Полная версия публикации №1673613849

LITERARY.RU Проблемы урбанизма в русской литературе → Версия для печати

Готовая ссылка для списка литературы

Юрий Архипов, Проблемы урбанизма в русской литературе // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 13 января 2023. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1673613849&archive= (дата обращения: 25.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

публикация №1673613849, версия для печати

Проблемы урбанизма в русской литературе


Дата публикации: 13 января 2023
Автор: Юрий Архипов
Публикатор: Администратор
Источник: (c) У книжной полки, № 3, 2009, C. 65-69
Номер публикации: №1673613849 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Анциферов Н. Проблемы урбанизма в русской литературе. М.: ИМЛИ РАН, 2009



Книга имеет уточняющий тему подзаголовок: "Опыт построения образа города - Петербурга Достоевского - на основе анализа литературных традиций". Это одна из самых памятных диссертаций, когда-либо защищенных в академическом Институте мировой литературы им. А. М. Горького. Старожилы института вспоминают о ней с таким же удовлетворением, как и о диссертации М. М. Бахтина (о Рабле), защита которой проходила несколькими годами ранее.

Николай Павлович Анциферов, известный историк, литературовед, культуролог и краевед, представил свой солидный, около тысячи машинописных страниц, опус Ученому совету института в 1944 году. Эта дата представляется не случайной. Такую диссертацию можно было защитить только на волне патриотизма, вызванного войной. В послереволюционное двадцатилетие всякое сочувственное исследование культурных, в том числе и градостроительных, достижений "царской" старины находилось под тяжким подозрением в диссидентстве. Тогда власть (громыхая со страниц "Правды" "Злыми заметками" Бухарина, например) сносила храмы-шедевры и шедевры-дворцы, а любимый властью поэт Маяковский воспевал это "выкорчёвывание" старины как расчистку пути к светлому будущему. Защитникам "таинственного древнего мира" (Есенин) как национального

стр. 67
культурного достояния приходилось несладко. Дважды отсидел тогда свой лагерный срок и Анциферов, сотрудник Литературного музея, составивший себе авторитетное в научных кругах имя, прежде всего, как автор работ о культурном значении нашей северной столицы: "Душа Петербурга", "Быль и миф Петербурга", "Петербург Достоевского" и др. В этих работах бдительные "мундирные рецензенты", как их называл Анциферов, и вычитывали скрытую антисоветчину.

Изданная ныне книга поражает не только превосходным научным уровнем исследования, но и отсутствием каких-либо вульгарно-социологических напластований, будто бы обязательных в то время. Да, в ней идёт речь о всяких "капиталистических мерзостях" города-спрута или города-ада, каким он предстаёт на страницах романов Достоевского, но ведь таково было, в частности, отношение и самого классика к тому, во что превратилось "Петра творенье" в его время. Ведь "препохабие" капитализма вообще выпирало в XIX веке - повсюду в Европе. Недаром в книге Анциферова даются развёрнутые сравнения Петербурга Достоевского с Парижем Бальзака и Лондоном Диккенса. Умение увидеть "образ города" через художественное произведение и придаёт труду Анциферова непреходящее значение. Собственно, он и был предтечей и вдохновителем многочисленных современных "культурных путеводителей" по городам России и мира. Это под его пером - пожалуй, впервые после долгого перерыва - "ожили камни", заговорило прошлое. Хотя, конечно, ему, получившему серьезное университетское образование еще до революции, было на кого опереться; учиться - лично или заочно - ему довелось у Пыляева, Забелина, Лукомского, Грабаря, Гершензона, Гревса.

Книга Анциферова настолько основательна, что, казалось бы, могла возникнуть и в любую другую эпоху, хоть сколько-нибудь допускавшую "чистую" науку. Тем не менее, следы давления сталинского времени внимательный читатель здесь обнаружит. Автору книги то и дело приходится прикрываться Достоевским, особенностями его творческой индивидуальности, характеризуя те "мистические" особенности Петербурга, о которых он не мог говорить как об объективной данности. (Другим, "фоновым" прикрытием служит творчество других русских писателей - от Пушкина и Гоголя до Анненского и Блока.) Не один ведь Достоевский - вследствие своей болезненности - прозревал миры иные в этом городе; в нём, как известно, и по сей день живёт некая тайна.

Опубликовано 13 января 2023 года





Полная версия публикации №1673613849

© Literary.RU

Главная Проблемы урбанизма в русской литературе

При перепечатке индексируемая активная ссылка на LITERARY.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на сайте библиотеки