Полная версия публикации №1578492730

LITERARY.RU Н. П. КОМОЛОВА. ИТАЛИЯ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА: ВРЕМЕНА И СУДЬБЫ → Версия для печати

Готовая ссылка для списка литературы

И. В. ГРИГОРЬЕВА, Н. П. КОМОЛОВА. ИТАЛИЯ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА: ВРЕМЕНА И СУДЬБЫ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 08 января 2020. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1578492730&archive= (дата обращения: 28.03.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

публикация №1578492730, версия для печати

Н. П. КОМОЛОВА. ИТАЛИЯ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА: ВРЕМЕНА И СУДЬБЫ


Дата публикации: 08 января 2020
Автор: И. В. ГРИГОРЬЕВА
Публикатор: Администратор
Источник: (c) Новая и новейшая история, №3, 2006.
Номер публикации: №1578492730 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


М.: изд-во "Наука", 2005, 470 с.

Н. П. Комолова уже давно выступает с публикациями по отдельным аспектам заявленной в заглавии темы, а теперь обобщила результаты своих предшествующих исследований. О "серебряном веке" и российско-итальянских культурных связях написано в последнее время много, но подобной обобщающей работы еще не было. Н. П. Комолова скрупулезно учла все, что в этой области было сделано до нее и отечественными, и итальянскими авторами (из последних особенно - Э. Ло Гатто и А. Тамборрой). Следует отметить ее неутомимые поиски материалов, хранимых потомками и наследниками тех, о ком она пишет, часть таких материалов впервые введена ею в научный оборот.

Для понимания замысла книги существенно, как определяются хронологические рамки "серебряного века". На этот счет существуют разные точки зрения. Н. П. Комолова считает, что "как целостное явление русской культуры Серебряный век завершился в начале 20-х годов XX в., и хотя многие его участники продолжали развивать идеи и художественные формы этого течения на родине и в эмиграции, но не они уже определяли панораму эпохи. Накапливание нравственного и художественного потенциала представителями этого течения продолжалось, но достоянием общества оно стало лишь в 60-е и последующие годы" (с. 17). Автор книги принимает сложившееся в литературе представление о "серебряном веке" русской культуры как начале прерванного мировой войной и революцией российского Возрождения, считая, что его "можно сопоставить с эпохой итальянского Проторенессанса" (с. 19).

Первая из пяти глав книги - "Общие проблемы" -рисует обстановку, в которой развивались культурные контакты двух стран в исследуемый автором период. В частности, подробно рассказано о российской политической эмиграции 1905 - 1914 гг. в Италии, отмечено, что в предвоенные годы стали организовываться недорогие экскурсии в эту страну с участием студентов, учителей и т.д., что демократическая интеллигенция видела в Италии начала XX в. оплот гражданственности и либеральных свобод. Применительно к периоду после Октябрьской революции в России особый интерес представляет материал о двух начинаниях - деятельности центра итальянской культуры в Москве "Студио итальяно" (1918 - 1922 гг.) и чтениях в Риме на тему "Россия и русские" (1923 г.). В этой же главе дается общая характеристика вклада в культуру представителей русского зарубежья в Италии в 1917 - 1945 гг. Их главные усилия направлялись на ознакомление Запада с русской культурой - для них это был способ сохранить духовные связи с родиной. От политических проблем Италии, где с 1922 г. господствовал фашизм, российские эмигранты держались в стороне, но во время второй мировой войны двое из тех, кто упоминается в книге - А. Н. Флейшер (1907 - 1969) и В. А. Сумбатов (1893 - 1977) - стали участниками Сопротивления. Отдельный параграф главы посвящен русской православной церкви во Флоренции и ее прихожанам.

Вторая глава - "Италия в русской поэзии" - представляется одной из самых удачных частей книги. Н. П. Комолова тонко чувствует поэзию (она сама опубликовала несколько сборников стихов), ей удается уловить тайный смысл многих образов, намеков, ассоциаций. Здесь рассмотрено под "итальянским" углом зрения творчество А. Блока, Н. Гумилева, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Цветаевой, Вяч. Иванова, но рассказано также и о надолго забытом А. К. Лозина-Лозинском (1886 - 1916) - Н. П. Комоловой удалось ознакомиться с неопубликованными документами о нем из частного собрания.

В следующей главе "Итальянская тема в литературе" речь идет о произведениях трех авторов: В. В. Розанова (1856 - 1919), М. А. Осоргина (1878 - 1942), Б. К. Зайцева (1881 - 1972). Известный философ и публицист Розанов написал о совершенной в 1901 г. поездке в Италию в изданной восемь лет спустя книге " Итальянские впечатления". Осоргин в 1907 - 1916 гг. жил в Италии в эмиграции и посылал оттуда корреспонденции в русскую либеральную прессу. На несколько лет он вернулся в Россию, но в

стр. 247

1922 г. попал в число высланных из страны видных представителей интеллигенции и снова стал эмигрантом. В Италии Осоргин в годы своей послеоктябрьской эмиграции бывал уже только наездами, но посвятил ей цикл автобиографических рассказов под общим названием "Там, где был счастлив". У Зайцева впечатления об Италии нашли отражение в художественном творчестве и очерках разного времени. В главе рассказано также о многолетней работе писателя над "Божественной комедией" Данте -сделанном ритмической прозой переводе "Ада".

