Полная версия публикации №1206022008

LITERARY.RU АВТОР И ГЕРОЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ. СУБЪЕКТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА ВЫСКАЗЫВАНИЯ И ТЕКСТА → Версия для печати

Готовая ссылка для списка литературы

Н. К. ОНИПЕНКО, Е. Н. НИКИТИНА, АВТОР И ГЕРОЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ. СУБЪЕКТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА ВЫСКАЗЫВАНИЯ И ТЕКСТА // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206022008&archive=1206184486 (дата обращения: 29.03.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

публикация №1206022008, версия для печати

АВТОР И ГЕРОЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ. СУБЪЕКТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА ВЫСКАЗЫВАНИЯ И ТЕКСТА


Дата публикации: 20 марта 2008
Автор: Н. К. ОНИПЕНКО, Е. Н. НИКИТИНА
Публикатор: maxim
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1206022008 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Мы продолжаем предварительную публикацию параграфов нового учебника для 11-х классов гуманитарной специализации. Над учебником работает коллектив авторов под руководством известного филолога и педагога Г. А. Золотовой. Этот коллектив представляет особое направление в современной русской грамматической науке и разрабатывает концепцию коммуникативной грамматики русского языка, соединяющей системное описание языка и анализ текста. В этой грамматике основными идеями стали (1) понятие коммуникативного регистра речи, (2) модель субъектной перспективы текста и (3) понятие таксиса как грамматического механизма соединения синтаксических структур в тексте. В опубликованном учебнике для X класса раскрывается и отрабатывается понятие коммуникативного регистра речи. В готовящемся к печати учебнике для XI класса подробно рассмотрены две другие грамматические идеи.

В предшествующих публикациях ("Русская словесность", 2004, N 2, 3) мы предложили вниманию читателей разделы учебника для XI класса, в которых рассматривались единицы разных уровней языка слова, синтаксемы, предложения с точки зрения их текстовых (функциональных) возможностей. Сейчас речь пойдет о субъектной перспективе текста, о соотношении точек зрения автора и героя и о синтаксических конструкциях, которые принято называть осложненными предложениями. Публикуемый параграф - первая часть большого раздела, в котором авторы учебника объясняют структуры сложных и осложненных предложений в связи с проблемой точки зрения говорящего, т. е. интерпретируют синтаксические структуры и текстовые фрагменты на фоне субъектной перспективы текста.

Н. К. Онипенко, Е. Н. Никитина (Москва)

Автор и герой в художественном тексте. Субъектная перспектива высказывания и текста

Автор, строя свой текст, может выбрать один из коммуникативных регистров и, следовательно, одну из возможных позиций: позицию наблюдателя - рассказчика или героя (изобразительный регистр), позицию мыслящего героя (информативный регистр) или рассуждающего рассказчика (информативный или обобщающий регистр). Тем самым художественный текст становится пространством, воспринимаемым с разных точек зрения. Это похоже на то, как снимают кино: одну и ту же сцену снимают несколькими камерами, с разных точек, а потом на монтажном столе склеивают пленки, полученные при съемке разными камерами. Ту же самую технику можно увидеть в текстовом фрагменте.

Рассмотрим фрагмент из третьей песни "Руслана и Людмилы".

(1) Читатель, расскажу ль тебе,
Куда красавица девалась?
(2) Всю ночь она своей судьбе
В слезах дивилась и - смеялась.
Ее пугала борода,
Но Черномор уж был известен
И был смешон, (3) а никогда
Со смехом ужас несовместен.
(4) Навстречу утренним лучам
Постель оставила Людмила
И взор невольный обратила
К высоким, чистым зеркалам;

Невольно волосы густые
Рукой небрежной заплела;
Свои вчерашние народы
Нечаянно в углу нашла;
Вздохнув, оделась и с досады
Тихонько плакать начала;
Однако с верного стекла,
Вздыхая, не сводила взора,
(5) И девице пришло на ум,
В волненье своенравных дум,
Примерить шапку Черномора.
(6) Все тихо, никого здесь нет;
стр. 55


--------------------------------------------------------------------------------
(7) Никто на девушку не взглянет...
(8) А девушке в семнадцать лет
Какая шапка не пристанет!
Рядиться никогда не лень!
(9) Людмила шапкой завертела;
На брови, прямо, набекрень,
И задом наперед надела.
(10) И что ж? (11) о чудо старых дней!
(12) Людмила в зеркале пропала;
Перевернула - (13) перед ней
Людмила прежняя предстала;
Назад надела - снова нет;
Сняла - и в зеркале!
Мы разбили этот фрагмент на части в тех местах, где проходит граница между регистрами или меняется точка зрения. Эти границы мы называем "монтажным швом".

