НОВАЯ КНИГА ПО ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФОЛЬКЛОРИСТИКИ
20 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: Московский фольклорист В. А. Бахтина уже давно известна своими трудами, посвященными научному наследию выдающихся собирателей и исследователей народной поэзии братьев Б. М. и Ю. М. Соколовых. 1 Плодом ее многолетней работы над этой темой стала недавно вышедшая рецензируемая нами монография "Фольклористическая школа братьев Соколовых. (Достоинство и превратности научного знания)".

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


П. И. ЛЕБЕДЕВ-ПОЛЯНСКИЙ КАК ЦЕНЗОР
20 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: П. И. Лебедев-Полянский (1882-1948) известен как деятель Пролеткульта и литературовед, издатель и литературный критик. 1 Его цензорская деятельность привлекла внимание только в последнее время. 2 Она началась в политическом отделе Государственного издательства. Одним из руководителей этого отдела он был с момента его создания в 1920 году. В 1922 году Лебедев-Полянский стал председателем Главлита. Эта должность требовала быть как контролером, так и идеологом цензуры. В основу концепции цензуры Лебедев-Полянский положил продуманные моральные, политические и эстетические принципы.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ЛЕВ ТОЛСТОЙ В ЛИТЕРАТУРНОМ СОЗНАНИИ РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ 1920-1930-х ГОДОВ
20 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: Революция и гражданская война привели к серьезному переосмыслению русской литературной традиции. В страшные годы "русской смуты" она ощущается "надеждой и опорой" - источником духовной силы и отдохновения от ужасающей реальности. Л. Н. Толстой и другие классики русской литературы воспринимаются как непререкаемые авторитеты, служащие нравственным ориентиром среди вопиющей безнравственности войны. Толстой занимает в общественном сознании особое место среди русских писателей, поскольку именно его нравственная, антивоенная и антиреволюционная проповедь была актуальна для многих россиян в эпоху, предшествующую войне и революции.

стр. 202

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"ФИЛОСОФ В ФЕЛЬЕТОНИСТАХ..." (В.В. РОЗАНОВ)
20 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: Осенью 1902 года Мережковские и П. Перцов начали подготовку к изданию журнала "Новый путь". Журнал был вполне светский, но в программе значилось обсуждение религиозных вопросов "в духе Вл. Соловьева", а также печатание стенографических отчетов Религиозно- философских собраний. Литераторов, работающих в журнале, было изрядное количество: и литературная молодежь (Блок, Семенов, Пяст), и литераторы постарше (Вяч. Иванов, Мережковский, Философов, Гиппиус), даже Брюсов согласился писать ежемесячные обзоры иностранной литературы. "О Розанове что и говорить, - вспоминала 3. Н. Гиппиус. - Он был несказанно рад журналу. Прежде всего - упросил, чтобы ему дали постоянное место, "на что захочет", и чтобы названо оно было "В своем углу". 1

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ИЗ НЕИЗДАННОЙ КНИГИ Ф. Д. БАТЮШКОВА "ОКОЛО ТАЛАНТОВ" "В СЕМЬЕ МАЙКОВЫХ"
20 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: В наши дни о Федоре Дмитриевиче Батюшкове (1857-1920) вспоминают сравнительно часто: видный ученый, литератор, театральный и общественный деятель, он внес весьма ощутимый вклад в русскую культуру, и не заметить этого при сколько-нибудь серьезном ее изучении поистине невозможно. Однако для ознакомления современного читателя непосредственно с литературным наследием Батюшкова сделано еще очень и очень мало: перепечатан небольшой фрагмент его книги "В. Г. Короленко как человек и писатель" и - с купюрами - заметка о В. М. Гаршине; 1 опубликован ряд его писем - к М. Горькому, А. Ф. Кони, А. В. Луначарскому, В. Г. Короленко и Е. П. Лотковой-Су лтановой; 2 наконец, впервые увидели свет его доклад "Гуманизм и революция" 3 и два очерка из книги "Около талантов" - "Стихийный талант (А. И. Куприн)" и "Вечер у Л. Н. Толстого". 4

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ЛЕОНИД АНДРЕЕВ И СЕМЬЯ ВЕЛИГОРСКИХ
20 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: С семьей Велигорских связан значительный период жизни Л. Н. Андреева. Андрееведам уже известен ряд фактов, позволяющих предполагать, что, еще будучи гимназистом, в Орле Л. Н. Андреев познакомился с членами семьи своей будущей жены.

