Полная версия публикации №1206017986

LITERARY.RU ПУНКТУАЦИЯ ОБОСОБЛЕННЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ → Версия для печати

Готовая ссылка для списка литературы

Л. Ф. Казакова , ПУНКТУАЦИЯ ОБОСОБЛЕННЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206017986&archive=1206184559 (дата обращения: 28.03.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

публикация №1206017986, версия для печати

ПУНКТУАЦИЯ ОБОСОБЛЕННЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ


Дата публикации: 20 марта 2008
Автор: Л. Ф. Казакова
Публикатор: maxim
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1206017986 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


В старших классах идет интенсивное речевое развитие учащихся, и этому способствует язык школьных учебников 1 . Это язык науки, основными чертами которого являются точность слова и логичность мысли, последовательность ее изложения, информативная насыщенность предложений при небольшом объеме текста - "сжатая полнота" 2 , достигаемая использованием таких средств языка, и прежде всего синтаксических, которые позволяют кратко передавать базовые смыслы. Сложные синтаксические конструкции с простыми частями, осложненными определительными, деепричастными, присоединительными и другими оборотами, часто встречаются в научном стиле речи, который активно осваивают старшеклассники, поскольку в своей учебной деятельности они и воспроизводят научную информацию, пересказывая содержание статей, и выражают "свои" мысли (в сочинении, например), подражая языку науки.

На письме сложные синтаксические структуры надо оформить без пунктуационных ошибок, однако подготовка, полученная в VIII - IX классах, для этого недостаточна. Общеизвестно, что старшеклассники с трудом выделяют грамматические основы в сложных синтаксических конструкциях, особенно если они выражены вторичными морфологическими средствами, плохо отличают несогласованное определение от приложения, затрудняются в определении границ распространенных обособленных членов предложения и, не зная многих

стр. 45


--------------------------------------------------------------------------------

пунктуационных правил об обособлении и необособлении, ставят знаки препинания "по интуиции".

Для формирования пунктуационных умений, соответствующих уровню научной речи, необходимо расширить и упрочить знания старшеклассников по синтаксису (о приложениях, о пояснительных и присоединительных членах предложения, о несогласованных определениях, об условиях обособления) и по пунктуации (об обособлении согласованных и несогласованных определений при большой смысловой нагрузке и, наоборот, о необособлении обстоятельств и определений при отсутствии условий обособления в предложении, о факультативном обособлении дополнений и др.).

По нашему мнению, эту тему необходимо отрабатывать после изучения темы "Пунктуация в предложениях со сравнительными оборотами", поскольку обособление или необособление некоторых второстепенных членов предложения, как и сравнительных оборотов, зависит прежде всего от семантической причины - "желания говорящего (пишущего) актуализировать (усиливать) смысловую значимость обособляемой части в общей семантике высказывания, а также пояснить, уточнить какую-то часть высказывания" 3 ; смысловое значение сравнительных оборотов также является одной из главных причин их обособления 4 . Кроме того, лингвистическая суть некоторых правил об обособлении/необособлении определений и приложений та же, что и правил о сравнительных оборотах (например, о необособлении определений, тесно связанных по смыслу со сказуемым; об обособлении приложений, включаемых в предложение союзом "как", и др.). Все это позволяет под новым углом зрения взглянуть на схожие синтаксические явления, отрабатывая пунктуационные умения в предложениях с разными осложнителями.

В VIII классе учащиеся знакомятся с понятием "обособление" и изучают основные правила о выделении знаками препинания определений, приложений, обстоятельств и дополнений. Обособление рассматривается многоаспектно: отмечаются и смысловые (добавочная сказуемость, присущая обособленным членам 6 ), и структурные (порядок слов, морфологическая выраженность определяемого слова и обособляемых оборотов), и интонационные признаки. Однако при отработке интонационных умений следует обратить внимание учащихся на то, что в устной речи обособленные члены не всегда выделяются паузами.

