Полная версия публикации №1207133502

LITERARY.RU Два предмета - один учитель. Русский язык. Материалы к уроку. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ (буквы о-а в корнях -раст-/-рос-; -лаг-/-лож-; гласные и согласные в приставках) → Версия для печати

Готовая ссылка для списка литературы

Н. А. ЗАЙЦЕВА, Два предмета - один учитель. Русский язык. Материалы к уроку. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ (буквы о-а в корнях -раст-/-рос-; -лаг-/-лож-; гласные и согласные в приставках) // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 02 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207133502&archive=1207225892 (дата обращения: 24.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

публикация №1207133502, версия для печати

Два предмета - один учитель. Русский язык. Материалы к уроку. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ (буквы о-а в корнях -раст-/-рос-; -лаг-/-лож-; гласные и согласные в приставках)


Дата публикации: 02 апреля 2008
Автор: Н. А. ЗАЙЦЕВА
Публикатор: maxim
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1207133502 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Буквы о-а в корнях -раст- - -рос-

1. Задание для слабых написано на доске. Расположить слова в два столбика. Какой принцип классификации вы используете ?

Распол..жение, прилагательное, изл..жение, разложить, предл..гать, сл..жить, прил..жение, предл..жение, сл..гаемое, отл..жить, изл..гать, возл..жить

Сильные ученики пишут диктант с объяснением.

Переложить, предлагать, обложить, слагаемое, доложить, пролагать, сложить, возложить, сложение, налагать, уложение, предлагать, излагаем, низлагать.

2. Объяснение нового с использованием материала учебника. Закрепление с помощью сигнальных карт с буквами о и а. Составление со словами-исключениями предложений.

3. Объяснительный диктант. В записанных словосочетаниях указать главное слово и назвать тип словосочетаний (именное, глагольное, наречное).

Южная растительность, заросли кустарника, маленький росток, возраст дуба, растение для гербария, отрасль хозяйства, заросли непроходимые, ростки картофеля, разросшийся шиповник, растительный мир, морские водоросли.

4. Вставить в предложения слова с корнями - раст- - -рос-. (На доске записаны предложения.)

Пожелтел сад, в полях убрали хлеб, а на полях у речки (выросли) стога сена. Утки зябли в (зарослях) и жалобно крякали всю ночь. В подводном лесу (водоросли) осенью погибли, поникли. Люди тянутся к знаниям, как (растение) к свету.

5. Выписать из диктуемого текста слова с корнями -раст- - -рос-. Восстановить по ним текст.

Огородные семена высевают в землю. Появляется маленький росток. Он сперва растет под землей, потом прорастает на ее поверхность. На огородной грядке появляется густая поросль всходов. Их надо прополоть, иначе растения будут мешать друг другу.

стр. 57


--------------------------------------------------------------------------------

Буквы о-а в корнях -лаг- - -лож-

1. В записанные на доске слова слабые ученики вставляют пропущенные буквы, выделяя орфограммы.

Сильные ученики пишут цифровой диктант (вместо слова указывают букву с или з в приставках или в корне).

1) исписать 2) сборная 3) здоровье 4) рассмотреть 5) вслушаешься 6) вздумаешь 7) сделать 8) здешний 9) рассмеешься 10) взмахнуть 11) распрямить 12) сбросить 13) излечить 14) расположить 15) расхрабришься 16) возвращаешься 17) сговориться 18) здание 19) искупаешься 20) беззаботно

- Сформулировать правило, которым вы пользовались в этом задании.

2. Изучение правила написания о-а в корнях -лаг- - -лож-. Закрепление с помощью сигнальных карточек с записанными буквами а-о.

3. В записанные на доске предложения вставить слова с орфограммами о-а в корнях -лаг- - -лож-.

Натка закрыла журнал и (положила) на место. Среди соснового парка ребята (расположились) на отдых. После обеда (полагается) отдыхать. Герасим вошел в свою каморку (уложил) спасенного щенка на кровать. ( В этом предложении предлагается расставить знаки препинания.) По запыленной одежде Герасима можно было (предположить), что он успел обежать полгорода. Сережа и Вася окончили разборку гаек и (доложили) об этом мастеру.

4. Объяснительный диктант.

Я не предполагал, что зима в этом году наступит так рано. Снег обычно не ложился в начале октября, а в этом году невидимый художник коснулся газонов, деревьев, скамеек в саду. Кисть положила бледные мазки на асфальт, на машины и на подоконники.

1. Докажите, что это текст.

2. Какова его тема?

3. В каком стиле написан текст? Докажите.

4. Как связаны 1-е и 2-е предложения текста? (Синонимами зима - снег, лексическим повтором в этом году.)

5. Как называется прием, использованный в предложении 2? (Перифраз: вместо зима - описательный оборот невидимый художник.)

6. Можно ли найти этот прием в 3-м предложении? Докажите. (Бледные мазки вместо снег.)

Правописание гласных и согласных в приставках

1. На доске запись. Является ли она текстом? Почему?

Мороз в снежной бахроме заснул лес тропа ведет нас по лесной чащобе в глубь уснувшего царства.

- Что нужно сделать, чтобы запись стала текстом?