(1) - рассказчик обращается к читателю, сообщая, о чем он собирается говорить, и предстает как субъект речи, творец текста. (2) - рассказчик переходит в сферу героя, т. е. во внутреннее пространство текста, туда, где разворачивается действие. Он рассказывает о том, что происходило с Людмилой ночью, выступая как субъект знания. Фрагмент принадлежит информативному регистру. (3) - рассказчик объясняет, почему Людмиле не страшен Черномор: "а никогда со смехом ужас несовместен". Последняя фраза принадлежит обобщающему регистру, поскольку касается не только Людмилы, но и всех людей. Предложение обобщающего регистра произносится с точки зрения рассказчика, а не с точки зрения героини. (4) - повествование становится актуальным, т. е. разворачивается перед глазами рассказчика и читателя (это можно представить в виде иллюстрации или сыграть на сцене). Фрагмент принадлежит изобразительному регистру. (5) - повествование переходит в мир мыслей героини. Эти мысли передаются словами рассказчика ("своенравные думы"). Регистр информативный. (6 - 7) - аргументы в пользу того, почему можно взять чужую вещь, изложены с точки зрения героини. Первый аргумент (6) - изобразительный регистр, второй (7) - информативный. Многоточие обрывает мысли героини. (8) - авторское обобщение, обобщающий регистр. (9) - мы вновь возвращаемся в сюжетное время героини, которая примеряет шапку (изобразительный регистр). (10) - точка зрения меняется, теперь говорит рассказчик, которого интересует, что произойдет с героиней, он задает вопрос, торопит события (волеизъявительный регистр). (11) - эмоциональная реакция рассказчика на событие (реактивный регистр). Это восклицание рассказчика, потому что слова "старые дни" могут принадлежать только ему, но не Людмиле. (12) - актуальное сюжетное время, изобразительный регистр. Наблюдают и автор, и героиня. (13) - актуальное сюжетное время, изобразительный регистр. Но здесь наблюдателем становится только героиня, т. е. автор смотрит глазами героини (если продолжать аналогию с кино - две камеры соединились в одной точке), о чем свидетельствует синтаксема перед ней.

* Какие из проанализированных частей могут быть сыграны на сцене или сняты в кино, а какие будут представлены в кино как голос за кадром?

Наш подробный анализ пушкинского текста позволяет увидеть множественность позиций (точек зрения), которые может занимать один человек (субъект) или которые могут быть распределены между разными людьми (субъектами), что создает многомерность художественного текста.

На примере пушкинской поэмы мы увидели, что обычно в тексте сосуществуют две основные фигуры - автора (рассказчик в "Руслане и Людмиле") и героя (в нашем примере Людмила). Эти субъекты различаются в своих возможностях. Автор может все, он создает своих героев, поэтому видит их насквозь; он может занимать любую пространственную и временную позицию; он может находиться в одном времени и пространстве с героями или выходить за пределы изображаемого мира. Герой же живет своей жизнью внутри художественного времени и пространства, и его поле зрения ограничено.

Упр. 1. Прочитайте текст, разделите его на регистровые блоки, покажите, где автор выходит за пределы мира героев, перестав быть

стр. 56


--------------------------------------------------------------------------------

наблюдателем, и начинает обсуждать трудности писательского ремесла.

Подъезжая ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого хозяина, который стоял в зеленом шалоновом сюртуке, приставив руку ко лбу в виде зонтика над глазами, чтобы рассмотреть получше подъезжавший экипаж. По мере того как бричка близилась к крыльцу, глаза его делались веселее и улыбка раздвигалась более и более.

- Павел Иванович! - вскричал он наконец, когда Чичиков вылезал из брички. - Насилу вы таки нас вспомнили!

