Картины мира и многомирие в языке и поэтическом тексте
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В проблематике современной языковой и художественной семантики (в значительной степени под влиянием философии и логики) особая роль отводится проблеме многомирия и отражению его в языковой картине мира.

Термин "картина мира" впервые был предложен Л.Витгенштейном(1). В антропологию, семиотику (науку о знаковых системах), а следовательно, и в лингвистику (ибо язык есть самая общезначимая система знаков) термин был введен немецким ученым Лео Вайсгербером. Известный современный семиотик, лингвист и философ В.Руднев определяет "картину мира" как "систему интуитивных представлений о реальности"(2).

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ФЕНОМЕН ДЕРЕВЕНСКОЙ ПРОЗЫ
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Как пишут зарубежные русисты, "наиболее убедительным свидетельством выживания собственной русской литературы в многонациональном СССР в период так называемого застоя стала русская деревенская проза - наиболее состоятельное (с эстетической и идеологической точки зрения) литературное направление, сформировавшееся в послесталинское время и получившее развитие в последующие исторические периоды"1. В целом, многие зарубежные исследователи относятся к "деревенской п розе" как к беспрецедентному феномену, продолжательнице традиций исконной русской культуры и ищут в ней разгадку загадки русской души в ее устремленности к идеалу - в противовес ощущению бесцельности, абсурдности бытия.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Вступительный экзамен по русскому языку в Московском государственном строительном университете
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Поступающие в МГСУ сдают конкурсный экзамен по русскому языку (изложение) по двухбалльной оценке, по системе "зачет" и "незачет".

Вступительные испытания проводятся на русском языке по программам среднего (полного) общего образования.

Текст изложения читается экзаменатором два раза в нормальном темпе. Во время чтения текста абитуриенты могут делать рабочие записи.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОМУ КОМПЛЕКСУ В.В.БАБАЙЦЕВОЙ "РУССКИЙ ЯЗЫК". V КЛАСС.
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Учебный комплекс по русскому языку, созданный авторским коллективом под руководством В.В.Бабайцевой, включает следующие компоненты: учебник "Русский язык. Теория" для V-XI классов; сборник заданий "Русский язык" для каждого класса отдельно; "Рабочую тетрадь по русскому языку" для каждого класса отдельно1.

1 О содержании и лингвометодических основах курса и каждого компонента учебного комплекса см.: Бабайцева В.В. Программа по русскому языку для V-XI классов учебных заведений с углубленным изучением русского языка // Русская словесность. 1999. N 1N Бабайцева В.В. Новый учебный комплекс по русскому языку для V-XI классов // Русская словесность. 1996. N 5.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Знаки препинания при одиночном союзе
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Предлагаемые материалы имеют целью предупреждение (или устранение) ошибок в постановке запятой перед союзом и - и после него. Автор исходит при этом из убеждения в том, что пунктуационные ошибки (как и ошибки орфографические) являются следствием неспособности пишущего к расчлененному представлению речевого потока. Школьники, мало подготовленные грамматически, не видят границ простых предложений, частей сложных предложений, не актуализируют в процессе письма синтаксических связей внутри простого предложения, не ощущают слов, стоящих вне синтаксической структуры простого предложения (обращений, вводных слов), не выделяют конструкций, обладающих в предложении синтаксической автономией (обособленных членов) и т.п. В школьных учебниках и пособиях по правописанию пунктуационные темы организуются, как правило, по синтаксическому признаку, а именно - с точки зрения того, с какой именно синтаксической конструкцией связан тот или иной знак препинания, то или иное пунктуационное правило. Сами пунктуационные темы носят наименование соответствующих синтаксических департаментов: "пунктуация в бессоюзном сложном предложении", "знаки препинания при однородных членах", "тире между подлежащим и сказуемым" и т.п. Не трудно заметить, что такой подход к пунктуации заключает в себе позицию "о т о б у ч а ю щ е г о" - языковеда, учителя - т.е. лица лингвистически компетентного, опирающегося в обучении школьников пунктуации на сильные лингвистические презумпции - таким образом, как если бы эти презумпции существовали не только в сознании учителя, но и в сознании ученика. Между тем адресат обучения той грамматической базой, которой требует от него русская пунктуация, за редкими исключениями не обладает, свидетельством чему являются сплошные пунктуационные неудачи школьников, абитуриентов и даже студентов.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Деловая автобиография IX класс
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В IX классе мы показываем школьникам на уроках риторики значение деловой и неделовой автобиографии в жизни; знакомим с деловой автобиографией и автобиографическим повествованием как речевыми жанрами, их особенностями; учим писать автобиографические повествование и деловую автобиографию с учетом адресата; показываем отличие автобиографии от дневников, мемуаров, характеристики.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


