Полная версия публикации №1206022048

LITERARY.RU МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ РЕФЛЕКСИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ) → Версия для печати

Готовая ссылка для списка литературы

Л. В. ЧЕРЕПАНОВА, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ РЕФЛЕКСИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ) // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206022048&archive=1206184486 (дата обращения: 29.03.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

публикация №1206022048, версия для печати

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ РЕФЛЕКСИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ)


Дата публикации: 20 марта 2008
Автор: Л. В. ЧЕРЕПАНОВА
Публикатор: maxim
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1206022048 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Лингвистическая (языковедческая) компетенция - один из основных видов компетенций, развиваемых у учащихся на уроках русского языка. Как и любая другая (коммуникативная, языковая, социокультурная, определенные в государственном образовательном стандарте в качестве целей обучения русскому языку), лингвистическая компетенция обеспечивает "познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения"1 . Последние документы, в которых изложены идеи модернизации современного школьного образования, особо подчеркивают, что одной из важнейших целей образования должно стать "развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации"2 . Это предполагает развитие у школьника таких качеств, которые будут характеризовать его как субъекта учения. Под ним понимается школьник, "который не только усваивает (или даже "присваивает") содержание учебного материала, но и соотносит его с содержанием собственного опыта, накопленного как в процессе предшествующего обучения, так и в жизненной практике; сам регулирует (контролирует и корректирует) свою познавательную деятельность на основе рефлексии (выделено нами. - Л. Ч .) не только результатов, но и процесса этой деятельности"3 .

Рефлексия - неотъемлемое свойство человеческого сознания, важнейший компонент познавательной учебной деятельности школьника. Что представляет собой рефлексия? Считая рефлексию свойством человеческого мышления, души человека, философы отмечали ее теснейшую связь с языком, тайной творчества, извлечением смыслов. Рефлексия - основа внутренней свободы человека, механизм самопознания, самотворения, самообразования, путь порождения человеческой жизни. Психологи видят в ней особую психологическую реальность, суть которой заключается в уникальном опыте личностного осмысления, оценки разных видов человеческой деятельности индивида. Рефлексивность - способность, определяющая качественно новый уровень психических функций, личностных качеств, саморазвития и самообразования индивида, его общения. С психологической точки зрения рефлексия понимается как:

1) психологический механизм регуляции собственных внутренних процессов и действий, переосмысление содержания собственной деятельности в процессе развития отношений человека к себе, общения с другими людьми и изменения собственного сознания;

2) сам мыследеятельностный или чувственно переживаемый процесс осознания практической деятельности (ее способов, смысловых особенностей, образовательных приращений) и ее результатов, являющийся важнейшим условием полноценного теоретического познания;

3) свойство личности, заключающееся в способности выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией свои собственные способы деятельности.

Сегодня очевидно, что любой учебный предмет должен формировать у учащихся не только специальные умения и навыки, но и так называемые общепредметные, к которым относят умения и навыки планирования и организации учебной деятельности; восприятия информации (работы с различными источниками информации); мыслительной деятельности; оценки и осмысливания результатов своих действий. Последнюю группу составляют умения само- и взаимоконтроля, оценки и самооценки, а также рефлексивного анализа. Такой подход предполагает включение в структуру и содержание лингвистической компетенции рефлексивного компонента, который составляют:

стр. 62


--------------------------------------------------------------------------------

1) знания о приемах рефлексии, помогающих учащимся не только организовывать, но и в случае необходимости корректировать собственную учебно-познавательную деятельность, о средствах и способах рефлексии;

2) умения рефлексии содержания предметных знаний, основания действий в процессе учебно-познавательной деятельности и ее результатов.

* Умения, связанные с рефлексией содержания лингвистических понятий и языковых фактов и действий с ними:

* осознавать, в чем сходство и различие научных взглядов, точек зрения лингвистов по какому-либо вопросу (проблеме);

* определять для себя цели изучения понятия, языкового факта;

* осознавать признаки (включенные/не включенные в определение понятия) с точки зрения необходимости/достаточности для проведения операций с ними;

* осознавать, насколько соответствует созданное определение понятия требованиям;

* осознавать основания действий по опознанию, анализу, группировке языковых фактов и понятий;

* осознавать смысл операций по ограничению, обобщению, делению, классификации языковых фактов и понятий;

* осознавать смысл и сущность последовательности операций при сравнении понятий, подведении языковой единицы под понятие и выведении следствия из понятия.

