LITERARY.RU → Примерное планирование работы по учебному комплексу В. В. Бабайцевой для классов и школ с углубленным изучением русского языка. VIII класс → Версия для печати
публикация №1205414470, версия для печати
Примерное планирование работы по учебному комплексу В. В. Бабайцевой для классов и школ с углубленным изучением русского языка. VIII класс
Дата публикации: 13 марта 2008 |
Планирование IV ЧЕТВЕРТЬ 24 + 6 = 30 Урок 105. Предложения с обращениями. У. 232. С. 3.298, 299 (1 - 4). На дом: з. 299 (5 - 8). РТ-123. Цель урока - закрепить теоретические сведения об обращении, показать многообразие морфологических и интонационных способов выражения обращения, употребления в художественном тексте, в том числе в характерологической функции. Урок 106. Обращение в эпистолярном жанре. С. з. 300, 301. На дом: з. 302. РТ - 124. Производя стилистический анализ текста писем А. П. Чехова к разным адресатам, восьмиклассники характеризуют лексические и другие средства выражения, дифференцирующие адресат. Современные дети редко пишут письма, поэтому работа над домашним заданием должна быть проведена в классе. Уроки 107 - 108. (c) Сочинение. Примерные темы: "Мое любимое слово"; "В слове отражается душа народа"; "Люблю обычные слова, как неизведанные страны" (Д. Самойлов); "В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно..." (Н. Гоголь). Урок 109. Слова-предложения. У. 233. С. з. 303, 304, 305 (1 - 3). На дом: з. 305 (4 - 11). РТ - 117, 118. При кажущейся простоте темы она имеет большое системообразующее значение, так как слова-предложения - реликты самого древнего этапа существования языка. можно сравнить слова-предложения в русском и известных восьмиклассникам европейских языках (фонетический облик слов-предложений обнаруживает известное сходство). Повторение и обобщение Урок 110. Повторение пунктуации в простом предложении. С. з. 306, 307, 308 (1 - 4). На дом: з. 308 (1 - 14). РТ - 119, 126. Можно попросить учащихся предварительно подготовиться к выполнению задания 306 дома: подобрать примеры на повторяемые пунктограммы из произведений русских писателей. Выполняя задание 308, учащиеся должны подчеркнуть осложнения в простых предложениях, а затем составить схемы предложений. Урок 111. Пунктуация при однородных членах предложения с обобщающими словами. С. з. 309. На дом: составить или найти в текстах художественных произведений пять предложений с однородными членами при обобщающих словах. Внимание учащихся обращается на варианты постановки знаков препинания. Каждое предложение сопровождается составлением схемы и подробным комментарием. Этот урок повторения и обобщения и последующие проводятся в форме лабораторных занятий; материал для лингвистического анализа выбирают сами учащиеся из произведений, изучаемых на уроках литературы. Богатейший материал для анализа дает текст романа в стихах "Евгений Онегин". Урок 112. Роль однородных членов предложения в художественном тексте. РТ- 120. Задание можно дать по вариантам. Стихотворения для анализа. С. Я. Маршак Дождь По небу голубому Проехал грохот грома, И снова все молчит. стр. 56 -------------------------------------------------------------------------------- А миг спустя мы слышим, Как весело и быстро По всем зеленым листьям, По всем железным крышам, По цветникам, скамейкам, По ведрам и по лейкам Пролетный дождь стучит. 1946 Л. Н. Мартынов Утро Из пустыни, Из полыни, Из бурьяна, Из тумана Поднимались испаренья, А быть может, излученья Из иного измеренья. Из калины, Из малины Поднимались исполины, Исполины из былины. Из былинки, Из пылинки Возникали исполинки, Исполинки - великанки. Оживали истуканки, Изменялось освещенье, Отменялось воспрещенье Замирать от восхищенья. 1969 Урок 113. Постановка тире в простом предложении. С. з. 310. На дом: з. 311. Урок проводится в форме лабораторной работы. Работа над заданием 311 начинается в классе и сопровождается построением схем и подробным синтаксическим анализом предложений. Урок 114. Составление обобщающей таблицы "Осложнение простого предложения". На дом: РТ- 121. 