Полная версия публикации №1207223693

LITERARY.RU Еще раз о придаточных предложениях → Версия для печати

Готовая ссылка для списка литературы

Е. И. КЛЕМЕНОВА, Еще раз о придаточных предложениях // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 03 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207223693&archive=1207225877 (дата обращения: 24.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

публикация №1207223693, версия для печати

Еще раз о придаточных предложениях


Дата публикации: 03 апреля 2008
Автор: Е. И. КЛЕМЕНОВА
Публикатор: maxim
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1207223693 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Ограничительно-выделительное придаточное

Одним из путей развития мышления и совершенствования речевых умений и навыков учащихся при изучении синтаксиса является целенаправленная работа над усвоением средств выражения различных смысловых отношений. В частности, при изучении темы "Сложноподчиненные предложения" девятиклассники знакомятся с разнообразными обстоятельственными придаточными (места, времени, причины, условия, уступки и др.). По данным экспериментальных психологических исследований1, усвоение разных видов сложноподчиненных предложений должно быть представлено (с учетом сложности) следующим образом: начинать необходимо со сложноподчиненных с придаточным времени, затем - места, причины, следствия, цели, уступки и, наконец, условия.

Ограничение и выделение - неотъемлемая часть процесса познания мира, но детскому мышлению свойственна некоторая категоричность. Школьники в известной мере абсолютизируют явления действительности и поэтому редко используют конструкции с ограничением и выделением. Развитию гибкого аналитико-синтетического мышления поможет изучение сначала членов предложения с ограничительно-выделительным значением2: Пассажиров, кроме меня и станового, всего-навсего один: бородатый, коренастый старик - железнодорожный артельщик. (И. Бунин.); Сама же барыня не умеет отличить буженину от телятины и однажды позорно купила вместо петрушки -хрен! (М. Горький.), а затем и сложноподчиненных предложений с придаточными ограничительно-выделительными, которые присоединяются к главному при помощи набора союзно-предложных новообразований (скреп): ломимо того что, кроме того что, вместо того чтобы, сверх того что, взамен того чтобы и т.п. Например: Вронский сознавал этот взгляд на себя товарищей и, кроме того, что любил эту жизнь, чувствовал себя обязанным поддерживать установившийся на него взгляд. (Л. Толстой.) И вместо того чтобы возмущаться людской глупостью, она трепетала, а вместо того чтобы свободно взглянуть в глаза Новикову, она робела передним, как раба. (М. Арцыбашев.)

Синтаксический строй речи является в известной мере зеркалом интеллектуального развития человека, поэтому и овладение арсеналом языковых средств для выражения ограничительно-выделительных отношений является, на наш взгляд, необходимым. Знакомство с ними нужно начинать с сопоставления синтаксических синонимов: сложноподчиненного предложения с ограничительно-выделительным придаточным и простого предложения с ограничительно-выделительным оборотом. Если сопоставить простое предложение Помимо переговоров с Игорем Ивановым ему предстоит встреча с Владимиром Путиным (Российская газета. - N 42. - 2000) и сложноподчиненное предложение Помимо того что он переговорит с Игорем Ивановым, ему предстоит встреча с Владимиром Путиным, то становится очевидным, что такая разновидность ограничительно-выделительных отношений, как включение, в обоих случаях сохранена в полном объеме, только предложная конструкция помимо переговоров выражена свернутым высказыванием, а придаточная часть помимо того что он переговорит с Игорем Ивановым - развернутым. Эти конструкции взаимозаменимы. Ср.: В саду, помимо того что

стр. 42


--------------------------------------------------------------------------------

были фруктовые деревья, высажены клумбы цветов (Вечерний Ростов. - N 67. - 2001.) - В саду, помимо фруктовых деревьев, были высажены клумбы цветов. Проводя такие замены, учащиеся узнают конкретные разновидности ограничительно-выделительных значений: включение, замещение, выделение. Синтаксическая синонимия, во-первых, показывает возможность выражения ограничительно-выделительных отношений на уровне сложного предложения и, во-вторых, доказывает существование нового вида придаточного.

При сопоставлении таких синонимических построений преподаватель поясняет, что доминантой в этом ряду становится сложноподчиненное предложение с ограничительно-выделительным придаточным, так как в нем представлено не "свернутое" высказывание. Ср.: Помимо того что подполковник налоговой полиции находился в состоянии алкогольного опьянения, он нарушил еще одно правило: двигался на знак, который запрещает движение частного транспорта по улице Большой Садовой. (Вечерний Ростов. - N 208. - 99.) В этом предложении выражаются отношения не только включения, но и причины ("не только был пьян, но и нарушил" и "нарушил, потому что был пьян"). Свернем придаточное до ограничительно-выделительного оборота: Помимо нахождения в состоянии алкогольного опьянения, подполковник нарушил правило... Предложно-падежный оборот и придаточное предложение обладают смысловой соотнесенностью, способны к взаимозамене, но в обороте характер семантических отношений выражается недостаточно четко и определенно: причинные отношения проявляются неясно, а глагол-сказуемое трансформируется в отглагольное существительное.