Оба приятеля очень крепко поцеловались, и Манилов увел своего гостя в комнату. Хотя время, в продолжение которого они будут проходить сени, переднюю и столовую, несколько коротковато, но попробую, не успеем ли как-нибудь им воспользоваться и сказать кое-что о хозяине дома. Но тут автор должен признаться, что подобное предприятие очень трудно. Гораздо легче изображать характеры большого размера: там просто бросай краски со всей руки на полотно, черные палящие глаза, нависшие брови, перерезанный морщиною лоб, перекинутый через плечо черный или алый, как огонь, плащ - и портрет готов; но вот эти все господа, которых много на свете, которые с вида очень похожи между собою, а между тем как приглядишься, увидишь много самых неуловимых подробностей, - эти господа страшно трудны для портретов. (Гоголь. Мертвые души.)

1. Как в литературоведении называются фрагменты текстов, в которых автор отвлекается от сюжетного повествования и излагает свои мысли и чувства от первого лица?

2. Определите, к каким частям речи относятся слова трудно, просто, легче. Обоснуйте свое решение.

3. Найдите предложения с обобщенно-личным значением. Каким способом выражается обобщенно-личный субъект? Кого автор имеет в виду в предложениях с обобщенно-личным субъектом? Входят ли в состав обобщенно-личного субъекта Чичиков с Маниловым?

4. Автор дает утрированный портрет героя. Какую литературную традицию обыгрывает автор? В каких произведениях самого Гоголя мы находим героев с такой внешностью?

5. В "Евгении Онегине" есть полемика с той же литературной традицией. Найдите соответствующие места в романе. С чьей позиции ведется полемика - героя или автора?

Автор и герой живут в разных сферах. Граница между этими сферами может быть обозначена пунктуационно. Например:

(1) Прочтя печальное посланье,
Евгений тотчас на свиданье
Стремглав по почте поскакал
И уж заранее зевал,
Приготовляясь, денег ради,
На вздохи, скуку и обман
(И тем я начал мой роман) <...>
(2) И вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей
(Читатель ждет уж рифмы розы;
На, вот возьми ее скорей!) <...>

(3) Она казалась верный снимок
Du comme il faut... (Шишков, прости:
Не знаю, как перевести)...
* Кто такой Шишков? Что вы знаете о литературных и языковых спорах той поры (1810 - 1820-е годы)?

(4) Так он писал темно и вяло

(Что романтизмом мы зовем,
Хоть романтизма тут нимало
Не вижу я; да что нам в том?) <...>
В примерах (1 - 4) мы без труда обнаружим особое использование так называемой вставной конструкции, а проще - скобок. При помощи скобок Пушкин выделил слово в тексте, т. е. те предложения, которые касаются не мира героев, а относятся к области творчества, процессу написания данного художественного текста. Тем самым вне скобок оказывается слово, творящее мир, а в скобках - слово о самом творении (о тексте): комментарий к выбору слова, рифмы, отсылка к предшествующему тексту, обсуждение литературной традиции, литературная полемика. Такое использование вставной конструкции обнаруживает точку зрения говорящего, его отношение к содержанию высказывания. Вне скобок - герои романа (Онегин, Татьяна), картины природы, воспринимаемые глазами героев; в скобках - автор, его предполагаемые оппоненты, читатели.

стр. 57


--------------------------------------------------------------------------------

В изобразительном регистре автор, как правило, смотрит "изнутри" героя. Рассмотрим пример из "Евгения Онегина":

(5) Он в залу; дальше: никого.
Дверь отворил он. Что ж его
С такою силой поражает?
Княгиня перед ним, одна,
Сидит, не убрана, бледна,
Письмо какое-то читает
И тихо слезы льет рекой,
Опершись на руку щекой.
В этом фрагменте действуют герой и героиня, автору же принадлежит вопрос "Что ж его с такою силой поражает?". В первых двух строках герой выступает как субъект действия (идет, отворяет дверь), но потом из субъекта действия он превращается в наблюдателя, что выражено синтаксемой перед ним. Ср. пример с той же синтаксемой из фрагмента "Сон Татьяны":

(6) Ей снится, будто бы она
Идет по снеговой поляне,
Печальной мглой окружена;
В сугробах снежных перед нею
Шумит, клубит волной своею
Кипучий, темный и седой
Поток, не скованный зимой.
Здесь так же, как Онегин в предыдущем примере, Татьяна сначала действует (идет), потом наблюдает (перед ней поток), и автор и читатель видят пейзаж ее глазами.

