Конспект открытого урока по литературе на тему: "Мир русской усадьбы в повести А. С. Пушкина "Барышня-крестьянка""
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Обоснование выбора темы

Учитывая недостаточное знакомство школьников (шестиклассников) с культурно-историческим контекстом конца XVIII - начала XIX в., отсутствие представления, особенно у городских школьников, о быте русской деревни, о жизни русских дворян в своих родовых поместьях, думаю, что проникновение в мир дворянской усадьбы позволит школьникам понять эпоху, в которой жили А. С. Пушкин и его герои и которая является неотъемлемой частью нашей истории, более глубоко почувствовать лирику поэтов пушкинской поры и станет основой для прочтения "Евгения Онегина" и понимания русского национального характера (И. Гончаров. "Обломов"). А может, это сподвигнет наших детей на восстановление и сохранение старинных дворянских усадеб и величественных липовых аллей прекрасных парков.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Последний аргумент Иуды
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Повесть Л. Андреева "Иуда Искариот" входит в школьную программу, хотя и не является обязательной для изучения. Она действительно заслуживает серьезного разговора и по своим художественным достоинствам и по актуальности поставленных там проблем: что правит миром - добро или зло, истина или ложь? можно ли, нужно ли жить праведно в неправедном мире, когда точно знаешь, что строго соблюдать прекрасные христианские заповеди невозможно?

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Всего восемь слов (Об одном стихотворении Александра Сергеевича Пушкина)
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Коротко да ясно, оттого и прекрасно

Народная пословица

Закладка в книге.

Для кого-то - давным-давно изобретенный людьми способ быстро находить нужную страницу.

Для кого-то - своеобразный барьер, "отметка", дальше которой дело пока не сдвинулось, да и сдвинется ли? Вот ведь лежит на столе у Алексея Сергеевича Манилова книжка, заложенная закладкой на четырнадцатой странице. И читает владелец Маниловки эту легендарную книгу "уже два года"...

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Функция литературной цитаты в структуре поэмы Венедикта Ерофеева "Москва - Петушки"
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Во многих исследованиях, посвященных поэме Венедикта Ерофеева "Москва - Петушки", так или иначе затрагивается тема цитаты в поэме (что, в принципе, неизбежно, поскольку здесь приходится иметь дело с произведением, написанным с помощью метода "непрерывного цитирования" 1 ). Существует ряд работ, посвященных (полностью или частично) выявлению источников цитат в поэме на всех уровнях, от прямого включения чужого текста в речь своего персонажа до "цитирования ситуации". Н. Богомолов обнаружил в поэме даже цитирование ситуаций из русской литературы Серебряного века в перевернутом виде. (Напр., слушание певца с мерзким голосом в ресторане Курского вокзала оказывается переворачиванием ситуации из стихотворения В. Ходасевича, где тупой обыватель не слышит музыки сфер 2 . Веничкина фраза "Глупое сердце, не бейся!" понимается как отсылка к строке Ходасевича же "А сердце все бьется". Поэма, с этой точки зрения, строится как спор с любимыми В. Ерофеевым поэтами Серебряного века.)

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Что было? Что будет? Чем сердце успокоить...
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Беседа редактора "Русской словесности" А. И. Княжицкого с Т. А. Калгановой и Е. А. Зининой

