Полная версия публикации №1561118819

LITERARY.RU ЗА ПРАВДИВОЕ ОСВЕЩЕНИЕ ПРОШЛОГО → Версия для печати

Готовая ссылка для списка литературы

В. А. КУМАНЕВ, ЗА ПРАВДИВОЕ ОСВЕЩЕНИЕ ПРОШЛОГО // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 21 июня 2019. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1561118819&archive= (дата обращения: 20.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

публикация №1561118819, версия для печати

ЗА ПРАВДИВОЕ ОСВЕЩЕНИЕ ПРОШЛОГО


Дата публикации: 21 июня 2019
Автор: В. А. КУМАНЕВ
Публикатор: Администратор
Источник: (c) Вопросы истории, 1988-06-30
Номер публикации: №1561118819 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Глубокий историзм мышления входит органической составной частью в диалектику. Это одна из истин марксизма-ленинизма. Только правдиво анализируя нашу историю, можно и нужно отбросить то, что грубо искажалось, неоправданно замалчивалось или, наоборот, превозносилось часто без оснований на то.

Писатель С. Шуртаков в статье "Чувство историзма" метко заметил, что гражданина ни химией, ни кибернетикой не воспитать; его воспитывают история, литература, родной язык. И не пора ли, как постоянно слышится в стенах АН СССР, отечественную историю вместе с литературой посадить в первые ряды школьных дисциплин?! Начав историческое образование с первых шагов ребенка, недопустимо ограничиваться школьными знаниями. Между тем даже в "Детской энциклопедии" по

стр. 57

иерархии история стоит не то на восьмом, не то на девятом месте. Случайно ли это?

Сегодня мы сталкиваемся с неудержимым желанием некоторых лиц, называющих себя историками, потолковать по широкому кругу исторических вопросов, оценивая при этом все в мрачном свете, словно советской исторической науки не существует. Даже наши недруги на всемирных конгрессах признают приоритет советских историков по многим направлениям научных исследований. Действительно, проблем, трудностей, резервов у профессиональных историков немало. Ответственность их неизмеримо возросла, но для выправления дела требуется терпение, и наш гражданский и партийный долг - приложить все усилия к исправлению ситуации на фронте истории. В условиях гласности, которую народ действительно выстрадал, нет ни у кого из обществоведов и писателей ни монополии на истину, ни права поучать, а есть поиски ее - кропотливые, с учетом, разумеется, обстановки тех лет, есть жгучая потребность знать все как было.

Выступать по истории вправе в наши дни все, но все же, чтобы дело прояснить, а не замутить, требуется известная доля компетентности. А между тем сторонники однобокости и сенсаций, выражаясь словами русского историка С. Б. Веселовского, с удовольствием совершают "опустошительные набеги" на отечественную историографию, сбиваясь порою на передергивание, на "валовое" охаивание прошлого, на призывы, понятные и без их императивных суждений, к тому же размашистые, по всему периоду истории страны - от Древней Руси до современности.

Нельзя судить о работах историков вне условий, в которых им приходилось трудиться. Это неизбежно порождает иллюзию, что историки-де могли бы написать и в 30 - 40-х, в 70-х - начале 80-х годов правдивые, глубокие исследования, но леность мысли, их "профессиональная непригодность" помешали. Позволительно спросить: а кто бы стал публиковать неких смельчаков в те нелегкие годы? И какие санкции могли последовать за создание правдивой истории, скажем, сталинского периода или застойного? И кто бы их допустил к фондам в архивах - фундаменту серьезных исследований? Так что не будем ни упрощать существовавшую ситуацию, ни обелять историков: их робость, внедрение в их среду догматизма, благодушия, бодрячества, помпезности и т. п.

Ныне историки - тоже активные сподвижники оздоровления общества, участники создания новой духовной атмосферы, деятельные пропагандисты перестройки. Никогда за последние десятилетия они столько не выступали перед массовой аудиторией, за "круглым столом", на диспутах, по телевидению, в печати, по другим каналам информации. Почти одновременно с "Детьми Арбата" А. Рыбакова, "Белыми одеждами" В. Дудинцева, "Зубром" Д. Гранина, очерками Ф. Бурлацкого, А. Ваксберга, И. Руденко, В. Соколова, Ал. Афанасьева и многих других литераторов в "Огоньке", "Новом мире", центральных газетах и исторических журналах появились публикации и историков о славной когорте большевиков-ленинцев, полководцев, ученых, деятелей культуры, ставших жертвами беззакония и террора, насаждавшихся Сталиным, а также редкие документы и мемуары.