* Умения, связанные с рефлексией действий восприятия и смысловой переработки научной информации:

* осознавать, что может служить опорой при поиске в научной литературе необходимого материала;

* осознавать цель поиска в научной литературе необходимого материала;

* осознавать, какой материал и почему необходимо выбрать для доклада, сообщения, реферата;

* осознавать, в какой степени отобранный материал соответствует достижению поставленной цели;

* Умения, связанные с самоконтролем и самокоррекцией учебных действий:

* задавать рефлексивный вопрос;

* изменять содержание и структуру деятельности в целях решения поставленных задач;

* осознавать структуру учебной задачи, смысл алгоритма действий;

* осознавать правильность/неправильность, полноту/неполноту выполнения задания на основе сопоставления с образцом (алгоритмом, инструкцией);

* осознавать, в чем состоит ложность/истинность утверждений;

* осознавать, в чем состоит причина затруднения при выполнении учебных действий, решении учебной задачи.

К методам и приемам, формирующим разные виды рефлексии, относят прежде всего рефлексивный вопрос и рефлексивную задачу.

1. Рефлексивный вопрос - вопрос, заданный с целью осмысления: 1) содержания и последовательности умственных действий, операций, 2) использованных методов и приемов деятельности, 3) возникших трудностей и их причин, 4) новых знаний, умений и навыков, 5) достижения или недостижения поставленных целей и задач, на этапах целеполагания, планирования деятельности, реализации и контроля.

Так, на этапе ориентировки рефлексивный вопрос задается (учителем школьникам или учащимся самому себе) с целью осознания цели, задач и мотивов деятельности:

- Что я хочу узнать? Зачем мне нужны эти знания?

- Что я должен научиться делать? Зачем я хочу научиться это делать?

- Что я должен изучить? С какой целью?

На этапе планирования рефлексивные вопросы задаются с целью осознания учащимся смысла каждого действия, их последовательности:

- Что я должен делать, чтобы узнать? Почему?

- Что я должен делать, чтобы научиться? Почему?

- В какой последовательности я должен делать? Почему?

стр. 63


--------------------------------------------------------------------------------

На этапе реализации цель постановки рефлексивных вопросов состоит в том, чтобы осуществлять текущий контроль за содержанием знаний и умственных действий (операций):

- Что я должен сделать дальше? Почему? Зачем?

- Почему не получается?

- Что нужно изменить? Почему?

На этапе контроля рефлексивные вопросы помогают ученику осознать, достигнуты ли поставленные цели, задачи, предполагаемые результаты деятельности, если нет - то причины неудач. После этого этапа начинается новый этап - ориентировки следующего действия.

- Что нового узнал? Для чего нужны мне эти знания? Как связаны эти знания с имеющимися или полученными ранее?

- Что научился делать? Для чего мне понадобится это умение?

- Достиг ли цели? Почему не достиг? Что нужно сделать, чтобы достичь цели?

- Какие трудности при решении задачи возникли? Почему они возникли?

- Что нужно сделать, чтобы их преодолеть?

- Что необходимо сделать, чтобы они не возникали?

2. Рефлексивная задача - задача, способствующая формированию у учащихся умений осмысливать и контролировать мыслительную деятельность, осуществлять поиск оснований собственных действий. Одна из функций задачи - обратить внимание ученика на то, как он мыслит, и проверить уровень осмысления материала. В процессе решения рефлексивных задач у школьника формируется критическое мышление, навыки самоанализа, самокоррекции, когнитивные умения:

* критически относиться к каждому умозаключению и шагу в решении, аргументировать их;

* выдвигать гипотезы и проверять их истинность/ложность;

* осмысленно выстраивать последовательность собственных действий, цепочки умозаключений при решении задачи, постоянно проверяя ход собственных рассуждений;

* связывать в единое целое различные варианты решения задачи, разные подходы к решению;

* определять и аргументировать собственную позицию.

Рефлексивную задачу учитель может составить сам. Для этого к лингвистической задаче необходимо добавить вопросы, направленные на осознание школьником содержания знаний и/или процесса решения задачи (смысла учебно-познавательных действий).

Далее предлагаются рефлексивные задачи, включая которые в урочную или неурочную учебно-познавательную деятельность, учитель в системе будет формировать у школьников навыки рефлексивного анализа, во-первых, содержания лингвистических знаний и, во-вторых, содержания действий с языковыми единицами.

