LITERARY.RU → У кого стих лучше: у Лермонтова или соседа по парте? → Версия для печати
публикация №1487070040, версия для печати
У кого стих лучше: у Лермонтова или соседа по парте?
Дата публикации: 14 февраля 2017 |
Приём реконструкции текста Вячеслав Букатов, доктор педагогических наук Как сделать так, чтобы школьная викторина по типу телевизионной игры стала действительно игрой, причём игрой обучающей? В своих письмах учителя нет-нет да и рассказывают о каких-нибудь дидактических конкурсах, которые они проводят на своих уроках. Из рассказов видно, что обычно за образец для подражания берутся телевизионные конкурсы: тут и "туры", и "кто быстрей сориентируется и выдаст нужный ответ" (фамилию писателя или учёного, формулу, историческую дату и т.п.), и ряды зрителей-болельщиков. Казалось бы, чем не игра. И детям нравится, и учитель доволен - проведён срез учебных знаний в необычной, живой форме. Так-то оно так, да только на первый, весьма поверхностный взгляд. Репродукция знаний Все телеконкурсы, по сути дела, к обучению отношения не имеют. Это всего лишь форма пассивного развлечения закомплексованных домочадцев, которая основана на репродукции знаний, уже существовавших в головах соревнующихся. Возьмём задания, типичные для литературных викторин в современных школах. Учитель с выражением зачитывает шесть строчек, например, из "Мцыри": Ты видишь на груди моей Следы глубокие когтей; Ещё они не заросли стр. 25 И не закрылись; но земли Сырой покров их освежит И смерть навеки заживит. А потом задаёт вопрос первого тура: "Кто является автором данного отрывка?" Согласитесь, что в таком варианте задание слишком уж прямолинейно работает на тренировку всего лишь памяти и социальной потребности (кто первым вспомнит?). А как же сделать так, чтобы викторина из телевизионной стала, к примеру, социо-игровой? Командные гнездышки Возьмём самый трудный вариант для групповой работы - малокомплектный класс, где учеников всего 8 - 12 (как, например, в частной или сельской школе). По считалочке ученики делятся на две команды. И каждая команда оборудует себе не ряды зрителей с трибунами для капитанов (как на телевидении), а командное гнёздышко (две сдвинутые парты и стулья вокруг). После чего посыльные от каждой команды приносят в командные гнёздышки один и тот же текст всего одного (!) стихотворного предложения: Ты видишь на..................................... Следы глубо..................................... Ещё они не..................................... И незакр..................................... Сырой п..................................... И сме..................................... шесть строк которого занимает всего одно предложение!) я взял и деформировал, отрезав часть текста по вертикальной косой линии (предварительно прикинув, под каким углом результат получится поинтереснее). Безжалостное СТОП Уж поверьте моему многолетнему опыту: даже если я замешкаюсь и не успею сказать командам, что полученный текст нужно восстановить (содержание любого задания лучше не раскрывать заранее!), все по собственному почину тут же ринутся сочинять и дописывать текст. Правда, ученические варианты могут очень сильно отличаться от лермонтовского. Но потом при сравнении этих доморощенных версий с исходным оригиналом ученическое внимание к авторскому слову в конечном итоге только выиграет. Времени на задание я отведу, пожалуй что, 2 - 3 минутки (от силы 5). Даже если ученики не успеют все строчки восстановить, или свои обсуждения закончить (например, о том, какой из предложенных вариантов уместнее для стихотворного размера, а какой - для предполагаемого смысла), или свое редактирование деформированных строчек завершить, - безжалостно прозвучит: "СТОП! Поставили точку и передали в соседнюю команду для проверки". стр. 26 Дефицит времени здесь является необходимым ограничением. Иначе некоторые дети могут переутомиться и начнут выпадать из рабочего темпоритма. А нам ведь надо, чтоб втянулся весь класс, а не только капитаны, как в