О современном изучении прозы 1920-х годов (На примере "Собачьего сердца" М.Булгакова)
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Обоснование выбора произведения и задачи занятия

В лекционном курсе по истории русской литературы XX в. рассматриваются булгаковские произведения, занимающие важное место в литературном процессе 1920-1930-гг., - романы "Белая гвардия" и "Мастер и Маргарита", пьеса "Дни Турбиных". На практическом занятии анализируется "собачье сердце". Это - одно из лучших произведений "задержанной литературы", основанное на гротеске и мифотворчестве и содержащее черты антиутопизма. Кроме того, повесть интересна заключенной в ней острой критикой ряда явлений в жизни послереволюционной России, а также философско-нравственной проблематикой. Наличие в настоящее время разных интерпретаций "Собачьего сердца" может сделать по-настоящему дискуссионным анализ произведения в студенческой аудитории.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Один стих "Мирской власти" Пушкина
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Это стихотворение, как известно, Пушкиным не печаталось, а публиковалось годы спустя по копиям, получив такой вид:

"Когда великое свершалось торжество,

И в муках на кресте кончалось божество,

Тогда по сторонам животворяща древа

Мария-грешница и пресвятая дева,

Стояли две жены,

В неизмеримую печаль погружена.

Но у подножия теперь креста честнаго,

Как будто у крыльца правителя градского,

Мы зрим - поставлено на место жен святых

В ружье и кивере два грозных часовых.

К чему, скажите мне, хранительная стража? -

Или распятие казенная поклажа,

И вы боитеся воров или мышей? -

Иль мните важности придать царю царей:

Иль покровительством спасаете могучим

Владыку, тернием венчанного колючим,

Христа, предавшего послушно плоть свою

Бичом мучителей, гвоздям и копию:

Иль опасаетесь, чтоб чернь не скорбила

Того, чья казнь весь род Адамов искупила,

И, чтоб не потеснить гуляющих господ,

Пускать не велено сюда простой народ?"

(3; 417)1

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Художественное время и художественное пространство в романе Лермонтова "Герой нашего времени"
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В художественном произведении изображаемые события происходят, как и в реальном мире, во времени - утром или вечером, летом или весной - и в пространстве - в городе или в деревне, на дороге или дома, в степи или в горах. Средствами языка писатель создает художественные образы времени и пространства; в произведении словесности они составляют единство, которое называется хронотопом. Этот термин, образованный от греч. chronos - время и topos - место, ввел в теорию словесности замечательный ученый XX в. М.М.Бахтин (1895- 1975). Художественная действительность благодаря хронотопу воспринимается как целостность.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ (Сценарий литературно-музыкального вечера)
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Звучит музыка Я.Сибелиуса (Финляндия. Симфоническая поэма ля бемоль мажор. Соч.26.N7).

ВЕДУЩИЙ. Конец XIX - начало ХХ века - это один из самых сложных и интересных периодов в истории России. Это эпоха величайших социальных катаклизмов и грандиозных революционных битв. В воздухе носится ощущение тревоги, предощущение бури. Но это и один из самых плодотворных периодов в русской культуре. Это всплеск новаций и развитие традиций в живописи, музыке, литературе, это масса новых имен, течений, направлений, объединений. В это время жили и творили такие художники, как М.Врубель, В.Борисов- Мусатов, Р.Фальк, А.Лентуллов, возникало множество творческих объединений художников.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Экстернат: новая форма обучения?
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В последнее время активно развивается такая форма обучения, как экстернат. Сегодня завуч школы-экстерната N 712 Н.И.Никитина отвечает на вопросы корреспондента журнала.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Русский язык. Слова, грамматически не связанные с предложением
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: I. Предложение и его члены. (Повторение.)

1. Для чего человеку нужен язык? (Язык позволяет людям думать, сообщать друг другу мысли, действовать сообща, учит понимать прекрасное.)

2. Какой синтаксической единицей мы пользуемся, когда передаем мысли друг другу? (Предложением.) Какое свойство предложения способствует этому? (Слова в предложении имеют общий законченный смысл.)

3. Запись и анализ предложения: Большая ворона медленно и важно прохаживается по садовой дорожке.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ПУШКИН В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Пушкинские юбилеи почти всегда были событиями в общественной жизни нашей страны. Иногда они оказывались чуть ли не исторически знаком эпохи. И уж во всяком случае они становились фактами большого культурного значения. "Морфология" юбилейного праздника, разумеется, определялась общественной атмосферой времени, но и последняя испытывала воздействие торжественной даты. Естественно, что тот, кто влиял особенно сильно на указанную атмосферу, более всего заботился о соответствующей интерпретации творчества поэта и его "приспособлении" к политическим нуждам времени. Это были люди власти, добивавшиеся, как правило, своих целей.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