Последние пятнадцать лет теперь уже прошлого XX века - время иллюзий и крушения иллюзий, время надежд на быстрые и необратимые перемены и понимание того, что без изменения сознания никакие перемены не могут утвердиться в повседневной жизни. В жизни народа, в той сфере, от которой во многом зависит сознание народа, - в образовании, в гуманитарной его части, особенно в литературном образовании. Помните начало этого пути? Привыкшую к звездам эстрады сцену "Останкина", на которой выступает учитель литературы из тогда еще Ленинграда - Евгений Николаевич Ильин... Казалось, вот она человеческая литература, и стоит перенять опыт великого Ильина, и сразу же рухнет насквозь идеализированная школьная литература, пресловутый социалистический реализм как вершина литературного процесса. Место одиноких романтиков в дальнейшем заняли отдельные вполне солидные программы и учебники, обновленные методики. И казалось... Ох как много казалось... Но одни программы и вертикали учебников по литературе порой неотличимы друг от друга даже при рассматривании их под микроскопом. Другие настолько перегружены материалом, что абсолютно нереальны. Третьи грешат элементарными литературоведческими ошибками. Главное, однако - при всех видимых недостатках было разрушено однообразие, унификация, репродуцирование одной - утверждаемой - оценки литературного произведения. Главное в том, что сохранилась литература как школьный предмет, готовность к еще более радикальным и эффективным переменам. И в этом неоценимая заслуга Татьяны Алексеевны Калгановой, все это время - ох, какое нелегкое время - работавшей главным специалистом Министерства образования по литературе.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Интеллектуальный марафон
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Школа N 506, в которой я работаю, дает учащимся углубленные знания по экономике, маркетингу и другим дисциплинам, необходимым будущему бизнесмену И если к IX классу еще проявляется интерес к географии и истории, то литература и русский язык явно отодвигаются на задний план. А это недопустимо: в конце учебного года проводится аттестация. Как сделать так, чтобы все учебные предметы стали одинаково важны и одинаково нужны? Нужно неформальное коллективное творческое дело. И оно было разработано и проведено в школе в 1998/99 уч. г. Интеллектуальный марафон - праздник знаний, проявляемых в нестандартной ситуации, проблемные конференции, встречи в клубе веселых и находчивых, лекции преподавателей кафедры экономики Открытого университета. В течение недели учебные занятия проводились по особому расписанию, а учителя-предметники давали особые уроки. Для удобства все учащиеся с VIII по XI класс разделились на три команды внутри класса и объединились в лиги по цветам российского флага.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Учебник XXI века: общегуманистическое и национальное в учебной книге.
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Научно-практическая конференция. Санкт-Петербург. 17-18 апреля 2001 г.

В конференции приняли участие 132 представителя из Министерства образования РФ, республик Татарстан, Башкирия, Чувашия, Удмуртия, Тыва, Хакасия, Коми, Саха (Якутия), Северная Осетия-Алания, Дагестан, Алтай, Мордовия, Ямало-Ненецкого АО, Чукотского АО, Эвенкийского АО, Таймырского АО, Корякского АО, Тюменской области, городов Москва, Санкт-Петербург, Липецк, Хабаровск и др., а также из Эстонии и Финляндии.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Русский язык в школе: опыт, проблемы, перспективы.
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Научно-практическая конференция

13 - 15 марта в г. Казани, столице Республики Татарстан, исторически сложившемся научном, учебном и культурном центре России, состоялась первая в постсоветский период Всероссийская конференция, посвященная проблемам преподавания русского языка как средства межнационального общения.

Конференция проводилась под эгидой Министерства образования Российской Федерации и Правительства Республики Татарстан. В работе приняли участие более 700 человек из 13 регионов России.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Русский речевой этикет. Выбираем "ты" или "Вы"
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Русский речевой этикет. Выбираем "ты" или "Вы" 1

К правилам речевого общения, речевого этикета относится уместное, адекватное комплексу ситуативных и социальных, в том числе психологических, условий, использование ты/Вы- форм как местоименных указателей адресата.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


На пути к словесности. (Из опыта работы)
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Интеграция двух школьных предметов - русского языка и литературы - рассматривается сегодня, в частности Н. М. Шанским, как путь к преодолению филологических просчетов в методике преподавания обоих предметов.

Ознакомившись с опубликованными программами курсов "Словесность" (Власенков А. И. "Интегрированный курс русского языка и литературы (I-XI классы)"; Львова С. И. "Словесность (VIII-IX классы)"), определяем для себя задачи : 1) научить школьников чтению художественной литературы под "лингвистическим микроскопом" (Н. М. Шанский); 2) ознакомить ребят с выдающимися русскими учеными-языковедами; 3) всю работу строить на материале художественных текстов, на уроках словесности изучать только великих писателей, оказавших большое влияние на развитие русского языка.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Стихотворение Т. Белозерова "Сохатый" на уроке развития речи. VI класс
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Материалы к уроку

Изучение языка художественного произведения учительница из Омска Ольга Васильевна Орлова считает важнейшим средством приобщения детей к языковой культуре. Она решила поделиться с читателями журнала опытом анализа на уроке в VI классе стихотворения омского поэта Т. М. Белозерова.

О. В. Орлова, (Омск)

Стихотворение Т. Белозерова Сохатый" на уроке развития речи. VI класс

Цель урока - отработка умения анализировать художественный текст по следующей схеме.

1. Тема, идея.

2. Стиль речи.

3. Художественные средства (метафора, метонимия, сравнение, олицетворение, эпитет).

4. Лексические средства (повтор, синонимы, антонимы, устаревшие слова, неологизмы, фразеологизмы, диалектизмы, профессиональные слова).

5. Тип речи.

6. Способ связи предложений (параллельный, цепной).

7. Морфология (какие чаще используются части речи и почему).

8. Синтаксис (какие типы предложений используются и почему).

