Примерное планирование работы по учебному комплексу В. В. Бабайцевой для классов и школ с углубленным изучением русского языка. VIII класс
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Планирование

IV ЧЕТВЕРТЬ

24 + 6 = 30

Урок 105. Предложения с обращениями. У. 232. С. 3.298, 299 (1 - 4). На дом: з. 299 (5 - 8). РТ-123.

Цель урока - закрепить теоретические сведения об обращении, показать многообразие морфологических и интонационных способов выражения обращения, употребления в художественном тексте, в том числе в характерологической функции.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Изложения с продолжением, или сказки с досказками
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Итальянский писатель Джанни Родари считал, что прежде чем научить детей думать, надо научить их придумывать. Именно этой цели служат предлагаемые нами задания.

Вариантов работы с такими текстами может быть много. Их выбор зависит от учителя. В небольших классах хорошо оснащенной негосударственной школы детям раздают ксерокопии текста, и они добавляют к ним свои ответы. В других - школьники пишут "изложение с продолжением". Некоторые учителя организуют эту работу как устную с коллективным обсуждением вариантов ответов. Важно, чтобы при создании ответа ученику ничего не предлагалось, не подсказывалось, а тем более не навязывалось. Самостоятельные ответы детей покажут каждого ученика как на ладони: его интеллектуальный, нравственный уровень и уровень речевого развития.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Развитие речи учащихся на основе театральных впечатлений
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Материалы к уроку

Выдающиеся русские методисты наметили пути развития устной и письменной связной речи на основе впечатлений от произведений искусства. Более разработанными оказались проблемы использования произведений живописи на уроках русского языка и связанных с этим творческих работ учащихся.

Вопрос же об использовании театральных впечатлений на уроках русского языка остался неразработанным.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Бережное отношение к материнскому языку
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Изучение языковой ситуации Архангельского Севера позволяет сделать вывод о том, что существенным компонентом в ее структуре являются местные архангельские говоры, исторически распространенные здесь и сохранившиеся в своих основных традиционных чертах, несмотря на известные демографические процессы и культурные влияния.

В результате взаимной интерференции, регулярного взаимодействия с кодифицированной формой языка и просторечием говоры постепенно утрачивают свои различия, меняются и их свойства. Местные диалекты трансформируются в особые новые формы разговорной речи с качественно иной языковой структурой, которая оформляется под воздействием литературного языка (Т. С. Коготкова, А. С. Герд).

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Развитие языкового чутья и опора на него в обучении родному языку
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Ориентация процесса обучения русскому языку на интенсивное речевое развитие требует максимальной опоры на природные способности человека. Не случайно поэтому в последнее десятилетие активизировалось внимание к проблеме развития языкового чутья ребенка и построения таких методических систем, которые бы обеспечивали в школьном образовании опору на это уникальное проявление психофизиологических возможностей человека.

Несмотря на то что о языковом чутье как реально существующем факте ученые говорят с давних пор, сложная природа этого явления не до конца изучена. Вместе с тем ясно, что, во-первых, это одно из проявлений интуиции в целом как особого способа познания действительности, а во-вторых, основополагающий компонент языковой способности человека.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Проблемы и размышления

Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуют новые подходы к определению целей обучения. Входит в обиход и уже получает права гражданства понятие "компетенция" 1 . Специальными целями преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся 2 .

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Проблемы и размышления

Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуют новые подходы к определению целей обучения. Входит в обиход и уже получает права гражданства понятие "компетенция" 1 . Специальными целями преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся 2 .

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Проблемы и размышления

Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуют новые подходы к определению целей обучения. Входит в обиход и уже получает права гражданства понятие "компетенция" 1 . Специальными целями преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся 2 .

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Проблемы и размышления

Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуют новые подходы к определению целей обучения. Входит в обиход и уже получает права гражданства понятие "компетенция" 1 . Специальными целями преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся 2 .

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Проблемы и размышления

Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуют новые подходы к определению целей обучения. Входит в обиход и уже получает права гражданства понятие "компетенция" 1 . Специальными целями преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся 2 .