Важно учитывать, что обратная трансформация возможна только в том случае, если придаточное в своем составе будет иметь простое глагольное сказуемое. Ср.: Вместо затухания, Вселенная расширяется все дальше и все быстрее - Вместо того чтобы затухать, Вселенная расширяется...

Учащимся предлагаются простые предложения с ограничительно-выделительными оборотами для преобразования в сложные предложения с придаточными ограничения и выделения. Например: Помимо внимательного и прилежного выполнения учебных заданий, нужно в короткий срок достигнуть отличных результатов в учении - Помимо того что нужно внимательно и прилежно выполнить учебные задания, необходимо в короткий срок достигнуть отличных результатов в учении:

1. Помимо лекции о международном положении, в клубе состоялся просмотр нового фильма и встреча с актерами. 2. Контролер, вместо наведения порядка в вагоне, у старухи документы проверяет. 3. В свете данных статистики, смертность в России сокращается. 4. Наряду с презентацией новых учебных пособий и художественной литературы, библиотека постоянно обновляет фонд периодических изданий. 5. Поднявшись на гору, вместо ожидаемой деревни, мы увидели огромное поле. 6. Помимо своих намерений стать сильнейшим, Шумахер обнародовал еще одну новость. 7. Кроме поездки по Золотому кольцу, школьники побывают и в Санкт-Петербурге. 8. В соответствии с государственной программой в Ростове-на-Дону будет увеличено количество патрульных нарядов и участковых инспекторов. 9. Вместо нудного зазубривания, механического заучивания спряжений и склонений, пособие предлагает свободное общение с изучаемым предметом.

Можно попросить ребят определить тип отношений, свойственный каждому предложению: включение, замещение или выделение.

Анализ фактического материала показал, что рассматриваемые нами скрепы формируют гибкие структуры, под которыми понимается возможность препозиции, интерпозиции и постпозиции придаточной части. Например: Сережа смотрел телевизор, вместо того чтобы делать уроки. → Вместо того чтобы делать уроки, Сережа смотрел телевизор. → Сережа, вместо того чтобы делать уроки, смотрел телевизор.

После анализа данной конструкции учащиеся производят синтаксический разбор сложноподчиненных предложе-

стр. 43


--------------------------------------------------------------------------------

нии с ограничительно-выделительными придаточными в разных позициях по отношению к главному. Можно выделить средства связи в сложном предложении, поставить вопрос к придаточному и составить схему.

1. Вместо того чтобы отгородиться от всего мира, он первый сделал шаг навстречу ему ("Здоровье". - N 3. - 98.) 2. Мы надеялись и продолжали ждать автобус, вместо того чтобы отправиться на соседний пригородный вокзал и уехать электричкой. (Вечерний Ростов. - N 16. - 2000.) 3. Родители, кроме того что они легко раздражаются по пустякам, стали агрессивны и нетерпеливы. (Cool Girl. - 1998. - N 25.) 4. Я почувствовал детский страх, непреодолимый и совершенно неуместный в свете того, что мне предстояло в очень близком будущем. (В. Пелевин.) 5. Вульф вместо того, чтобы отдать мерзавца под трибунал, состряпал целую теорию нападения Италии на Абиссинию... (В. Пелевин.)

На следующем этапе работы учащиеся расставляют знаки препинания в предложениях, где допускается расчленение скреп. Задание: выделить интонационно два вида сложных предложений, записать их с нужной пунктуацией и точно указать их значение (например: Сверх того что он был не молод, надежда не покидала его. - Сверх того, что он был не молод, надежда не покидала его).

1. Кроме того что в этот день он был просто завален работой ему пришлось пропустить обед. (Ю. Бурносов.) 2. Некоторые пытаются решить проблемы всего мира вместо того чтобы сконцентрироваться на чем-нибудь более реальном. (Комсомольская правда. - 2005. - N78.) 3. В нашем журнале вы узнаете о нападениях змей-убийц помимо того что прикоснетесь к закулисным тайнам суперзвезды Валерия Леонтьева. (7 дней. - 2004. - N16.) 4. Родители помимо того что покупают безобидные игрушки и одежку готовы по первому требованию своего отпрыска дать деньги на карманные расходы, не контролируя их. (Для мам. - 2004. - N10.) 5. Вместо того чтобы думать о них я вспомнил свой последний день на Земле и темнеющую от дождя брусчатку Красной площади. (В. Пелевин.) 6. Кроме того что поняли гости осталось много неясного и спорного в ответе мальчика. (М. Зощенко.)