9. Пунктуация ("говорящие" знаки препинания).

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Живые демонстрации
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Живые демонстрации, или новый взгляд на хорошо известное "старое"

Движенья нет, - сказал мудрец брадатый,

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый.

А. С. Пушкин.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Программирование на уроках русского языка
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Уроки финалиста Всероссийского конкурса "Учитель года России-99" Владимира Викторовича Агибалова демонстрируют одну из возможностей интенсифицировать изучение грамматической теории, сделать его более осознанным, вызвать живой интерес школьников.

В. В. Агибалов (Орловская область)

Программирование на уроках русского языка

I. Зачем нам программирование

Настоящая работа представляет собой логическое продолжение опыта применения на уроках русского языка системы графических синонимов при изучении ряда грамматических и орфографических правил. Такой опыт накоплен в Малокуликовской средней общеобразовательной школе Орловского района Орловской области с 1993 г.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Бессмертна ли мафия? О нравственном смысле современных детективных повествований
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Около трех лет назад просвещенный любитель детектива был решительно выведен из аскетического читательского равновесия "изысканными романами" неизвестного и поначалу таинственного автора Б. Акунина. Романы шли привычной линией: "Азазель", "Турецкий гамбит", "Левиафан", "Смерть Ахиллеса", "Особые поручения", "Статский советник"... Да еще были обещаны на афише жанры великосветского, декадентского, мистического и прочая детектива. Оригинален и хронологический ход автора: вместе с его героем мы отправляемся во вторую половину XIX века. К ней не так уж часто обращаются наши литераторы.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Мировоззренческие истоки творчества В. Г. Распутина
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В. Г. Распутин в одном из интервью, говоря о своих крестьянских корнях, отметил: в деревнях "тяга к православию сильнее". И далее, размышляя о важности религиозной веры для русского человека, писатель подчеркнул: "...был бы рад, если заметится, что моя проза есть мировоззрение православного человека" 1 . Прояснению этого аспекта творчества Распутина могло бы способствовать рассмотрение его повестей в контексте трудов русских религиозных философов: Н. Федорова, о. П. Флоренского, И. Ильина.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


В мастерской художника слова. Урок по рассказу И. А. Бунина "Лапти" в 7 классе
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Материалы к уроку

С 27 марта по 31 марта Ханты-Мансийский автономный округ, Департамент образования и науки, Институт повышения квалификации и развития регионального образования гостеприимно приняли 7-й Всероссийский слет финалистов конкурса "Учитель года России".

В рамках слета прошли встречи и профессиональное общение ханты-мансийских учителей с учителями России, открытые уроки литературы и русского языка, творческие мастерские Широтова Виталия Валентиновича (Республика Коми), Шмуренко Татьяны Николаевны (Санкт-Петербург), Дехтяр Зинаиды Васильевны (Республика Тува). Гиматутдиновой Ирины Львовны (Республика Татарстан), литературный вечер Олега Геннадиевича Парамонова (Брянск), победителя Всероссийского конкурса "Учитель года".

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Сравнительный анализ поэтических текстов на уроках литературы
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Признание художественного мира уникальным, проверка его ценности временем - это главные условия получения художником имя творца. Правомерно ли сравнивать творения художника, если каждое из них единственное в своем роде? Имеем ли мы такое право и что дает нам сравнение?

Право на сравнение дает нам как раз желание понять неповторимость, ибо это лучший способ определения уникальности творения.

Сравнение как процесс дает возможность поисков себя, определения личностных ценностей, самоутверждения.

Все ли сравнимо? Можно ли сравнивать нравственные поступки героев античного мира и 20 века?

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


К. Б. Бархин о работе над эстетикой слова на уроке русского языка
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Константин Борисович Бархин, крупный педагог, филолог- языковед, переводчик, литературовед, наиболее ярко проявил себя как методист, активно разрабатывающий проблемы развития речи учащихся в начальной и средней школе, в 20 - 30-е гг.

В последние годы XX столетия внимание к методическому наследию Бархина возросло, и это не случайно. Его идеи о работе по развитию речи на уроках родного языка получили дальнейшее развитие в трудах методистов нового поколения, реализуются в школьном преподавании, нашли отражение в программах по русскому языку для общеобразовательных школ и учебниках 1 , выпущенных в 60-х гг. Многие концептуальные положения, высказанные К.Б. Бархиным еще в 20 - 30-е гг., воспринимаются сегодня необычайно актуально и современно.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Речевой этикет и вежливость
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Вежливость принадлежит культуре. С помощью вежливости мы демонстрируем присущую нам культуру поведения, культуру общения.

