LITERARY.RU → "НЕОБЫЧАЙНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ..." В. В. МАЯКОВСКОГО. УРОК СЛОВЕСНОСТИ В VII КЛАССЕ → Версия для печати
публикация №1206022128, версия для печати
"НЕОБЫЧАЙНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ..." В. В. МАЯКОВСКОГО. УРОК СЛОВЕСНОСТИ В VII КЛАССЕ
Дата публикации: 20 марта 2008 |
1. Работа над заголовком. Прогнозирование. - Прочитайте внимательно заголовок. О чем, по вашему мнению, может идти речь в стихотворении? (О приключении, о чем-то необычном, особенном, загадочном, таинственном.) - Для чего автор в заголовке указывает время и место действия, а в подзаголовке дает даже точный адрес? (Он хочет показать, что все необычайное было действительно.) Вывод: значит, в произведении будут сочетаться фантастические и реальные черты. 2. Послушайте внимательно чтение стихотворения. Отметьте изменение интонации. 3. Работа с текстом. Восприятие и истолкование. - Оправдались ли наши первоначальные предположения? - Что реального и что фантастического вы нашли в этом стихотворении? - О чем оно? Можете ли вы сформулировать основную мысль? (Это стихотворение о необыкновенной встрече поэта с солнцем. Основная мысль в том, что каждый должен выполнять свою работу. В том, что назначение поэта - помогать людям, нести им радость, "солнце лить свое".) - Прочитайте выразительно первую часть стихотворения. Подумайте: какую картину рисует автор и какие приемы помогают ему в этом? (В этой части используются гиперболы ("в сто сорок солнц закат пылал") и метафоры ("закат пылал"). Они помогают автору передать невыносимость жары. Для этого он повторяет слово жара, добавляя: "жара плыла".) - Обратимся к толковому словарю и выясним значение слова плыла. Значения заранее записаны на доске или кто-то из учеников работает со словарем. Плыть - 1. Передвигаться по поверхности воды или в воде. 2. Ехать на судне или ином плавучем средстве. 3. перен. Плавно двигаться или плавно распространяться. 4. перен. Представляться взору движущимся или кружащимся. 5. Переливаться через край. - В каком значении употреблено здесь слово плыла! Какой образ помогает создать это слово? (Что-то зыбкое, едва колышущееся медленно надвигается и заполняет собой все вокруг.) - Как в этой части представлено солнце? Его работа? (Солнце названо нейтрально, а его работа - это медленный, верный, утомительный и однообразный труд: "и день за днем"; "спускалось солнце каждый раз, медленно и верно"; "завтра снова ... вставало". Оно медленно спускается в "дыру", чтобы завтра "снова мир залить".) - Обратимся к толковому словарю за объяснением значения слова залить. Залить - 1. Покрыть сплошь водой или иной жидкостью. 2. Испачкать жидким. 3. Потушить водой. 4. Наполнить что-нибудь жидким, густеющим, твердеющим. 5. Налить, наполнив что-нибудь. - В каком значении автор использует в своем стихотворении глагол залить? (Залить - покрыть сплошь. Это слово в данном значении помогает автору передать невыносимость жары. Она проникла всюду, от нее нет спасения. Два образа: "жара плыла" и "залить мир" - проникают друг в друга. Жара плывет, чтобы залить мир.) - Какое чувство возникает у человека во время такой жары? Соотносится ли наше представление с чувствами героя стихотворения? (Он разгневан, зол и срывает это зло на солнце.) - Меняется ли авторское отношение к солнцу? Чем это вызвано? Как названо солнце в этой части? (Автор называет его "дармоедом, занеженным в облаках". Он сетует на то, что ему (герою) некогда от- стр. 75 -------------------------------------------------------------------------------- дохнуть. Тяжесть своего труда он передает с помощью фразеологизма "не зная ни зим ни лет", т. е. без отдыха. Герой раздражен и гнев свой выражает с помощью просторечных слов: "Слазь!", "шляться в пекло".) - Нет ли другого чувства у героя? (Он сменил гнев на милость и обратился к солнцу с просьбой зайти к нему в гости. И здесь он называет солнце уже вежливо: "златолобо".) - Какие чувства вызывает у нас эта часть? Можете ли вы объяснить, чем они вызваны? (Мы улыбаемся, когда герой обращается к солнцу, понимаем нелепость ситуации. Нарушение стилистического единства помогает автору создать юмористический эффект.) На доске записано определение слова каламбур - "прием, основанный на звуковом сходстве слов или словосочетаний, совершенно различных по значению, игра слов. Используется для создания комического эффекта". - Одинаковы ли значения слова заходить в следующем отрывке? ... чем так, без дела заходить, ко мне на чай зашло бы! Объясним эти значения. (Заходить в первом случае - значит скрываться за горизонтом, падать в "дыру". А во втором случае - приглашение в гости.) - Обратимся к толковому словарю и найдем там подтверждение этому. Зайти - 1. Побывать где-нибудь, посетить кого-нибудь. 2. Прийти куда-нибудь за чем-нибудь, чтобы взять с собой. 3. Подойти непрямо, обходя со стороны. 4. Идя, попасть куда-нибудь далеко, за какой-нибудь предел. 