Полная версия публикации №1674921292

LITERARY.RU Облюбование Москвы. Топография, социология и метафизика любовного мифа → Версия для печати

Готовая ссылка для списка литературы

Михаил Синельников, Облюбование Москвы. Топография, социология и метафизика любовного мифа // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 28 января 2023. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1674921292&archive= (дата обращения: 24.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

публикация №1674921292, версия для печати

Облюбование Москвы. Топография, социология и метафизика любовного мифа


Дата публикации: 28 января 2023
Автор: Михаил Синельников
Публикатор: Администратор
Источник: (c) У книжной полки, № 1, 2010, C. 36-43
Номер публикации: №1674921292 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Рахматуллин Р.

Облюбование Москвы. Топография, социология и метафизика любовного мифа

М.: Олимп, 2009



Как определить жанр этого сочинения, принадлежащего в равной мере науке (поименованной "москвоведением") и изящной словесности? Перенаселённая преданиями и фактами, но легко читаемая книжка Рахматуллина, конечно же, нечто большее, чем справочник и путеводитель... Скорее, своеобразный бревиарий (жанр, расцветший в античном Риме) - четкое, краткое, сжатое изложение, ускоренным темпом ведущее от времен баснословных к прекрасной современности. Донесение о работе столетий, рапорт о деяниях веков. Основанный, разумеется, на извлечениях, но тем самым и предполагающий в каждой фразе емкую концентрацию сведений, почерпнутых из всех источников. Это, знаете ли, уже не компиляция - это эрудиция.

Вся история Москвы, её улиц, закоулков, её святынь и памятных зданий подаётся Рустамом Рахматуллиным как любовная история. Под углом симпатии и эмпатии, страстей и браков (роковых и счастливых). Ощущается, что автор "Облюбования Москвы" пылко влюблён в город. Вероятно, как герою "Фьоренцы" Томаса Манна, ему ведомо блаженство обладания Городом - как будто бы это прекрасная женщина... В мистическое таинство брачевания вовлекаются посредством человеческих судеб и дома, и городские концы, и стольные грады, и страны. О матримониальных делах возвышающейся столицы говорится величественно, словно о союзе Земли и Воды в греческом мифе... Венчание Ивана III Великого с царевной Софьей Палеолог исполнено высокого значения. Вместе с царевной перешёл на Русь имперский центр восточной половины христианства. Оговоримся, что венчание Ивана с Софьей стало знаком, но не средством перехода. Одновременно Москва соединилась с Новгородом - городом Святой Софии. Новгород, доселе бывший господином самому себе, признал Ивана государем, то есть вышел из безбрачия. Взятие города в средневековом символизме предстаёт как брак. Взятие города Святой Софии - врачевание с Премудростью. Иван стал новым Соломоном: Палеолог значит "ветхое слово" (наблюдение Владимира Ми-

стр. 42
кушевича). Рустам Рахматуллин занял в современной литературе свою нишу. Его русский язык изыскан, слово весомо, единство стиля сохранено. Правда, при переходе к более близким временам архаические славянизмы звучат уже несколько фельетонно. Например, как в этой справке о доме Берии: В особняке на углу Садово-Кудринской и Малой Никитской улиц (N 4/28) жил Лаврентий Берия. К Садовому кольцу был обращен глухой забор. Сюда везли на поругание неисчислимых женщин.

И всё же, как сказал поэт Леонид Мартынов, обращаясь к стародавней Москве: "Рассказывай! Люблю твои рассказы...". Вместе со знатоком исчезнувшего и уцелевшего мы видим окружающее иными глазами, узнаем множество историй, то весёлых, то печальных, то трогательных как чья-то большая любовь, и всегда причудливых. Александр Блок произнёс ужасающие слова: "Культуру надо любить так, чтобы её гибель была не страшна". Но так сладостно оплакать родные руины: У палат Печатного двора имеется окно, смотрящее в Китайгородскую стену. Именно так: не на стену, а в стену. Между нею и домами на нечётной стороне Никольской давно не стало улицы, что совершенно против правил обороны. Так же не стало улицы между неглименской стеной Кремля - и Арсеналом, Потешным, Оружейной. Словно господствующий ветер прибивает дома-корабли к одному берегу. И несколько далее: Просека таинственного ветра - Красная площадь. Нам кажется, что автор этих пассажей с их образным строем и неподдельным вдохновением является не бытописателем, а поэтом.

Михаил Синельников

Опубликовано 28 января 2023 года





Полная версия публикации №1674921292

© Literary.RU

Главная Облюбование Москвы. Топография, социология и метафизика любовного мифа

При перепечатке индексируемая активная ссылка на LITERARY.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на сайте библиотеки