LITERARY.RU → Досочини стихотворение → Версия для печати
публикация №1487068129, версия для печати
Досочини стихотворение
Дата публикации: 14 февраля 2017 |
Приём "восстанови текст" на примере стихотворений Михалкова Алёна Новгородова, преподаватель уроков театра в школе, г. Вологда Может быть, дело не в том, что современные дети не любят стихи, а в том, что учителя литературы не любят сочинять интересные уроки? В восьмых классах (а их у нас четыре) я веду уроки театра. И вот на одном из уроков начали мы сочинять стихотворные строчки на рифмы известных детских стихов. То есть я брала, например, "Кто на лавочке сидел...", выписывала рифмы и предлагала восьмиклассникам к этим рифмам сочинить свои собственные строчки. Сочиняли. Сравнивали варианты. А потом я побывала в Москве на курсах В. М. Букатова, где услышала о другой форме работы - реконструкции детьми разрезанных стихотворений, ранее им не известных. Её-то я и решила попробовать с восьмиклассниками на ближайшем уроке. Ничего подобного! Но сначала я эту самую работу провела дома с собственной дочкой. Взяла не известное мне стихотворение Михалкова. Отксерила страничку, разрезала её вдоль так, чтобы столбик стихотворного текста - как объяснял Букатов - оказался поделённым по вертикали на две половинки. Мне досталась та половинка, где были только начала строчек, дочери - половинка с концовками. И начали мы с ней сочинять, то есть восстанавливать стихи на свой страх и риск. стр. 31 Оказалось очень интересно. (Правда, я всё время боялась, что начну сочинять не то, что у автора по замыслу.) И вот стали наши варианты между собой сравнивать: у кого из нас вариант более связный, а у кого более интересный получился? Надо сказать, что интересными получились оба варианта. Но у дочки - гораздо понятнее. В моем варианте героя стихотворения - лягушонка - в конце концов родители отшлёпали, а в её - совершенно по-другому: приняли в объятия, хотя он без спроса погулять ушёл и его чуть машина не задавила. Кинулись к источнику. И оказалось, что у Михалкова родители никак не отреагировали. Лягушонок пришёл с прогулки и ожидал, что его будут ругать или хвалить, а ничего подобного не произошло. Лягушонка это страшно поразило. Надо сказать, что авторский вариант произвёл на меня сильное впечатление. Вот уж действительно, искусство строится на неожиданностях и парадоксах! Ожидала одно, а нашла совсем другое. Я, как и многие учителя, считала, что у Михалкова и басни, и детские стихи - это прежде всего прямолинейное назидание. А тут вдруг увидела, что ничего подобного. А ещё я поняла, почему Букатов настаивал, чтобы учителя для подобной работы с классом брали не "высокую классику", а самые что ни на есть с виду простенькие стишки (я ведь первоначально планировала после работы с рифмами из детских стихов перейти к отрывкам из Софокла). На своём собственном опыте я убедилась, что кажущаяся простота неожиданно оборачивается глубиной, но не бездонной, а "соразмерной" ученику, в которой он утонуть не сможет. Зато покупаться и понырять сможет в своё удовольствие сколько угодно... Получилось складно И вот для урока с восьмиклассниками я выбрала несколько стихотворений на одну страничку и без названия. Отксерила отдельно правые и левые половинки стихотворных столбиков (закрывая чистым листом то одну, то другую половинку странички). Заготовок у меня получилось много. Урок начался с деления на группы. Обычно у меня с этим проблема, поэтому я придумала нечто в роде дворовых заплаток (из детства вспомнила: "Матки, матки, чьи заплатки?"). Пять маток вышли к доске и отвернулись от класса. Я пошла по рядам: подмигну кому-нибудь и громко