Полная версия публикации №1207133010

LITERARY.RU В МАСТЕРСКОЙ ПИСАТЕЛЯ Е. И. НОСОВА. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА → Версия для печати

Готовая ссылка для списка литературы

В. А. КРЮКОВА, В МАСТЕРСКОЙ ПИСАТЕЛЯ Е. И. НОСОВА. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 02 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207133010&archive=1207225892 (дата обращения: 20.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

публикация №1207133010, версия для печати

В МАСТЕРСКОЙ ПИСАТЕЛЯ Е. И. НОСОВА. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА


Дата публикации: 02 апреля 2008
Автор: В. А. КРЮКОВА
Публикатор: maxim
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1207133010 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Работе над темой мы отводим 2 ч.

I. Сообщение темы и целей урока

- Сегодняшний урок - не обычное занятие по русскому языку. Это урок словесности. Приглашаю вас совершить путешествие в мастерскую нашего земляка, писателя Е. И. Носова, который подметил, что "писание похоже на вышивание крестом. Вместо иглы - мысль, вместо льняного холста - белый лист бумаги. Слово к слову, крестик к крестику - и возникает многоцветный рисунок, а то и произведение подлинного искусства, если его творила рука мастера". Буду рада, если мы научимся так же бережно, как Евгений Иванович, пестовать родное слово, высвечивать его многоцветные грани.

II. Работа над эпиграфом

- Стало традицией наши уроки словесности начинать с эпиграфа. Вспомните: для чего служит эпиграф, какую роль выполняет? (Эпиграф выражает основную тему будущего разговора.)

Звучит запись колокольного перезвона.

Чтение эпиграфа учителем:

Если хочешь чего достичь - иди и поклонись родной земле. Все остальное от лукавого.

Е. И. Носов.

- Зная эпиграф, попытайтесь определить основную мысль сегодняшнего разговора. (Е. И. Носов залог жизненного и творческого успеха человека видит в неразрывной связи с родной землей, с ее истоками.)

III. Лексическая работа

На доске записаны слова:

род - Родина

отец - Отчизна - Отечество

- Слова, записанные на доске, составляют как бы стержень нашего урока.

стр. 62


--------------------------------------------------------------------------------

Эти слова мы произносим с особой гордостью, ведь осознание своих истоков, постижение Родины - процесс волнующий, радостный и глубоко интимный.

А с чего начинается Родина?

Истоки нашего представления - в воспоминаниях о родине малой. Д. С. Лихачев ввел в обиход очень важное понятие "духовной оседлости", нравственной привязанности к "своему гнездовью". Человеку присуще чувство ответственности не только за настоящее и будущее, но и за прошлое земли, на которой он живет.

- Выделите корни в словах, записанных на доске.

- Эти слова однокоренные? Докажите.

Ученики говорят о необходимости работы с этимологическим словарем, который дает возможность узнать происхождение слова, его изначальный смысл. Ассистенты, получившие опережающее задание, дают этимологические справки к словам род и отец. Ученики записывают их в тетради.

Род - родина (отечество) - семья, родная страна.

Отец - тот, с кого начинается род.

Рассуждения учеников идут от слова род к слову отец и молитве "Отче наш".

- Почитание отеческого начала, своих истоков стало жизненным кредо талантливого и красивого человека - курского писателя Евгения Ивановича Носова. К одной из страниц его творчества мы и обратимся сегодня на уроке.

IV. Сообщение о писателе Е. И. Носове, заранее подготовленное учеником-биографом.

Е. И. Носов родился 15 января 1925 года в селе Толмачево, что раскинулось на берегу реки Сейм, вблизи Курска.

Впечатления раннего детства - природа, народные обычаи, самобытная речь сельчан, особенно бабушки Варвары Ионовны, - память Носова сохранила на всю жизнь.

Страницы его книг благоухают лесом и степью, парным молоком, цветочным лугом, духовитым хлебом. А от соприкосновения с его удивительно добрым и искренним творчеством возникает убеждение о нерасторжимой близости человека и природы, желание уберечь дивную по красоте природу Курщины, сохранить самый малый златоглавый одуванчик у дороги, оградить родничок.