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Масоны на страницах романа Л. Н. Толстого "Война и мир"
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Интегрированный урок в X классе

Оформление

Классная комната оформлена в стиле масонской ложи (по иллюстрациям из книги "Мудрость древних и тайные общества" (с. 92 - 95).

Портреты масонов: М. М. Сперанского, Павла I, A.B.Суворова, М. И. Кутузова, Александра III, А. С. Пушкина, Н. М. Карамзина и др.

Символы масонства: пятиконечная звезда, циркуль, угломер, линейка, отвес.

Выставка книг (см. список литературы).

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


План-конспект уроков по поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри". VIII класс
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: На изучение поэмы отводится 3 часа. К моменту самостоятельного чтения поэмы учащиеся знают наизусть стихи Лермонтова "Бородино", "Парус", "Тучи", "На севере диком...", "Листок", "Утес", "Молитва", "Когда волнуется желтеющая нива..."; читали и обсуждали в классе "Песню про Ивана Васильевича...", балладу "Беглец", стихи поэта "Родина", "Прощай, немытая Россия...", "Предсказание", "Нищий", "Смерть поэта", "Завещание", "Сон", "Горные вершины...", "И скучно и грустно..." 1 .

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Технология обучения анализу поэтического текста
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Материалы к уроку

Одной из сложнейших проблем школьного литературного образования всегда была и остается проблема обучения школьников анализу художественного и особенно поэтического текста. Слова З. Я. Рез из ее книги 1968 г. 1 : "Но до сих пор узким местом остается собственно анализ" - кажутся написанными сегодня и варьируются в любом современном методическом пособии, в любой статье на эту "горячую" тему. Кажется, решен вопрос о том, нужно ли школе "серьезное" литературоведение: современная концепция развития творческих способностей школьников, их приобщения к исследовательской, поисковой работе открывает им путь в "настоящую" науку со школьной скамьи. Доказательством тому служат успешные выступления учащихся Новгорода и области на "серьезных" научных конференциях и даже публикации их работ в академических сборниках. Но вот пути приобщения к науке и в первую очередь к науке литературоведческого анализа остаются во многом неясными, "нащупываются" вслепую и нередко остаются в пределах пресловутой схемы "тема - идея - художественные средства".

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"Творимая легенда" Владимира Набокова. О "литературной личности" писателя
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Проблемы и размышления

Одной из важнейших особенностей восприятия произведений литературы является выделение и осмысление социокультурной ипостаси авторской личности, создание идеально-обобщенного, мифологизированного авторского образа. Образ этот я, вслед за Ю. Н. Тыняновым, предлагаю называть "литературной личностью".

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"Думать и творить на уроке". Из беседы редактора журнала с "Учителем года -1993" Олегом Геннадьевичем Парамоновым
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Олег Геннадьевич, первое, о чем хочется спросить, это, естественно, о самом главном: что для Вас учительский труд, главное в профессии словесника?

О. Парамонов: Мне помнится интересная мысль Аркадия Райкина, который сказал однажды: "Искусство актера напоминает катание с гор зимой. Сначала медленно, мучительно поднимаешься вверх, а затем стремительно несешься вниз. Главное - чтобы не заносило на поворотах". Учительская профессия в этом смысле сродни актерской. Мы - словесники, учителя словесности, и коренным понятием для нас является СЛОВО. А слово на уроках литературы всегда должно идти от души. Именно искусство слова мы и изучаем на уроках литературы.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


А. С. Пушкин, Евгений Онегин. Роман в стихах
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Викторина. А. С. Пушкин, Евгений Онегин. Роман в стихах

1 . Из каких частей состоит текст романа? Какие читательские ожидания вызывают заглавие, эпиграф, посвящение? В чем заключаются функции примечаний?

2 . Как заканчивается сюжет произведения и какова его последняя строка?

3 . Какова структура онегинской строфы и сколько всего строф в романе? Перечислите отступления от принципа онегинской строфы. Чем они мотивированы?