Речевой этикет тесно связан с вежливостью: в самом деле, здороваться и прощаться - вежливо, извиняться и благодарить - вежливо, а вот не извиняться и не благодарить - невежливо...

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Авторское повествование в рассказе А.П. Чехова "Спать хочется"
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: "Спать хочется" - маленький шедевр великого стилиста. Эта изящная прозаическая миниатюра вместила в себя всю неизбывность человеческого страдания. Ведь смерть живого существа, тем более младенца, - не выход из мучительного тупика, в котором оказалась героиня рассказа - девочка Варька. В этом рассказе А.П. Чехов "правдив до иллюзии" (если воспользоваться характеристикой Л.Н. Толстого). В столь сжатой художественной форме он раскрыл глубокую психологическую драму малолетней служанки, доведенной вынужденной бессонницей до изнеможения и отчаяния...

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Методика или схоластика?
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Об учебнике: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучева. "Русский язык". 5 класс. Научный редактор - академик РАО А.А. Леонтьев, - М.: Баласс, 1999.

Хороший школьный учебник - тот, который не противоречит науке. В этом случае методика преподавания находится в прямой связи с научным содержанием, естественным образом вытекает из него. Плохой - тот, где авторы считают лингвистическую теорию некой условностью, которую можно принимать, а можно не принимать, или принимать частично, внося изменения по своему усмотрению и вкусу. Методика в этом случае не мотивирована научным содержанием, а создается авторами тоже как условная, независимая от языка система, которая определяется идеологическими установками авторов, привычкой, "модой" и прочими обстоятельствами, лежащими вне языка. Неуважение к науке оборачивается творческой неудачей, и рецензируемый учебник - яркий тому пример. Рассмотрим отношения между лингвистикой и методикой в учебнике на примере важнейшего для школы раздела - орфографии.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Учиться увлекательно
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В издательстве "Баласс" вышел новый учебник русского языка для общеобразовательной школы. Этот учебник - только начало реализации образовательной программы "Школа - 2100", разработанной группой талантливых ученых под руководством академика РАО А.А. Леонтьева. Данная программа активно помогает внедрению идеи непрерывного образования и осуществлению серьезной подготовки к переходу на 12-летний курс средней школы. Учебник вызывает заслуженный интерес у преподавателей средней школы и исследователей-методистов. Сам факт появления этого учебника и его главные методические идеи служат реализации главного направления программы "Школа - 2100" - "Развитие и совершенствование содержания образования и обеспечение его программно-методическими и учебными материалами" (Предисловие к "Образовательной программе "Школа - 2100"". - М.: Баласс, 1999. - С. 7). Программу общеобразовательного курса по русскому языку разработали авторы недавно вышедшего учебника для 5 класса. Структура курса русского языка разделяется на три части: 1) 5-7 классы; 2) 8-9 классы; 3) 10- 11 классы. В центр первой части "Слово в языке и речи" поставлено слово. Содержание программы 5 класса представляет собой введение в данный курс, здесь предполагается рассмотреть понятия язык и речь, слово и словоформа, лексическое, грамматическое и общее значение слов, слово как часть речи, слово (словоформа) как строительный материал предложения, стилистическая окраска слова, орфограмма, опознавательные признаки и условия выбора орфограмм.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"...Он был, о море твой певец" (О перифразе)
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: ПЕРИФРАЗ (гр. periphrasis, от peri - вокруг, около, phradzo - говорю) - замена названия предмета описанием его признаков; в этом же значении употребляется и термин перифраза.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Игра на уроках словесности в VIII классе
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В VIII классе можно использовать те же игры, что и раньше * , только с новыми словами. Но есть немало и новых игр, которые открывают богатства языка и позволяют понять важнейшие свойства произведения словесности. Вот некоторые из них.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Итоговые контрольные диктанты в конце учебного года
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: 5 класс

I

Октябрь. Играют краски листопада, и насквозь просвечивается осенний лес. Замолкли птицы. Только шорох и шелест ворохов листьев под ногами подчеркивают лесную тишину.

Ветер - бессменный дворник леса. Разметал он по полянам разноцветные листья, шумными коврами устилает тропинки чащ. Вот от родимой ветки оторвался золотой лист и полетел к земле. Он долго кружится, словно хочет примоститься на грибной шляпке. В ней застоялась дождевая вода. Белка жадно пьет из грибной лунки. Все лето собирала хлопотунья запасы на зиму: орехи, желуди, грибы.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Предыдущие 10 публикаций | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Следующие 10 публикаций


Ваши комментарии