122. В результате коллективной работы составляется следующая таблица. Осложнение простого предложения Члены предложения Обособленные определения Обособленные дополнения Обособленные обстоятельства: А) выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами; Б) выраженные существительными с предлогами; B) уточняющие Нечлены предложения Вводные и вставные компоненты Обращение Каждая строка таблицы иллюстрируется примерами. Можно объявить конкурс на лучшую иллюстрацию - предложение из художественного произведения (изучаемого в это время на уроках литературы или русской словесности). Уроки 115 - 116. Изложение с предварительным анализом текста. Повторение тем: "Состав простого предложения" и "Однородные члены предложения", РТ - 125. Текст для анализа и изложения Тайга - самый большой лес на земле. Царство колючей хвои. Сосны, кедры, пихты и ели. Тяжелый гул зеленых вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сухо, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и стоялой водой. Корни-выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы. Ни ярких цветов, ни пестрых бабочек. Не видно птиц, не слышно зверей. Все прячутся и таятся. Лишь осторожная тень иногда проскользнет в чаще. Дрогнет задетая кем-то ветка, распрямится примятая кем-то трава, и опять тишина и безлюдье. Трава выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят по упругой хвое. Суховатые валежины цепляются за одежду, еловые лапы бьют по лицу. И черные дупла старых осин следят за тобой, словно чьи-то глаза. Хорошо смотреть на зеленую тайгу с горы. Там светлые боры-сосняки. Тут темные пятна ельников. Голубые извивы рек. Черные гари, пропахшие дымом. Желтые зыбуны болота. И синие, туманные, бескрайние дали. Самый большой лес на земле. Тайга. (Н. Сладков) Уроки 119 - 120. Роль обособленных членов предложения в тексте. Обучающий диктант с предварительным анализом текста. Текст для анализа и диктанта Антон Павлович Чехов Передо мной был молодой и еще более моложавый на вид человек, несколько выше среднего роста, с продолговатым, правильным и чистым лицом, не утратившим еще характерных юношеских очертаний. В этом лице было что-то своеобразное, что я не мог определить сразу и что впоследствии, по-моему очень метко, определила моя жена, тоже познакомившаяся с Чеховым. По ее мнению, в лице Чехова, несмотря на его несомненную интеллигентность, была какая-то складка, напоминавшая простодушного деревенского парня, и это было особенно привлекательно. Даже глаза Чехова, голубые, лучистые и глубокие, светились одновременно мыслью и какой-то стр. 57 -------------------------------------------------------------------------------- почти детской непосредственностью. Простота всех движений, приемов и речи была господствующей чертой во всей его фигуре, как и его писаниях. Казалось, из гла? его струится неисчерпаемый источник остроумия и непосредственного веселья, которым были переполнены его рассказы. И вместе с тем угадцвалось что-то более глубокое, чему еще предстоит развернуться в хорошую сторону. Общее впечатление было цельное и обаятельное, несмотря на то, Что я сочувствовал далеко не всему, что было написано Чеховым. И мне Чехов показался молодым дубком, пускающим ростки в стороны, еще коряво и порой как-то бесформенно, но в котором уже утадывется крепость и цельная красота будущего могучего роста. (В. Г. Короленко) Уроки 121 - 122. Контрольный диктант с грамматическим заданием и его анализ. Диктант N 1 Недели две как стояла засуха; тонкий туман разливался молоком в воздухе и застилал отдаленные леса; от него пахло гарью. Множество темноватых тучек с неясно обрисованными краями расползались по бледно-голубому небу; довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струей, не разгоняя зной. Приложившись головой к подушке и скрестив на груди руки, Лаврецкий глядел на пробегавшие веером загоны полей, на медленно мелькавшие ракиты, на глупых ворон и грачей, с тупой подозрительностью взиравших боком на проезжавший экипаж, на длинные межи, заросшие чернобыльником, полынью и полевой рябиной. Он глядел, и эта свежая, степная, тучная голь и глушь, эта зелень, эти длинные холмы, овраги с приземистыми дубовыми кустами, серые деревеньки, жидкие березы - вся эта давно им не виданная русская картина навевала на его душу сладкие и в то же время почти скорбные чувства, давила грудь его каким-то приятным давлением. Мысли его медленно бродили; очертания их были так же неясны и смутны, как очертания тех высоких, тоже как будто бродивших, тучек. Вспомнил он свое детство, свою мать... Тарантас толкнуло - Лаврецкий выпрямился и широко раскрыл глаза. Перед ним на пригорке тянулась небольшая деревенька; немного вправо виднелся ветхий господский домик с закрытыми ставнями и кривым крылечком; по широкому двору, от самых ворот, росла крапива, зеленая и густая, как конопля; тут же стоял дубовый, еще крепкий амбарчик. Это было Васильевское. (И. Тургенев) Грамматическое задание 1 вариант. Составьте схему третьего предложения и определите, чем оно осложнено. 