В обоих фрагментах синтаксемы перед + Твор. не отвечают на вопрос где? и не являются обстоятельствами места. С другой стороны, это и не обычные дополнения, их нельзя убрать из предложения, поскольку они указывают на тот наблюдательный пункт, с которого автор ведет свое повествование. При синонимической модификации таких предложений эти синтаксемы заменяются на предложения с глаголами зрительного восприятия: Перед Татьяной поток = Татьяна видит поток.

Итак, в фрагментах (1 - 4) мы обнаружили два субъектных плана: план героев, живущих внутри текста в художественном времени и пространстве, и план автора, дистанцирующегося от героев и общающегося с читателем. В фрагментах (5 - 6) герои предстают в двух ипостасях: субъекта действующего и субъекта наблюдающего. В последнем случае автор смотрит глазами героя, тем самым сближаясь с ним.

Упр. 2. Найдите в первой главе "Мертвых душ" Н. В. Гоголя фрагмент, в котором говорится о появлении Чичикова на балу у губернатора, со слов "Вошедши в зал..." и до предложения "Нельзя утаить..."

1. На какие регистровые блоки вы можете разделить этот фрагмент?

2. С чьей точки зрения дано описание бала? Кто сравнивает мужчин на балу с мухами?

3. Кто рассуждает о толстых и тонких? Почему рассуждение о толстых и тонких называют лирическим отступлением?

4. Глаголы какого вида преобладают в фрагменте о толстых и тонких? Какое значение выражают и какую функцию выполняют эти глагольные формы в тексте?

Сфера героя и сфера автора обычно находят свое языковое воплощение в разных синтаксических структурах (в разных предложениях). Иногда же они соединяются в одном высказывании. Рассмотрим пример:

Бедный смотритель не понимал, каким образом мог он сам позволить своей Дуне ехать вместе с гусаром. (Пушкин. Станционный смотритель.)

В этом предложении сосуществуют субъекты-герои (Дуня, ротмистр Минский, Самсон Вырин) и субъект-рассказчик. Это полипредикативное предложение сообщает о следующих событиях: Дуня поехала вместе с гусаром; Самсон Вырин позволил Дуне ехать с гусаром; Самсон Вырин не понимал, каким образом... Кроме сообщения о событиях, в этом примере содержится и оценка героя, которую дает рассказчик (у Пушкина это титулярный советник А. Г. Н.).

* Какое слово в этом предложении принадлежит рассказчику?

Упр. 3. Прочитайте фрагмент текста и ответьте на вопросы.

А иностранец окинул взглядом высокие дома, квадратом окаймлявшие пруд, причем заметно стало, что видит это место он впервые и что оно его заинтересовало.

стр. 58


--------------------------------------------------------------------------------

Он остановил взор на верхних этажах, ослепительно отражающих в стеклах изломанное и навсегда уходящее от Михаила Александровича солнце, затем перевел его вниз, где стекла начали предвечерне темнеть, чему-то снисходительно усмехнулся, прищурился, руки положил на набалдашник, а подбородок на руки. (М. Булгаков. Мастер и Маргарита.)

1. Чья точка зрения выражена в этом фрагменте (рассказчика, Воланда или Берлиоза с Бездомным)? Обоснуйте свое мнение. Кому "заметно стало"? Кто знает, что от Берлиоза солнце уходит навсегда?

2. Найдите в первой главе сцену появления Воланда. Как вводится портрет Воланда? Чьи точки зрения представлены и в каком коммуникативном регистре?

Есть тексты, в которых автор ведет повествование с точки зрения героя, никак не обнаруживая себя как автора (например, в любом рассказе от первого лица).

* Назовите художественные тексты, в которых повествование ведется от лица героя.

Обычно при рассказе с точки зрения героя используется форма 1-го лица (см. "Капитанскую дочку" Пушкина). Но и форма 3-го лица позволяет автору вести рассказ с точки зрения героя. Так нередко поступает А. П. Чехов, например, в рассказе "Невеста". Автор полностью принимает точку зрения главной героини - Нади:

Когда Надя проснулась , было, должно быть, часа два, начинался рассвет. Где-то далеко стучал сторож. Спать не хотелось, л ежать было очень мягко, неловко. Надя , как и во все прошлые майские ночи, села в постели и стала думать . А мысли были все те же, что и в прошлую ночь, однообразные, ненужные, неотвязные, мысли о том, как Андрей Андреич стал ухаживать за ней и сделал ей предложение, как она согласилась и потом мало-помалу оценила этого доброго, умного человека. Но почему-то теперь, когда до свадьбы осталось не больше месяца, она стала испытывать страх, беспокойство , как будто ожидало ее что-то неопределенное, тяжелое.

