Полная версия публикации №1617102557

LITERARY.RU Несколько замечаний о книге А. И. Солженицына "Двести лет вместе" → Версия для печати

Готовая ссылка для списка литературы

Ф. И. Холмянская, Несколько замечаний о книге А. И. Солженицына "Двести лет вместе" // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 30 марта 2021. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1617102557&archive= (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

публикация №1617102557, версия для печати

Несколько замечаний о книге А. И. Солженицына "Двести лет вместе"


Дата публикации: 30 марта 2021
Автор: Ф. И. Холмянская
Публикатор: Администратор
Источник: (c) http://literary.ru
Номер публикации: №1617102557 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Я хочу рассказать об одном из персонажей книги "Двести лет вместе", Моисее Ильиче Фрумкине - брате моего деда. Его имя встречается в тексте этой книги четыре раза.

1. "Особенно заметна роль евреев в продовольственных органах РСФСР, жизненном нерве тех лет - Военного Коммунизма. Посмотрим лишь на ключевых постах скольких-то - Моисей Фрумкин в 1918 - 1922 - член коллегии наркомпрода РСФСР, а с 1921, в самый голод, - зам. наркома продовольствия, он же - и председатель правления Главпродукта, где у него управделами - И. Рафаилов..." (далее идет перечисление фамилий) 1 .

2. В середине списка евреев на руководящей работе в области хозяйственной, строительной: "Моисей Фрумкин - с 1922 заместитель наркомвнешторга, фактический руководитель его" (с. 216).

3. Цитата из статьи в газете "Известия" (ноябрь 1930 г.) "Руководство Союзрыбы допустило крупнейшие политические ошибки": "И в связи с этим на днях освобожден от должности член коллегии наркомторга Моисей Фрумкин (его же мы видели в двадцатые годы замом наркомвнешторга). Теперь и наказания: т. Фрумкину строгий выговор с предупреждением, т. Клейману - тоже" (с. 286 - 287).

4. В середине длинного списка репрессированных руководителей-евреев: "Моисей Фрумкин, 1938" (с. 301).

Что можно сказать о М. И. Фрумкине, прочтя это? Что он один из многочисленных евреев, заполонивших после революции руководящие должности, при этом подчеркнута их заметная роль в продовольственных органах, а Фрумкин возглавляет список. Кто же такой Фрумкин? Он родился в 1878 г. в семье торговца средней руки и мог вполне благополучно прожить всю свою жизнь, однако предпочел с юных лет заняться революционной деятельностью, прошел тюрьмы, ссылки, член РСДРП с 1898 года. После Октябрьской революции оказался на руководящей работе. По рассказам родни был честным и принципиальным человеком. Во время его пребывания на посту зам. наркомпрода в голодные годы мой отец посетил его и М. И. тогда угощал его чаем с черными сухарями и извинялся, что в доме больше ничего нет.

Скромность его образа жизни подтверждает и Л. Б. Красин, бывший с 1922 г. его начальником - наркомом внешней торговли. В своем письме к семье 25 февраля 1923 г., которую Красин держал за границей и отговаривал приезжать в Россию из-за бытовых трудностей, он пишет: "...либо стоически вести спартанский образ жизни, вроде Фрумкина, который чуть-чуть не уморил жену, предоставив ей рожать в какой-то демократической лечебнице, не умея и не желая войти в какую-то инстанцию, попросить несколько бумажных миллиардов, без чего ни хорошего доктора, ни теплой и чистой постели не получить" 2 .

В книге "Вопросы ленинизма" Сталин подвергал уничтожающей критике два письма Фрумкина в политбюро, в которых Фрумкин осуждал политику партии в деревне и возражал против раскулачивания. Дело происходило в 1928 году. В годы перестройки и гласности об этом писали, например, в "Правде" 3 февраля 1989 г. - "Перед поворотом" и в "Литературной газете" 21 декабря 1990 г. - "Оппонент Сталина". В последней статье приводились выдержки из письма Моисея Ильича, найденного в одном из заграничных архивов 3 . Вступая в полемику со Сталиным, мог ли Фрумкин не понимать, на что он идет? Его старуха-мать сказала тогда: "Моисей, ты начал с тюрьмы и кончишь тюрьмой".