4 . В тексте романа есть строфы пропущенные (например, IX в первой главе; далее указываются только номера глав и строф), незаконченные (3, III), стоящие сразу под несколькими номерами (4, I. II. III. IV. V. VI. VII). Чем объясняются и что означают эти особенности нумерации строф?

5 . Из какого произведения П. А. Вяземского взят эпиграф к первой главе? Где еще в тексте романа автор вспоминает о Вяземском?

6.

"Ах, слушай, Ленский; да нельзя ль
Увидеть мне Филлиду эту,
Предмет и мыслей, и пера,
И слез, и рифм
et cetera?"

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Этнолингвистическая панорама России и "нового зарубежья"
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Тюркская этноязыковая группа (продолжение)

Татары, самоназвание татар, - один из самых широко расселенных и многочисленных народов России. Общая численность татар - 6648,7 тыс. чел., из них 5522 тыс. проживают в РФ (1989), в том числе в Татарии (1765,4 тыс. чел.), Башкирии (1120,7 тыс. чел.), Удмуртии (110,5 тыс. чел.), Мордовии (47,3 тыс. чел.), Марийской республике (43,8 тыс. чел.), Чувашии (35,7 тыс. чел.), а также в областях Волго-Уральского региона, Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке. Татары представлены также в "новом зарубежье": в Казахстане (327,9 тыс. чел.), Узбекистане (467, 8 тыс. чел.), Таджикистане (72,2 тыс. чел.), Киргизии (70,5 тыс. чел.), Туркменистане (39,2 тыс. чел.), Азербайджане (28 тыс. чел.), на Украине (86,9 тыс. чел.), в государствах Балтии (около 14 тыс. чел.).

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Примерное планирование работы по учебному комплексу В. В. Бабайцевой для классов и школ с углубленным изучением русского языка. VIII класс
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Планирование

III ЧЕТВЕРТЬ

30 + 10 = 40ч

Урок 65. Полные и неполные предложения. У. 217. С., з. 220, 221. 223. На дом: з. 222. РТ -61,62.

Учащиеся повторяют материал об односоставных предложениях и об отличии их от двусоставных. Одновременно идет работа по дифференциации книжных и разговорного стилей речи, их структурных и функциональных различий. Восьмиклассники должны понять, что неполные предложения - это признак разговорного стиля речи, что неполная структура предложения помогает акцентировать его смысловой центр. Неполные предложения встречаются и в письменной речи (в диалогах и в описании).

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Русский язык. Анатомия одного стихотворения. Урок в VII классе
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Ha конкурс. Анатомия одного стихотворения. Урок в VII классе

I. Оборудование урока

1. Особая расстановка столов - по группам (см. рис. 1).



Рис. 1

2. Определение состава групп - по жребию (разноцветные жетоны).

3. Задания-схемы для каждой группы (всего 7).

4. Толковые словари в группе N2.

5. Оформление доски (см. табл. 1).

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Изучение паронимов в средней школе
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Материалы к уроку. Изучение паронимов в средней школе

Паронимы (от греч. para - возле + onoma - имя) - созвучные однокоренные слова одной части речи, имеющие некоторые отличия в значениях. Ошибочное употребление таких слов - частотная лексическая ошибка. Например: Такие костюмы одевали (вместо надевали) в праздничные дни. Под яркими лучами весеннего солнца быстро засохли (высохли) лужи. На улице была неприглядная темень (непроглядная). Речевая норма действует жестоко (жестко). Герой получил от отца большое наследие (наследство). Природа начертила ему редкую судьбу (начертала). Внешнее, формальное, сходство созвучных слов делает "неуловимыми" границы лексических значений.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Изучение паронимов в средней школе
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Материалы к уроку. Изучение паронимов в средней школе