Подтверждение сказанному - в новелле "Маленькая родина", с которой мы познакомимся на уроке.

V. Работа с текстом

- Давайте познакомимся с новеллой Е. И. Носова "Малая родина". Я назвала текст новеллой. Это слово встретилось нам впервые. Определите его лексическое значение. Что нам для этого понадобится? (Толковый словарь.)

- Назовите авторов толковых словарей.

Ученик-ассистент получает индивидуальное задание найти в "Словаре русского языка" С. И. Ожегова значение слова новелла. Знакомит со статьей класс.

Запись на доске и в тетрадях: Новелла - небольшой рассказ (С. И. Ожегов).

- Надеюсь, это слово войдет в ваш словарный запас и вы будете употреблять его в своей речи.

Чтение новеллы (учителем). (Распечатки текста есть у каждого ученика.)

Малая родина

Вот пишут: малая родина... Но что это такое?

По-моему, малая родина - это окоём нашего детства. Это место, где душа впервые удивилась и пережила первое потрясение.

...Тихая деревенская улица, отчий дом под неохватной ивой. Неприхотливая школа под сенью берез, обветшалая церковь с погостом...

А за околицей - машинный двор, а дальше - сад. И, наконец, речушка - петлявая, увертливая, норовящая улизнуть в лозняки. И теперь еще в омуте обретается водяной Никиша. Сказывают, будто по темным ночам сопит и тужится он, норовя столкнуть в омут уже никому не нужный жернов...

Разумеется, у каждого человека своя малая родина. Мне она видится в облике среднерусской женщины с усталой, но доброй улыбкой. И на коленях у нее большие теплые руки.

Образ малой родины на всю жизнь одаривает нас крыльями вдохновения.

(По Е. И. Носову)

стр. 63


--------------------------------------------------------------------------------

- Какова тема новеллы?

- Какой видится родина писателю?

- Как мы ее представляем себе, прочитав текст? (Устное рисование.)

- О чем заставил задуматься этот текст? (Об отношении к тому месту, где родился; о том, что все лучшее зарождается в детстве; корни лучшего в человеке - в его родной земле.)

- К какому типу и стилю речи можно отнести этот текст? Обоснуйте. (Тип речи - рассуждение с элементами описания; стиль речи - публицистический. Учащиеся приводят доказательства. Отмечают, что в тексте много художественно-изобразительных средств, стилистически окрашенных слов, недаром Ю. Бондарев называет Е. Носова "одним из самых талантливых наших стилистов, читать которого - истинное наслаждение".)

- Назовите слова, которые создают художественный образ. Для этого еще раз обратитесь к тексту, помня о том, что исследователи творчества писателя советуют читать его прозу не торопясь, вдумчиво, чтобы "не упустить золотинку".

- А как вы понимаете значение слова золотинка? (Это что-то маленькое, но очень ценное и дорогое.)

- Что может быть золотинкой в художественном тексте? (Яркое, меткое слово, интересный образ.)

- Давайте отыщем те самые золотинки, которыми расцвечена носовская проза. (Ученики указывают, что художественно-изобразительные средства языка помогают автору создать образ родины.)

Восьмиклассники называют и записывают в тетрадях:

эпитеты (тихая улица, неприхотливая школа, теплые руки - метафорический эпитет и др.);

метафоры (крылья вдохновения и др.);

олицетворения (образ одаривает; речушка, норовящая улизнуть в лозняки, и др.);

развернутое сравнение (образ родины видится в облике среднерусской женщины с усталой, но доброй улыбкой и большими теплыми руками).

- Встретились ли слова, которые вас удивили, показались непонятными?

Ученики делятся на микрогруппы и работают с толковым и этимологическим словарями, объясняя значение слов окоём, околица, лозняк, омут, жёрнов.

