Полная версия публикации №1206021589

LITERARY.RU НОМИНАТИВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ФУНКЦИИ ПУНКТОВ ПЛАНА К ИЗЛОЖЕНИЮ. V КЛАСС → Версия для печати

Готовая ссылка для списка литературы

Н. В. ДРОЗД, НОМИНАТИВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ФУНКЦИИ ПУНКТОВ ПЛАНА К ИЗЛОЖЕНИЮ. V КЛАСС // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206021589&archive=1206184486 (дата обращения: 29.03.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

публикация №1206021589, версия для печати

НОМИНАТИВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ФУНКЦИИ ПУНКТОВ ПЛАНА К ИЗЛОЖЕНИЮ. V КЛАСС


Дата публикации: 20 марта 2008
Автор: Н. В. ДРОЗД
Публикатор: maxim
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1206021589 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


В практике преподавания русского языка и литературы, пожалуй, самое трудное и для учителя, и для ученика - научить и научиться писать изложение и сочинение. И изложение, и сочинение легче писать по заранее продуманному и грамотно составленному плану. Но сейчас наличие плана к изложению и сочинению не обязательно. Учителя, требующие план сочинения, сталкиваются с ситуацией, когда ребята, написав сочинение, по получившемуся тексту составляют план и переписывают его в чистовик перед текстом сочинения. Ведь намного проще составить план по уже готовому, а не по предполагаемому тексту.

Когда учащиеся испытывают потребность в составлении плана? При работе над изложением. Обучающие изложения с элементами сочинения являются базой для подготовки к сочинению.

Чтобы пересказать текст, необходимо его запомнить, а чтобы запомнить, - проанализировать: определить, какова его тема (извлечь содержательно-фактуальную информацию), на какие отрезки (сверхфразовые единства) он членится, понять логическую, грамматическую, лексическую, ассоциативную связь между фрагментами текста и предложениями внутри них, наконец, извлечь содержательно-концептуальную и содержательно-подтекстовую информацию (главную мысль текста, авторскую позицию). Результатом такого анализа будет записанный учащимися под руководством учителя план изложения, основную часть которого займет план текста, а вступление и заключение очертят крут проблем и их решение автором текста. План будущего изложения условно можно назвать схемой или формулой, которая будет развернута в связный текст.

Общим требованием к плану является его предельная лаконичность, точность в каждом пункте. Если план - определенным образом закодированный текст, то как следует квалифицировать пункты, его составляющие? По своей функции пункты плана являются названиями (заголовками) частей текста, на которые членится текст, и, подобно названиям текстов, содержат как максимально сжатую содержательно-фактуальную, так и содержательно-концептуальную информацию, стремящуюся, "как все сжатое", "к развертыванию, распрямлению "1 .

По структуре пункты плана могут быть простыми двусоставными или односоставными предложениями. Двусоставные полные предложения со структурной схемой N - V (существительное в им. п. - спрягаемый глагол), обладающие синтаксической, логической, темо-рематической членимостью на два компонента, выражают законченную мысль достаточно конкретно. Обычно такие предложения используются при составлении планов подробных изложений небольших текстов или фрагментов текстов, преимущественно повествовательного типа, учащимися V-VI классов. Цель такой работы - научить письменному пересказу. Чтобы заинтересовать ребят, лучше брать занимательные и простые, но высокохудожественные и поучительные рассказы русских писателей-классиков для детей. Эти произведения могут стать добрыми спутниками наших учеников, и в будущем ребята встретят авторов "Отцов и детей", "Севастопольских рассказов", "Войны и мира" как старших друзей, дающих нравственный ориентир.

Пятиклассники хорошо воспринимают, с большим интересом пытаются анализировать рассказы и были Л. Н. Толстого, предлагаемые в качестве текстов обучающих изложений.

На начальном этапе обучения учитель может прочитать пятиклассникам весь рассказ, а для изложения взять только отрывок из него. Например, в рассказе Л. Н. Толстого "Котенок" как текст для изложения интересен такой фрагмент:

стр. 54


--------------------------------------------------------------------------------

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котенка. Ветер шевелил солому по дороге, а котенок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котенка. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: "Назад, назад!" - и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котенка и хотят схватить его. А котенок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася что было духу пустился к котенку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котенка, но Вася упал животом на котенка и закрыл его от собак. Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принес домой котенка и уж больше не брал его с собой в поле.

