Полная версия публикации №1205414470

LITERARY.RU Примерное планирование работы по учебному комплексу В. В. Бабайцевой для классов и школ с углубленным изучением русского языка. VIII класс → Версия для печати

Готовая ссылка для списка литературы

Л. Д. Беднарская , Примерное планирование работы по учебному комплексу В. В. Бабайцевой для классов и школ с углубленным изучением русского языка. VIII класс // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 13 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205414470&archive=1206184753 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

публикация №1205414470, версия для печати

Примерное планирование работы по учебному комплексу В. В. Бабайцевой для классов и школ с углубленным изучением русского языка. VIII класс


Дата публикации: 13 марта 2008
Автор: Л. Д. Беднарская
Публикатор: maxim
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1205414470 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Планирование

IV ЧЕТВЕРТЬ

24 + 6 = 30

Урок 105. Предложения с обращениями. У. 232. С. 3.298, 299 (1 - 4). На дом: з. 299 (5 - 8). РТ-123.

Цель урока - закрепить теоретические сведения об обращении, показать многообразие морфологических и интонационных способов выражения обращения, употребления в художественном тексте, в том числе в характерологической функции.

Урок 106. Обращение в эпистолярном жанре. С. з. 300, 301. На дом: з. 302. РТ - 124.

Производя стилистический анализ текста писем А. П. Чехова к разным адресатам, восьмиклассники характеризуют лексические и другие средства выражения, дифференцирующие адресат.

Современные дети редко пишут письма, поэтому работа над домашним заданием должна быть проведена в классе.

Уроки 107 - 108. (c) Сочинение. Примерные темы: "Мое любимое слово"; "В слове отражается душа народа"; "Люблю обычные слова, как неизведанные страны" (Д. Самойлов); "В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно..." (Н. Гоголь).

Урок 109. Слова-предложения. У. 233. С. з. 303, 304, 305 (1 - 3). На дом: з. 305 (4 - 11). РТ - 117, 118.

При кажущейся простоте темы она имеет большое системообразующее значение, так как слова-предложения - реликты самого древнего этапа существования языка. можно сравнить слова-предложения в русском и известных восьмиклассникам европейских языках (фонетический облик слов-предложений обнаруживает известное сходство).

Повторение и обобщение

Урок 110. Повторение пунктуации в простом предложении. С. з. 306, 307, 308 (1 - 4). На дом: з. 308 (1 - 14). РТ - 119, 126.

Можно попросить учащихся предварительно подготовиться к выполнению задания 306 дома: подобрать примеры на повторяемые пунктограммы из произведений русских писателей. Выполняя задание 308, учащиеся должны подчеркнуть осложнения в простых предложениях, а затем составить схемы предложений.

Урок 111. Пунктуация при однородных членах предложения с обобщающими словами. С. з. 309. На дом: составить или найти в текстах художественных произведений пять предложений с однородными членами при обобщающих словах.

Внимание учащихся обращается на варианты постановки знаков препинания. Каждое предложение сопровождается составлением схемы и подробным комментарием.

Этот урок повторения и обобщения и последующие проводятся в форме лабораторных занятий; материал для лингвистического анализа выбирают сами учащиеся из произведений, изучаемых на уроках литературы. Богатейший материал для анализа дает текст романа в стихах "Евгений Онегин".

Урок 112. Роль однородных членов предложения в художественном тексте. РТ- 120.

Задание можно дать по вариантам. Стихотворения для анализа.

С. Я. Маршак

Дождь

По небу голубому
Проехал грохот грома,
И снова все молчит.
стр. 56


--------------------------------------------------------------------------------
А миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро
По всем зеленым листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По ведрам и по лейкам
Пролетный дождь стучит.
1946

Л. Н. Мартынов

Утро

Из пустыни,
Из полыни,
Из бурьяна,
Из тумана
Поднимались испаренья,
А быть может, излученья
Из иного измеренья.


Из калины,
Из малины
Поднимались исполины,
Исполины из былины.


Из былинки,
Из пылинки
Возникали исполинки,
Исполинки - великанки.