О несовпадении интонации и пунктуации говорили многие разработчики пунктуационной теории и методисты: С. П. Фролов, С. И. Абакумов, А. Ф. Ломизов, Г. П. Фирсов, Г. И. Блинов и др. Приведем слова М. В. Панова: "Русская пунктуация в своей основе фонематична. Например, существует такое правило: постпозитивные причастные обороты выделяются запятыми. При этом паузы, обособляющие этот оборот, или интонационные переломы могут отсутствовать: Ветер, дувший с юга, стих. Однако в сильной позиции, при наличии относительной длительности синтагм, пауза выделяет этот оборот: Теплый ветер, упорно дувший с юга, внезапно стих. Диэрема (разграничительный сигнал. - Л. К.) в кратком предложении нейтрализована, но независимо от этого она обозначается запятой" 6 . Продемонстрировав это еще на 2 - 3 примерах (Объявление, написанное от руки, прочли все. Велосипеды, взятые напрокат, нам не пригодились. Письмо, найденное в тайнике, он прочитал немедленно), потренируем учеников в обнаружении случаев несовпадения интонации и пунктуации на примерах предложений с однородными членами, к одному из которых относится обособляемый оборот; с сильно распространенными обособленными членами, с препозицией приложений - т.е. в случаях, когда либо отсутствие паузы, либо дыхательная пауза, либо пауза "не на том месте" провоцируют пунктуационную ошибку.

Задание 1

Прочитайте предложения вслух, обнаружьте место паузы при обособляемых оборотах и подчеркните его; сделай-

стр. 46


--------------------------------------------------------------------------------

те вывод, совпадают ли позиции паузы и запятой; обозначьте позиции лишнего знака (л/з). Поставьте знаки препинания в предложениях II части.

Образец:



место паузы и запятой не совпадает) .



после определяемого слова (о/с) - подлежащего "сорока" - небольшая дыхательная пауза, разграничивающая распространенные группы подлежащего и сказуемого, но запятую здесь ставить нельзя - это лишний знак).

I. 1. Кто-то открыл дверь и, стараясь не скрипеть ботинками, стал пробираться к книжному шкафу. 2. Схватив удочку, Павка дернул ее и, оборвав зацепившуюся леску, выскочил на дорогу (Н. Островский). 3. Драгоценнейшие из камней - рубины широко представлены в экспозиции сокровищ из Индии. 4. Но, обернувшись через минуту, я уже ее не вижу (И. Бунин). 5. С деревьев, окутанных легким туманом, и с папоротников сыпались крупные брызги. 6. Процессия пересекла залитую слепящим солнцем площадь и миновала сверкающую крестами церковь (Д. Стейнбек).

II. 1. Из этих скрытых от глаз садиков доносилось пение птиц запертых в клетках и плеск прохладной воды струившийся на раскаленные плиты (Д. Стейнбек), 2. Одна из красивейших рек Карелии Вуокса стремительно несет свои воды между скалистых берегов. 3. Проселочным путем люблю скакать в телеге / И взором медленным пронзая ночи тень / Встречать по сторонам мечтая о ночлеге / Дрожащие огни печальных деревень (М. Ю. Лермонтов). 4. Мы выбрались на лужайку поросшую осокой и местами залитую водой. 5. Молодые тополевые листочки блестели на солнце и нагретые источали горьковато- сладкий аромат. 6. В мерцающей девственной голубизне свежего снега томилась степь и четкие синели возле стана следы плутавшего по первопутку зайца (М. Шолохов). 7. Юрьев монастырь занимавший особое место среди новгородских монастырей в давние времена именовался Лаврою и играя важную роль в политической и духовной жизни Новгорода являлся центром христианской культуры и просвещения. 8. Сильный северо-восточный ветер мистраль часто вызывает у крымских берегов осенние штормы препятствующие лову рыбы. 9. Поцеловав руку священника старик припал к дверному косяку и в первый раз за все время после известия о смерти сына заплакал бурно содрогаясь (М. Шолохов). 10. Наивысшую ценность цивилизованного общества право на труд сегодня отстаивают тысячи безработных вышедших на главные автомагистрали стран Европейского союза.