Вместе с учениками учитель составляет примерный план будущего изложения и записывает его на доске.

План

1. Дети взяли на прогулку котенка.

2. Про котенка забыли.

2. Две собаки хотят схватить котенка.

4. Вася закрыл собой котенка.

5. Опасность миновала.

1, 3, 4-й пункты плана - простые двусоставные предложения, взятые из текста и являющиеся ключевыми предложениями частей текста.

2-й пункт - неопределенно-личное предложение, в котором сообщается о главном обстоятельстве, повлекшем за собой цепь событий. Это предложение подразумевает и причину, по которой про котенка забыли: дети "нашли подле дороги щавель, пошли собирать его", потому данное предложение обладает некоторой степенью обобщения.

5-й пункт - двусоставное предложение, которое сжато передает главную мысль последнего абзаца и уже является результатом обобщения конкретных действий, описанных в нем.

Предлагаемый план изложения совпадает с планом текста, передает содержательно -фактуальную информацию текста и помогает учащимся пересказать события, соблюдая логическую последовательность. Несмотря на то что приведенный выше план простой, а не сложный, он обладает минимальной степенью сжатости. Предложения-пункты требуют лишь дополнения, уточнения, распространения и не нуждаются в развертывании, потому что в них (за исключением 5-го пункта) сообщается о конкретном действии без обобщения.

На следующем этапе перед учащимися при написании изложения ставится более сложная задача - передать содержательно-фактуальную и содержательно-концептуальную информацию текста. Целью работы становится не просто последовательный пересказ - учащиеся должны дать оценку излагаемому событию, следовательно, их надо учить обобщать конкретные факты, делать выводы, используя абстрактные понятия. Но чтобы дать оценку всему тексту в целом, прийти к обобщениям и выводам, необходимо проанализировать фрагменты текста, выявить микротемы, тогда будут понятны взаимосвязь и логическая последовательность всех частей текста как единого целого. План в таком случае явится своего рода средством осмысления текста и зафиксирует структуру текста. Например, к тексту рассказа Л. Н. Толстого "Орел" возможен такой план:

Л. Н. Толстой. "Орел"

Орел свил гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей.

Один раз подле дерева работал народ, а орел подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла каменьями.

Орел выронил рыбу, а люди подняли ее и ушли.

Орел сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать: они просили корма.

Орел устал и не мог лететь опять на море, он спустился в гнездо, прикрыл орлят крыльями, ласкал их, оправлял им перышки и как будто просил их, чтобы они подождали немного. Но чем больше он их ласкал, тем громче они пищали.

Тогда орел отлетел от них и сел на верхний сук дерева.

Орлята засвистали и запищали еще жалобнее.

Тогда орел вдруг сам громко закричал, расправил крылья и тяжело полетел к морю. Он вернулся только поздно вечером: он летел

стр. 55


--------------------------------------------------------------------------------

тихо и низко над землею, в когтях у него была большая рыба.

Когда он подлетал к дереву, он оглянулся - нет ли опять вблизи людей, быстро сложил крылья и сел на край гнезда.

Орлята подняли головы и разинули рты, а орел разорвал рыбу и накормил детей.

План изложения

1. Орлиное гнездо.

2. Неожиданная потеря.

3. Крик голода.

4. Усталость и отчаяние.

5. Бесценная ноша.

6. Сила родительской любви.

План текста повествовательного типа представлен не двусоставными глагольными предложениями, а формами имен существительных в именительном падеже, распространенными согласованными и несогласованными определениями. Почему?

Почти все грамматические основы предложений текста двусоставные глагольные, с глаголами-сказуемыми, обозначающими конкретные действия. Автор членит текст на десять абзацев, в каждом из которых описано несколько действий. Если в плане к тексту зафиксировать все конкретные действия с помощью двусоставных глагольных предложений, получим слишком громоздкий план, разрушающий членение текста, чем исказим содержательно-фактуальную информацию данного рассказа и не сможем извлечь содержательно-концептуальную информацию (главную идею).

В каждой части текста предложения объединены общей микротемой, и каждый микротекст тоже обладает определенным содержанием. Пункт плана, соответствующий определенной части текста, будет являться названием микротекста, возникшим как результат обобщения его содержания.

Вопрос второй: чем же являются пункты плана - существительные в именительном падеже? Это слова, словосочетания или предложения? По структуре, например, "Бесценная ноша" - номинативное предложение, построенное по схеме Adj - N (главный член - существительное в им. п., - распространенный согласованным определением-прилагательным).

