Сочинение по картине В.М. Васнецова "Витязь на распутье"
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Предлагаем один из вариантов композиции урока обучения сочинению-описанию картины.

Назовем урок обучения описанию историко-былинного живописного полотна В.М. Васнецова "Витязь на распутье" так - Выбор пути.

Атрибутивные данные картины - 1882 г. Холст, масло. 167 х 299 см. Государственный Русский музей. Санкт- Петербург...

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Чтобы писать грамотно, нужно изучать грамматику
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Всякая теоретическая мысль, высказанная преждевременно, связывает ученика и лишает его свободного сознания, получая вид предрассудка.

Ф.И. Буслаев

Мы все хорошо знаем, что большая часть времени, отпущенного средней школе на предмет "русский язык", тратится на выработку у школьников орфографической и пунктуационной грамотности. И так же хорошо мы все знаем, что желанного результата нам достичь не удается. Почему?

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Фрагмент зооморфной модели мира в стихотворении Н. А. Заболоцкого "Змеи"
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Интерпретация лирического стихотворения, тем более такого сложного поэта, каким был Николай Заболоцкий времени создания "Змей", ведется автором на основе серьезной культурологической и литературоведческой базы. Любопытно, что основания, на которых строится конкретный анализ, в этой статье близки тем, которые просматриваются в статье другого новосибирского автора, чья статья публикуется в этом номере журнала - Ларисы Захидовой. У читателя появляется возможность выяснить, как к совершенно различным материалам можно подходить с близких методологических позиций. Это само по себе уже по-хорошему провоцирует собственные опыты в этом отношении. Ни в коем случае не абсолютизируя предложенные подходы, мы бы хотели обратить внимание читателей на такую возможность. Это тем более существенно, что точкой пересечения путей, которыми идут авторы, становится концептуальная картина мира далеких во всех отношениях художников.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Метод проекта на современном уроке литературы
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" сегодня, бесспорно, самый любимый роман юных читателей. Раскрыть тайну и причину этой любви пытаются ученые и учителя, в том числе и на страницах нашего журнала.

Значительно меньше внимания уделяется организации работы по "закатному роману" писателя на уроках, когда тайны "Мастера и Маргариты" могут открыть сами юные читатели. Статья принципиально интересна, прежде всего, тем, что в ней автор сосредотачивает внимание на новых интересных методических подходах к интерпретации одного из самых сложных произведений в курсе школьной литературы.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Пушкинская традиция в цикле Б. Пастернака "Тема с вариациями"
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Творчество Б. Л. Пастернака играет важную роль в литературном образовании современного школьника, и в первую очередь это касается романа "Доктор Живаго", который по праву занимает одно из главных мест в школьных программах по литературе для одиннадцатых классов, в то время как лирике уделяется гораздо меньше внимания. Однако именно изучение лирики вводит учеников в мир авторских мыслей и чувств, которые выражаются в эпическом произведении опосредованно. Кроме того, изучение поэтики романа "Доктор Живаго", в котором эпос и лирика причудливо соединяются в особый синтетический жанр, невозможно без знания основ поэтической системы Пастернака.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"Умнейшая голова России"
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: (П. А. Толстой - первый из рода Толстых)

Многие русские писатели живо интересовались своими предками, жизнь которых была тесно связана с историей России. Историей своего рода интересовался и Л. Н Толстой. После завершения работы над романом "Война и мир" у писателя возник замысел произведения о России эпохи Петра, причем главным героем книги он собирался сделать Ивана Толстого, сына выдающегося исторического деятеля - Петра Андреевича Толстого.

Проникая в "задачи" и "загадки" эпохи Петра I, Лев Толстой разыскивал интересующие его воспоминания и документы в семейных архивах. В письме к тетке А. А. Толстой он спрашивал: "Не знаете ли вы чего-нибудь о наших предках Толстых, чего я не знаю? Мне помнится, граф Илья Андреевич собирал сведения. Если есть что написанное, не пришлет ли он мне...1".