Поистине всенародный интерес к истории, истории отечественной и мировой культуры переживает все общество. Уже говорилось здесь о реакции общественности на глубоко содержательную статью в "Правде" от 5 апреля "Принципы перестройки: революционность мышления и действий", давшую отпор антиперестроечным силам. Некоторые из них, рядясь в тогу гласности, критикуя, стремятся подогреть интерес к своей личности, не предлагая ничего конструктивного, созидательного. Их мучает синдром реванша. Среди откликов в печати по истории попадаются и заведомо сомнительные мнения (видимо, в пылу борьбы за торжество правды). Например, М. Гончаров заявил, что Сталин "увел нашу стра-

стр. 58

ну от социализма, уничтожил цвет нации". Пытался увести, но не увел. И в этом суть. Ленинизм, идеи и вера народа в социализм оказались сильнее. Торопливо переписывать историю - заведомо создавать поделки. Каждое новое поколение ее обогащает, переосмысливает с позиций сегодняшнего дня. Нужна диалектика, а не шараханье то в черное, то в белое, не подмена одной полуправды другой. "Жареные факты", полуправда о 20 - 30 - 40-х годах, уход от анализа 70-х, корнями связанных с временем сталинского культа, могут запутать даже стойкого, но недостаточно компетентного человека. Разумеется, все прошлое топтать, чернить недостойно, лихо отбрасывая достигнутое народом, в том числе в области науки, включая историческую.

Историки и писатели трудятся совместно в краеведении, в музеях, в обществах по охране памятников (правда, эти организации весьма бесправны), в Советском фонде культуры. Надо общими усилиями активнее продолжать работу по восстановлению исторических названий улиц, городов. Почему Мариуполь до сих пор носит имя Жданов? При всем уважении к М. И. Калинину целесообразно ли иметь два Калининграда я еще Калинин (бывшая Тверь)? Создается памятник Теркину. Но не начать ли с сооружения памятника великому поэту-гражданину А. Т. Твардовскому? В Москве нет памятников Разину, Болотникову, Пугачеву, Радищеву, декабристам, ряду видных большевиков-москвичей. Мы тратим в год 2 млн. руб. на наглядную агитацию, а несколько сотен рублей на мемориальную доску (например, на доме, где жил маршал Г. К. Жуков, где он работал) у нас нет.

Быстро дать ответы на многие проблемы истории, особенно советского периода, практически невозможно. Через издательство книга в среднем идет три года. А архивы полностью только-только открываются; документальный материал надо выявить и переосмыслить. Но и политика "не спеша" общество не устроит. Это тоже ясно.

Очень плохо, когда люди занимаются не своим делом. Известно, что Сталин "занимался" почти всеми науками и часто норовил по-своему толковать ленинизм. Мы знаем, чем кончались поддержки им таких лжеученых, как Лысенко. Вспоминается факт, рассказанный известным языковедом академиком И. И. Мещаниновым. Когда Сталин задумал провести дискуссию по вопросам языкознания, он вначале решил в ходе ее поддержать учение академика Н. Я. Марра. С Мещаниновым посоветовались. А когда его вызвали второй раз к Сталину, там сидел Берия и малоизвестный филологам Чикобава. Все переиграли. А потом "корифей науки" заявил: "Если бы я лично не знал Мещанинова, посчитал бы его действия вредительскими".

Большое внимание общественности привлек последний Пленум писателей СССР. На нем было много сказано поучительного, смелого и гражданственного. Тем досаднее промахи. Так, писатель Р. Ованесян назвал жестокие годы Великой Отечественной войны "наиболее счастливым периодом дружбы наших народов". Да, семья советских народов дружно боролась с фашистской чумой. Но давайте не забывать, какое это было "счастливое" время для ингушей, балкарцев, немцев Поволжья, калмыков, чеченцев и других народов, которые "отец народов" насильно переселял в далекие снежные края? На Пленуме также говорилось: "Мы, к сожалению, разрушали храмы и потом в 30-х годах строили тюрьмы"31 . Тюрьмы строил Сталин и его опричники. Ягоды, ежовы, вышинские, ульрихи, берии, абакумовы, меркуловы - это не мы, не партия и не советский народ. К тому же, как известно, воздвигнутый на народные пожертвования в честь победы над Наполеоном храм Христа Спасителя был снесен благодаря спеси "хозяина", как, впрочем, и Сухарева башня и многое другое.