1. Задачи по фонетике

* Определите, можно ли считать, что данные примеры иллюстрируют смысло-различительную функцию звуков? Почему?

Лиса - леса; род - рот; мат - мать.

Ров - рёв; код - кот; жар - жарь.

Рад - ряд; столб - столп; банка - банька.

Мел - мёл; изморозь - изморось; уголки - угольки.

Лук - люк; маг - мак; галка - галька.

* Найдите слова, интересные для фонетического разбора. Объясните, чем они интересны.

* Определите, есть ли разница в произношении данных пар слов. Объясните, чем она вызвана.

Вертеть - ввертеть; длина - длинна; гриб - грипп.

Сыпать - ссыпать; сума - сумма; бал - балл.

* Объясните, почему так объединены звуки.

[д],[л],[с],[р],[в],[ф],[х]
[ч],[щ],[й],[ц],[ж],[ш]

[д],[с],[в],[з],[к]
[й],[Ц ],[ч],[щ]

[н],[м],[й],[л],[р]
[ц],[х],[ч],[щ]


стр. 64


--------------------------------------------------------------------------------

2. Задачи по лексике

* Определите, какие слова употребляются в переносном значении. Объясните, почему вы так решили. Проверьте себя по толковому словарю.

Поезд шел не торопясь, подолгу стоял на станциях, отдувался около водокачек. Пассажиры выскакивали, бежали за кипятком и в буфет, покупали у баб землянику и жареных цыплят. Потом все успокаивались. Давно было пора ехать, на станции воцарялась сонная тишина, жгло солнце, плыли облака, волоча по земле синюю тень, пассажиры дремали, а поезд все стоял и стоял. Только паровоз громко вздыхал, и из него капала на песок горячая маслянистая вода (К. Паустовский).

* Какие из данных синонимов, предложенных к выделенному слову, были бы уместны в данном тексте? Почему вы так считаете?

А) Мне хотелось бы говорить о своем собственном литературном опыте. Это вряд ли прибавит что-либо существенное к тому, что уже сказано. Но все же несколько слов от себя я добавлю (К. Паустовский).

Синонимы: важный, принципиальный, главный, существенный, значительный, весомый, немаловажный.

Б) Вряд ли нужно истолковывать этот рассказ. Но все же следует наметить его основные узлы, чтобы стала совершенно ясной мысль, что воображение, рожденное жизнью, в свою очередь, получает иной раз власть и над жизнью (К. Паустовский).

Синонимы: объяснить, осветить, комментировать, интерпретировать.

В) Работать этому человеку было трудно. С ним мало считались. Работал он в тишине, никому не надоедал. Но даже если бы его музей и не приносил большой пользы, то разве самое существование такого человека не было для местных людей, особенно молодежи, примером преданности делу, скромности и любви к своему краю? (К. Паустовский.)

Синонимы: нелегко, мудрено, тяжело, тяжко, сложно.

Г) Доплыл (медведь) до половины реки, радуется, а бобры только этого и ждут. Как только началась заваруха с медведем, они кинулись к высокой ольхе и тут же начали ее грызть. И так за минуту подгрызли, что держалась эта ольха на одном тонком шпеньке (К. Паустовский).

Синонимы: смятение, беспорядки, волнение, шатание, стычка.

Д) В это время дятел слетел с дерева, сел на медвежью голову, потоптался, примерился - и как долбанет медведя по темени! У медведя позеленело в глазах и жар прошел от носа до самого кончика хвоста (К. Паустовский).

Синонимы: ударить, нанести удар, стукнуть, клюнуть, тюкнуть.

* Назовите синонимы к данным словам. Какие из них разговорные, какие книжные? Почему вы так решили? Проверьте себя по "Словарю синонимов русского языка".

Летчик, пища, старый, горячий, блестеть, разговаривать, радушно, безмолвно.

* Определите, какой из синонимов к слову "кудрявый" не употребляется при характеристике деревьев, холмов, цветов, волос человека и т. д. Почему? Проверьте себя по "Толковому словарю".

Курчавый, вьющийся, кудреватый, кучерявый, волнистый, витиеватый.

* Определите, какая пара слов не является синонимами. Объясните, почему.

Скупой - жадина, руль - баранка, маленький - крошечный, впопыхах - второпях.

* Определите, какая пара слов не является антонимами. Объясните, почему.