спрошу маток: этого кому? Кто первый из них успеет крикнуть: "Мне!" - к тому этот человек и уходит. Поделились как по маслу. У тех, кто обычно бузил, по-моему, от неожиданности был просто шок. Никто не сопротивлялся. Все видели, что матки не знают, кому я там подмигнула. И все были рады, что стр. 32 всех так быстро разобрали. (Единственное, в чём я схитрила, так это в том, что в матки я вызвала ребят всё-таки более активных, более интеллектуальных, потому что класс совершенно обычный, и на каждом ряду один-два ученика- ни в зуб ногой.) Когда в группке набиралось человек 5 - 6, я говорила: садитесь, устраивайтесь. Потом посыльные вытянули варианты, и работа закипела. Один сидит, пишет, другие в бок толкают и советы дают, какое слово зачеркнуть и что вместо него поставить. А то и вовсе ручку начинают отнимать: самим почёркать захотелось. Шум, конечно, был, но - рабочий. Некоторые ученики пытались иногда в другую группу сбегать посмотреть, что там у них получается. Но одинаковых версий не было. В каких-то группах, конечно, со стихосложением возникли проблемы. Приходилось, например, подсказывать, какие могут быть в том или ином месте рифмы. И буквально через нескольких секунд стихи получались! И достаточно складные. Но уже со второго кона многие посыльные старались вытянуть вариант с правой половинкой текста, где к окончаниям строчек нужно было присочинить начала. Сочинять концовки к левым половинкам оказалось для моих восьмиклассников гораздо сложнее. Но так или иначе, а за сорокаминутный урок у нас возникала масса вариантов. И все такие интересные! Кот в мешке Скажем, знаменитое "Тра-та-та, тра-та-та, мы везём с собой кота..." в начальных классах дети спокойно дописывают (для них я и заготовила это стихотворение). А вот в восьмом эту "Песенку друзей" почему-то никто не знал. "Что ж, - говорю, - дописывайте, как считаете нужным". И вот у восьмиклассников появляется такой вариант: Красота, красота! Сеня взял кота в мешке, Васенька - собаку, Коля - забияку, А Максимка - попугая. Вот компания какая! Смысл их варианта, оказывается, сводился к тому, что если животное рядом, то его выгуливать не надо. А вариант другой команды заключал мораль о том, что жить надо лучше, не ссориться: "Страну нужно защитить/И деревню посетить"... Был и такой вариант: Закричали дембеля дружно: - Нужно лучше быть. Предавать страну не нужно, Нужно всех любить. Всю свою дорогу Не предавай друзей, Тогда они помогут. И станет веселей! Папа к зеркалу садится Даже стихотворение про парикмахерскую (из цикла "Моя улица") оказалось для восьмиклассников весьма коварным. Напомню: стр. 33 Папа к зеркалу садится: - Мне подстричься и побриться! Старый мастер всё умеет: Сорок лет стрижёт и бреет. Он из маленького шкапа Быстро ножницы достал, Простынёй укутал папу, Гребень взял, за кресло встал. Щёлкнул ножницами звонко, Раз-другой взмахнул гребёнкой... Те, у кого были начала стихотворных строчек, не могли сообразить, откуда же парикмахер может достать свои ножницы: "Он из маленькой бутылки/Быстро ножницы берёт". Никто из восьмиклассников не смог догадаться, что в авторской версии появляется шкап. Трудности возникли и с гребёнкой: "Щёлкнул ножницами ловко/Раз-другой взмахнул расчёской". Конечно, не очень складно, но всё-таки расчёской! А у соседей почти складно, но зато появляются электробытовые чудеса цивилизации: "Щёлкнул ножницами смело,/Раз-другой взмахнул он феном". В той же команде появился и весьма забавный вариант предыдущих строчек: "Старый мастер, дед Фаддей, сорок лет стрижёт людей". А вот вариант, который возник при дописывании начал строчек: Клиент на стул садится, Причесаться и