31 Скорее всего, тут допущена "Литгазетой" редакционная неточность.

стр. 59

У нас большая общая история, которую нельзя похоронить вместе с беззакониями и репрессиями. Как заметил Е. Евтушенко, если нет правды, ее заполняют домыслы и опасная идеализация. Всякое замалчивание минувшей трагедии, как и извращений поры оцепенения и самодовольства, приводит к неправильной ориентировке подрастающего поколения. Подобными отклонениями очень грешат работники художественного кино. Сценаристы (а за ними режиссеры и актеры) волюнтаристски часто стараются идеализировать все, что связано с личностью "полководца всех времен и народов". Как после таких кинокартин переубедить молодежь, насмотревшуюся на величественного и скромного "радетеля народных благ", мудрого гуманиста? Ведь в действительности был тот, кто погубил страшное число борцов за ленинское дело - от наркомов, маршалов до рядовых, попавших в беду людей, которых он неуважительно именовал "винтиками".

Историки и писатели сообща должны разобраться во всех перипетиях, корнях культа личности, не сводя все изыскания только к личности Сталина и не концентрируя внимание только на 1937 - 1938 годах. Зная горькую и болезненную правду, молодые историки сами все оценят не хуже нас. Но помочь им надо...

В памяти живы застойные "порядки", которые махровым цветом распустились в нашей жизни. Созидателем их был во многом Брежнев, прервавший хотя и непоследовательный курс Хрущева на демократизацию. Почему об основном носителе этих "порядков", утратившем в итоге скромность и порядочность, пишут так мало, рождая недоумения и всевозможные догадки? Расхождение между словом и делом у него особенно бросалось в глаза. "Говорили о скромности коммуниста, - как заметила поэтесса С. Капутикян, - а сами украшали себя иконостасами орденских колодок и высшими титулами. Говорили о высокой морали, жертвенности во имя общества, о борьбе против стяжательства и коррупции, а сами собирали коллекции автомашин и прилюдно, - на глазах всей страны, принимали драгоценные перстни". В пору брежневского самолюбования и демагогии настойчиво шел процесс разрыхления социалистической демократии при одновременном тревожном для миллионов граждан росте вседозволенности, лихоимства, породивших медуновых и адыловых, щелоковых и рашидовых, сушковых и чурбановых. За срывы в застойное время несут полную ответственность конкретные люди, их чрезмерная самоуверенность, отход от ленинских норм, личная нескромность и некомпетентность, комчванство и высокомерие. А изучаем мы этот период, увы, вяло.

Литературный критик А. Турков, оценивая роман А. Рыбакова "Дети Арбата", недавно сказал, что, конечно, появление его не "закрывает тему": необходимо и дальнейшее исследование всех сложностей минувшего времени, в частности силами историков. Это мы приветствуем. Наш высокий моральный долг - донести до будущих поколений все ценное, что досталось нам от прошлого. Ленинская партия всегда высоко ценила воспитательную роль отечественной истории, видя в этом обеспечение преемственности, духовной связи поколений. Плохо знать свою историю, прошлое других народов, уроки развития всего человечества, значит, не чувствовать и не понимать современную жизнь. "Наша сила в заявлении правды!"32 , - подчеркивал В. И. Ленин.

Возрастание значения исторического сознания в жизни нашего общества диктует выход на новый уровень преподавания и изучения истории. Сейчас всем ясно одно: без четких мировоззренческих позиций, без достоверной правды - единой и неделимой - не может быть серьезного исторического исследования. И чем чаще обращаемся мы - творческие

32 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 11, с. 328.

стр. 60

отряды работников интеллектуального труда - к этой богатейшей науке, тем яснее понимаем, как нам действовать сегодня, в условиях перестройки.

В. А. КУМАНЕВ (член-корреспондент АН СССР).

Опубликовано 21 июня 2019 года





Полная версия публикации №1561118819

© Literary.RU

Главная ЗА ПРАВДИВОЕ ОСВЕЩЕНИЕ ПРОШЛОГО

При перепечатке индексируемая активная ссылка на LITERARY.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на сайте библиотеки