"Тик-ток, тик-ток... - лениво стучал сторож. - Тик-ток..."

В большое старое окно виден сад, дальние кусты густо цветущей сирени, сонной и вялой от холода; и туман, белый, густой, тихо подплывает к сирени, хочет закрыть ее. На дальних деревьях кричат сонные грачи.

* Найдите и выпишите предложения, которые обнаруживают точку зрения героини.

* Определите типовое значение каждого из подчеркнутых предложений. Сделайте вывод, в каких субъектных ипостасях предстает героиня рассказа.

Упр. 4. Прочитайте заключительный абзац рассказа "Невеста".

Она пошла к себе наверх укладываться, а на другой день утром простилась со своими и, живая, веселая, покинула город, - как полагала , навсегда.

1. Как вы думаете, есть ли у читателей уверенность, что Надя покинула город навсегда? Почему? Какой фрагмент текста вносит ноту сомнения в это предложение? Чью точку зрения выражает этот фрагмент в тексте?

2. Сколько субъектов в этом предложении и каковы их роли?

В эпических текстах автор занимает внешнюю по отношению к героям позицию. Так, в малом эпическом жанре, басне, авторская речь оформляется в особый текстовый фрагмент - мораль.

* Приведите примеры моралей из басен И. А. Крылова.

В пародии автор сохраняет жанровые особенности пародируемого текста, но меняет собственную позицию по отношению к герою, соединяя свою точку зрения с его. Проведем лингвистический анализ одного из "Нравоучительных четверостиший" Пушкина и Языкова. Речь пойдет о четверостишии "Непоколебимость":

"Познай, светлейший лев, смятения вину, -
Рек слон, - в народе бунт! Повсюду шум
и клики!"
"Смирятся, - лев сказал, - лишь гривой
я тряхну!"
Опасность не страшна для мощного владыки.
* Найдите слова, относящиеся к высокой лексике, и подберите к ним нейтральные, общеупотребительные синонимы.

стр. 59


--------------------------------------------------------------------------------

В этом четверостишии, на первый взгляд, все построено по закону басни: текст делится на иносказательную часть, сценку, представленную с точки зрения прямого наблюдателя, и мораль, полностью выводимую из иносказания.

Каждая из частей оформлена соответствующими языковыми средствами: диалог слуги и господина начинается побудительной репликой слуги и его обращением к господину; слуга характеризует обстановку, при этом используются три предложения с номинативным предикатом: (1) В народе бунт; (2) повсюду шум и (3) клики; господин спокойно и снисходительно отвечает; его ответ оформлен двумя глагольными предложениями, соединенными причинно-следственными (условными) отношениями; глаголы в обоих предложениях будущего времени совершенного вида; мораль с точки зрения выбора языковых средств полностью соответствует "канону". Но это четверостишие - пародия на аполог (маленькую басню), что и становится понятным после прочтения морали.

Если в отношении языковых средств иносказание и мораль построены по законам жанра, то на ступенях тактики и стратегии текста рождается эффект пародии.

При соединении с иносказанием мораль оказывается двусмысленной: фраза "Опасность не страшна для мощного владыки" может прочитываться двумя способами: (1) мощный владыка всегда побеждает и (2) мощный владыка не испытывает страха, не рассматривает бунт как опасность. Первое прочтение возможно лишь после рассказа о победе, но действий не было и победы не было, а при втором прочтении рассматриваемая фраза перестает быть собственно моралью, поскольку является простой интерпретацией, пояснением чужого слова или просто повторением его. Соединяя иносказание с моралью, Пушкин и Языков использовали прямое значение предиката не страшна - "не пугает".

* Какому коммуникативному регистру принадлежит последняя фраза пародии?

Авторы пародии обыграли именно двузначность данной морали: понимая, что читатель басни склонен делать выводы из поступков, а не из слов, Пушкин и Языков "разрушили" басенную структуру изнутри, превратив "мощного владыку" в недалекого и хвастливого.

Подведем итог наших наблюдений. Текст пишется автором, но автор многолик, он надевает на себя разные маски, смотрит с разных точек зрения. Все эти точки зрения соединяются в целое, которое принято называть "образом автора". Каждое предложение и каждое слово в тексте соотнесено с определенной точкой зрения и без учета этой точки зрения не может быть понято. Поэтому читатель, чтобы правильно понять текст, должен соотнести читаемое с необходимой для понимания позицией автора, т. е. установить субъектную перспективу высказывания, выстроить субъектную перспективу текста - ось, соединяющую все ипостаси "Я" говорящего, "Я" творящего текст.