Для понимания пунктуационных правил об обособлении/необособлении второстепенных членов предложения необходимо расширить и уточнить само понятие обособления, разграничив в сознании учащихся его специфические признаки: условия (средства и способы) обособления и причину обособления. (Об этом, кстати, убедительно высказывался М. Т. Баранов 7 .) Во- первых, отметим, что общими условиями обособления являются интонация, порядок слов (постпозиция или препозиция обособляемого оборота или слова по отношению к главному слову), степень распространенности обособляемого оборота и характер поясняемого слова. Но ни одно из этих условий не является обязательным для всех случаев обособления, и вместе с тем нередко в одном случае сочетаются несколько условий обособления. Помимо общих условий обособления, есть и частные: для определений и приложений, например, морфологическая выраженность и большое смысловое значение обособляемого оборота, отдаленность определителя от поясняемого слова, наличие добавочного обстоятельственного значения. Названные условия - "это по существу грамматические и лексико-грамматические способы, средства обособления, но не причина его. Причиной обособления является желание говорящего (пишущего) актуализировать (усиливать) смысловую значимость" 8 обособляемых слов в предложении. Проиллюстрируем учащимся причину обособления в предложениях, построенных одинаково, но с разными обособленными определениями:

стр. 47


--------------------------------------------------------------------------------



В этом классическом примере причина обособления - желание говорящего выделить слова о статуе, обратить внимание слушающего на то, что в 1-м случае это статуя не из драгоценного металла, но с золотой шпагой, а в 2-м - вся статуя из золота. Разница большая для осиротевшей семьи богатого гражданина, которая должна исполнить его завещание! А условия обособления в обоих этих предложениях одинаковы: обособленное определение находится после определяемого слова - имени существительного ж.р., ед. ч., вин. п., выражено причастным оборотом. Далее попросим учащихся вспомнить другие известные им условия обособления, используя записанные на доске примеры (здесь в скобках после каждого примера приведены предполагаемые ответы учеников и объяснение учителя в случаях, не изученных или мало отработанных в VIII классе, - 2, 3, 4, 9):



определяемое слово выражено личным местоимением).



обособляемый оборот находится после определяемого слова, к тому же в актуальной смысловой позиции - в абсолютном конце предложения, а следовательно, несет на себе большую смысловую нагрузку; наконец, он выражен распространенным словосочетанием с главным словом - инфинитивом).



здесь несколько условий обособления: 1) отдаленность обособляемого оборота от определяемого слова, 2) наличие перед определяемым словом другого определения - "определения слева").



(здесь несколько условий обособления: 1) наличие в предложении ряда однородных согласованных и несогласованных определений, 2) отдаленность обособленных определений от определяемого слова, 3) наличие определения слева).



(приложение выражено именем собственным, уточняющим определяемый оборот, перед приложением можно вставить слова "а именно").



определительный оборот находится перед определяемым словом, дополнительного обстоятельственного значения нет, значит, нет и условий обособления).



два одиночных однородных обстоятельства, выраженных деепричастиями, не утратившими глагольность).



приложение относится к имени собственному и находится после него).



обстоятельство условия действия выражено деепричастным оборотом, не утратившим свою сказуемость).



уточнение конкретизирует определение).



стр. 48


--------------------------------------------------------------------------------



согласованное распространенное определение, находящееся перед определяемым словом, имеет добавочное обстоятельственное значение причины).

Теперь предложим ученикам обобщить наблюдения за основными условиями обособления второстепенных членов предложения при помощи таблицы:

Основные условия обособления второстепенных членов предложения

Условия обособления
Определений
Приложений
Обстоятельств

согласованных
несогласованных

1 - находятся после определяемого слова
да
нет
да после нарицат. сущ.
 