Оживали истуканки,
Изменялось освещенье,
Отменялось воспрещенье
Замирать от восхищенья.
1969

Урок 113. Постановка тире в простом предложении. С. з. 310. На дом: з. 311.

Урок проводится в форме лабораторной работы. Работа над заданием 311 начинается в классе и сопровождается построением схем и подробным синтаксическим анализом предложений.

Урок 114. Составление обобщающей таблицы "Осложнение простого предложения". На дом: РТ- 121. 122.

В результате коллективной работы составляется следующая таблица.


Осложнение простого предложения




Члены предложения



Обособленные определения
Обособленные дополнения
Обособленные обстоятельства:
А) выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами;
Б) выраженные существительными с предлогами;
B) уточняющие



Нечлены предложения



Вводные и вставные компоненты
Обращение
Каждая строка таблицы иллюстрируется примерами. Можно объявить конкурс на лучшую иллюстрацию - предложение из художественного произведения (изучаемого в это время на уроках литературы или русской словесности).

Уроки 115 - 116. Изложение с предварительным анализом текста.

Повторение тем: "Состав простого предложения" и "Однородные члены предложения", РТ - 125.

Текст для анализа и изложения

Тайга - самый большой лес на земле. Царство колючей хвои. Сосны, кедры, пихты и ели. Тяжелый гул зеленых вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сухо, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и стоялой водой. Корни-выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы.

Ни ярких цветов, ни пестрых бабочек. Не видно птиц, не слышно зверей. Все прячутся и таятся. Лишь осторожная тень иногда проскользнет в чаще. Дрогнет задетая кем-то ветка, распрямится примятая кем-то трава, и опять тишина и безлюдье.

Трава выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят по упругой хвое. Суховатые валежины цепляются за одежду, еловые лапы бьют по лицу. И черные дупла старых осин следят за тобой, словно чьи-то глаза.

Хорошо смотреть на зеленую тайгу с горы. Там светлые боры-сосняки. Тут темные пятна ельников. Голубые извивы рек. Черные гари, пропахшие дымом. Желтые зыбуны болота. И синие, туманные, бескрайние дали. Самый большой лес на земле. Тайга. (Н. Сладков)

Уроки 119 - 120. Роль обособленных членов предложения в тексте. Обучающий диктант с предварительным анализом текста.

Текст для анализа и диктанта

Антон Павлович Чехов

Передо мной был молодой и еще более моложавый на вид человек, несколько выше среднего роста, с продолговатым, правильным и чистым лицом, не утратившим еще характерных юношеских очертаний. В этом лице было что-то своеобразное, что я не мог определить сразу и что впоследствии, по-моему очень метко, определила моя жена, тоже познакомившаяся с Чеховым. По ее мнению, в лице Чехова, несмотря на его несомненную интеллигентность, была какая-то складка, напоминавшая простодушного деревенского парня, и это было особенно привлекательно.

Даже глаза Чехова, голубые, лучистые и глубокие, светились одновременно мыслью и какой-то

стр. 57


--------------------------------------------------------------------------------

почти детской непосредственностью. Простота всех движений, приемов и речи была господствующей чертой во всей его фигуре, как и его писаниях. Казалось, из гла? его струится неисчерпаемый источник остроумия и непосредственного веселья, которым были переполнены его рассказы. И вместе с тем угадцвалось что-то более глубокое, чему еще предстоит развернуться в хорошую сторону. Общее впечатление было цельное и обаятельное, несмотря на то, Что я сочувствовал далеко не всему, что было написано Чеховым.

И мне Чехов показался молодым дубком, пускающим ростки в стороны, еще коряво и порой как-то бесформенно, но в котором уже утадывется крепость и цельная красота будущего могучего роста. (В. Г. Короленко)

Уроки 121 - 122. Контрольный диктант с грамматическим заданием и его анализ.