(Расставить знаки завершения.)

- Спишите, расставляя знаки завершения. Текст ли получился? Докажите.

(Это текст, так как предложения объединены одной темой - "Уснувший зимний лес". Его можно озаглавить. Это художественный стиль. Предложения связаны между собой.)

- Определим, как связаны между собой предложения.

(1-е и 2-е предложения связаны по смыслу (учитель говорит о семантической связи) : слова мороз и снежная бахрома. 2-е и 3-е - однокоренными словами: лес - лесной, заснул - уснувшего.)

- Давайте вспомним, что обозначают записанные на доске слова: метафора, олицетворение, эпитет?

Это средства выразительности в художественном тексте. (Учитель дает новое понятие - тропы.) Вспоминается определение каждого тропа.

- Найдите эти средства выразительности в тексте. Для чего их использует автор?

(Метафора - бахрома леса.

Эпитеты - снежная бахрома, уснувшего царства. Олицетворение - заснул лес.

Они помогают сделать текст живым, ярким, запоминающимся, эмоциональным, выразительным, образным.)

- Что имеет в виду автор под словосочетанием уснувшее царство?

(Это лес.)

- Но автор не называет нам его, заменяет слово целым словосочетанием, но мы догадываемся, о чем идет речь. Та-

стр. 58


--------------------------------------------------------------------------------

кои прием, когда вместо слова используется его подробное описание, описательный оборот, называется перифразой.

- Выделите в словах текста приставки. Что они обозначают?

(Заснул, уснул. Это однокоренные слова, синонимы. Приставки в них обозначают завершенность действия.)

- Значит, и приставки тоже синонимичны. Вот новое открытие, которое мы с вами сделали. Мы помним, что в приставках тоже заложено лексическое значение.

2. А сейчас мы с вами проведем игру. Надо будет записать по лексическому значению приставки слова (один может работать у доски, ребята являются помощниками, они придумывают слова на данную приставку с тем или иным значением).

Приставка без- обозначает отсутствие чего-либо: безопасный, безлесый, безоблачный.

Приставка у- в значении "покрыть что-либо сплошь" встречается в словах укутать, устлать.

У приставки у- есть и другое значение: "изменить направление движения" улететь, убежать.

Приставка за- имеет значение "пространство, находящееся позади чего-либо": задворки, заборье, заречье.

Приставка пере- в значении "действие заново" встречается в словах переделать, перевыборы, пересев, переэкзаменовка.

А в значении "повторить" эту приставку пере- можно встретить в словах переписать, перевести.

В значении "движение с одного места на другое" приставка пере- встречается в словах перелететь, перешагнуть.

- Как называются приставки у-, пере- и другие?

Это многозначные приставки.

3. Диктант "До первой ошибки". Выделить в словах приставки и объяснить их значение, если это возможно.

Побережье, надпилить, заречье, отточить, предплечье, подкатить, заплыв, отбегать, предстартовый, загримировать, подсолнух, заграничный, досрочный, наглядеться, подкожный, отдавить, дотащить, побросать, прожевать.

- Какой вывод о написании гласных и согласных в приставках мы должны вспомнить?

4. Этимологическая разминка. В тетради ребятам предлагается записать новые приставки и примеры слов с этими приставками. А затем повторить текст, включив примеры.

Если нам встретились слова прадед и паводок, к ним можно подобрать родственные: дедушка, наводнение. Значит, пра- и па- - приставки. Первая обозначает "давность во времени" и встречается в словах прабабушка, правнук, прародитель, пращур (предок). Вторая обозначает "побочность, дополнительность" и встречается в словах пасынок, падчерица (от дщерь - дочь).

Есть еще редкая приставка су-, которая слилась с корнем. Она обозначает "принадлежность к чему-либо, присутствие признаков предмета". Ее можно встретить в словах сумерки (от мрак), сукровица, сутки (от течь), сумятица (от мятежный), супесь (от песок), суглинок.

Слабым ученикам предлагается составить с некоторыми словами предложения, а сильные повторяют материал, приводя примеры слов и их значения.

5. Зрительный диктант. На доске записан стихотворный текст. Орфография и пунктуация комментируются. Ребята читают строки дважды. Затем текст закрывается, и ребята под диктовку пишут его.

Загудят, загуляют снега, И закружатся вьюг косяки, Засвистят, разрываясь, из сосняка Исполинские сквозняки.

(С. Куняев)

- Выделите в словах приставки.

- Укажите олицетворения, метафоры.

- Какой звук вы слышите при чтении стихотворения?

Звук свиста метели. Этот звук передают свистящие звуки [з] и [с]. Такой прием повторения одних и тех же звуков называется аллитерацией.

- Что нового мы сегодня узнали о приставках и об изобразительных средствах языка?

стр. 59

Опубликовано 02 апреля 2008 года





Полная версия публикации №1207133502

© Literary.RU

Главная Два предмета - один учитель. Русский язык. Материалы к уроку. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ (буквы о-а в корнях -раст-/-рос-; -лаг-/-лож-; гласные и согласные в приставках)

При перепечатке индексируемая активная ссылка на LITERARY.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на сайте библиотеки