Паронимы (от греч. para - возле + onoma - имя) - созвучные однокоренные слова одной части речи, имеющие некоторые отличия в значениях. Ошибочное употребление таких слов - частотная лексическая ошибка. Например: Такие костюмы одевали (вместо надевали) в праздничные дни. Под яркими лучами весеннего солнца быстро засохли (высохли) лужи. На улице была неприглядная темень (непроглядная). Речевая норма действует жестоко (жестко). Герой получил от отца большое наследие (наследство). Природа начертила ему редкую судьбу (начертала). Внешнее, формальное, сходство созвучных слов делает "неуловимыми" границы лексических значений.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"Лишняя" и "нелишняя" запятая в конструкциях с одиночным союзом И. К проблеме генезиса пунктуационных ошибок
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Проблемы и размышления. "Лишняя" и "нелишняя" запятая в конструкциях с одиночным союзом И. К проблеме генезиса пунктуационных ошибок

Если справедливо утверждение о том, что у разных эпох разный стиль мышления, то одним из признаков современного типа мышления придется признать его категоричность. В его основе отношения дизъюнкции. Или... или; либо... либо; не... а - вот грамматическое выражение этого типа мышления. Иными словами, мы признаем одно, не иначе как отринув другое. Мы признаем что-либо правильным, одновременно объявляя что-либо неправильным. Мы утверждаем истинное не само по себе, а непременно на фоне другого, "неистинного".

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Тайны "Гарри Поттера"
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Серьезный читатель, увидев заглавие, может возмутиться: какие тайны? И так все ясно: газеты, радио, телевидение, Интернет публикуют сводки захвата всего мира книгами Джоан Роулинг, тинэйджеры играют в квиддич, а взрослые серьезно обсуждают достоинства и недостатки голливудского фильма о Гарри Поттере. PR-кампания ведется целеустремленно и продуктивно - поттеромании подвержены дети, а также их родители, ничего не воспринимающие на веру подростки и много повидавшие учителя, большой бизнес лихорадочно собирает огромные дивиденды на желании детей пожить в загадочном и притягательном: мире Гарри Поттера.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"Слова, которые оформляют картины, характеры, идеи...". Рассказ М. Горького "Ма-аленькая!..". VIII класс
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Рассказ М. Горького "Ма-аленькая!.." - произведение небольшое по объему и на первый взгляд "прозрачное" по содержанию. Видимо, именно этим и объясняется отсутствие должного внимания к методической стороне уроков, посвященных его изучению. Нам приходилось слышать различные высказывания учителей-словесников относительно включения данного рассказа в школьную программу по литературе 1 . Одни недоумевали по поводу недостаточной (?) сложности этого произведения для восьмиклассников, другие сокрушались из-за его "нехудожественности" ("Разве можно обращаться к такому (?) рассказу после "Песни о Соколе"?!"; "И где же яркие художественные образы? Одна разговорная речь, к тому же неправильная..."; "Какой может быть анализ? Прочитали по ролям, тему, идею выяснили... Что же там еще искать?!"; "Что это произведение может сказать о Горьком-писателе?" и т.п.). Действительно, что дает изучение раннего реалистического рассказа Максима Горького "Ма-аленькая!.." учащимся в аспекте их читательского развития? Может ли знакомство с этим произведением стать существенным звеном в процессе формирования у школьников представления о стиле Горького-писателя? Какие эффективные методические решения могут быть найдены для организации и проведения уроков по его изучению?

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"...Является по преимуществу художником" (о художественности произведений А. П. Чехова)
13 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Вынесенное в заглавие статьи высказывание В. Г. Белинского о Пушкине не имело оценочного значения: художник - значит, не философ, не моралист, и лишь спустя несколько лет после смерти великого критика это его суждение стало "яблоком раздора" для его собратьев по цеху. Быть "чистым художником" в России стало явлением предосудительным. И Чехов испытал на себе судьбу писателя, в произведениях которого не просматриваются "общие идеи", что не помешало, однако, ему занять достойное место в мировой литературе. О художественности его произведений, о сущности понятия "художественность" пойдет речь в этой статье.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


| 1 2 3 4 | Следующие 10 публикаций

Ваши комментарии