Полная версия публикации №1206018238

LITERARY.RU "ОБРАЗОВАНИЕ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ВО ВСЕХ РАЗВИТЫХ СТРАНАХ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОФИЛЬНЫМ" → Версия для печати

Готовая ссылка для списка литературы

В. А. БОЛОТОВ, "ОБРАЗОВАНИЕ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ВО ВСЕХ РАЗВИТЫХ СТРАНАХ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОФИЛЬНЫМ" // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206018238&archive=1206184559 (дата обращения: 24.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

публикация №1206018238, версия для печати

"ОБРАЗОВАНИЕ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ВО ВСЕХ РАЗВИТЫХ СТРАНАХ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОФИЛЬНЫМ"


Дата публикации: 20 марта 2008
Автор: В. А. БОЛОТОВ
Публикатор: maxim
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1206018238 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


В. А. БОЛОТОВ, первый заместитель министра образования России

Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в России становится переход к старшей профильной школе. Принята соответствующая концепция, разработан проект базисного учебного плана. Началось широкое общественное обсуждение всего круга проблем, связанных с профилизацией школьного образования. По многочисленным просьбам читателей и по поручению главных редакторов научно-методических журналов издательств "Школьная Пресса" и "Школа-пресс 1" редакционная коллегия журнала "Преподавание истории и обществознания в школе" обратилась к первому заместителю министра образования России Виктору Александровичу Болотову с вопросами о сути, целях и практических шагах планируемых преобразований.

Каковы цели перехода к старшей профильной школе? Почему решение об этом, принято именно сейчас? Какие проблемы современного образования оно поможет решить?

Российская школа накопила немалый опыт по дифференцированному обучению учащихся. В советское время существовали специализированные школы. Сегодня к ним добавились лицеи и гимназии. Поэтому на данный момент введения профильного обучения мы обсуждаем по сути дела следующие вопросы.

Первый связан с количеством оптимальной учебной нагрузки в существующих профильных школах и введением двухуровневого (базового и профильного) изучения предметов на старшей ступени общего образования. При этом мы ставим вопрос гораздо шире, говоря не столько о профильной школе, сколько о профильном обучении. И решаем задачу - как предоставить ребенку, обучающемуся в непрофильной школе, возможность выстраивать свою профильную программу обучения.

Вторая проблема. Ребенок посещает спортивную секцию, но не освобождается от предмета "Физкультура". Обучается в заочной физико-математической школе и при этом должен посещать школьные уроки математики и физики. При этом встает вопрос: что надо сделать, чтобы оптимизировать нагрузку детей, которые имеют определенные способности и склонности в той или иной области или которые определились относительно своей будущей деятельности?

Также стоит проблема, связанная с вузовскими подготовительными курсами и репетиторством. Реально дети, собирающиеся поступать в престижный вуз, в последние две четверти осваивают две программы того или иного предмета - школьную и углубленную. И вопрос состоит в том, как будущего "лирика" освободить от изучения очень тонких вопросов физики или химии? И наоборот, как будущих "физиков" освободить от тонкостей литературоведения?

Что касается актуальности введения профильного обучения, то на нее указывают следующие обстоятельства.

Во-первых, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников. Многолетняя практика убедительно показала, что, как минимум, начиная с позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет, в системе образования должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Социологические исследования доказывают, что большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы "знать основы главных

стр. 2


--------------------------------------------------------------------------------

предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться".

Во-вторых, к 15 - 16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности. Так, по данным социологических опросов, проведенных Центром социологических исследований Минобразования России, "профессиональное самоопределение тех, кто в дальнейшем намерен учиться в ПТУ или техникуме (колледже), начинается уже в VIII классе и достигает своего пика в IX, а профессиональное самоопределение тех, кто намерен продолжить учебу в вузе, в основном складывается в IX классе". При этом примерно 70 - 75% учащихся в конце IX класса уже определились в выборе возможной сферы профессиональной деятельности.

В-третьих, в настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки старшеклассников для прохождения вступительных испытаний и дальнейшего образования в вузах. Традиционная непрофильная подготовка старшеклассников в общеобразовательных учреждениях привела к нарушению преемственности между школой и вузом, породила многочисленные подготовительные отделения вузов, репетиторство, платные курсы и др.

В-четвертых, большинство старшеклассников считают, что существующее ныне общее образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей профессиональной карьеры. В этом отношении нынешний уровень и характер полного среднего образования считают приемлемым менее 12% опрошенных учащихся старших классов (данные Всероссийского центра изучения общественного мнения).

В-пятых, анализ зарубежного опыта показывает, что общее образование на старшей ступени во всех развитых странах являются профильным.

В проекте учебного плана предусмотрено разграничение базовой и профильной подготовки. Будет ли базовое образование единым, одинаковым во всех профилях или оно будет варьироваться в зависимости от профиля? Какие профили предполагается создать в старшей школе?