Работа - отдых, любовь - ненавидеть, весело - грустно, большой - маленький.

* Подберите к данным ниже словам синонимы и антонимы. К каким частям речи они будут относиться? Почему?

Выпрыгнуть, грубо, грязь, малочисленный, вымытый.

* Определите, к какой группе слов (архаизмов, историзмов, неологизмов, общеупотребительных, профессионализмов, диалектизмов и т. д.) относятся слова. Объясните, чем вы руководствовались при выполнении задания.

Ланиты, туес, вельможа, дружина, щеки, мужество, зело, корчма, очень.

* Найдите диалектные слова. Понятно ли вам их значение? Почему? С чем это связано?

стр. 65


--------------------------------------------------------------------------------

А) Большинство пашен Саввы Саввича находилось в десяти верстах от села. Здесь, у подножия каменистой сопки, разросся колок из зарослей тальника, боярышника и ольхи, а из-под сопки бил студеный и чистый, как детская слеза, родник. Ручей от родника, петляя между кочками, бежал через колок и давал начало речке, что протекала серединой пади (В. Балябин).

Для справок

Колок - роща, лесок (Словарь русской народно-диалектной речи в Сибири XVII в. - первой половины XVIII в. / Сост. Л. Г. Панин. - Новосибирск, 1991. С. 62; Элиасов Л. Е. Словарь русских говоров Забайкалья. - М., 1980. - С. 160).

Б) Большое оживление было на заимке летом, особенно в страдное время, когда хозяин нагонял сюда десятки своих должников. Тогда на еланях вокруг заимки кипела, спорилась работа: с утра до позднего вечера стрекотала жнейка, поденщики вязали за нею снопы, на других пашнях жали вручную, серпами, рядом шла пахота, работники двоили пары, боронили залоги, а сам Савва верхом на таком же старом, как и сам, Сивке ездил от пашни к пашне, наблюдал за работой (В. Балябин).

Для справок

Елань - 1) ровное безлесное незаболоченное место (Словарь русской народно-диалектной речи в Сибири XVII в. - первой половины XVIII в. / Сост. Л. Г. Панин. - Новосибирск, 1991. - С. 40),

2) поляна в лесу (Элиасов Л. Е. Словарь русских говоров Забайкалья. - М., 1980. - С. 109).

Залог - 1) целина (Словарь русской народно-диалектной речи в Сибири XVII в. - первой половины XVIII в. / Сост. Л. Г. Панин. - Новосибирск, 1991. - С. 46),

2) раскорчеванное поле для посева (Элиасов Л. Е. Словарь русских говоров Забайкалья. - М., 1980. - С. 123).

* К какой группе слов относятся выделенные слова? Почему вы так считаете?

А) День был пасмурный, и плотный ветерок от облачного горизонта нагонял волну. Яхточка, отвалив от пирса, подскочила на гребне. Славка вцепился в борт.

- Шкот возьми! - прикрикнула Анюта (В. Крапивин).

Б) Это было так неожиданно, что тишина повисла в палате. Борис Годунов оторвал руку от подлокотника, поднес ко рту, прикрылся длинными пальцами, но многие увидели - улыбка тронула губы царя. Ну а что улыбка та?

Самое время улыбнуться: без крови беда отошла от Руси, лихо миновало... (Ю. Федоров).

В) Настя вышла из дому в такой же легонькой черной шубейке и в пуховом платке. Не глядя на работников, прошла она мимо к поленнице, принялась набирать в беремя дрова (В. Балябин).

Для справок

Беремя - охапка (Словарь русской народно-диалектной речи в Сибири XVII в. - первой половины XVIII в. / Сост. Л. Г. Панин. - Новосибирск, 1991. - С. 10; Элиасов Л. Е. Словарь русских говоров Забайкалья. - М., 1980. - С. 64).

Г) Внизу на столе были разнообразные яства: тут стояли и, дымясь, распространяли аппетитный запах огромнейшее жаркое из верблюжьего мяса, красноперые рыбы, драгоценные хиосские подносы и вазы, на которых были красиво уложены отборные фрукты (Н. С. Лесков).

3. Задачи по морфемике и словообразованию

* Какие слова состоят только из основы? Почему?

* Объясните, почему так объединены морфемы. Какая морфема не включена в таблицу? Почему?

Приставка,
суффикс
Корень


* Определите, какая морфема может быть включена во вторую колонку. Почему?