В большинстве пунктов плана главные члены выражены отвлеченными существительными, обозначающими понятия, например: "потеря", "усталость", "отчаяние", "сила", которые являются результатом обобщения. Эти существительные не просто называют определенные явления, действия, а максимально сжато, "в свернутом виде" выражают главное содержание соответствующей части текста. Поэтому мы вправе утверждать, что пункты плана изложения к тексту рассказа Л. Н. Толстого "Орел" - односоставные номинативные предложения, причем особенные.

Своеобразие номинативных предложений-пунктов плана в том, что они не просто выражают мысль и обладают смыслом, как типичное предложение, а представляют собой "сгусток" закодированной информации, стремящейся к максимальному развертыванию. Данные пункты плана можно отнести к особой разновидности односоставных номинативных предложений - к именительным темы2 .

Именительный темы - это, по определению В. В. Бабайцевой, "разновидность номинативного предложения, центром которого является существительное в им. п., обозначающее тему последующего текста"3 . Именительный темы - это односоставное номинативное предложение с главным членом, выраженным существительным в именительном падеже или количественно-именным сочетанием, которое называет предмет речи (мысли), чтобы наиболее сжато и обобщенно выразить главное содержание, самую суть дальнейшего текста. В отличие от других номинативных предложений, именительный темы утверждает бытие главного содержания не в реальной действительности, а в последующем тексте. Функция предложения-пункта плана особенна тем, что в нем заключено главное содержание соответствующей части текста (микротекста).

Односоставное номинативное предложение - именительный темы - более лаконично, но обладает большей возможностью обобщения и выражения эксплицитной содержательно-фактуаль-

стр. 56


--------------------------------------------------------------------------------

ной информации и имплициной максимально сжатой содержательно-концептуальной информации, чем двусоставные глагольные предложения, которые более конкретны и менее способны к "развертыванию", менее емки.

Вариант 1

(план из именительных темы)

1. Орлиное гнездо. (В пункте плана предельно кратко отражена экспозиция рассказа и актуализирована главная мысль первой части текста.)

2. Неожиданная потеря. (Именительный темы сообщает о неожиданной потере орлом добычи. Это выражено определением "неожиданная" и сематикой слова "потеря". В данном употреблении предложение-пункт плана имплицитно содержит (подразумевает) и то, как повели себя люди, напавшие на орла. Помимо содержательно-фактуальной информации такой вариант пункта плана подразумевает и содержательно-концептуальную информацию (идею микротекста.)

3. Крик голода. (Предложение очень лаконично сообщает о поведении голодных орлят. Не называя действий орлят: "подняли свои головы", "стали пищать", "просили корма", - предложение подразумевает эти действия.)

4. Усталость и отчаяние орла. (Предложение является обобщением фактов: орел устал и не может снова лететь за добычей, лаская птенцов, он словно просит их успокоиться и подождать. Отчаявшись, орел отлетел от них на верхний сук, чтобы не слышать голодный писк, но орлята "засвистали" еще жалобнее. Сам орел отчаянно закричал и полетел к морю. Предложение-пункт выражает главную мысль микротекста и осуществляет связь с последующей частью изложения.)

5. Бесценная ноша.

(Предложение подразумевает фактуальную информацию. Сообщается и концептуальная информация: новый полет за рыбой чуть не стоил орлу и его детям жизни. Орел осторожен: "нет ли людей".)

6. Сила родительской любви. (Последняя часть текста содержит фактуальную информацию и развязку конфликта. В пункте плана, соответствующем последней части текста, события имплицитны, эксплицитна - четко выражена - главная идея рассказа, являющаяся логическим итогом и результатом взаимодействия содержания частей текста. В пункте плана выражена и авторская оценка, которая в тексте имплицитна.)

В качестве доказательства сравним план изложения по рассказу Л. Н. Толстого "Орел", состоящий из именительных темы с возможным вариантом плана, пункты которого - двусоставные глагольные предложения.

Вариант 2

(план из двусоставных предложений)

1. Орел свил гнездо вдали от моря и вывел птенцов. (Получился не пункт плана, а краткий пересказ.)

2. Работавшие подле дерева люди увидели орла с большой рыбой в когтях.

3. *Люди напали на орла.

4. *Орел выронил рыбу.

5. Голодные орлята пищали и просили корма.

