народная музыкальная драма М. П. Мусоргского. Опыт интегрирования
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Вряд ли можно найти более благоприятный и плодотворный повод интегрирования гуманитарных дисциплин, нежели тот, который дает трагедия Пушкина "Борис Годунов" в XI классе. Вместе с учителями истории, мировой художественной культуры словесник при повторении литературы предлагает по-новому осмыслить фундаментальные проблемы культуры прошлого, показать ее непреходящую, а может быть, и все усиливающуюся актуальность в нашем движении к пушкинской мудрости.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"...И бездны мрачной на краю..." (К вопросу о преподавании поэзии в школе)
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: И.Ф. Гербарт, говоря о роли знаний в развитии личности школьника, отмечал, что "знания развивают не только ум, но и нравственность учащихся. Особенно остро этот вопрос стоит на уроках литературы, и здесь важно все: подбор художественных произведений, направление их анализа, соотношение эстетического и идейно-нравственного в произведении и многое другое. А ведь русская литература, как никакая другая, теснейшим образом связана с политическим, экономическим и прочими состояниями общества. Каждый виток развития литературного процесса вплотную зависит от событий, будоражащих страну.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова - оригинальная версия русского метаромана XX в.
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Еще Ф.М. Достоевский назвал великие "вопросы о том: есть ли Бог и есть ли бессмертие" 1 , настоящими русскими. Искание истины на путях мистико-религиозного постижения мира свойственно русской литературе. Этот тип художественного мышления доминантный в творчестве Ф.М. Достоевского, Ф.И. Тютчева. Л. Андреева, Д. Мережковского, Б. Пастернака, И. Шмелева и других.

Одна из оригинальнейших реплик в напряженном диалоге русских художников XIX-XX вв. о бытии Бога принадлежит М. Булгакову. "Я - мистический писатель" 2 , - сказал он о себе. Как и Достоевского, его можно назвать "реалистом мистическим" 3 , реалистом в высшем смысле (Д.; 27.65).

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Москва и Петербург в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Биографы Льва Николаевича Толстого отмечают, что в течение долгой жизни писатель часто посещал Москву. В ней он работал над многими произведениями, в которых отразилась жизнь города в самых разнообразных ее проявлениях. Прототипы некоторых художественных образов Толстого - люди, связанные со столицей.

Улицы, площади, переулки, мосты, заставы, дома Москвы стали многими местами развития событий и в романе-эпопее "Война и мир". С ними неразрывны герои, сцены, эпизоды великой книги.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


О РЕЧЕВОМ ЭТИКЕТЕ
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Речевой этикет - это этикет, т.е. правила обхождения людей друг с другом, воплощенный в речи. Это приветствие и прощание, обращение, благодарность и извинение и многие другие речевые проявления этикета. В узком смысле это определенная сумма ситуаций и выражений, употребляемых в каждой ситуации, в широком же смысле - обхождение людей друг с другом охватывает все наше общение.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"Бытие в тупике" (Аномальность в языке повести А. Платонова "Котлован")
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Когда мы говорим об уроках словесности, о сложности и неоправданности в большинстве случаев создания единого курса, в котором бы слились (и взаимно бы нивелировали друг друга!) язык и литература, то забываем о том материале, где такое интегрирование диктуется самим характером этого материала. Творчество Андрея Платонова - одна из тех тем. где такое интегрирование попросту неизбежно. Андрей Платонов писал на своем, платоновском, языке. И не поняв этого языка, нельзя понять смысла и прелести его произведений. Статья А.Г. Мухина "Бытие в тупике" нам представляется чрезвычайно полезной в этом отношении.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Предыдущие 10 публикаций | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Следующие 10 публикаций


Ваши комментарии