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


О поэтике литературных сновидений
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Интерес к изучению литературных сновидений симптоматичен для последнего времени1. Не в малой степени он связан с развитием научной психологии в XX веке (З. Фрейд, К. Г. Юнг, Э. Фромм и др.), изменившим как методологию изучения снов, так и способы их интерпретации. Расширилось наше представление о сновидении как о феномене человеческой психики. Показательный пример - "Толковый словарь сновидений" В. Соловьева2, где каждый символ разъясняется с девяти позиций: доантичных истолкований, античной трактовки, готической экзегетики, эзотерической интерпретации, физиологических объяснений, фрейдистского психоанализа, юнгианского анализа, психометодологии, тривиальной психопатологии, культурно-мифологических персонификаций и сюжетов. Автор стремится познакомить читателя со всеми возможными способами интерпретации снов. В основном книга ориентирована на описание символов сновидений, но есть и анализ сюжетов3.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"Гроза" без грозы
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В этой части статьи речь пойдет о некоторых элементах уроков, посвященных "Грозе" А. Н. Островского.

Хочу сразу предупредить. Писать мои десятиклассники будут больше, чем нужно, и даже, чем возможно. Но меня интересовала диагностика: что понимают, думают все и каждый. А это понять в беседе невозможно. В дальнейшем все это можно будет проводить устно.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"Ночевала тучка золотая..." (О метафоре)
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Метафора (греч. metaphora - перенос) - троп, перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства. Так, в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Утес" действия, свойства, переживания человека переносятся на двух "персонажей" произведения - "старый утес" и "тучку золотую":

Ночевала тучка золотая

На груди утеса -великана.

Утром в путь она умчалось рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко

И тихонько плачет он в пустыне.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Изобразительные и выразительные возможности антонимов
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Планомерная и методически продуманная работа по расширению словарного запаса учащихся - одна из важнейших задач преподавания русского языка как неродного. Успешному решению этой задачи способствует системная подача лексики (синонимы, антонимы, омонимы и т.д.).

Антонимы - это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением: конец - начало, веселый - грустный, хорошо - плохо, любить - ненавидеть 1 . Они обычно противопоставляются по какому-либо признаку; день и ночь - по времени, легкий и тяжелый - по весу, здесь и там - по положению в пространстве, горький и сладкий - по вкусу и т.д. Многозначное слово в разных своих значениях может иметь разные антонимы. Так антонимом слова легкий в значении "незначительный по весу" является прилагательное тяжелый, а в значении "простой для усвоения" - трудный.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Теория словесности как учебная дисциплина второй половины XIX в.
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Одна из отличительных характеристик современной школы - возвращение таких забытых предметов, как риторика и словесность. В этой связи представляется полезным знакомство с опытом преподавания словесности в дореволюционной русской школе. Историческое осмысление данного вопроса поможет объективно оценить современные направления в преподавании русской словесности, расставить акценты в ее культурологическом содержании.

В статье предлагается анализ теории словесности как учебной дисциплины с точки зрения обучения речи; дается общая характеристика теоретических и практических руководств, которые использовались во второй половине XIX - начале XX в.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Программа по русскому языку для X--XI классов общеобразовательной школы
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Программа ориентирована на "Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования" и предназначена для X-XI классов общеобразовательных школ. Она базируется на программе девятилетней школы и является следующим этапом решения проблемы общей речевой подготовки выпускников школ.

Основная задача обучения русскому языку в указанных классах - систематизация и обобщение важнейших сведений о языке, развитие и совершенствование навыков грамотного письма, тех практических умений, которые обеспечивают свободное владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Примерное планирование уроков русского языка по пособию А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой. Х класс
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Во втором полугодии для обобщения и изучения предлагаются темы: "Текст и его строение. Основные виды переработки текста", "Стили речи. Научный стиль". На изучение этих тем отводится 18 часов, из них 2 часа на лабораторные работы.

Урок 17. Признаки текста. Абзац. (Упр. 288-298.)

Урок начинается с "синтаксической разминки". Под диктовку записывается текст.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Примерное планирование работы по учебнику "Русский язык", IX класс, под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: III ЧЕТВЕРТЬ

Урок 33. Виды сложноподчиненного предложения (пар.10). (Продолжение.)

Цель урока: научить конструировать сложноподчиненные предложения по схемам; закрепить навыки синтаксического разбора сложноподчиненного предложения.

В качестве факультативного предложен материал о придаточном присоединительном.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Примерное планирование работы по русскому языку на основе учебного комплекса В.В. Бабайцевой для школ и классов с углубленным изучением русского языка. VI класс
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ:
Уроки 97, 98. Понятие о прилагательном.

Урок начинаем традиционно с порядка морфологического разбора прилагательного (вопросы к плану см. в упр. 444).

После чтения пар. 121 анализируем прилагательные из упр. 445: синтаксическая функция, морфемный состав, морфологические признаки, правописание.