Приставка,
суффикс
Окончание


* Подберите слова, образованные при помощи суффикса, приставки. Войдут ли в эту группу слов слова синь, хруст? Почему?

* Определите, являются ли данные слова однокоренными (родственными). Почему?

Водяной, водитель, подводник, половодье;

мир, мирный, умирать, замирять;

косой, косолапый, косить (глаза), прикоснуться;

хромой, хромовый, хромать, хромоножка;

еда, едет, едок, ездовой;

дорога, дорожный, дороговизна, подорожник;

горе, пригорюниться, горемыка, горький.

стр. 66


--------------------------------------------------------------------------------

* Определите, какое слово не соответствует схеме . Почему?

Стульчик, зайчик, печка, связка.

* К какой морфеме вы отнесете выделенные гласные в словах шестИэтажный, восьмИмесячный? Почему?

* Определите, одинаков ли морфемный состав слов. Почему?

Летите (летите немедленно) - летите (вы летите низко); проветрите (немедленно) - (когда) проветрите; уроните (сделайте немедленно) - уроните (если вы уроните).

* Определите, изменяет ли присоединение приставки к слову принадлежность его к определенной части речи. Объясните почему?

* Подберите слова, интересные для морфемного (словообразовательного) разбора. Объясните, чем они интересны.

4. Задания по морфологии

* По каким признакам вы определяете принадлежность слова к части речи? Почему?

* Объясните, почему так объединены части речи. Объясните, какие логические операции и в какой последовательности необходимо выполнить для решения этой задачи.

Существительное, прилагательное, числительное
Глагол, деепричастие, причастие


* Определите, что общего в словах. Можно ли их отнести к одной части речи? Почему? Объясните, какие логические операции и в какой последовательности необходимо выполнить для решения этой задачи.

Красный, краснота, краснеть, по-красному, красно;

зеленый, зелень, зеленеть, зелено, зеленка;

доброта, добрый, добреть, по-доброму, добрейший.

* Определите, какими частями речи являются выделенные слова. Почему вы так считаете (объясните, какие логические операции и в какой последовательности необходимо выполнить для решения этой задачи) ?

Настя втайне исправляла должность почтальона. Прошу вас сохранить все это в тайне. Вначале казалось, что горит весь город.. В начале жизни школу помню я. Чтобы как-нибудь не вздумал удерживать хозяин, он вышел потихоньку из комнаты. Что бы ни читал Багрицкий, его нельзя было слушать без сжимающего горло волнения. В нашей палатке также все заняты. Взор его тверд, так же, как сталь. Ружье - вещь благородная, самая любопытная забава, притом и украшение в комнате приятное. Вам не случалось быть при том, когда в ваш дом входил, гремя своим ружьем, солдат иной? Влево, бесконечно далеко вглубь, расстилались засеянные поля. С окраины мы опять повернули в глубь города.

* К какой части речи вы отнесете слова жгут, гладь, стекло, строй, запевала, зубрила"? Что нужно сделать, чтобы это стало ясно? Почему?

* Когда без контекста невозможно определить, к какой части речи относится слово? Почему?

* Назовите разряд(ы) прилагательных, от которых нельзя образовать сравнительную и превосходную степени сравнения. Почему?

* Образуйте краткую форму от данных прилагательных. От прилагательных какого разряда вы не смогли образовать краткую форму? Почему?

Кирпичный, лисий, красивый, цветочный, огромный, белый, приморский, папин, разноцветный.

* Определите, какие из предложенных причастий можно использовать 1) при описании природы, 2) лица человека. Какие нет? Почему?

Воодушевленный, расцветающий, сияющий, распускающийся, избалованный, тающий, пожелтевший, осушенный, голубеющие, страдающий, улыбающийся.

* Укажите, от каких глаголов вы не образовали страдательные причастия. Почему?

Прочитать, писать, идти, мазать, запереть, озябнуть.

* Какие части речи изменяются по падежам, родам и числам, как прилагательное? Почему?

стр. 67


--------------------------------------------------------------------------------

* Какие части речи могут иметь окончание? Почему?

* Какие части речи могут иметь суффикс? Почему?

* Найдите в предложениях деепричастия и образованные от них наречия. Могут ли эти наречия иметь при себе зависимые слова? Почему?