2 - перед определяемым словом есть другое определение
да
нет
несущественное условие
 

3 - одиночные при большой смысловой нагрузке
да
да
да, причем тире
 

4 - имеют добавочное обстоятельственное значение
Да
да
да
 

5 - отделены от определяемого слова другими словами
Да
да
да
 

6 - относятся к личному местоимению
Да
да
да
 

7 - относятся к имени собственному и находятся после него
Да
да
да
 

8 - стоят в однородном ряду с согласованными определениями
несущественное условие
да
несущественное условие
 

9 - выражено прилагательным в сравнительной степени
не бывает
да
не бывает
 

10 - выражено инфинитивом с зависимыми словами
не бывает
да, причем тире
не бывает
 

11 - приложение - имя собственное, поясняющее нарицательное
не бывает
не бывает
да
 

12 - выражено деепричастным оборотом
 
 
 
да

13 - два одиночных однородных обстоятельства, выраженных деепричастиями
 
 
 
да

14 - одиночное деепричастие, сохранившее значение глагольности
 
 
 
да

15 - выражено существительным с предлогами условия, причины, уступки; сильно распространено
 
 
 
да


стр. 49


--------------------------------------------------------------------------------

Попутно напомним ученикам о том, что обособление - это двойной знак препинания, т.е. на письме при наличии условий обособления обособляемые члены предложения выделяются или запятыми, или тире с двух сторон, если они находятся в середине предложения и если структура предложения в целом не требует другого знака после обособленного оборота.

Затем предложим ученикам задание, выполняя которое они научатся находить и называть условия обособления, не пугать их с причиной.

Задание 2

Укажите поясняемые слова и подчеркните обособляемые члены предложения, надпишите морфологические средства их выражения. Укажите условия обособления, если они имеются, поставьте знаки препинания в предложениях II части.

Образец:



"определение имеет добавочное обстоятельственное значение причины", - говорят ученики, а пишут "4", согласно номеру условия обособления в таблице).



определение находится перед определяемым словом, добавочного значения причины нет - нет и условий обособления).

I. 1. Готовые к решающему заплыву, они стояли в напряженной позе ожидания стартового сигнала. 2. Я бреду по лесной поляне, раздвигая палкой густые заросли изумрудного папоротника. 3. Дипломат и политический полемист, Ф. И. Тютчев вначале считал свою поэзию чем-то вроде светского увлечения и не придавал ей значения. 4. Уходя, гасите свет. 5. Пусть сбудется ваша надежда возродить заповедник! 6. Сергей Макарович, механик из другой смены, проверял работу двигателя. 7. Наконец-то миновала полярная ночь, изнурительно долгая и очень холодная в этих местах из-за постоянно дующих северо-восточных ветров. 8. Брошенный, больной лисенок смотрит вслед уходящей стае. 9. Григорий с Натальей подошли под благословенье, засыпанные винным хмелем и зернами пшеницы (М. Шолохов). 10. Предельно занятые и увлеченные работой над проектом, они не заметили, как пролетели две недели. 11. Мимо промчалось несколько ярких гоночных, с флагами разных стран, громко жужжащих автомобилей. 12. В Таллине у нас родилась отличная идея - принять участие в любительской регате. 13. Мы выбрали соседний участок, меньше этого, зато у самой речки. 14. Большие льдины, крутясь и сталкиваясь, быстро проплывали мимо лодки и казались легкими, как вата (А. И. Куприн). 15. Явился дежурный администратор, вызванный несмотря на поздний час. 16. Каждую летнюю пору Герасим, несмотря на слепоту, ходил в поля ловить перепелов (И. Бунин). 17. Люблю бродить по осенней кленовой роще, не смотря под ноги и слушая шуршание сухой листвы.