телевикторинах. Команды же, получив вариант соседей, почувствуют прилив сил и ринутся читать и обсуждать уже соседские варианты. Ученикам будет что сравнить и обсудить. И даже если никто из них не вспомнит, что эти строчки принадлежат перу М. Ю. Лермонтова, - эффект погружения в пристальное чтение будет налицо. А значит, и педагогика будет в выигрыше. И поэзия - тоже. Ну, а после обсуждения можно будет попросить учеников плюсиками отметить явно удачные варианты соседских реконструкций текста. Познавательный ажиотаж А дальше я, пожалуй что, устроил бы и второй тур. Но проходил бы он у меня все на том же тексте (!). Посыльные приносят в каждую команду с учительского стола пухлые томики Пушкина, Лермонтова, Есенина и Тютчева (не учебники или хрестоматии, а именно томики сочинений). Задание: найти исходный вариант. Как вы понимаете, все тут же начнут листать, перелистывать, вырывать друг у друга тома (поэтому, если каждая команда получит не по одному, а по 2 - 3 одинаковых экземпляра каждой книги, то это пойдет на пользу не только развитию социо-игрового познавательного ажиотажа, но и культурного кругозора учеников). Некоторые школьники смогут быстро найти нужный отрывок. Хотя команда может подобраться и так, что никто в ней правильного ответа найти не сможет. Но на то она и игра, чтобы были и победившие, и проигравшие. При социо-игровой закваске и в том, и в другом случае тренируются не столько социальные потребности, сколько весь духовно-познавательный комплекс человеческих потребностей (где свое - достаточно скромное - место должны занимать потребности и социальные). А закончил бы я работу со стихотворным предложением из Лермонтова, скорее всего, таким образом. После отыскания авторского варианта командам нужно вернуться к своим плюсикам, которыми они ранее отмечали удачные варианты в соседских реконструкциях, и провести сравнительный анализ. То есть установить: где же всё-таки "лучше" - у автора или в соседском варианте? И совсем не факт, что исходные авторские варианты всегда будут детьми признаваться как самые удачные. Возможность высказывания учениками крамольных мнений некоторых учителей уж очень сильно пугает. "Разве можно сочинить лучше Лермонтова?!" - риторически спросят они. "Конеч- стр. 27 но же, нет! - с готовностью согласится любой из последователей социо-игровой педагогики. - Да только ученикам ой как полезно подобные вопросы себе задавать и самим на них ответы искать". Если мы обратимся к истории литературы, то обнаружим, что многие прославленные авторы частенько скептически отзывались о своих коллегах. Толстой, например, считал, что Шекспир - никудышный драматург. Тургенев весьма язвительно отзывался о "скорбной музе господина Некрасова". И даже Белинский, как помнится, неоднократно заявлял в печати, что Пушкин-де разучился писать стихи. Конечно, подобные мнения выглядят нелепицами. Но без подобных нелепиц невозможно становление ни большого художника, ни большого читателя. Парадоксы углубления Уважаемые читатели, ещё раз подчеркну, что в приводимых иллюстрациях социо-игровой режиссуры для меня принципиально, что обе команды получают один и тот же текст. И если в телевизионном варианте вопрос об авторстве занимает полминутки, то в социо-игровом варианте поиски растянулись бы чуть ли не на полурока. Но зато - с хождениями, возгласами, спорами-обсуждениями, листаниями и записями, подчёркиваниями и перечеркиваниями. Одним словом, самым что ни на есть углублением в эфемерный мир стихосложения. Ведь именно это и является для учеников явным признаком их культурного становления. Для социо-игровых заданий характерно, что учителя приносят на урок фрагменты, по объёму меньшие, чем обычно, - а вот работа с ними у детей получается и более объёмной, и более захватывающей, чем обычно. Опубликовано 14 февраля 2017 года Полная версия публикации №1487070040 → © Literary.RU Главная → У кого стих лучше: у Лермонтова или соседа по парте? При перепечатке индексируемая активная ссылка на LITERARY.RU обязательна! |
|