Кучер мой слез молча и не торопясь. Он, никуда не торопясь, читал газету, пил чай, изредка поглядывал на прохожих. Перевозчик греб стоя. Стоя в конце коридора, он не видел, что происходило на лестнице. До двух часов дня занятия должны были идти не прерываясь. А он говорил и говорил, ни на минуту не прерываясь.

* Укажите недочеты в употреблении местоимений. Почему такое употребление местоимений считается недочетом? В чем причина?

1) Это нить, которая связывает наш мир с миром прошлым, полным великолепных балов, шикарных нарядов, замечательных героев. Только с их помощью мы узнаем о героических подвигах наших предков.

2) Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла ему ничего хорошего. Он видит в нем ярого противника всего нового.

3) Чистая детская натура Илюши, как губка, впитывает все, что ее окружает.

4) Максим Максимыч любит Бэлу нежной, отеческой любовью, и, когда она умирает, он очень сожалеет о ней.

* Укажите, в каких предложениях допущена ошибка в употреблении деепричастий. В чем она состоит и почему допущена? Как исправить предложения?

Прочитав этот текст, у меня создалось впечатление, что автор глубоко переживает сложившуюся ситуацию. Прочитав этот текст, я задумалась о том, что вызвало такую реакцию автора. Закрыв книгу, у вас в памяти надолго остаются ее герои. Закрыв книгу, вы долго остаетесь под впечатлением от прочитанного. Желая создать достоверный образ Петра I, писателем были тщательно изучены исторические документы. Желая понравиться новым знакомым, он был вежлив и предупредителен.

* Найдите слова для морфологического разбора. Объясните, чем они интересны.

5. Задачи по синтаксису

* Рассмотрите схемы словосочетаний. Можно ли по одной только схеме определить вид подчинительной связи? Объясните, почему вы так считаете.



* Выпишите словосочетания, связанные по типу согласования (управления, примыкания). Какие сочетания слов вы не выписали? Почему?

Солнечный день, леса и парки, ребята трудятся, были заняты, после уроков, хорошо отдохнули, стакан молока, слово в слово, двадцать пять, ради жизни, более важный, книга интересна, расположен близко, любимое занятие, выбирать профессию.

* Вспомните, в каких словосочетаниях между словами только смысловая связь. Чем это объясняется?

* Вспомните, на какой тип связи слов в словосочетании указывает предлог. Почему?

* Замените словосочетания другими, близкими по значению. Определите, всегда ли эти словосочетания взаимозаменяемы. Почему?

Рощи под Москвой, банка из-под консервов, сияние луны, чудесная лестница, старый лесничий, короб из бересты, прогулка пешком, дал слово, крики птиц, хлопоты перед праздником, праздник весны, праздник друзей, шарф из кашемира, пряник из Тулы, тетрадь ученика.

* От чего зависит форма зависимого слова в словосочетании по типу согласования? Почему?

* Сравните слова и словосочетания. Определите, что шире по значению. Как вы можете это объяснить?

Цветок - красивый цветок; книга - интересная книга; суп - суп из фасоли; обсуждение - оживленное обсуждение.

* Выясните, со всеми ли словами можно составить словосочетания. Почему?

* Определите, уместны ли данные словосочетания.

стр. 68


--------------------------------------------------------------------------------

А) в художественной речи, Б) в научной речи, В) в официально-деловой речи. Почему?

Часовые границы (пограничники), судебное разбирательство, растянулся на лавке, оказать помощь, помчался во весь дух, завершившийся эксперимент, изумрудная зелень, пессимистические прогнозы, просидеть ночь не смыкая глаз, прогнозы погоды, добрые отношения, бескрайние просторы, данные эксперимента, предстоящие переговоры, валютный коридор.

* Без каких членов предложение не может быть построено? Почему?

* Замените сказуемые синонимичными сказуемыми разных видов. Какие из них характерны для разговорной (книжной) речи? Почему?

Этот разговор был зафиксирован в магнитофонной записи.

С тех пор о нем ни слуху ни духу.

* Замените глаголы-сказуемые в форме 1-го лица глаголами-сказуемыми в форме 2-го лица. В каком случае (до или после замены) характер повествования является более обобщенным? Объясните, с чем это связано.

А) Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара. Сейчас я со снисходительной улыбкой вспоминаю юношеские мечты о тисовых и тропических грозах. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речонку Таруску (К. Паустовский).