В последние годы в архивах Москвы (Центральный государственный исторический архив г. Москвы и Московской области) и Орла (Государственный архив Орловской области) удалось обнаружить ранее неизвестные документы, воссоздающие более полную картину орловского периода жизни Велигорских.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ПИСЬМА КН. ПЕТРА АЛЕКСЕЕВИЧА КРОПОТКИНА В. П. ЖУКУ
20 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: (К ИСТОРИИ ПЕРЕВОДА КНИГИ П. А. КРОПОТКИНА "ИДЕАЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ")

Письма Петра Алексеевича Кропоткина В. П. Жуку (34 ед.) хранятся в фонде Василия Павловича Жука (ок. 1850-1930) в International Institute of Social History (IISH) (Международный институт социальной истории, Амстердам) (папка 2 и 3). В. П. Жук (наст. фамилия Маслов-Стокоз Василий Павлович, др. псевд. В. Батуринский, В. Баранов) в юности примкнул к народовольцам, с середины семидесятых годов жил в эмиграции в Великобритании, за границей в 70-х годах издавал журнал на украинском языке "Громада", в середине 1900-х - принимал участие в издании газеты "Прогресс". Из-за границы регулярно посылал корреспонденции в российские издания, иногда навещал Москву и Петербург. Публицистические статьи и заметки, а также переводы печатал в "Историческом вестнике", "Вестнике всемирной истории", "Новом слове", "Русской мысли", "Вестнике Европы", "Русском вестнике", "Русской школе", "Южном крае". В 1900-е годы он был достаточно известен как исследователь русской литературы. К числу наиболее популярных работ В. Батуринского относятся: "Западники 40-х годов" (Великая реформа. Т. III. М., 1911); "А. И. Герцен, его друзья и знакомые. Материалы для истории общественного движения в России" (Т. 1. СПб., 1904; часть работы напечатана во "Всемирном вестнике" - 1904. N 12); "К биографии Тургенева" (Минувшие годы. 1908. N 8); статья о Чехове, опубликованная в "Чеховском юбилейном сборнике" (М., 1910). Постоянно контактировал с анархистами, жившими за границей, в 1920 году публиковался в органе анархистов - газете "Голос труда", выходящей в Аргентине.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


К ИСТОРИИ ТЕКСТА "ПУТЕВЫХ ОЧЕРКОВ" А. Ф. ПИСЕМСКОГО
20 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: Художественно-публицистический цикл А. Ф. Писемского "Путевые очерки" обязан своим появлением на рубеже 1850-1860-х годов известной экспедиции русских писателей в российские поречья и поморья. 1 Соглашаясь ехать в низовья Волги и на Каспий - в один из намеченных правительством для обследования районов, Писемский, как и другие участники экспедиции, принимал на себя обязательство искать решения занимавших государственную администрацию проблем.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


MEMENTO MORI У ТУРГЕНЕВА И НЕКРАСОВА
20 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: Memento mori - помни о смерти - так приветствовали друг друга монахи ордена траппистов (1148-1636), члены которого были связаны обетом молчания. Есть и другие, более емкие значения этого выражения: мысль о неизбежности смерти; эмблема смерти; грозное напоминание о неотвратимости гибели, краха и т. д. 1 Все эти значения в какой-то мере соприкасаются.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"МЫ ВЫШЛИ ВМЕСТЕ..." (НЕКРАСОВ И ТУРГЕНЕВ НА РУБЕЖЕ 40-х ГОДОВ)
20 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: Первая строфа некрасовского стихотворения "Т(ургене)ву", адресованность которого всегда смущала В. Е. Евгеньева-Максимова и К. И. Чуковского и вызывала жаркие споры их современников и продолжателей, 1 и сейчас кажется наиболее трудной для ее реального комментария. Не случайно, по-видимому, академический комментарий к этому стихотворению ограничен двумя другими частями - текстологической и историко-литературной. Напомню это четверостишие:

Мы вышли вместе... Наобум

Я шел во мраке ночи,

А ты... уж светел был твой ум,

И зорки были очи.

