LITERARY.RU → Соловьев С. Асса и другие произведения этого автора. Записки конформиста. Книга первая. Начало. То да сё... → Версия для печати
публикация №1674655820, версия для печати
Соловьев С. Асса и другие произведения этого автора. Записки конформиста. Книга первая. Начало. То да сё...
Дата публикации: 25 января 2023 |
Соловьев С. Асса и другие произведения этого автора. Записки конформиста. Книга первая. Начало. То да сё... СПб.: Амфора: Сеанс, 2008 Вышел первый из трех том мемуаров режиссера Сергея Соловьева, и теперь все узнали, что он человек не только читающий и снимающий, но еще и пишущий. Его мемуары, впрочем, как и его фильмы, полны неожиданных, но приятных открытий. Книга безусловно считается с законами жанра, но, как и все у Соловьева, подлинно индивидуальна, элегантна, лирична и умна. Лиричность, впрочем, проистекает из нежной ностальгии автора по прошедшему времени со всеми его уже изжитыми сложностями, обидами, не до конца воплощенными планами и непредсказуемыми поворотами судьбы, ностальгии по собственной юности и ранней зрелости. В этой эпохе остались питерская школа с одноклассником Львом Додиным, учеба во ВГИКе в мастерской М. И. Ромма (после Чухрая, Тарковского, Шукшина, Кончаловского и Андрея Смирнова); брак с Екатериной Васильевой - как показало время, одной из выдающихся российских актрис; дружба с Владимиром Высоцким и Геннадием Шпаликовым, Динарой Асановой и Исааком Шварцем; первые кинематографические работы по произведениям Чехова ("От нечего делать" и "Предложение"), Горького ("Егор Булычев"), Пушкина ("Станционный смотритель"). Уже тогда в фильмах Соловьева снимались первоклассные актеры - Вячеслав Тихонов, Анатолий Папанов, Михаил Ульянов, молодой Никита Михалков. О каждом из них автор вспоминает с глубоким уважением и благодарностью. Мне повезло на хороших людей в начале пути. Михаил Ильич Ромм. Лев Оскарович Арнштам. Вячеслав Васильевич Тихонов. Анатолий Дмитриевич Папанов, Михаил Александрович Ульянов. Удивительные, прекрасные люди <...> У Бориса Слуцкого хорошо сказано: "Мои боги, мои педагоги, пролагатели торной дороги, где шаги мои были легки". К словам этим с нежностью присоединяюсь. С первых страниц книги убеждаешься, что режиссером Сергей Соловьев стал не случайно. Медленно или быстрыми шагами он всегда шел к реализации себя в профессии, о которой его учитель Ромм сказал: "Кинорежиссура - это не профессия, это способ жизни". Завет мастера в полной мере был усвоен Соловьевым, дополнившим его собственным пониманием жизни в искусстве: Быть художником - это, в конце концов, конечно же не способность "откликаться на веяния времени", глубоко искренно или глубоко конъюктурно, один черт, а талант построить собственную судьбу, личность, миропонимание, индивидуальное творчество вне всяких этих "веяний". Остается загадкой, почему автор назвал свою книгу "Записками конформиста". Напротив, то, что уже рассказано, свидетельствует о непреложном отстаивании режиссером собственного "я" на самых разных уровнях творчества, да и нелегкого кинематографического процесса. Наверное, поэтому голос Соловьева в отечественном кино не натужно громок, но зато отчетлив, художественно точен и интонационно выдержан. Опубликовано 25 января 2023 года Полная версия публикации №1674655820 → © Literary.RU Главная → Соловьев С. Асса и другие произведения этого автора. Записки конформиста. Книга первая. Начало. То да сё... При перепечатке индексируемая активная ссылка на LITERARY.RU обязательна! |
|