- Что объединяет слова окоём, околица? (Они однокоренные.)

Этимологическая справка к словам окоём, околица.

Окоём - от корня коло (круг).

Существует поверье, что человек, ставший в круг, оберегает себя от нечистой силы, например, Хома в повести Н. В. Гоголя "Вий". Значит, малая родина - оберег.

Слово околица является родственным слову окоём, так как тоже произошло от корня коло.

- Подберите синонимы к словам (письменно):

обретается - находится, живет

сказывают - говорят

петлявая - увертливая, извилистая

норовя - стараясь, пытаясь

- Сравните слова, которые использует Е. И. Носов, и синонимы к ним. Какие слова ярче, образнее? (Слова Е. И. Носова сочнее, колоритнее.)

- А ведь эти слова стилистически окрашенные, диалектные.

Какие еще разговорные или диалектные слова на предложенную тему вы слышали, бывая у своих родственников в пределах Курской области? (Ученики называют и записывают областные слова.)

- Ребята, с диалектными словами будет продолжена работа, мы с вами начнем составлять словарь диалектных слов Курской области.

- Приближенность к разговорной речи находит отражение не только в использовании диалектных слов, но и в особом построении предложений. Найдите примеры в тексте.

("Вот пишут..." - оборот, с которого начинается новелла, созвучен с живыми разговорными интонациями.)

- Какие синтаксические конструкции встречаются в новелле?

(Много назывных предложений. Ученики читают их.)

- Чего достигает Носов, употребляя такие предложения?

(Очень лаконично и точно рисует место действия, пейзаж.)

стр. 64


--------------------------------------------------------------------------------

- Интересный штрих к образу талантливого писателя: его пейзажи, нарисованные словом, сродни левитановским. Ведь он и сам прекрасный рисовальщик, стены его кабинета словно в маленьких оконцах на волю: то лунный свет озаряет в ночи заснеженную дорогу с бегущей по ней крестьянской лошадкой, а то могучий, золотой по осени дуб Добрыня шумит почти настоящими ветвями.

(Рассматривание с учащимися репродукций картин Е. И. Носова.)

- Есть предложения с многоточием в конце.

(Приводятся примеры.)

- Насколько оправдано, на ваш взгляд, употребление таких синтаксических конструкций?

(Словно вновь перед глазами дорогие сердцу картины родной курской земли. Дает возможность читателю сопереживать те чувства, которые человек испытывает от дорогих ему воспоминаний, связанных с малой родиной, - фигура умолчания.)

Ученики указывают на употребление автором неполных предложений, зачитывают их.

- Что привносят в новеллу эти синтаксические конструкции?

(Динамику.)

- Обратите внимание на порядок слов в предложениях, традиционен ли он?

(Инверсия: сопит и тужится он; речушка петлявая и увертливая.)

- Оправданно ли такое построение предложения?

(Да, смысловая нагрузка и значимость определяемых слов усиливается.)

- Обратимся к 4-му абзацу. Сравните авторское предложение с тем, что прочту я, опустив деепричастные обороты.

(Предложение "Сказывают, будто по темным ночам сопит и тужится он, норовя столкнуть в омут никому не нужный жернов...".)

- Где больше динамики? Почему?

(В авторском предложении больше динамики, так как в нем использован деепричастный оборот, который называет еще и добавочное действие к основному.)

- Много ли в тексте таких конструкций? Почему?

(Немного, так как писатель чаще использует не книжные конструкции, а предложения, созвучные с живой разговорной речью. Пример тому - начало этого предложения "Сказывают..".)

Ученики отмечают, что текст начинается с вопросительного предложения.

- Почему?

(Автор как бы приглашает читателя задуматься над теми вопросами, которые волнуют его самого.)

Вывод. Синтаксический строй новеллы особый, совмещающий языковую простоту и сложность конструкций предложений, которые передают не только основные мысли и чувства, но и их оттенки.

- Вернемся к эпиграфу нашего урока. В нем звучит мысль о том, что человек не может состояться без связи с родной землей, ее истоками. А кого подразумевает Носов под словом лукавый?