Диктант N 1

Недели две как стояла засуха; тонкий туман разливался молоком в воздухе и застилал отдаленные леса; от него пахло гарью. Множество темноватых тучек с неясно обрисованными краями расползались по бледно-голубому небу; довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струей, не разгоняя зной. Приложившись головой к подушке и скрестив на груди руки, Лаврецкий глядел на пробегавшие веером загоны полей, на медленно мелькавшие ракиты, на глупых ворон и грачей, с тупой подозрительностью взиравших боком на проезжавший экипаж, на длинные межи, заросшие чернобыльником, полынью и полевой рябиной. Он глядел, и эта свежая, степная, тучная голь и глушь, эта зелень, эти длинные холмы, овраги с приземистыми дубовыми кустами, серые деревеньки, жидкие березы - вся эта давно им не виданная русская картина навевала на его душу сладкие и в то же время почти скорбные чувства, давила грудь его каким-то приятным давлением.

Мысли его медленно бродили; очертания их были так же неясны и смутны, как очертания тех высоких, тоже как будто бродивших, тучек. Вспомнил он свое детство, свою мать...

Тарантас толкнуло - Лаврецкий выпрямился и широко раскрыл глаза. Перед ним на пригорке тянулась небольшая деревенька; немного вправо виднелся ветхий господский домик с закрытыми ставнями и кривым крылечком; по широкому двору, от самых ворот, росла крапива, зеленая и густая, как конопля; тут же стоял дубовый, еще крепкий амбарчик. Это было Васильевское. (И. Тургенев)

Грамматическое задание

1 вариант. Составьте схему третьего предложения и определите, чем оно осложнено.

2 вариант. Составьте схему четвертого предложения и определите, чем оно осложнено.

Диктант N2

На Нерли

Недалеко от моего дома, в деревне, протекала речка Нерль, небольшая речка.

Она шла, извиваясь, узкая и быстрая, в красивых берегах, то около песчаной осыпи, покрытой хвойным лесом, то у самого леса, переходила луга и большие болота... Глубокие заводи лежали, как круглые огромные зеркала, отражая берега и лес. Эти заводи были очаровательны. У берега на лугу, покрытом цветами, паслись стада.

Река в болотах шла, разветвляясь на несколько рукавов в зарослях ивняка, и покрыта была густой тиной и какими-то водорослями, похожими на маленькие седые деревья, усеянные розовыми, как бисер, цветами. Были места, поросшие купавниками, болотными лилиями. Среди тины и зарослей открывались чистые плесы, прозрачные и глубокие.

Там было много утиных выводков. Я встречал змей-гадюк совершенно черного цвета, как уголь. Бывали ужи, почему-то тоже черные. Зеленью и голубые стрекозы носились над водой, садясь на череду и осоку. Стояли рядами камыши, шурша и покачиваясь под ветром, с темными длинными шишками. Огромные пудовые жуки жили там. Стаями ходили золотые язи, гладкие лини, круглые караси и темные окуни - почти вся речная рыба. Мелкой рыбки в речке не было. (К. Коровин)

Грамматическое задание

1 вариант. Произведите полный синтаксический разбор первого предложения.

2 вариант. Произведите полный синтаксический разбор второго предложения.

Диктант N 3

Воробей

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой - и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

стр. 58


--------------------------------------------------------------------------------

Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущенного пса - и удалился, благоговея. Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. (И. С. Тургенев)

Грамматическое задание

1 вариант. Произведите полный синтаксический разбор третьего предложения.

2 вариант. Произведите полный синтаксический разбор пятого предложе- * ния.

Уроки 123 - 124. Сочинение-эссе.

Эссе - от английского essay и французского essai - "очерк, статья, попытка" - жанр критики, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему (литературную, эстетическую, философскую и пр.), не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса и т.п. Родоначальником жанра эссе явился французский писатель-гуманист и философ М. Монтень, написавший в 1580 году "Essais", где он изложил мысли о судьбе общества и человека... (Словарь литературоведческих терминов)

В школе жанр сочинения-эссе понимается как сочинение-рассуждение на свободную тему с ярко выраженной и аргументированной авторской позицией.