стр. 174

В книге "Двести лет вместе" (глава II) много говорится о зловещей роли евреев в коллективизации. На XV съезде компартии "среди ораторов - бессмертные удавщики крестьянства Шлихтер и Яковлев-Эпштейн" (с. 271). Сталин "наверное и считал, что в этой огромной кампании, направляемой непропорционально против славянского населения, часто надежнее будет опереться на евреев, чем на русских" (с. 272). "О содействии же в коллективизации правящих коммунистов-евреев - стоит помнить, что оно было усердно и талантливо" (с. 273). "Однако когда в избу приходил раскулачивать не просто комиссар, но комиссар-еврей, то (еврейский - Ф. Х.) вопрос маячил" (там же).

Почему же Солженицын не рассказал, что Фрумкин пытался как мог предотвратить предстоящие многомиллионные жертвы, за что и поплатился жизнью?

Теперь вот о чем. Автор причисляет М. И. Фрумкина к евреям, по-видимому, на основании его имени и фамилии. А сам же пишет: принадлежность к народу определяется "по духу и сознанию" (с. 11). Бориса Пастернака, например, Солженицын евреем не считает, так как он сам себя евреем не чувствовал и прибежищем его духа было Евангелие.

А кем себя чувствовал Фрумкин? Что было прибежищем его духа? Неужели Тора и Талмуд? Вряд ли. Скорее он чувствовал себя коммунистом, атеистом, интернационалистом, а прибежищем его духа была вера в "светлое коммунистическое будущее". И подобны ему были, наверное, такие люди как отец Юрия Трифонова - казак, родители Булата Окуджавы и многие, многие другие. Эти донкихоты революции сами и стали ее жертвами.

Их трагическая судьба заслуживает внимания потомков, но при этом желателен "рассудительный, дружественный, спокойный голос" (с. 470).

Тема сосуществования русских и евреев в России потребовала от автора определения - кого считать русским, а кого евреем. На практике он выявляет евреев не "по духу и сознанию", а именно по фамилиям, то есть фактически по этническому принципу. Зачем, собственно, предпринято Солженицыным это разделение? А чтобы установить меру исторической вины тех и других, чтобы русские взяли на себя моральную ответственность за Ленина и его русских соратников, а евреи - за Троцкого и его соплеменников.

Мне кажется: не там и не так ищет Александр Исаевич причины трагической истории нашего Отечества и вольно и невольно сеет недобрые семена.

Ф. И. Холмянская.

Примечания

1. СОЛЖЕНИЦЫН А. И. "Двести лет вместе" (далее сноски на эту книгу в тексте письма). Т. II. М. 2002, с. 87 - 68.

2. Вопросы истории, 2002, N 4, с. 114.

3. Некоторые выдержки из письма М. И. Фрумкина в политбюро: "Установка, взятая в последнее время, привела основные массы середнячества к беспросветности и к бесперспективности. Всякий стимул улучшения хозяйства... парализует страх быть зачисленным в кулаки". "В деревне стоит подавленность, которая не может не отразиться на развитии хозяйства". "Мы должны бороться с кулаком путем снижения его накоплений, путем увеличения налогов... Мы не должны поддерживать его нашими скудными кредитами, но не должны "раскулачивать", доколачивать его хозяйства, его производства... Отсюда внимание и помощь в первую очередь, а не в десятую, единоличным хозяйствам". "Объявление кулака вне закона привело к беззаконию отношений ко всему крестьянству". "Восстановить, вернее, открыть хлебный рынок" (Литературная газета, 25.XII.1990).

Опубликовано 30 марта 2021 года





Полная версия публикации №1617102557

© Literary.RU

Главная Несколько замечаний о книге А. И. Солженицына "Двести лет вместе"

При перепечатке индексируемая активная ссылка на LITERARY.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на сайте библиотеки