Б) Когда я найду зарубку, то обязательно остановлюсь и проведу рукой по ней, по застывшему на ней янтарю. А иной раз я отломлю затвердевшую каплю смолы и рассмотрю раковистый излом. В нем играет желтоватыми огоньками солнечный свет (К. Паустовский).

В) Так я брожу в воспоминаниях по лесам, потом по набережным Невы или по голубым от льна холмам суровой псковской земли. Я думаю обо всех этих местах. Я спрашиваю себя, почему я не замечал этого раньше, и тут же догадываюсь, что, конечно, я все это видел и чувствовал, но только в разлуке черты родного пейзажа возникли перед моим внутренним взором во всей своей захватывающей сердце красоте (К. Паустовский).

* Определите, есть ли среди группы предложений простое. Почему вы так считаете?

Незаметно подкралась зима, сразу же обрушилась на город гулкими метелями, крепкими морозами, завалил улицы и дома сахарными холмами снег. По всей стране один большой справлялся праздник, и петь о нем хотелось мне. Дорога бежит, извивается, пропадает в кудрявых березовых рощах, исчезает в глубоких оврагах и рвах, темнеет весенними промоинами, краснеет размытой глиной. Безветрие, и все небо залито ровной синевой. Море, прекрасное и родное, вольной своей ширью звало к жизни, и нужно было найти в ней свой путь.

* В каких предложениях выделенные слова являются членами предложения? В каких нет? Почему вы так считаете?

Зима, говорят, в этом году будет холодная. О случившемся говорят по-разному. Он был, казалось, лет шести. Это казалось странным. Старуха, очевидно, часто рассказывала о горящем сердце Данко. Недовольство было очевидно. Ты, главное, не пугайся. Главное в человеке - честность. Дельный, что и говорить, был старик тот самый. Счастлив он был так, что и говорить нечего. Итак, я жил тогда в Одессе. Мы и так уже опаздывали на вокзал.

* Выпишите 1) определенно-личные, 2) неопределенно-личные, 3) безличные предложения. Какие предложения вы не выписали? Почему?

Меня почему-то страшно взволновала эта история. Здесь нет места бережливости и расчету. Но непривычная работа скоро утомила Боброва. От свежего мохнатого полотенца пахло ветром. Опять весенним гулом приветствует нас дол. По всем дворам кололи звонкие березовые дрова. А когда съел весь хлеб, положил Фильке голову на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия. За окнами воздух был синий, густой, страшный. По сухим сосновым борам идешь, как по глубокому дорогому ковру.

* Переделайте двусоставные предложения в безличные. Чем они отличаются друг от друга по значению? Почему?

Нашу Родину буря сожгла. Деловой вихрь закрутил Николая Ивановича. Ветер шатает

стр. 69


--------------------------------------------------------------------------------

подбитые бурей кресты. Там сугробы метра в три-четыре заметают низкие дома. На войне отца убила пуля. Какая-то дьявольская сила выхватила его из сиденья.

* Определите, может ли быть в безличном предложении подлежащее. Почему?

* Определите, правильно ли построены предложения. Если нет, определите, в чем состоит ошибка и почему его нельзя так строить.

Молчалин тоже заводит разговор о чинах с Чацким. Произведения сатирика бичевали пороки существовавшего строя в царской России. Написанный роман молодым автором вызвал широкую дискуссию. Замечателен язык романа, который особенно выразителен в речи Печорина. Из разговора Лизы и Софьи мы узнаем о Чацком, выросшем в этом доме, который сейчас где-то путешествует.

* Глаголы каких групп могут употребляться в предложениях и с прямой, и с косвенной речью, какие - только с прямой речью? Почему?

* Выпишите предложения с обращениями. Влияет ли наличие обращения на распространенность/нераспространенность предложений? Почему?

Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас. Воротился старик ко старухе: у старухи новое корыто. Звезда печальная, вечерняя звезда, твой луч осеребрил увядшие равнины, и дремлющий залив, и черных скал вершины. Месяц еще не вставал, и только вечерняя звезда, как спасительный маяк, сверкала на темно-синем небосводе. Она была далеко не красавица, но я имею свои предубеждения также и насчет красоты. "Скажи-ка мне, красавица, - спросил я, - что ты делала сегодня на кровле?" "Ты бредишь, слепой, - сказала она, - я ничего не вижу". Я встал, накинул бешмет, опоясал кинжал и тихо-тихо вышел из хаты; навстречу мне слепой мальчик.

