LITERARY.RU → СКАЗКА П. ЛЕБЕДЕНКО "ПЕТРУСЬ - МАЛЬЧОНКА РУССКИЙ" НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ В V КЛАССЕ → Версия для печати
публикация №1206021403, версия для печати
СКАЗКА П. ЛЕБЕДЕНКО "ПЕТРУСЬ - МАЛЬЧОНКА РУССКИЙ" НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ В V КЛАССЕ
Дата публикации: 20 марта 2008 |
Тема урока: Черты характера героя в сказке П. Лебеденко "Петрусь - мальчонка русский" Оборудование урока: 1. Портрет П. Лебеденко. 2. Выставка книг писателя. 3. Картина Н. Дубовского "Радуга". 4. Иллюстрации Драгунова. 5. А. П. Бородин. Отрывок из "Богатырской симфонии". Ход урока. - Я рада вас видеть на уроке, хочу, чтобы вы были моими активными помощниками. Думайте, высказывайте свое мнение. Оно будет мне интересно. Давным-давно это было. Много стай журавлиных пролетело над Тихим Доном. Много веселых песен пропето с тех пор в станицах зеленых... Проносились ветры буйные, проплывали тучи грозовые над полями широкими. Много воды утекло из Тихого Дона в Азовское море. Тихий Дон - река раздольная, плещется внизу и шепчет что-то. ...Уж много лет лежит, говорят, на донском дне заветная шкатулка с дивным кладом. Обросла она тиной густой, песком желтым, занесло ее илом зеленым, ключи студеные ее сторожат и не так-то просто шкатулку сыскать. А клад ее не простой - все камни-изумруды, цены им нет. Тот, кому в руки эти изумруды попадутся, проживет светло и радостно и в жизни никогда не заблудится: камни ему верную дорогу укажут. Многие смельчаки хотели разыскать шкатулку, да не дается клад. Еще про шкатулку другое говорят. Удалось самому храброму человеку отыскать ее, а в ней не самоцветы вовсе, а иное диво, волшебное: сказки да предания заветные, славянской вязью на кусках пергамента переписанные. Чем не богатство? Не стал их добрый человек от людей прятать, и пошли они бродить по хуторам и станицам. (В. Моложавенко "Заветная шкатулка".) Издавна наш край славится поэтическими преданиями, песнями, сказками. А уж сказки-то у нас любят все! - А вы любите сказки? - А что вас привлекает в сказках? стр. 23 -------------------------------------------------------------------------------- - В сказке все красиво, необыкновенно. - Сказки мудрые, добрые. - Сказка ложь, да в ней намек; добрым молодцам урок. - Какое впечатление осталось после прочтения "Сказок Тихого Дона"? - Сказки П. Лебеденко увлекательные и интересные. - Когда я читала сказки, то почувствовала, что автор любит свою родину - Тихий Дон. - В сказках всегда побеждают мудрость и доброта. - Я узнала, что на Дону велась освободительная борьба. - Что вы знаете о писателе? - Родился в 1916 году. - Детство прошло в городе Азове. - Окончил летное училище. Служил в авиации. - В годы Великой Отечественной войны совершил более 800 вылетов. - Первая книга "Сказки Тихого Дона". Детям разных возрастов адресованы его книги: "В дальнем лимане"; "Клуб отважных"; Многие его произведения посвящены летчикам: "Четвертый разворот"; "Навстречу ветрам". - Это наш Донской писатель. Его творчество - отражение языка, традиций нашего народа. - Какие новые слова вам встретились, что они обозначают? - Кто помог в толковании лексического значения слов? - Какие слова остались загадкой? - А вы знаете героев "Сказок Тихого Дона" ? Мы с вами проведем викторину, а правильность ответа вы проиллюстрируете. Викторина 1. Был среди казаков храбрый воин по имени Степан, и была у него красавица-дочка. Мать у нее умерла, и поехала она со своим отцом-стариком на войну. (Светланка. "О чуде-чудище заморском, девице-красавице и серой волчице".) 2. Ни молодой, ни старый, черную бороду носил, да чуб кучерявый. С детства без отца и матери жил, гнула его нужда в три погибели, а никто у него слезу ни разу не видел. (Макар Бесслезный. "О песне легкокрылой и казаке Макаре Бесслезном".) 3. Жил в то время на берегу Дона, в маленькой хатке, мальчонка со своим дедушкой. (Игнатка. "Игнатка".) 4. И сказал тогда казак: "Доброе сердце дороже красоты". (Груня. "Доброе сердце дороже красоты".) 