5. Возникнуть, начаться (о речи). - Найдите в тексте еще примеры каламбура. Для чего он используется? (В словах солнца: "гоню обратно я огни впервые с сотворенья. Ты звал меня? Чаи гони, гони, поэт, варенье!" Каламбур помогает создать юмористическую картину. Мы видим испуганного поэта и его гостя, важное солнце.) - Как передан испуг поэта? Чем он вызван? (Восклицательные предложения "Что я наделал! Я погиб!" передают неподдельный страх поэта, вызванный необычным гостем. А гипербола создает картину, вызвавшую ужас поэта: какое-то чудовище шагает к нему, раскинув "луч-шаги". Гость вваливается. Метафора "солнца масса" создает образ большого, массивного существа, от которого не спрячешься: гость проник в окошки, в двери, в щель. В обращении к солнцу тоже проявляется взволнованность поэта, он теперь называет его "светило", подчеркивая уважение.) - Что создает автор с помощью стилистически сниженной лексики? Черт дернул дерзости мои орать ему... (В этих словах слышится осуждение самого себя за невыдержанность. И теперь герою придется за свою грубость поплатиться. Он понимает это, поэтому "ретируясь задом", садится на уголок скамьи: "Боюсь - не вышло б хуже!") - В чем смысл разговора поэта с солнцем? Как в этой части решается вопрос о "изнеженном дармоеде"? В каком лексическом значении использует автор слово светить? Светить - 1. Излучать свет. 2. Направлять свет так, чтобы кому-нибудь было видно. 3. Казаться привлекательным, заманчивым. (Солнце беседует с поэтом о своей работе и внушает ему уверенность в нужности дела: светить нелегко, но если уж взялось, то надо свою миссию выполнить до конца. Слово светить автор использует в значении "направлять свет так, чтобы кому-нибудь было видно", т. е. в значении освещать дорогу, путь, указывать направление. Поэт понимает, что солнце не "дармоед", а великий труженик.) - Как меняются взаимоотношения героев? (Солнце теперь стало поэту другом, он с ним на "ты", бьет того по плечу, называет товарищем. У них одна цель.) - В каких строках заключена основная мысль стихотворения? Можем ли мы теперь сказать, о чем это стихотворение? (Это стихотворение о высокой миссии поэта. Поэт, как и солнце, освещает людям дорогу в жизни, помогает им уви- стр. 76 -------------------------------------------------------------------------------- деть черное в "сером хламе" мира, чтобы искоренить это черное.) - Как звучат последние строки: "Стена теней, ночей тюрьма..."? Какой прием помогает понять великое назначение поэта и поэзии? (Развернутая метафора "Стена теней, ночей тюрьма", "солнц двустволка" помогает увидеть конец серого мира благодаря поэзии, освещающей путь человечеству. Поэтому в этой части так много светлого, сияющего: "солнц двустволка", "сияй", "во всю светаю мочь", "светить".) - Что означают слова кутерьма и трезвонится? Какие новые образы вносят они в стихотворение? Кутерьма - суматоха, беспорядок. (Беспорядок из солнца и стихов, становящийся гармонией жизни, несущий жизнь, свет.) Трезвонится - звонит во все колокола. (Эти слова помогают раскрыть идею стихотворения: поэзия должна быть солнцем, а поэт должен не только освещать, но и звонить во все колокола о радости или беде народной.) 4. Вывод. Что необычного вы открыли для себя в стихотворении В. В. Маяковского? (В своем стихотворении поэт сочетает реальные и фантастические картины для раскрытия идеи стихотворения. Использует каламбур и многозначные слова, чтобы ярче выразить основную мысль, создать незабываемые образы. В стихотворении автор смешивает различной стилистической окраски лексику для создания комического эффекта. И все это для выражения основной мысли стихотворения.) 5. Рефлексия. Понравилось ли стихотворение? Что особенно понравилось? Какое настроение после урока? 6. В качестве домашнего задания можно предложить работу по карточкам. Дополните текст цитатами из стихотворения В. В. Маяковского и необходимыми пояснениями. В стихотворении В. В. Маяковского соединяются реальные и фантастические события. Начинается стихотворение гиперболой: "_________". И несколько раз повторяющиеся обороты "_________" говорят о необыкновенной жаре этого лета. Почему Маяковский выбирает метафору "Жара плыла"? Плыть молено по водному пространству, а в стихотворении солнце вставало, чтобы "_________", где слово залить имеет значение __________. Особенностью стихотворения Маяковского является стилистическое многообразие. Так, в обращении к солнцу в порыве злости поэт прибегает к разговорному стилю, употребляя просторечные слова: "_________". А вот разговаривая с солнцем за чаем, поэт прибегает к словам высокого, книжного стиля: "_________". Использование Маяковским каламбура придает некоторым сценам _________. Приглашение солнца в гости основано на игре значений слова "_________". Солнце "заходит", т. е. _________, а зайти в гости - _________. В объяснении солнцем своего посещения поэта заключается тоже каламбур, основанный на игре значений слова "гони": "_________". Так в сочетании смешного и _________, низкого и _________ достигается единство взглядов поэта и солнца на их роль в жизни - быть просветителями, нести людям свет, чтобы не было в мире "серого хлама", чтобы "_________" рухнула, чтобы во всем мире "_________". стр. 77 Опубликовано 20 марта 2008 года Полная версия публикации №1206022128 → © Literary.RU Главная → "НЕОБЫЧАЙНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ..." В. В. МАЯКОВСКОГО. УРОК СЛОВЕСНОСТИ В VII КЛАССЕ При перепечатке индексируемая активная ссылка на LITERARY.RU обязательна! |
|