Обобщая вышесказанное, оформим основные признаки нового типа придаточного в таблицу3.

Тип придаточного
Отвечает на вопрос
Поясняет
Союзно-предложные новообразования (скрепы)
Указательные слова
Место придаточного
Примеры

ограничительно-выделительное придаточное обозначает ограничение и/или выделение объектов (явлений) окружающего мира на основе их объединения-включения, дополнения, замещения или уточнения
включая что? помимо чего? кроме чего? и т.п.
все главное
наряду с тем что помимо того что кроме того что сверх того что
нет
любое
Кроме того что в этот день он был просто завален работой, ему пришлось пропустить обед. (Ю. Бурносов)

замещая что? вместо чего?
все главное
вместо того чтобы взамен того чтобы
нет
любое
Вместо того, чтобы подойти к нему, я стала к столу. (Л. Толстой)

в смысле чего? в свете чего? в соответствии с чем?
все главное
в свете того что в смысле того что в соответствии с тем что
нет
любое
Я почувствовал детский страх, непреодолимый и совершенно неуместный в свете того, что мне предстояло в очень близком будущем. (В. Пелевин)






стр. 44


--------------------------------------------------------------------------------

Для самостоятельной работы можно использовать следующие упражнения:

1. Составьте несколько предложений по теме "Новости" с изученными придаточными, употребляя предложно-падежные скрепы в смысле того что, кроме того что, вместо того чтобы.

2. Прочитайте предложения, найдите придаточные ограничительно-выделительные и определите характер ограничения в них. Скажите, чем выражено сказуемое в главном и придаточном.

1. Рабство считалось последствием греха вместо того, чтобы считать его грехом. (Н. Бердяев.) 2. Настоящему французу, кроме того что дает ему Париж, на свете нужен только Париж. (Ф. Достоевский.) 3. Второй раз за сегодня Люся поступила странно - вместо того чтобы послать всю компанию подальше, как сделала бы любая серьезная конвертируемая девушка, она, согнувшись, шагнула вверх по ступеням. (В. Пелевин.) 4. Андрей, помимо того что он видел из окна, сотрясаемого стуком колес, пытался вспомнить дом и представить свою новую будущую жизнь. (В. Распутин.) 5. Корреспонденты, кроме того что заметили на выставке губернаторов и депутатов, отметили большой интерес, проявленный к ней студентами. (Учительная газета. - 2003. - N 18.)

В процессе дальнейшей работы следует научить ребят включать конструкции с ограничением и выделением в описательные и повествовательные миниатюры, в изложения и сочинения. С этой целью следует вести наблюдение за функционированием этих конструкций в тексте. Например, сравнить употребление изучаемых сложных предложений в различных видах текста и стилях речи.

1. Уверенным спортивным движением он вскочил на перила балкона и сел, свесив в пустоту ноги. Двое остальных, вместо того чтобы удержать его, влезли на ограждение сами. Артур проделал эту операцию без труда, а Арнольду она удалась только со второй попытки, и сел он не так, как первые двое, а спиной ко двору, словно для того, чтобы голова не кружилась от высоты.

- Вперед, - сказал Сэм и прыгнул вниз.

Артур молча последовал за ним. Арнольд вздохнул и спиной вперед повалился следом, как аквалангист, опрокидывающийся в море с борта лодки.

Окажись у этой сцены свидетель, он, надо полагать, перегнулся бы через перила, ожидая увидеть внизу три изувеченных тела. Но он не увидел бы там ничего, кроме восьми небольших луж, расплющенной пачки от сигарет "Приморские" и трещин на асфальте. (В. Пелевин.)

2. Он (Николай Ростов) смотрел на приближавшихся французов, и, несмотря на то, что за секунду скакал только затем, чтобы настигнуть этих французов и изрубить их, близость их казалась ему теперь так ужасна, что он не верил своим глазам. "Кто они? Зачем они бегут? Неужели ко мне? Неужели ко мне они бегут? И зачем? Убить меня? Меня, кого так любят все?" - Ему вспомнилась любовь к нему его матери, семьи, друзей, и намерение неприятелей убить его показалось невозможно. "А может, - и убить!" Он более десяти секунд стоял, не двигаясь с места и не понимая своего положения. Передний француз с горбатым носом подбежал так близко, что уже видно было выражение его лица. И разгоряченная чуждая физиономия этого человека, который со штыком наперевес, сдерживая дыханье, легко подбегал к нему, испугала Ростова. Он схватил пистолет и, вместо того чтобы стрелять из него, бросил им в француза и побежал к кустам что было силы. (Л. Толстой.)