II. 1. Березы розовые в лучах заходящего солнца виднеются на дальнем плане картины. 2...,И снова засмеялось весеннее солнце яркое, но непостоянное (И. Бунин). 3. Улыбчивая эта студентка нравится далеко не всем однокурсникам. 4. К нему написавшему шедевры любовной лирики так и не пришла настоящая любовь. 5. На днях я встретила Лешу Алеева давнего коллегу из конструкторского бюро на "Криогенмаше". 6. Воспетая Есениным рязанская природа вызывает живой отклик в моей душе. 7. Вода бурлила разрезаемая носом лодки; она была по-весеннему грязно-коричневая поблескивающая на изломах струек голубым отражением неба (И. Бунин). 8. Показательное выступление нашей фигуристки сложнее и артистичнее чем ее соперницы из Германии прибавило российской сборной еще одну золотую медаль. 9. Программные системы используемые в делопроизводстве имеют главную цель снизить трудоемкость рутинных операций по обработке документов. 10. Отец мой А. Л. Блок был профессором Варшавского университета. 11. Из трюма сталкиваясь и грохоча выкатывались пустые металлические бочки. 12. Над неподвижной гладью залива крича кружились чайки. 13. За исключением ближайших друзей Виктор Иванович никому не говорил о своем намерении организовать издательство. 14. Все в ярких средиземноморских звездах сияло почти над головой сидящих на ступенях храма небо. 15. В шуме родной реки есть что-то схожее с колыбельной песнью (М. Лермонтов). 16 Студенты в костюмах спектакля

стр. 50


--------------------------------------------------------------------------------

"Ревизор" обсуждают только что сыгранную сцену. 17. Выдающиеся русские меценаты братья Третьяковы подарили России галерею шедевров живописи. 18. Этот сборник стихов с дарственной надписью самого Валерия Брюсова дедушка завещал мне.

Ученики легко укажут условия обособления в этих "прозрачных" по своей структуре и семантике предложениях, если умеют находить обособляемые члены предложения и определять морфологические средства их выражения. Но практика работы со старшеклассниками и абитуриентами показывает, что как раз это-то и вызывает затруднение. Они путают приложения с несогласованными определениями, уточняющими и пояснительными членами, что приводит к пунктуационным ошибкам и препятствует правильному пониманию и адекватному выражению смысла высказывания.

Так, в предложениях типа Через несколько лет после окончания войны Жуковский стал воспитателем наследника, будущего императора Александра II (В. Калугин) "забытая" запятая (или тире) после определяемого слова наследника перед приложением "будущего императора Александра II" препятствует пониманию смысла: о каком наследнике говорится? Запятая, обособляющая приложение, вносит историческую ясность: В. А. Жуковский жил при дворе Александра I и воспитывал его сына - наследника престола, будущего императора Александра II.

Ученики часто путают приложение с присоединяющим союзом: "КАК" (осложненным причинным значением) и дополнение, выраженное сравнительным оборотом со значением "в качестве", и не ставят необходимую запятую. Ср.: 1) "Как высококвалифицированная и исполнительная секретарь- референт, Наташа всегда получала премии за свою работу" и 2) "Она работает здесь как секретарь-референт, а не по своей специальности". В 1-м примере оборот с как является приложением с обстоятельственным значением причины: "Будучи / поскольку Наташа была высококвалифицированным..., она...", значит, запятая после такого приложения необходима.

Во 2-м примере оборот с как является дополнением ("работает здесь секретарем-референтом") - запятая не нужна.

Та же причина - неразличение приложения с присоединяющим союзом или (имеющим пояснительное значение) и однородных членов предложения, связанных разделительным союзом или, - вызывает затруднение: ставить или же не ставить запятую перед этим или. Ср.: 1) "Самая верхняя часть литосферы, или земная кора, представляет собой как бы тонкое "покрывало", под которым скрыты неспокойные недра" и 2) "Какой из горных поясов старше: Альпийско- Гималайский или Восточно-Африканский?" В 1-м примере оборот с или является приложением, поясняя смысл географического термина литосфера, а значит, его надо выделить запятыми; во 2-м примере или, несомненно, "разделяет" два однородных члена предложения - запятую перед или ставить нельзя. Попутно обратим внимание старшеклассников на то, что союз или, присоединяющий приложение, может выделяться запятыми с двух сторон, если сразу же за ним следует вводный компонент: "Самая верхняя часть литосферы, или, проще сказать, земная кора, представляет собой как бы тонкое покрывало..."