А. М. Гаркави, считавший адресатом этого поэтического обращения А. И. Герцена, писал: "Вышли вместе" - т. е., вступая на путь общественной и литературной деятельности, принадлежали к одному кружку, к одной школе. Это была натуральная школа - школа Белинского. К ней принадлежали и Некрасов, и Герцен, и Тургенев.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


И. С. ТУРГЕНЕВ. (ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К РОМАНУ "ДЫМ") (ПУБЛИКАЦИЯ И ПОСЛЕСЛОВИЕ П. УОДДИНГТОНА)
20 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: ФОРМУЛЯРНЫЙ СПИСОК ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ НОВОЙ ПОВЕСТИ *

Париж

1863.

* * * * * * * * * * * * * * * *

1862.

(первые числа августа.)

1835. 1. Литвинов - Григорий Михайлыч (27). X.

1832. 2. Ворошилов, Семен Яковлевич. (30.). Сл.

1820. 3. Губарев, Степан Николаев. (42.). О.

1815. 4. Биндасов. Тит Ефремыч. (45.). Кет.

1837. 5. Пищалкин. Алексей Егорыч (25.) Ко.

1824. 6. Потугин. Со[крат]зонт Иваныч. (38.) -

1822. 7. Генерал Селунский, Валериян [Владимирович] 1 (40.) А.

18[40]35. 8. [Наталья Алексеевна] Ирина (Юлия) Павловна, 2 его жена. (27 3 ). Кн. Д.

1807. 9. Капитолина Марковна Шестова - (55.)

1842. 10. Татьяна [Павловна] Петровна Шестова. (20.) -

[1818. 11. Чекмезов, Василий Васильевич. (44). Мил. и Красно (?)]

1820. 4 11. 5 Бамбаев, Ростислав Ардалионыч (42. 6 ) Кашперов

1822. 7 12. 8 Суханчикова, Марья Кузминишна. 9 (40.) Гр Сальяс

* * * * * * * * * * * * * * * *


--------------------------------------------------------------------------------

* В тексте публикации зачеркнутые слова заключаются в квадратные скобки; слова, восстанавливаемые предположительно, - в ломаные.

1 Над строкой вписано и зачеркнуто: Константинович.

2 Окончательный вариант вписан над строкой.

3 Исправлено вместо: 22.

4 Исправлено вместо: 1830.

5 Исправлено вместо: 12.

6 Исправлено вместо: 32.

7 Исправлено вместо: 1820.

8 Исправлено вместо: 13.

9 Кузминишна вписано вместо зачеркнутого: Власьевна.

стр. 106

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


РОЗА У ПУШКИНА И ТУРГЕНЕВА
20 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: Роза - необычайно широко распространенный символ мировой культуры, литературы, поэзии, имеющий не одно значение. Это знак тайны, символ молчаливости, эмблема смерти, символ любви. Розу воспевали в Древней Греции, в Древнем Риме, на Востоке. Роза - эмблема Венеры, а в средние века она становится цветком Девы Марии. Она нарисована как мистический символ в "Божественной комедии" Данте, а в куртуазной поэзии она олицетворяет чувственную любовь. Роза - исключительно важный образ в творчестве романтиков. Пройдя сквозь века, она продолжает свое существование в литературе XX века, например в поэзии А. Блока.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


А. С. ПУШКИН В СОЗНАНИИ ПОМОРОВ (конец XIX-начало XX века)
20 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: Жизнь Пушкина в сознании поколений - проблема, которая, естественно, привлекала и привлекает внимание исследователей. 1

Но тему "Пушкин в читательском сознании поколений" отнюдь нельзя считать исчерпанной. Причем, если мы располагаем материалом о восприятии творчества Пушкина образованными людьми - критиками, художниками, композиторами и т. д., а также некоторыми данными о жизни Пушкина в сознании читателей 1920- 1990-х годов, то о восприятии его "простым" читателем - крестьянами, городским мещанством в XIX-начале XX века мы знаем очень мало, а о восприятии Пушкина рабочими в этот период - практически ничего. Поэтому как конкретная информация, так и исследования в этой области достаточно актуальны.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


К ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕДАКТОРА И АВТОРОВ "БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ ЧТЕНИЯ"
20 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: "Библиотека для чтения" родилась 31 декабря 1833 года, в осьмом часу вечера", 1 столичные подписчики журнала получили его первый номер в канун новогодней ночи, в последние минуты уходящего года. 2 Огромная книга, по объему почти равная тому (двадцать четыре листа вместо обещанных восемнадцати), эффектный, запоминающийся жест, - так заканчивалась невиданная доселе в России по масштабу и яркости рекламная кампания литературного предприятия. Одной из ее главных составляющих был список сотрудников нового журнала, включающий имена практически всех известных русских литераторов. 3 Он сыграл роль своеобразного щита, оградившего еще не родившуюся "Библиотеку" от критических нападок, а также обеспечил первоначальный успех подписке на новый журнал. В 1835 году этот список исчез с титульного листа, потому что выполнил свою роль и даже мешал О. И. Сенковскому, так как мог быть использован авторами для того, чтобы оказывать на него давление. "Библиотека" с первых же номеров твердо встала на ноги, могла сама защитить себя и обеспечить все возрастающий интерес читателей. Проблема "списка сотрудников", одна из наиболее обсуждаемых современниками Сенковского, требует некоторых уточнений, в том числе и потому, что является по сути проблемой отношений журнала с пушкинским кругом литераторов и зачастую воспринимается именно в свете полемики 1830-х годов.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


О ПОЛЬЗЕ ЧТЕНИЯ СТИХОВ ПО ГОРИЗОНТАЛИ (К ИСТОЛКОВАНИЮ ПОСЛЕДНЕГО СТИХОТВОРЕНИЯ Г. Р. ДЕРЖАВИНА)
20 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: Монографическое исследование К. Ю. Лаппо-Данилевского (см.: Русская литература. 2000. .N 2. С. 146-158) избавило меня от неизбежных повторов. Поэтому позволю себе высказать то, что до сих пор находится вне поля зрения ученых.

Вопрос о завершенности стихотворения остается открытым. Лично я считаю его незавершенным.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


НОВГОРОДСКИЕ СБОРНИКИ XVI-XVII ВЕКОВ: ЛЕТОПИСИ, СКАЗАНИЯ, ЖИТИЯ
20 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: С присоединением Новгорода к Московскому государству интерес к прошлому Новгородской земли не обрывается. В новгородской литературе делаются попытки подчеркнуть значение Новгорода и его святынь в истории Русского государства. Подъем интереса к новгородским древностям, без сомнения, приходится и на время архиепископства в Новгороде Макария, в будущем митрополита всея Руси. Деятельность Макария в Новгороде стала прологом его будущих общерусских предприятий. Здесь им была начата работа по созданию "владычного" летописного свода 2 и сформирован первый, "Софийский", комплект Великих Миней Четиих. 3 Энциклопедические тенденции Макариевской эпохи отразились и на характере ведения новгородских летописей, и на составе новгородских рукописных сборников.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ТЮТЧЕВ И ПАСКАЛЬ (АНТИНОМИИ БЫТИЯ И СОЗНАНИЯ В СВЕТЕ ХРИСТИАНСКОЙ ОНТОЛОГИИ)
20 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: Статья первая