побриться. Парикмахер всё умеет: Ловко он стрижёт и бреет. Из коричневого шкафа Он ножницы достал, Прилизал умело папу, Высоко за кресло встал. Щёлкнул ножницами звонко, Рот ему заткнул гребёнкой... Мы сегодня как слоны С детским стихотворением про аптеку справлялись все. Но и тут получились забавные варианты. Авторская концовка у этого стихотворения такая: "Мы сегодня не больны/Нам лекарства не нужны". А вот варианты восьмиклассников: "Мы сегодня - как слоны:/Нам лекарства не нужны". "Если люди не больны,/Им лекарства не нужны". "Мы сегодня нездоровы/Нам лекарства все готовы". "Мы сегодня заболели/Нам лекарства не нужны/ Потому что мы лентяи,/Не хотим лечиться мы". "Мы сегодня все больны/Нам лекарства так нужны". Неожиданные варианты возникали при восстановлении и таких строчек: "За стеклом стоят в порядке/Склянки, банки и горшки./В них таблетки и облатки/Капли, мази, порошки". И вот версии "реставраторов" концовок: За стеклом стоит лекарство: Склянки, банки, лейкопластырь. В них таблетки и салфетки, Капли, мази и пипетки. За стеклом у нас, друзья, Склянки, банки - вот фигня! В них таблетки золотые, Капли, мази грязевые. стр. 34 А вот версия "реставраторов" начал: На полке стоят в порядке Банки, щётки и горшки. В них шампуни, и облатки, И зубные порошки. Эти люди не больны, Им лекарства не нужны. Что же дальше? Сорок минут для учеников промчались в мгновенье ока. Прозвенел звонок, а им так хотелось и почитать классу свои варианты и вместе посмеяться, но я ничего этого просто не успела. Зато они весь оставшийся день что-то без устали обсуждали, приставали к учителям с вопросами по стихосложению. В школьной библиотеке на издания Михалкова возник, в прямом смысле слова, "аншлаг". И вот я думаю: что же дальше? Восьмиклассникам восстанавливать стихи было интересно. Но погружение в практику стихосложения программой не предусмотрено. Меня пугает и удручает, что детям нравятся физкультура и труд и не нравится литература. Что с этим делать, если, действительно, их учат скучно. Конечно, стихосложением надо заниматься не в восьмом классе, а как можно раньше. Но с этими-то что делать, если их до сих пор никто не погрузил в поэзию? Как же им потом жить без поэзии? Может быть, дело не в том, что современные дети не любят стихи, а в том, что учителя литературы не любят сочинять интересные уроки? Поставили галочку - и баста. Некрасова прошли, Пушкина прошли. Ещё две галочки. Тоска смертная! Так, может быть, хотя бы на Михалкове всё-таки взять и попробовать окунуться в искусство. Ведь когда материал "лёгенький" (стишки же детские!), то у подростков впечатление, что они мигом со всем этим справятся. С текстами Пушкина или Некрасова они так азартно возиться не будут. Классикой они уже травмированы. Чтобы реанимировать их интерес к высокому искусству, надо что-то простенькое. И Михалков как нельзя лучше для этого подходит. Стишки простые, а глубина порядочная - не у каждого современного "взрослого" поэта такую сыщешь. Недаром его детские стихи стали классикой. Нравится - это уже немало Возвращаясь мысленно к уроку, я всё думаю: ну ладно, детям понравилось. Но вот спросит у меня какой-нибудь учитель математики или все той же литературы: "Ну и чему же вы их за этот урок научили? Биографию Михалкова не прочли, смысла ни одного стихотворения не разбирали..." А мне и ответить-то нечего. А потом решила, что, во-первых, никто не спросит. Во-вторых, раз ученикам нравится, то это уже немало. Опубликовано 14 февраля 2017 года Полная версия публикации №1487068129 → © Literary.RU Главная → Досочини стихотворение При перепечатке индексируемая активная ссылка на LITERARY.RU обязательна! |
|