* Сравните предложения. В каких из них перечисление закончено, а в каких оно может быть продолжено? От чего это зависит?

Дождь стучал по крыше, трепал листья в саду, плескался на дворе и лужах. Хохлатые курицы ищут в сене мошек да букашек. Он сохранил и блеск лазурных глаз, и звонкий детский смех, и речь живую, и веру гордую в людей. На лугу росли как ромашки, так и васильки. Красные, голубые и желтые цветы пестрели на лугу.

* Установите, почему в ССП предложения связаны сочинительными союзами, а в СПП - подчинительными.

* Найдите в художественном произведении (например, изучаемом на уроках литературы) СПП с придаточными определительными (изъяснительными и т. д.). Объясните, почему вы выбрали именно эти предложения. Расскажите, какие действия и в каком порядке вы выполняли. Почему?

* В СПП различают главную и придаточную части. Проанализируйте данные предложения и определите, где в них главная, а где придаточная части. Расскажите, как вы рассуждали.

- И когда он скользнул мимо темной конюшни, оттуда пахнуло теплом, фырканьем, нежным стуком переставленного копыта.

- Там, таинственно краснея матовым боком под листьями, висят сливы, желтеют на макушке, где их достать нельзя, первые груши.

- Я много раз читал "Обломова", и чем больше вчитывался, тем сам Обломов становился мне симпатичнее.

* Укажите предложения, в которых придаточное и главное предложения нельзя поменять местами. Почему?

Поднявшись на небольшой холмик, откуда начиналась узкая, едва заметная лесная тропинка, я оглянулся. Нужно иметь привычку, любовь к охотничьим скитаниям и лесным ночлегам, чтобы выдержать тяжелое испытание. Я узнала много новых подробностей, о которых в первый раз он не упомянул ни слова. Куда ветер дует в поднебесье, туда мчатся и тучки послушные. Сторожка лесника была поставлена на сваях, так что между ее полом и землею оставалось свободное пространство, аршина два высотою.

* Установите, в каких случаях придаточные предложения имеют несколько значений (могут быть многозначными). Что создает их многозначность?

1) Сделалось так темно, что в каюте и в салонах зажгли электричество. Сделалось темно, так что в каюте и в салонах зажгли электричество. Сделалось темно, поэтому в каюте и в салонах зажгли электричество.

стр. 70


--------------------------------------------------------------------------------

2) Град так резко забарабанил по крыше, точно кто-то горох сыпал на пол. Град резко забарабанил по крыше, точно кто-то горох сыпал на пол.

3) Через лесок шли так осторожно, потому что опасались засады.

Через лесок шли осторожно, потому что опасались засады.

* В данном предложении придаточное замените другими придаточными. Что изменится? Придаточными предложениями каких видов заменить исходное придаточное предложение нельзя? Объясните почему?

На улице было безлюдно, так как наступила полнейшая темнота.

* Определите, какие виды СПП вы выберете для прямого доказательства, доказательства "от обратного". Почему?

* При объяснении вы используете СПП. Какие виды СПП вы будете использовать и почему?

* Рассмотрите схему. Какого вида СПП будут соответствовать данной схеме? Почему вы так решили?

[... сущ.], ( союз сл. что ...).

[... глаг.], ( союз. сл. что ...).

[... указ сл. + сущ.], ( союз. сл. когда ...).

[...], ( союз когда ...).

[... там ], ( союз. сл. где ...).

[... той + сущ. ], ( союз. сл. где ...).

* Что нужно изменить в схеме предложения, чтобы изменился вид придаточного? Почему?

[... так + глаг.], ( что ...)

[... такой + полн. прил. ], ( союз что ...)

* Всегда ли возможна замена придаточного определительного на причастный оборот? Почему?

* Составьте схемы предложения. С выделения каких членов предложения вы начнете? Почему?


--------------------------------------------------------------------------------

1 Быстрова Е. А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках // Русская словесность. - 2003. - N 1. - С. 37.

2 Стратегия модернизации российского школьного образования. - М., 2001. - С. 9.

3 Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения / Под ред. Е. Д. Божович. - М., 2000. - С. 11.

стр. 71

Опубликовано 20 марта 2008 года





Полная версия публикации №1206022048

© Literary.RU

Главная МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ РЕФЛЕКСИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ)

При перепечатке индексируемая активная ссылка на LITERARY.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на сайте библиотеки