Необходимо отличать профильное обучение (в этом случае речь идет о целой программе обучения) от базового или профильного уровня изучения конкретного предмета. В этом смысле предметное изучение на базовом и профильном уровнях - "кирпичики", из которых создается индивидуальная образовательная программа ребенка, носящая реально профильный характер.

При этом модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система включает в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.

Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения. Разосланный в субъекты Российской Федерации проект базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования предполагает функционально полный, но минимальный их набор. Обязательными базовыми курсами являются: русский язык, литература, иностранный язык, математика, история, физическая культура, а также интегрированные курсы "Обществознание" для физико-математического, естественно-научного и технологического профилей и "Естествознание" - для гуманитарного, филологического и социально-экономического профилей. Также возможно изучение на базовом уровне тех учебных предметов (искусство, география и других), которые не вошли в указанный список. Они не являются обязательными для всех профилей, но каждый из них может быть включен в тот или иной профиль.

В качестве примерных профилей обучения Министерством образования Российской Федерации предлагаются следующие: физико-математический, естественно-научный, социально-экономический, гуманитарный, филологический,

стр. 3


--------------------------------------------------------------------------------

технологический, индустриально-технологический, художественно- эстетический, оборонно-спортивный и педагогический. При этом реальных профильных образовательных программ может быть существенно больше в зависимости от конкретных социокультурных условий и индивидуальных потребностей обучающихся.

В проекте базисного учебного плана предусмотрено, с одной стороны, введение новых учебных предметов, с другой стороны, интеграция традиционно самостоятельных предметов в единый курс (например, естествознание). Как это отразится на учебной нагрузке учителей- предметников? Кто будет вести новые интегрированные курсы, а также ставшие самостоятельными дисциплинами правоведение и экономику?

Главное, что беспокоит многих учителей-предметников, - это то, что они потеряют нагрузку при преподавании предметов на базовом уровне. Но профильное обучение предполагает изучение базовых, профильных и элективных курсов. При этом элективные курсы далеко не всегда могут быть связаны с соответствующим профилем. Это, как правило, курсы, которые ребятам интересны, которые они хотят посещать. Так, нередко в физико- математических школах можно встретить факультативы по истории и литературе, а в гуманитарных школах - изучение дополнительных предметов, связанных с изучением информатики. Поэтому, безусловно, у учителя- предметника остается возможность "добора" часов за счет элективных курсов. Другое дело - это потребует дополнительной подготовки учителя. В настоящее время Минобразованием России готовятся учебные пособия, которые помогут реализовывать элективные курсы.

Что касается учителей, которые будут вести новый курс "Естествознание", то предполагается, что учителя, которые ведут предметы естественно-научного цикла, пройдут соответствующее повышение квалификации. А учителей права и экономики уже несколько лет готовят педагогические вузы, и они успешно работают в общеобразовательных учреждениях.

Что будет представлять собой предпрофильная подготовка учащихся? На какие классы она рассчитана?

В Советском Союзе и Российской Федерации накоплен большой опыт профессиональной ориентационной работы в школе. К сожалению, за последние десять лет во многом утеряна практика традиционной профессиональной ориентации. Введение предпрофильной подготовки связано, с одной стороны, с восстановлением этой практики, а с другой стороны, гораздо шире.

Речь идет не только о знакомстве с миром профессии и рынком труда (это необходимо делать), но и об обучении подростка умениям проектировать свою собственную образовательную траекторию. Надо, чтобы он мог принять решение на каком уровне ему изучать предмет - базовом или профильном и какие элективные курсы ему лучше выбрать.

В Концепции профильного обучения отмечается, что реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

В связи с этим предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершении основного общего образования. К предпрофильной подготовке относится информирование и ориентация учащихся IX классов в отношении возможного выбора профиля обучения в старшей школе, направлений для продолжения обучения в системе начального или среднего профессионального образования.

Рассматривается ли профильная подготовка как начальный этап профессионального образования? Или между профильным и профессиональным образованием сохраняются качественные различия? Не приведет ли профилизация к дублированию содержания образования в старших классах школы и на первых кур-

стр. 4


--------------------------------------------------------------------------------

сох средних специальных и высших учебных заведений?

Профильное обучение в старшей школе может быть связано с получением тех или иных рабочих профессий. Такая практика существует во многих школах. Кроме того, во многих регионах продолжает действовать система учебно- производственных комбинатов, и в этом смысле профильное обучение вполне допускает такую возможность, но, что важно отметить, старшая общеобразовательная школа не должна давать профессиональное образование.

Что касается изменения содержания общеобразовательной подготовки, которая реализуется в системе начального и среднего профессионального образования с учетом введения профильного обучения, то соответствующая работа уже запланирована. При этом, безусловно, будут уточняться и программы первых курсов вузов.