6. Усталый орел ласкал птенцов, словно просил подождать.

7. Орел тяжело полетел к морю.

8. Поздно вечером орел вернулся с добычей.

9. Нет ли вблизи людей? (Односоставное безличное предложение.)

10. Орел накормил детей.

11. Задание. Как бы вы оценили поведение орла?

стр. 57


--------------------------------------------------------------------------------

Во втором варианте плана членимость мысли двусоставных глагольных предложений, которых в плане подавляющее большинство, делает их более конкретными и лишает способности обобщать, подразумевать. Этот план получился более дробным, напоминает сжатый пересказ и практически перестает быть планом. При подготовке к написанию изложения он займет много времени у учащихся и, что самое главное, не является результатом анализа текста.

Второй вариант плана с 1-го по 10-й пункт полностью совпадает с текстом рассказа, потому для изложения необходим 11-й пункт плана с заданием учителя - сделать вывод из содержания излагаемого текста. Такой план, распадающийся на две части: пересказ и вывод, - уже предполагает неоднородность письменной работы учащихся, в которой очень трудно будет достичь органичной связи между пересказом и выражением учащимися своего понимания содержания текста. План изложения не должен быть только планом текста. В нем важно отразить логику развития главной темы, взаимосвязь частей и главную мысль, выявить которые можно лишь в процессе анализа текста. Поэтому план изложения - это результат анализа текста и показатель степени понимания содержания прочитанного. Полное совпадение плана изложения с планом текста допустимо лишь на начальном этапе обучения изложению, когда мы учим только пересказывать. В дальнейшем изложение пятиклассника должно содержать, пусть и незначительный, элемент сочинения в конце работы.

В рассказе "Орел" главная мысль выражена имплицитно, она раскрывается через повествование. Первый вариант плана изложения не только лаконично передает последовательность событий, но и раскрывает главную мысль, авторскую оценку. Каждый пункт плана из именительных темы предполагает не только пересказ, но и элемент сочинения - оценку и объяснение действия, что обеспечит тесную связь всего изложения с последней частью - выводом. Последний пункт "Сила родительской любви" предполагает не только пересказ развязки конфликта, но и вывод учащихся из содержания рассказа - главную мысль и авторскую оценку.

С практической точки зрения, план должен быть кратким, чтобы хватило времени на работу с черновиком и чистовиком.

План подобен формуле, которую учащиеся смогут творчески развернуть без ущерба для своей индивидуальности. Ведь изложения должны быть хорошими, но все же разными. Безусловно, составление плана с помощью именительных темы значительно сложнее, так как требует умения сопоставлять факты, обобщать их, делать выводы, т.е. развивает способность абстрактного мышления. Поэтому, несмотря на сложность работы, следует все же стремиться к составлению такого плана из урока в урок, из года в год.

По результатам сравнения двух вариантов, конечно же, нельзя делать вывод, что планы изложений и сочинений следует писать лишь только именительными темы. Но опыт показывает, что именительный темы в качестве пункта плана не только однофункционален с предложениями другого типа, но может выражать мысль более обобщенно, чем двусоставное глагольное предложение. Можно говорить об определенной тенденции использования именительных темы. Главная функция именительного темы - назвать предмет речи (мысли), чтобы наиболее сжато выразить главное содержание, самую суть микротекста.

Именительный темы как пункт плана очень обобщенно выражает главное содержание микротекста. Но содержание и микротекста, и текста не есть сумма смыслов входящих в него предложений, а результат их сложного взаимодействия. Содержание текста трудно членимо, текст нельзя представить как сумму более мелких неравнозначных содержаний. Возможно, поэтому именительные темы в качестве пунктов плана имеют преимущество перед простыми двусоставными предложениями.

-----

1 Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. - Л., 1981. - С. 134.

2 В научной литературе, а тем более в школьных учебниках, именительный представления и именительный темы не всегда дифференцированы как особые типы односоставных номинативных предложений.

3 Бабайцева В. В. Система односоставных предложений в современном русском языке. - М., 2004. - С. 422.

стр. 58

Опубликовано 20 марта 2008 года





Полная версия публикации №1206021589

© Literary.RU

Главная НОМИНАТИВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ФУНКЦИИ ПУНКТОВ ПЛАНА К ИЗЛОЖЕНИЮ. V КЛАСС

При перепечатке индексируемая активная ссылка на LITERARY.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на сайте библиотеки