Закрепление и самопроверка

1. Назовите две основные субъектные сферы, сосуществующие в пространстве художественного текста.

2. Кто из субъектов самостоятельнее, полноправнее - автор или герой?

3. Чем обусловлена множественность точек зрения в художественном тексте?

4. Какие позиции может занимать субъект в текстовом фрагменте? Как позиция субъекта связана с коммуникативным регистром? Можете ли вы подтвердить свой ответ примерами из художественных произведений?

5. Как соотносится позиция автора с позицией героя? Зависит ли это соотношение от жанра?

6. С какими видами искусства вы могли бы сравнить наблюдение в художественном тексте? А размышление? Нравятся ли вам иллюстрированные книги? С каким коммуникативным регистром обычно связана иллюстрация ? Есть ли у вас любимые художники-иллюстраторы?

7. Напишите сочинение-рассуждение на тему "Я предпочитаю видеть историю на экране..." или "Я предпочитаю читать историю...".

Упр. 5. Прочитайте фрагмент из "Сказки о рыбаке и рыбке".

стр. 60


--------------------------------------------------------------------------------
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился -
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
Перед нею разбитое корыто.
1. Найдите синтаксемы перед + Твор. Одну ли функцию выполняют они? Какая из них выражает точку зрения наблюдателя? Докажите это синонимической заменой.

2. Какому коммуникативному регистру соответствует точка зрения наблюдателя?

3. Найдите в тексте "Сказки о рыбаке и рыбке" и выпишите в тетрадь предложения с синтаксемой перед + Твор. Объясните значение этой синтаксемы в каждом примере. Какие приемы вы использовали, чтобы определить значение каждой синтаксемы?

* Обратитесь к Толковому словарю С. И. Ожегова и выясните, есть ли в словарной статье предлога перед значение субъекта наблюдения?

Упр. 6. Прочитайте фрагменты текстов и ответьте на вопросы.

(1) Ей было назначено жалованье, которое никогда не доплачивали; а между тем требовали от нее, чтоб она одета была, как и все, то есть как очень немногие. (Пушкин. Пиковая дама.)

* В этом примере можно усмотреть противоречие: возможно ли, чтобы человек был одет как все и в то же время как немногие? Казалось бы, придется выбрать одно: или как все, или как немногие. Разъясните это мнимое противоречие.

* Найдите предложение с неопределенно-личным субъектом. Кто скрывается за формой 3-го лица мн.ч.? Почему выбрана именно эта форма? Для ответа на этот вопрос вспомните, каково значение неопределенно-личной формы. При затруднении обратитесь к соответствующему параграфу в учебнике 10 класса.

(2) Не поворачивая головы, он посматривал по сторонам и находил, что бульвар вполне благоустроен, что молодые кипарисы, эвкалипты и некрасивые, худосочные пальмы очень красивы и будут со временем давать широкую тень, что черкесы - честный и гостеприимный народ. (Чехов. Дуэль.)

* Разделите текст на коммуникативные регистры.

* Пример содержит странное сочетание некрасивые, худосочные пальмы очень красивы, которое вне контекста могло бы быть признано неправильным. Обратитесь к тексту повести и выясните, кому принадлежат слова некрасивые, худосочные пальмы, а кому - пальмы очень красивы.

* Найдите в этом примере однородные определения. Вспомните, что такое однородные и неоднородные определения и правила пунктуации при них. Подберите примеры из художественных текстов.

В этом параграфе...

Показана многомерность художественного текста, обусловленная множественностью точек зрения (разные точки зрения принадлежат разным субъектам, позиция одного субъекта может меняться). Субъект может выступать в разных ролях (ипостасях), что обнаруживается в фрагментах текста, принадлежащих разным коммуникативным регистрам.

стр. 61

Опубликовано 20 марта 2008 года





Полная версия публикации №1206022008

© Literary.RU

Главная АВТОР И ГЕРОЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ. СУБЪЕКТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА ВЫСКАЗЫВАНИЯ И ТЕКСТА

При перепечатке индексируемая активная ссылка на LITERARY.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на сайте библиотеки