Учителей, родителей, руководителей школ, учащихся волнует вопрос о соотношении профильной подготовки и принципа единства требований к оценке знаний выпускников, положенного в основу единого государственного экзамена. Не предполагается ли изменить структуру экзаменационной работы и включить в нее блок заданий повышенной сложности для учащихся, получивших профильную подготовку?

Поскольку единый государственный экзамен является совмещением выпускного экзамена в школе и вступительного экзамена в высшее учебное заведение, то вряд ли имеет смысл делать разные варианты ЕГЭ для базового и профильного уровней. Сегодня, когда абитуриент приходит в вуз, его никто не спрашивает, сколько часов он изучал литературу или математику. Задания для всех одинаковые. И поскольку в ЕГЭ сохраняется право выбора предмета, очевидно, ребенок будет сдавать те предметы, которые он изучал на профильном уровне. Отдельно следует рассматривать вопрос с русским языком и математикой. Русский язык должны сдавать все. По вопросу сдачи математики сейчас ведется дискуссия. Если этот предмет нужно сдавать всем, то в какой форме: в форме ЕГЭ или традиционной? По мере завершения эксперимента по ЕГЭ ответ на этот вопрос будет дан.

В нашей стране есть немало школ (например, сельские малокомплектные школы), которые не смогут обеспечить профилизацию. Предполагается ли сохранить общеобразовательную непрофильную школу?

Безусловно, еще значительное время будут существовать школы, в которых не хватит кадрового потенциала для введения профильного обучения или учащихся слишком мало, чтобы дифференцировать их по группам. Поэтому мы ставим задачу создания условий, при которых даже в этом случае ученики могли бы получать профильное обучение с использованием потенциала других учебных заведений, в частности, начального и среднего профессионального образования, заочных школ и др. На сегодняшний момент мы выделяем две модели профильного обучения.

1. Модель внутришкольной профилизации. В этой модели общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным (реализовывать только один избранный профиль) и многопрофильным (организовать несколько профилей обучения).

2. Модель сетевой организации. При этой модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений.

При этом не исключается возможность существования универсальных (непрофильных) школ и классов, не ориентированных на профильное обучение, и различного рода специализированных общеобразовательных учреждений (хореографические, музыкальные, художественные, спортивные школы, школы- интернаты при крупных вузах и др.).

Как планируется решать организационные проблемы, связанные с тем, что выпускник IX класса не находит в своей школе интересующий его профиль? Каким образом будет проводиться зачисление в избранную учеником школу? Может ли администрация ему отказать? Не предусмотрен ли конкурсный отбор?

стр. 5


--------------------------------------------------------------------------------

Важным нововведением, следующим из Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, становится упорядочение вопросов приема в профильные классы. Комплектование профильных классов должно осуществляться на объективной, справедливой и прозрачной для общества основе.

При этом безусловным остается выполнение требования законодательства о бесплатности и общедоступности среднего (полного) общего образования. Ответственность за реализацию этого права граждан несут органы местного самоуправления (муниципалитеты), которые обычно и являются учредителями образовательных учреждений. Они должны обеспечивать общедоступность среднего (полного) общего образования всей совокупностью образовательных учреждений, учрежденных ими на данной территории, однако это не означает беспрепятственной записи на обучение, в бесспорном порядке, в конкретное учебное заведение.

Процесс оптимизации территориальных сетей образовательных учреждений должен быть направлен на расширение возможностей получения подростками полного среднего образования, в том числе по избираемым ими направлениям и профилям обучения. Однако в ряде случаев потребуется объективный учет подготовленности к профильному обучению, учет качества знаний будущего старшеклассника (особенно при избытке выпускников основной ступени, желающих быть принятыми на обучение в наиболее престижные профильные школы территории). Это может потребовать изменения процесса организации итоговой аттестации выпускников основной ступени, в некоторых случаях перехода к "внешней", проводимой муниципальными (или районными, окружными, межшкольными) экзаменационными комиссиями процедуре проведения выпускных экзаменов девятиклассников взамен действующей "внутришкольной" формы итоговой аттестации.

При этом возможна проработка различных моделей построения образовательного рейтинга выпускников основной школы. Основными составляющими этого рейтинга могут стать результаты итоговой аттестации выпускников основной школы и совокупность индивидуальных образовательных достижений ученика ("портфель учебных достижений").

Весь порядок комплектования профильных классов в общеобразовательных учреждениях старшей ступени будет определять учредитель на основе федерального законодательства.

Одной из острых проблем современной школы является кадровая проблема. Она еще более обострится с переходом к старшей профильной школе. Предполагается ли переподготовка учителей? Или ставка делается на привлечение вузовских работников? Будет ли труд учителя, ведущего углубленный курс по предмету, оплачиваться по более высоким ставкам?