Очень часто старшеклассники принимают за однородные члены, стоящие после обобщающего слова, два несогласованных определения, выраженных инфинитивами с зависимыми словами и поясняющих определяемое слово, которое по своему лексическому значению нуждается в разъяснении. В результате - пунктуационная ошибка: двоеточие перед такими определениями, а не тире (наиболее правильный знак). Рассмотрим этот случай подробнее на примере "Кроме основных замечаний - отремонтировать вытяжной шкаф, своевременно фиксировать данные экспериментов, ограничить время чаепитий - заведующий лабораторией порекомендовал нам познакомиться со статьей молодого ученого из Пущина". Двоеточие перед тремя однородными "инфинитивными" определениями здесь возможно только как вариант знака препинания, однако

стр. 51


--------------------------------------------------------------------------------

предпочтительнее - тире, так как эти определения находятся после определяемого слова, семантически недостаточного, "требующего" пояснения/уточнения: какие именно замечания высказал заведующий лабораторией ? Значит, смысловая нагрузка у этих велика, они отвечают на смысловой вопрос от определяемого слова - дополнения замечаний - каких?, допускают вставку а именно, находятся в постпозиции по отношению к определяемому слову, к тому же само оно имеет препозитивное определение основных. В пользу не двоеточия, а тире как знака обособления (двоеточие, напомним учащимся, не выделяет, а отделяет/разделяет) говорит еще одна возможность синтаксического анализа этого примера: расположенные внутри предложения инфинитивные определения можно считать вставными компонентами с уточняюще- разъяснительным значением.

Наконец, старшеклассники довольно часто путают приложения, стоящие перед определяемым словом, с самим определяемым словом, что приводит к грубой пунктуационной ошибке - постановке тире между подлежащим и сказуемым, выраженным глаголом в личной форме, на что нет никакого основания (см. выше: "Живое радио лесов - сорока быстро известила остальных пернатых о случившемся на опушке").

Таким образом, часть занятия надо посвятить формированию умения различать приложения и определения.

Сначала сопоставим и разграничим семантические и грамматические признаки несогласованных определений и приложений:

- приложения обычно обозначают качества предмета



возраст, занятия, национальность человека



географические названия названия произведений, предприятий и т.п.

Но и это небольшое разнообразие значений сводится к общему для них: приложения, определяя предмет, дают ему другое название. А несогласованные определения могут обозначить самые различные признаки предмета;

- и приложения и определения бывают одиночными и распространенными, однородными и неоднородными, согласованными и несогласованными, причем несогласованные определения связаны с определяемым словом связью управления или примыкания просьба не шуметь), а несогласованные приложения - связью примыкания Здесь же напомним ученикам о дефисном написании одиночных приложений, имеющих только определительное значение и стоящих после определяемого слова (собака-поводырь, концерт-акция);

- приложение является разновидностью определения, но морфологические средства выражения у них разные: несогласованные определения выражаются и существительными в косвенных падежах (с предлогами и без предлогов), и притяжательными местоимениями его, ее, их, и несклоняемыми прилагательными и наречиями и инфинитивами приложения же выражаются только существительными или словосочетаниями с главным словом - существительным, собственным или нарицательным, причем "стоящие рядом имена собственные и нарицательные могут выполнять разные функции в зависимости от выражаемого значения. Например, в предложении Вошла его сестра Маша приложением является сестра; будучи логически выделенным, словом сестра может стать определяемым, и тогда собственное имя Маша приобретает функцию уточняющего приложения: Вошла его сестра, Маша 9 .

Теперь предложим ученикам потренироваться в различении приложений и определений.

Задание 3

Подчеркните определяемые слова и относящиеся к ним определения и приложения, назовите их, укажите способ

стр. 52


--------------------------------------------------------------------------------

связи между ними и морфологические средства их выражения. Поставьте знаки препинания в предложениях II части и назовите условия обособления.

Образец:



несогл. определение, выражено сущ. в косв. п., связь управление).



несогл. определение, выражено инфинитивом, связь примыкание).



приложение, выражено сущ., совпадающим в роде, числе, падеже с определяемым словом, связь согласование).