Примерные темы: "Стихи и стихия". "Беспредельность и границы свободы". "Люди и вещи". "О дружбе и одиночестве". "Божественные дары". "Сердце сердцу весть подает".

На первом уроке проводится обсуждение тем, их основных тезисов. Именно формулировку тезисов необходимо обсудить наиболее тщательно, так как выбор доказательств-аргументов и их формулирование будут зависеть от интерпретации тезиса - собственного мнения учащегося. Обсуждаются объем сочинения и последовательность аргументов, ведется беседа-дискуссия о стилистической принадлежности текста,

Уроки 125 - 126. Изложение с элементами сочинения, сопровождаемое предварительным анализом текста на филологическую тему.

Решающую роль в эпическом роде литературы играет повествование, т.е. рассказ о происшедших событиях, который ведется "со стороны". Напомним суждение Аристотеля: эпический поэт рассказывает "о событиях, как о чем-то отдельном от себя". Между временем действия и временем повествования в нем существует определенное расстояние. В отношении к повествованию изображаемое выступает как прошедшее. Для повествователя (рассказчика) характерна позиция человека, вспоминающего о случившемся.

Временная дистанция между изображаемым действием и повествованием может быть большей ИЛИ меньшей. Повествование в большинстве случаев ведется в грамматическом прошедшем времени, но порой оно приобретает форму настоящего времени. "Тысячи предметов отвлекают мое внимание... Вот стороной дороги бегут потные, косматые лошади", - сказано в повести Льва Толстого "Детство". В этих случаях, однако, грамматические формы настоящего времени выступают в функции времени прошедшего: читателю ясно, что рассказчик, Николенька Иртеньев, говорит о бегущих лошадях не в момент их бега, а вспоминает об этом.

Повествование в прямом, строгом смысле - это обозначение с помощью слов того, что произошло однажды. Оно запечатлевает динамику жизни. Являясь необходимым художественным началом эпического произведения, повествование вместе с тем не господствует в нем безраздельно.

Наряду с собственно повествованием, в эпопеях и романах, в рассказах и новеллах немалую роль играют описания. Это изображение предметного мира в его статике (большая часть пейзажей, характеристики бытовой обстановки, черт наружности персонажей, их душевных состояний). Описаниями являются также изображения периодически повторяющихся событий и фактов.

Описания природы, персонажей и бытового уклада их жизни в какой-то мере сближают эпический род литературы с живописью и графикой. Своеобразное соперничество писателей с живописцами в области пейзажей, интерьера, натюрморта, портрета можно наблюдать в литературе всех эпох.

К повествованию нередко подключаются авторские рассуждения, в особенности в романах и повестях.

Повествование о действиях и событиях сопровождается, наконец, высказываниями персонажей: их монологами и диалогами, либо произносимыми, либо внутренними. (Из Словаря юного филолога)

Произведите анализ текста по плану (тема, тип речи, стиль). Отметьте языковые средства, характерные для научного стиля (специальную лексику, термины, преобладание существительных, в основном с отвлеченным значением, и прилагательных, глагольно- именные словосочетания, существительные в родительном падеже, преобладание составных

стр. 59


--------------------------------------------------------------------------------

именных сказуемых перед глагольными, производные отыменные предлоги, средства уточнения, пояснения, присоединения, вставные и вводные компоненты).

Подробно прокомментируйте пунктограммы осложнения простого предложения.

Охарактеризуйте типы речи одного из изученных вами художественных произведений, пользуясь сведениями, полученными из статьи.

Урок 127. Анализ изложения с элементами сочинения на филологическую тему.

Уроки 12 - 129. Диктант с предварительным анализом текста и последующим комментарием.

С. з. 312.

Урок 130. Резервный.

стр. 60

Опубликовано 13 марта 2008 года





Полная версия публикации №1205414470

© Literary.RU

Главная Примерное планирование работы по учебному комплексу В. В. Бабайцевой для классов и школ с углубленным изучением русского языка. VIII класс

При перепечатке индексируемая активная ссылка на LITERARY.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на сайте библиотеки