5. Жил мальчик со своей матерью в ветхом курене. Ласковым был, добрый. И любили его за то все люди как сына родного. Хоть сам маловат, годков 10 только, а в обиду никого не даст. (Петрусь. "Петрусь - мальчонка русский".) - Что объединяет всех героев? - Они добрые. - Поступают мудро. - Сражаются за счастье народа, любят свою землю. - Вот об этих качествах русского человека и поговорим, работая над сказкой "Петрусь - мальчонка русский". Тема нашего урока: Черты характера героя в сказке П. Лебеденко "Петрусь - мальчонка русский". Чтобы раскрыть тему нашего урока, что нам нужно: знать содержание сказки П. Лебеденко "Петрусь - мальчонка русский"; уметь выразительно читать эпизоды сказки; находить изобразительно-выразительные средства; определять их роль в тексте; давать на вопросы полные, аргументированные ответы. Собрать рабочий материал для домашней творческой работы, заполнить таблицу. Эпизод Черты характера Петруся - Ребята, к какому виду относится наша сказка? - Авторская. стр. 24 -------------------------------------------------------------------------------- - Почему вы так решили? - Ее создал автор. - Она не меняется с момента создания, как это происходит с фольклорной сказкой. - Нет присказки. - Старая сказка, как спящая красавица, расколдовывается писателем, поэтом. Прикоснется автор волшебной палочкой вдохновения, наполнит ее новыми образами, поэтическим смыслом. Как начинается наша сказка? - Описанием пейзажа. - Прочитайте. На что обращает внимание писатель? Представьте, что вы еще не читали дальше текст, не знаете, о ком пойдет речь. Как автор помогает читателю представить, о чем пойдет дальше речь? - Автор вводит олицетворения, тем самым говоря, что речь пойдет о ком-то живом. - Время как человек. Это необычный образ. - Какие изобразительно-выразительные средства использованы в описании? - Постоянные эпитеты: топи страшные, птицы веселые, могучая река, ласковое солнце; - сравнения: будто мать сына убаюкивает. - Для чего писатель использует изобразительно-выразительные средства? - Язык сказки становится живым, образным, красивым. - Что обязательно должно быть в сказке? - Элементы фантастики. - Найдите эпизод, озаглавьте, перескажите его. - Найдите в этом эпизоде изобразительно-выразительные средства. Какую роль они играют? - Бурь морских, сила несметная - эпитеты. Они говорят, что враг сильный. - Вы отлично справились с эпизодом. Дальнейшая наша работа будет тоже с эпизодами, в которых говорится о Петрусе. Эпизод Черты характера Петруся 1. 1. 2. 2. 3. 3. 4. 4. 5. 5. - В каких эпизодах раскрываются черты характера главного героя? 1 эпизод. Петрусь - хороший помощник. 2 эпизод . Прощание героя с родиной. 3 эпизод . Жизнь в неволе. 4 эпизод . Оружие в руках Петруся. 5 эпизод . Битва русского мальчонки за Родину. Начинаем самостоятельно заполнять таблицу, готовить материал к домашнему сочинению. Итак, работаем с первым эпизодом. - На какое качество обратил внимание хан, наблюдая и выслеживая Петруся? - Хороший помощник дома... - Какое чувство было у вас, когда орел уносил ребенка? Какие слова больше всего вас тронули? Зачитайте. - Какое качество хотел воспитать хан в Петрусе? - Злобу, он принес убить миролюбивых птиц. - А что получилось из этого? - Петрусь еще больше возненавидел хана. - Началась жизнь в неволе. Шли годы. Найдите яркое словосочетание, показывающее бег времени. - Морщинка залегла. - Как удалось добыть оружие? - Что указывает на то, что Петрусь готов к борьбе, это для него - самое святое? - Взял саблю, а не булаву с драгоценностями. - Как повел себя Петрусь, когда в руках оказалось оружие? - Решил дать отпор врагу. - Найдите диалог. Прочитаем его по ролям. Кто выберет роль Петруся? Кто готов исполнить роль хана? стр. 25 -------------------------------------------------------------------------------- - Какие качества вы увидели в герое? - 15 лет не было Петруся дома. Что радует юношу? - Соскучился по Дону. Мы подходим к напряженному моменту. - Как он называется в произведении? - Найдите кульминационный момент. Подготовьтесь к выразительному чтению. Чтение последних строк. Героику событий можно передать и метким словом, и музыкой. Послушайте отрывок из оперы А. Бородина "Богатырская симфония". Звучит "Богатырская симфония". - Итак, какие черты характера, качества героя привлекли ваше внимание? Используйте в своем ответе записи таблицы. При выполнении домашнего задания также пользуйтесь этими записями, они вам помогут раскрыть образ Петруся. Домашнее задание. Напишите сочинение на тему "Петрусь - защитник родины". стр. 26 Опубликовано 20 марта 2008 года Полная версия публикации №1206021403 → © Literary.RU Главная → СКАЗКА П. ЛЕБЕДЕНКО "ПЕТРУСЬ - МАЛЬЧОНКА РУССКИЙ" НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ В V КЛАССЕ При перепечатке индексируемая активная ссылка на LITERARY.RU обязательна! |
|