3. Уровень пассионарного напряжения в Византии в VIII в. снизился до фазы надлома. Вследствие чего даже непринципиальные несогласия вырастали в повод для кровопролития, что на пользу делу не шло. От Византии отпала Италия, где в 751 г. лангобарды взяли Равенну, а в 756 г. образовалось светское государство пап. А император Константин Копроним, вместо того чтобы навести порядок в отпавшей области, расправлялся с беззащитными любителями изобразительного искусства у себя дома. (Л. Гумилев.)

4. Все прогрессисты верят, что прогресс должен хорошо кончиться, должен привести к благому результату, к земному совершенству. Ждут прогрессисты наступления царства Божьего на земле, а в Бога перестали верить. И ничего не могли выдумать прогрессисты кроме того, что заключалось в части апокалиптических пророчеств, но части, оторванной от целого и потому лишенной высшего света. (Н. Бердяев. Философия свободы.)

стр. 45


--------------------------------------------------------------------------------

5. Особенно черными были кончики пальцев - будто сажей намазаны... Да и вся ладонь тоже. А от запястья к локтю рука хоть и была еще не черная, но уже и не такая, как обычно, - какая-то неестественно серая, неприятная - муляж:, а не рука! Она ошарашенно оглядела свою руку, даже поднесла к глазам, чтобы получше рассмотреть, и заметила еще одну странность: рука, кроме того, что была черной, была еще и зеленая. Такая нежно-нежно-зеленая. Изумрудная, С ласковым перламутровым отливом. Даже вроде как прозрачная. И все это - отдельно от черноты. Чернота - сама по себе, прозрачная изумрудность - сама по себе. Такое впечатление, будто она эти два цвета видела разными глазами: черноту - левым, зелень - правым. А может - наоборот. (В. Шатилов.)

6. Не хочется в это верить. Но казалось бы, ладно сколоченная оборона "Локо" трижды (!) давала глубоченную трещину, и только отсутствие концентрации не позволило нападающим "Рубина" поразить ворота Овчинникова. И это притом, что форварды казанцев ничем выдающимся, кроме настойчивости, себя не проявили. Алоизиу действовал на редкость прямолинейно. Байрамов же долго не мог понять, что партнеры играют с ним "в недодачу", и вместо того чтобы двигаться навстречу мячу, ждал его, позволяя Пашинину применять перехват. (Спорт-экспресс. - 2004. - N66.)

7. К лету 2004 года Microsoft избавится от так называемой выскакивающей рекламы на своих сайтах.

В настоящее время существуют браузеры и бесплатные программы, позволяющие пользователям блокировать выскакивающую рекламу. Но все эти настройки требуется производить вручную. Кроме того, что такая реклама раздражает пользователя и мешает ему, часто поступают жалобы на содержание рекламы, которая призывает посетить сайты с развлечениями "только для взрослых". (Южная столица. - 2004. - N5.)

В заключение следует сказать, что последний вид заданий целесообразен еще и потому, что процесс освоения сложноподчиненных предложений с ограничительно-выделительными отношениями должен идти через выявление выразительных возможностей этих конструкций. Логическая основа предложений, имеющих ограничительно-выделительную семантику, их способность передавать умозаключение в значительной мере предопределяет развитие у детей понимания относительного, абстрактного и обобщенного и способствует объективности познания окружающего мира.

Указанные аспекты работы по изучению придаточных предложений с ограничительно-выделительным значением предполагают использование заданий разной степени трудности. В их выборе и реализации преподаватель руководствуется особенностями подготовки своих учащихся.


--------------------------------------------------------------------------------

1 См.: Орлова А. М. О различении школьниками некоторых сходных явлений синтаксиса // Вопросы психологии. - 1957. - N4. - С. 53 -71.

2 См.: Клемёнова Е. Н. Об ограничительно-выделительных детерминантах // Русский язык в школе. - 2001. - N3. - С. 80 - 82.

3 Московкина Р. А. Изучение сложного предложения в школе: Пособие для учителя. - М., 1981. - С. 14 - 24.

Опубликовано 03 апреля 2008 года





Полная версия публикации №1207223693

© Literary.RU

Главная Еще раз о придаточных предложениях

При перепечатке индексируемая активная ссылка на LITERARY.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на сайте библиотеки