Составление словосочетаний с прилагательными - упр. 446.

Игра "Кто больше?": подобрать определения-прилагательные к существительным дом, ветер, Москва.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Материалы для самостоятельного повторения в старших классах
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Одна из трудностей, с которыми сталкивается старшеклассник, вызвана тем, что в среднем звене грамматический материал изучался на лексике, доступной среднему возрасту, и школьники писали тексты, соответствующие их возрастным возможностям. А в старших классах им приходится иметь дело со "взрослой" лексикой и гораздо более сложными текстами, чем те, на которых они учились писать. Поэтому нам представляется необходимым создание такого учебного материала, который давал бы возможность старшеклассникам при повторении правил правописания активно осваивать "взрослую" лексику и свободно пользоваться ею при создании собственных текстов.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Изучение грамматики на основе анализа стиля писателя. Причастия и деепричастия
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Вопросы взаимодействия, взаимопроникновения русского зыка и литературы решаются по-разному и на разном уровне. Но как бы они ни трактовались, очевидна их актуальность в конкретных учебных ситуациях и в движении нашей школы к интегрированию и к целостному постижению мира, к целостному постижению знаний. Статья П.А. Гагаева предполагает один из аспектов этой проблемы: чисто грамматические темы рассматриваются автором в контексте изучения стиля - категории не только, в понимании П.А. Гагаева, речевой, но и эстетической.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Новые темы в курсе литературы VII класса
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В новый учебник-хрестоматию "Литература. Начальный курс. VII класс" под ред. Г.И. Беленького (М.: Мнемозина, 1999), рекомендованный Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации для общеобразовательных учреждений, наряду с традиционными "Песней про царя Ивана Васильевича..." М.Ю. Лермонтова, "Тарасом Бульбой" Н.В. Гоголя, рассказом "Бирюк" и стихотворениями в прозе И.С. Тургенева, сказкой М. Е. Салтыкова- Щедрина, " Хамелеоном " А.П. Чехова, "Детством" М. Горького и другими, вошло много новых тем. Предлагаем один из возможных вариантов уроков по некоторым из этих новых тем с учетом количества часов, выделяемых на их изучение в готовящемся к изданию пособии для учителя "Методические советы к учебнику-хрестоматии для VII класса. Литература. Начальный курс" под ред. М.А. Снежневской.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


От планирования материала к планированию деятельности
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Приступая к рассказу о работе над произведениями третьего раздела программы и учебника, необходимо пояснить, почему творческие особенности Пушкина, Толстого, Набокова, Тютчева, всех других писателей, представленных в этом разделе, я пытаюсь обнаружить и сопоставить именно на материале анализа произведений, посвященных грозе. Чем объясняется выбор именно этой темы? Здесь не может быть однозначного ответа.

Однако, на мой взгляд, для выбора именно этой темы достаточно оснований. Во-первых, эта тема точно соотносится с отдельной сценой и поэтому трактуется вполне конкретно, она достаточно локализована. Во- вторых, это очень популярная тема. Она встречается у писателей самых разнообразных направлений. В-третьих, трудно представить себе другую тему, где бы выразительность и изобразительность так тесно соприкасались. В-четвертых, эта тема привлекательна единством, взаимообусловленностью внешнего мира и мира внутреннего; преображение в природе, молниеносные просветления в душном мраке грозы - и душевные потрясения, мгновенный переход от подавленного состояния к страху, почти ужасу и затем просветление, ощущение радости и красоты бытия. В-пятых, тема грозы, как и любая "природная" тема, близка жизненному опыту детей, гроза входит в круг самых ярких детских впечатлений. Не случайно герои предлагаемых ученикам произведений и фрагментов - по большей части их ровесники. В-шестых, в пределах этой темы соединяются живые, непосредственные наблюдения и переживания с мифологическими реминисценциями, чудесно переплетаются впечатления от грома и молнии с образами громовержцев, мечущих огненные стрелы.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Меж рук или между руками? (Предлоги меж и между)
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В сказке А.С. Пушкина о царе Салтане есть такая фраза:

В муху князь оборотился,

Полетел и опустился

Между моря и небес

На корабль - ив щель залез.

По нормам современного русского языка она явно неправильна. Должно было бы быть: "...между морем и небесами..."

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Эссе как один из видов школьного сочинения
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Один из следующих этапов обучения написанию эссе - анализ ученических сочинений.