В центре главы "Образы Италии в живописи и искусствознании" - фигура искусствоведа П. П. Муратова (1881 - 1950), автора получившей широкую известность книги "Образы Италии" (два тома опубликованы перед первой мировой войной, третий - в Берлине в 1924 г.; в 90-е годы в России вышли два разных переиздания всей трилогии). Муратов до мировой войны неоднократно бывал в Италии, в 1918 г. возглавил "Студио итальяно" в Москве, а после ее запрещения выехал в заграничную командировку и вскоре перешел на положение эмигранта. В эмиграции Муратов на протяжении 1924 - 1927 гг. жил в Италии. Здесь были изданы его труды "Древнерусская живопись" (1925) и "Византийская живопись" (1929). Тесные дружеские отношения связывали Муратова с Зайцевым, и ставшая доступной Н. П. Комоловой переписка из семейного архива дочери Зайцева существенно обогатила повествование об эмигрантском периоде жизни Муратова. Из русских художников, в чьем творчестве так или иначе отразилось соприкосновение с итальянским искусством, автор книги особо выделяет М. А. Врубеля, К. Ф. Богаевского, М. В. Добужинского, К. С. Петрова-Водкина, П. П. Кончаловского (некоторые их работы даны в репродукциях, иллюстрирующих текст). Но не забыты и менее известные имена художников, после революции живших в Италии в эмиграции: А. В. Исупов (1889 - 1957), В. Д. Фалилеев (1879 - 1950), А. Я. Белобородов (1886 - 1965), Г. И. Шилтян (1900 - 1985), Л. М. и Р. Н. Брайловские (1887 - 1937, 1877 - 1959), Н. Н. Лохов (1872 - 1948). Нашлось место также рассказу о скромном художнике из костромской "глубинки" Е. В. Честнякове (1874 - 1962), сыне крестьянина, приобщившемся к итальянскому культурному наследию в Петербурге, где он недолгое время учился в Академии художеств. Честняков был поборником возрождения крестьянской культуры и в своей главной картине "Город всеобщего благоденствия", по словам Н. П. Комоловой, "соединил традицию русского лубка с традицией итальянского монументализма раннего Возрождения" (с. 381). В условиях сталинского тоталитаризма подобное искусство было обречено, из созданного Честняковым многое погибло, он жил в безвестности и умер в нищете. Признание пришло к нему лишь в 80-е годы, когда его картины были с большим успехом показаны в Москве и побывали на выставке в Риме. Отдельный параграф этой главы воссоздает историю работы художника Ф. П. Реймана (1842 - 1920) над раннехристианскими фресками Рима, которые он копировал по поручению И. В. Цветаева для создаваемого в Москве Музея изящных искусств.

Последняя глава - ""Итальянская идея" в историко-философской мысли". Здесь главные действующие лица - историк-медиевист Н. П. Оттокар (1884 - 1957), виднейший специалист по истории средневекового города, проживший в Италии (с перерывом в 1914 - 1919 гг.) почти 40 лет, философы В. С. Соловьев (1853 - 1900), В. Н. Эрн (1884 - 1917), Н. А. Бердяев (1874 - 1948), литературовед и искусствовед А. Г. Габричевский (1891 - 1968), при сталинском режиме подвергавшийся репрессиям, но тем не менее продолжавший творческую деятельность, поэт М. А. Волошин (1877 - 1932), трижды побывавший в Италии в начале XX в.

Построение книги вполне оправдано, но с ним связаны и некоторые издержки: какие-то сюжетные линии и жизненные пути отдельных лиц пересекаются, отсюда неизбежно возникают повторения. Минусом является отсутствие в содержащей множество имен книге именного указателя. Оставляет желать лучшего качество корректорской работы над текстом. Зато художественное оформление книги на высоте: в ней много иллюстраций (портреты - в том числе публикуемые впервые репродукции работ художников и т.д.), с большим вкусом выполнена обложка, удачно выбран шрифт.

Книга Н. П. Комоловой несомненно привлечет внимание и будет востребована читателем.

И. В. Григорьева, доктор исторических наук, профессор МГУ

Опубликовано 08 января 2020 года





Полная версия публикации №1578492730

© Literary.RU

Главная Н. П. КОМОЛОВА. ИТАЛИЯ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА: ВРЕМЕНА И СУДЬБЫ

При перепечатке индексируемая активная ссылка на LITERARY.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на сайте библиотеки