(Оборотней, водяных, сатану.)

- А что поможет уберечься от темных сил?

(Светлые силы: связь с родной землей.)

- Давайте подтвердим сказанное примерами из текста, недаром в слове живет память о мироздании, языческих верованиях и христианской культуре.

(Ученики отмечают, что, говоря о малой Родине, Носов воскрешает в памяти такие образы: светлая сень берез, обветшалая церковь с погостом. Эти образы не случайны: береза - самое прекрасное, самое дорогое дерево на Руси, символ России.)

Ученики делятся на микрогруппы и работают с этимологическими словарями.

Сень - то, что укрывает, покрывает.

Этимологическая справка к слову сень. Слово связано со словом тень (т.е. то, что дает защиту).

Люди Древней Руси верили, что дерево может быть оберегом (ведь его корни уходят глубоко в землю). Не случайно светлая сень (т.е. светоносная, белый цвет - ощущение радости).

- А как вы понимаете слово погост?

(Кладбище.)

стр. 65


--------------------------------------------------------------------------------

- С какими нравственными категориями русских людей связан этот образ?

(Уважение к людям, жившим до нас, - признак нравственной культуры нации. Звучали строки А. С. Пушкина, которые подтверждают эту мысль:

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва...)
- Дайте этимологическую справку к слову погост.

(Работа с этимологическим словарем.)

Оказалось, что первоначально слово погост произошло от "постоялый двор, на котором временно останавливались князья и духовные лица", т.е. погост от слова гость.

(Прозвучала мысль, что все люди как бы гости на земле, странники. Цитировались строки С. А. Есенина:

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом...)
- О чем вам хочется подумать после услышанного?

(Человеческая жизнь - подарок от Бога; необходимо оставить после себя добрую память на земле.)

- О каких темных силах упоминается в новелле?

(О водяном. Согласно поверьям, он жил в речных омутах, олицетворял враждебную человеку стихию (по темным ночам). Считалось, что теснее всех с водяными были связаны мельники (...норовя столкнуть уже никому не нужный жернов ).

- С каким светлым образом ассоциируется у Е. И. Носова образ малой родины в конце новеллы? Случаен ли этот образ?

(С образом женщины, женщина в Древней Руси - берегиня очага; на коленях у нее - руки, рука - ладонь, этимологическая связь с Ладой, богиней любви и домашнего очага.)

Вывод. Образный поэтический язык автора, выросшего среди красоты курских деревень, в ладу с народными обычаями и представлениями о мире.

VI. Подведение итогов урока, вывод.

- Сегодня на уроке мы занимались лингвистическим анализом текста. А еще, и это очень важно, мы учились у замечательного писателя Е. И. Носова ценить слово, постигать его глубинный смысл.

Какое открытие вы сделали для себя, что было самым интересным, неожиданным?

(Ученики высказываются.)

- Новелла Е. И. Носова "Малая родина" демонстрирует нам, как велики сокровища русского языка.

Золотинки носовской прозы - исконно русские слова, бережно хранимые автором. Они открывают свои тайны только вдумчивому читателю.

Примечательно, что золотые россыпи русского языка, его родниковая чистота будущему писателю достались по наследству от бабушки-крестьянки (аналогия: Пушкин - Арина Родионовна).

Замечательным мастером слова, непревзойденным стилистом Евгения Ивановича Носова создала его малая родина.

И голос Мастера слышен из Курска на всю Россию.

VII. Домашнее задание.

Вариативное: 1) сочинение-миниатюра "Уголок России, отчий дом"; 2) лингвистический анализ миниатюры "Вышивание крестом".

стр. 66

Опубликовано 02 апреля 2008 года





Полная версия публикации №1207133010

© Literary.RU

Главная В МАСТЕРСКОЙ ПИСАТЕЛЯ Е. И. НОСОВА. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

При перепечатке индексируемая активная ссылка на LITERARY.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на сайте библиотеки