Тютчев принадлежит к наиболее глубоким представителям отечественной культуры, которых волновала в первую очередь (разумеется, каждого из них на свой лад и в особой форме) "тайна человека" (Достоевский), как бы не видимые на поверхности текущего существования, но непреложные законы и основополагающие смыслы бытия и истории. Такие писатели пристальнее, нежели "актуальные", "политические" и т.п. литераторы, всматривались в злободневные проблемы, но оценивали их не с точки зрения абсолютизированных модных идей или "прогрессивных" изменений, а как очередную историческую модификацию неизменных корневых начал жизни, уходящих за пределы обозреваемого мира. За несколько дней до кончины Тютчева И. С. Аксаков писал Ю. Ф. Самарину: "Он лежал безмолвен, недвижим, с глазами, открыто глядевшими, вперенными напряженно куда-то, за края всего окружающего (курсив мой. - Б. Т.), с выражением ужаса, и в то же время необыкновенной торжественностью на челе". 1 В приведенных словах примечательно сочетание ужаса и торжественности, т. е. своеобразного проявления и на смертном одре той неизбывной двойственности, которая постоянно вносила мучительное напряжение в духовные переживания поэта и неизгладимый отпечаток которой он обнаруживал во всем происходящем вокруг. О других проявлениях этой двойственности и ее истоках еще будет сказано ниже.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"ЕВРОПЕЙСКИЕ ГИПОТЕЗЫ" И "РУССКИЕ АКСИОМЫ": ДОСТОЕВСКИЙ И ДЖОН СТЮАРТ МИЛЛЬ
20 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: Тема "Россия и Запад" является одной из постоянных у Достоевского. Укоренилось мнение, спровоцированное, вероятно, известными взглядами писателя на Запад, 1 что Достоевский, якобы враждебно относился к большинству течений европейской философской мысли середины XIX века. В подтверждение этому совершенно обоснованно приводятся его многочисленные критические высказывания о современных западных философах, рассеянные в основном на страницах "Дневника писателя". Такая упрощенная точка зрения не может быть принята без существенных оговорок.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ИДЕАЛЬНЫЙ ТОПОС РУССКОЙ ПОЭЗИИ КОНЦА XVIII-НАЧАЛА XIX ВЕКА
20 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: Литература сентиментализма, впервые воспринявшая "естественное чувство" человека как главную ценность культуры, в то же время помещает "чувствительного" героя за пределы социума - прежде всего в сферу природы и близкой к ней семейной жизни. Противополагание мира "естественных чувств" и социального "цивилизованного" мира, имеющее в сентиментализме универсальный характер, проникает в самые различные жанры - в частности, в анакреонтическую поэзию, буколику, элегию - и по-новому освещает традиционные мотивы (например, горацианское противопоставление сельской и городской жизни). Для сентименталистской поэзии оказывается характерной соотнесенность внесоциального мира "чувствительности" с идиллией, которая "становится одним из важнейших компонентов всей идейно- эстетической системы нового направления". 1

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


О НЕКОТОРЫХ ЧЕРТАХ РАННЕЙ РУССКОЙ ХРОНОГРАФИИ
20 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: В основе используемого нами разделения на хронографию раннюю и позднюю лежат два принципа: хронологический и стадиальный. К ранней хронографии мы относим памятники XI-XV веков, составляющие, несмотря на различия в структуре, определенное единство. Следующей ступенью развития хронографического жанра был Русский хронограф, с различными редакциями которого мы связываем понятие поздней хронографии. Среди главных отличий двух этих типов можно назвать включение в позднюю хронографию русской истории 1 и более свободное ее отношение к источникам. В то же время множество черт, характеризующих хронографию раннюю (и отличающих ее от других типов исторического повествования), осталось и в хронографии поздней. Настоящая статья не ставит своей задачей подробное рассмотрение сходства и различия этих двух периодов. Цель ее - отметить некоторые существенные для ранней хронографии качества, получившие (или не получившие) развитие в более позднее время.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


МИФЫ О ГРИГОРИИ ЦАМБЛАКЕ И МИФОБОРЧЕСТВО Ф. ТОМСОНА
20 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: Спорить с профессором Ф. Томсоном стало в отечественной палеославистике уже своего рода традицией. 1 Оспариваются прежде всего те выводы общекультурного характера, которые он довольно искусственно присоединяет к своим конкретно- историческим исследованиям. Что касается последних - нельзя не признать, что Ф. Томсон является в настоящее время одним из ведущих специалистов по литературе Slavia Orthodoxa и едва ли не главным специалистом по наименее изученному - переводному - разделу этой литературы. В многочисленных статьях исследователя так или иначе затрагиваются сочинения всех основных деятелей литературной культуры южных и восточных славян, подвергаются анализу десятки и даже сотни оригинальных и - особенно - переводных памятников средневековой славянской письменности. Заинтересованный читатель найдет в работах Ф. Томсона много новых фактов, наблюдений, сопоставлений. Принцип максимального охвата литературы вопроса, которого придерживается ученый, делает многие его труды незаменимым справочным пособием, что является далеко не последним их достоинством, если учесть скудость и несовершенство справочной литературы по культуре славянского средневековья. Коль скоро мы признаем значение работ профессора Ф. Томсона в конкретном исследовании литературного наследия древних славян, не благоразумно ли будет воздержаться от дальнейших с ним споров на теоретические темы? Коль скоро парадоксальные утверждения ученого - например, о знании греческого языка как основном признаке культурного развития - помогают ему работать на благо палеославистики, не благоразумно ли оставить их на совести автора? В конце концов никто не станет отрицать значения "скептической школы" в развитии исторической науки, хотя едва ли кто сейчас присоединится к выводам этой школы. Негативная характеристика древней культуры восточных славян, которая проходит сквозным мотивом в трудах Ф. Томсона, может быть понята как запоздалая реплика "скептической школы".