Приведем пример сочинения Дарии С. "Грамматика любви в произведениях И.А. Бунина" и попросим учащихся рассмотреть эту работу с точки зрения требований, предъявляемых к школьному сочинению:

Доказательно и убедительно ли автор раскрывает тему, подробно ли анализирует избранные произведения, удалось ли ему выявить позицию писателя, продемонстрировано ли напрямую знание биографических и критических работ о Бунине?

...Что такое любовь?

- Любовь, любовь - гласит преданье -

Союз души с душой родной,

Их съединенье, сочетанье

И... поединок роковой.

(Ф.И.Тютчев)

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Изучение поэмы Вен. Ерофеева "Москва - Петушки" в XI классе
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: "Ну, наконец-то!" - дружно воскликнули члены редакции, прочитав статью Э.Ф. Шафранской. Когда мы говорим: произведение пришло или не пришло в школу, мы лукавим - само по себе оно прийти не может, его нужно привести, объяснить, каково его место в литературном процессе, как и когда его читать со школьниками, что выделить как учебную интригу. Венедикт Ерофеев - знаковая фигура в нашей литературе, нашей жизни, нашем сознании - до сих пор, оставаясь одним из самых читаемых писателей, не стал "пунктом" программы по литературе. Думается, что статья Э.Ф. Шафранской во многом определяет интерес к повести как учебному материалу.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Рассказ А. Платонова "Корова" в VI классе. Сюжет, повествование, персонаж и характер, композиция
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Творчество А. Платонова вошло в школьное преподавание не так давно как часть "возвращенной литературы". Но теперь в новейших программах оно представлено широким крутом произведений - наследие писателя, пробовавшего себя в самых разных жанрах эпической, лирической и драматической литературы, в публицистике и критике, дает богатый материал для изучения. Для прочтения и анализа в средней школе рекомендуются: в 5-м классе народные сказки в пересказе Платонова ("Волшебное кольцо", "Финист - Ясный сокол"); в 6-м - рассказы для детей "Никита", "Корова"; в 7-м - рассказы "Разноцветная бабочка", "Иван Великий", "Песчаная учительница", "Неизвестный цветок", "Юшка"; в 11-м - повесть "Сокровенный человек", комедия "Шарманка", хроника "Впрок", повесть "Котлован", роман "Чевенгур" (по выбору учителя и учащихся), (Перечень дан по трем программам, рекомендованным Минпросом РФ и опубликованным в 1998 г.) Очевидно, что список мог бы быть расширен за счет таких рассказов о жизни и о детях, как "Цветок на земле", "Июльская гроза" и др.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Д. Хармс на уроках литературы в V классе
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется...

Ф.И. Тютчев

Думал ли, знал ли Даниил Хармс, писавший, творивший, разыгрывавший из себя нечто, эпатировавший публику в 20-30-е гг. нашего столетия, что к нему придет такое вселенское признание, когда книги его будут издаваться не только большими тиражами, но и множеством издательств одновременно? Книжные полки магазинов рубежа веков пестрят однотомниками, двухтомниками, трехтомниками в разных обложках. Мне не раз приходилось слышать и видеть, как публика (разновозрастная, но более - молодежь), интеллигентного вида, образованная, спрашивает Хармса, интересуется Хармсом. О нем пишут, его ставят и у нас, и на Западе. Первая увесистая монография о Хармсе написана швейцарским филологом Жаном-Филиппом Жаккаром, друзьям и родственникам которого казалось, "что Россия произвела на свет только одного писателя - Хармса".

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Идиллия А.А. Дельвига "Изобретение ваяния" и "скульптурный миф" в творчестве русских романтиков
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Интерес к статье Л.А. Ходанен заключается для учителя литературы прежде всего в том, что обычно рассматривается (если вообще рассматривается!) Дельвиг только как поэт пушкинского круга, пушкинской плеяды, а не предстает как уникальное явление истории нашей литературы, как поэт, без чьего творчества нельзя понять сложной картины русского романтизма, его взаимоотношений с классической традицией. Урочный потенциал статьи в том, что она может быть использована не только при подготовке индивидуальных заданий - докладов и сообщений, не только для факультативных занятий, но и для обзорных тем по курсам литературы IX класса. Мы уж и не говорим о литературоведческом потенциале этой статьи, столь необходимой сегодня словеснику.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


| 1 2 3 4 5 6 7 8 | Следующие 10 публикаций

Ваши комментарии