I. 1. Мы живем в современном мире, многосложном и противоречивом. 2. После первой же сессии у меня сложилось убеждение - никогда не готовиться к экзаменам по чужим конспектам. 3. Умение Н. В. Гоголя рисовать словесные портреты уникально! 4. Квалифицированный преподаватель и доброжелательный человек, Филипп Георгиевич быстро завоевал сердца своих студентов. 5. Леонтьева, как человека деликатного и наблюдательного, все любили еще и за умение слушать и хранить чужие тайны. 6. Льется песня за околицей, широка, вольна, звучна. 7. ...Там плыли тени, и одна из них, темней и гуще, чем другие, плыла быстрей и ниже (Горький). 8. На предложение вырвать больной зуб генерал ответил отказом (Чехов). 9. Матера, остров на Ангаре, и ее жители - старики и молодые - в центре внимания Валентина Распутина, автора повести "Прощание с Матерой".

II. 1. Упрямец во всем Илья оставался упрямцем и в учении. 2. В день своего юбилея она седовласая была очень красива. 3. Любимые песни народные и авторские я записала на отдельный диск. 4. Открытый всем ветрам стоит на скале мощный маяк друг мореходов. 5. Море, штормящее, как магнитом притягивает серфингистов своей горько-соленой тяжелой волной. 6. До хутора Сетракова места лагерного сбора шестьдесят верст (М. Шолохов). 7. Каждый зимовщик решал этот вопрос остаться на маяке или улететь на материк с первым же самолетом самостоятельно. 8. Как он был вкусен этот хлеб первого целинного урожая! 9. Это были истинные знатоки живописи от миниатюр до монументальных полотен. 10. К юбилею выдающегося киноактера нашего времени Вячеслава Тихонова исполнителя роли легендарного разведчика показывают прекрасный фильм советского периода "Семнадцать мгновений весны". 11. Старинные русские справочники или как их называли путеводители усиленно рекомендовали путешествовать по Владимирской земле (В. Солоухин).

После этого изучим более трудные случаи обособления приложений - при помощи тире, особенно когда второе тире (после обособляемого приложения) опускается. Готовясь к этому фрагменту занятия, учитель пользуется любым из пособий по русскому языку для старшеклассников и абитуриентов - Д. Э. Розенталя, Н. С. Валгиной, К. А. Войловой, В. В. Паршиной и Н. Г. Гольцовой, В. Н. Светлышевой и др., опубликованными в центральных издательствах. Излагаются правила, тщательно рассматриваются условия обособления при помощи тире (такому обособлению "способствует приобретение приложением функций уточняющего или поясняющего члена" 10 ) и структурные особенности предложения, "запрещающие" ставить закрывающее обособляемый член предложения тире; затем отрабатывается пунктуационное умение на большом количестве сначала "прозрачных", затем более сложных примеров.

(Продолжение следует)

----------

1 См.: Львов М. Р. Тенденции развития речи учащихся средней школы. - М., 1978; Вып. 1.

2 Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Л. К. Граудиной, Е. Н. Ширяева. - М., 1998. -С. 196.

3 Бабайцева В. В., Максимов Л. Ю. Синтаксис. Пунктуация: Учеб. пособие для студентов. - М., 1981. - С. 153.

4 См. об этом подробнее в журнале "Русская словесность". - 2002. - N 4. - С. 61

5 Бархударов С. Г., Крючков С. Е.и др. Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. 25-е изд., перераб. - М., 2002.

6 Панов М. В. Русская фонетика. -М., 1967. - С. 260,281.

7 См.: Баранов М. Т. Формирование у учащихся пунктуационных умений / Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Львов М. Р., Ипполитова Н. А., Ивченков П. Ф. Методика преподавания русского языка. - М., 1990. - С. 207 - 213.

8 Бабайцева В. В., Максимов Л. Ю. Указ. соч. - С. 153.

9 Валгина Н. С., Светлышева В. Н. Орфография и пунктуация; Справочник. - М., 1994. - С. 189.

10 Там же. - С. 186.

стр. 53

Опубликовано 20 марта 2008 года





Полная версия публикации №1206017986

© Literary.RU

Главная ПУНКТУАЦИЯ ОБОСОБЛЕННЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

При перепечатке индексируемая активная ссылка на LITERARY.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на сайте библиотеки