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"ПРИГЛАШЕНИЕ НА КАЗНЬ" И "ТЮРЕМНАЯ" ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ РОМАНТИЗМА (К ПРОБЛЕМЕ "НАБОКОВ И РОМАНТИЗМ")
20 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: Вопрос о связях Набокова с предшествующей литературной традицией всегда занимал важнейшее место в работах о писателе. Однако внимание исследователей (как отечественных, так и зарубежных) обращается при этом прежде всего на контакты писателя с русским и европейским реализмом, либо же с символистским движением. О связях же Набокова с литературой романтизма упоминается значительно реже, и отдельные существующие сопоставления в этой области не носят развернутого характера. 1 Между тем проблема взаимоотношений художника с романтической эпохой заслуживает более тщательного изучения.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


О ДАТИРОВКЕ ЭПИГРАММЫ И. С. ТУРГЕНЕВА "К НЕМУ ЧИТАТЕЛЬ НЕ СПЕШИТ..."
20 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: Цель этой заметки - исправить распространенную ошибку, связанную с датировкой не сохранившейся целиком эпиграммы Тургенева на В. П. Боткина. Впервые она была опубликована Я.П. Полонским в 1884 году. 1 Известна лишь одна ее строфа:

К нему читатель не спешит,

И журналист его боится,

Панаев сдуру набежит

И, корчась в муках, дале мчится. 2

В первом издании полного собрания сочинений и писем Тургенева эпиграмма не печаталась. Во втором издании произведение датируется 1854 годом. 3

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ОБ ИСТОЧНИКЕ СТИХОТВОРЕНИЯ А.А. ФЕТА "THE ECHOES"
20 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: Это стихотворение было впервые опубликовано Конст. Льдовым в журнале "Новый мир" (1900, N 39, с. 131) по автографу, полученному из- за границы от А. Л. Бржеской. Готовя полное собрание стихотворений, Б. В. Никольский включил его на правах "Dubia", высказав почему-то сомнение относительно авторства. 1 Действительно, странное название свидетельствует, казалось бы, о существовании английского оригинала (поскольку "echo" - слово общеевропейское и только в английском имеет множественное число; русские эквиваленты - "отзвуки", "отголоски"), Приняв во внимание это соображение, Б. Я. Бухштаб, однако, счел необходимым при подготовке (за год до своей кончины) новейшего издания в "Библиотеке поэта" не изымать "The Echoes" из подраздела оригинальных произведений 1840-х-1892-го годов.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


А.Н. МАЙКОВ: ПОСЛЕСЛОВИЕ К ЦИКЛУ (ПО АРХИВНЫМ МАТЕРИАЛАМ)
20 ноября 2007
АННОТАЦИЯ: Архив поэта А. Н. Майкова (1821-1897), хранящийся в Рукописном отделе Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН (фонд 168), очень велик, в нем свыше 1400 единиц хранения; к тому же многие из этих единиц представляют собой большие книжки с черновиками, несколько редакций одного произведения, несколько десятков писем и т. д.

К архиву А. Н. Майкова обращались исследователи Достоевского, Гончарова и др., черпая из него те или иные сведения и документы. Но в целом он еще не является объектом пристального внимания. Между тем архив это бесспорно заслуживает, и его изучение дало бы весьма ощутимые результаты.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Предыдущие 10 публикаций | 1 2 3 4 5 6 | Следующие 10 публикаций


Ваши комментарии