Конечно, предполагается. Уже разработана система переподготовки и повышения квалификации учителей для работы в условиях профильного обучения, но при этом для нас принципиально важно привлечь в школы преподавателей из других образовательных учреждений (профессионального и дополнительного образования). При этом мы создаем систему электронных учебных пособий, которые позволили бы организовать углубленное изучение предметов даже при отсутствии соответствующих специалистов в школе. В этом случае школьные учителя из позиции учителя-предметника переходят к позиции организатора изучения материала.

Что касается повышения зарплаты учителя, то этот вопрос прорабатывается.

Не является ли введение профильной школы шагом к платному или частично платному образованию в старшей школе?

Переход на профильное обучение не означает переход к платному образованию в старших классах. Напротив, одной из задач профильного обучения является сокращение имеющейся практики платности образования для старшеклассников. И прежде всего это касается репетиторства, платных подготовительных курсов при вузах и т.п. Иначе говоря, более значительный, чем сегодня, объем предвузовской подготовки будет проходить в школьной сетке часов, т.е. за бюджетные средства. При этом в связи с переходом к еди-

стр. 6


--------------------------------------------------------------------------------

ному государственному экзамену в целом изменится механизм поступления в вузы. Конечно, останутся дети, которые захотят изучать предметы у более квалифицированных преподавателей или в индивидуальном порядке. И они будут обращаться к услугам репетиторов. Таким образом, профильная школа не упразднит полностью репетиторство, но в значительной мере сократит такую практику. Профильное обучение не сузит, а, наоборот, расширит сектор эффективного, востребуемого старшеклассниками образования за бюджетный счет.

Предполагается ли использовать в профильной школе уже действующие в школе учебники для углубленного изучения предметов? Как в целом будет решаться проблема обеспечения профильной школы учебниками и пособиями?

В настоящее время идет анализ всех учебников, используемых в старшей школе, в том числе и рассчитанных на углубленное изучение предметов. По результатам этого анализа, предварительно в конце этого года, будут отобраны те учебники, которые будут рекомендованы для использования на базовом и профильном уровне. Для учебников, нуждающихся в доработке, будут предложены соответствующие рекомендации, по которым она будет происходить. Так, например, к некоторым учебникам будут разработаны вкладыши. К рекомендованным учебникам для профильного обучения будут написаны соответствующие рекомендации для учителей по их использованию.

По результатам анализа выявятся и пробелы, предметы по которым надо будет создавать новые учебники. Уже сегодня понятно, что фактически нет учебника по курсу "Естествознание".

Далее, планируются издание и переиздание недостающих учебников и их поставка субъектам Российской Федерации вначале для апробации, а затем для массового использования.

Какие проблемы перехода к профильной школе представляются Вам самыми трудными? Как предполагается их разрешать?

В качестве основных вопросов или проблем, связанных с переходом на профильное обучение, сегодня можно выделить следующие.

Во-первых методическое обеспечение профильного обучения, во-вторых, разработка модели реализации профильного обучения в сельской местности, в- третьих, подготовка учителей, в-четвертых, проведение итоговой аттестации после IX класса, в-пятых, безусловно, серьезной проработки потребуют все экономические вопросы, связанные с введением профильного обучения. Однако все перечисленные вопросы решаемы.

К их решению привлечены сотрудники Министерства образования Российской Федерации, Российской академии образования, Государственного университета - Высшей школы экономики, Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, Национального фонда подготовки кадров.

В организационном плане текущими вопросами введения профильного обучения занимается рабочая группа Минобразования России; для решения нормативно-правовых вопросов в структуре Департамента общего образования выделен отдел профильного обучения; стратегические вопросы рассматриваются на Совете по профильному обучению Минобразования России.

С июля 2003 г. издается специализированный научно-методический журнал "Профильная школа", больше года в Интернете действует официальный сайт по профильному обучению http://www.proftie-edu.ni.

Большое спасибо, Виктор Александрович, за Ваши ответы. Хотели бы отметить, что вопросы, связанные с переходом к старшей профильной школе, волнуют российских учителей, основных подписчиков наших журналов. По их просьбам открыты постоянные рубрики, в которых публикуются материалы как теоретического, так и практического характера, посвященные преподаванию предметов в условиях профилизации. Хотелось бы выразить уверенность в том, что учителя, в том числе и через наши издания, будут получать квалифицированную поддержку со стороны руководства и сотрудников Министерства образования РФ.

стр. 7

Опубликовано 20 марта 2008 года





Полная версия публикации №1206018238

© Literary.RU

Главная "ОБРАЗОВАНИЕ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ВО ВСЕХ РАЗВИТЫХ СТРАНАХ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОФИЛЬНЫМ"

При перепечатке индексируемая активная ссылка на LITERARY.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на сайте библиотеки