2 вариант. Составьте схему четвертого предложения и определите, чем оно осложнено. Диктант N2 На Нерли Недалеко от моего дома, в деревне, протекала речка Нерль, небольшая речка. Она шла, извиваясь, узкая и быстрая, в красивых берегах, то около песчаной осыпи, покрытой хвойным лесом, то у самого леса, переходила луга и большие болота... Глубокие заводи лежали, как круглые огромные зеркала, отражая берега и лес. Эти заводи были очаровательны. У берега на лугу, покрытом цветами, паслись стада. Река в болотах шла, разветвляясь на несколько рукавов в зарослях ивняка, и покрыта была густой тиной и какими-то водорослями, похожими на маленькие седые деревья, усеянные розовыми, как бисер, цветами. Были места, поросшие купавниками, болотными лилиями. Среди тины и зарослей открывались чистые плесы, прозрачные и глубокие. Там было много утиных выводков. Я встречал змей-гадюк совершенно черного цвета, как уголь. Бывали ужи, почему-то тоже черные. Зеленью и голубые стрекозы носились над водой, садясь на череду и осоку. Стояли рядами камыши, шурша и покачиваясь под ветром, с темными длинными шишками. Огромные пудовые жуки жили там. Стаями ходили золотые язи, гладкие лини, круглые караси и темные окуни - почти вся речная рыба. Мелкой рыбки в речке не было. (К. Коровин) Грамматическое задание 1 вариант. Произведите полный синтаксический разбор первого предложения. 2 вариант. Произведите полный синтаксический разбор второго предложения. Диктант N 3 Воробей Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой - и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. стр. 58 -------------------------------------------------------------------------------- Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущенного пса - и удалился, благоговея. Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом. Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. (И. С. Тургенев) Грамматическое задание 1 вариант. Произведите полный синтаксический разбор третьего предложения. 2 вариант. Произведите полный синтаксический разбор пятого предложе- * ния. Уроки 123 - 124. Сочинение-эссе. Эссе - от английского essay и французского essai - "очерк, статья, попытка" - жанр критики, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему (литературную, эстетическую, философскую и пр.), не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса и т.п. Родоначальником жанра эссе явился французский писатель-гуманист и философ М. Монтень, написавший в 1580 году "Essais", где он изложил мысли о судьбе общества и человека... (Словарь литературоведческих терминов) В школе жанр сочинения-эссе понимается как сочинение-рассуждение на свободную тему с ярко выраженной и аргументированной авторской позицией. Примерные темы: "Стихи и стихия". "Беспредельность и границы свободы". "Люди и вещи". "О дружбе и одиночестве". "Божественные дары". "Сердце сердцу весть подает". На первом уроке проводится обсуждение тем, их основных тезисов. Именно формулировку тезисов необходимо обсудить наиболее тщательно, так как выбор доказательств-аргументов и их формулирование будут зависеть от интерпретации тезиса - собственного мнения учащегося. Обсуждаются объем сочинения и последовательность аргументов, ведется беседа-дискуссия о стилистической принадлежности текста, Уроки 125 - 126. Изложение с элементами сочинения, сопровождаемое предварительным анализом текста на филологическую тему. Решающую роль в эпическом роде литературы играет повествование, т.е. рассказ о происшедших событиях, который ведется "со стороны". Напомним суждение Аристотеля: эпический поэт рассказывает "о событиях, как о чем-то отдельном от себя". Между временем действия и временем повествования в нем существует определенное расстояние. В отношении к повествованию изображаемое выступает как прошедшее. Для повествователя (рассказчика) характерна позиция человека, вспоминающего о случившемся. Временная дистанция между изображаемым действием и повествованием может быть большей ИЛИ меньшей. Повествование в большинстве случаев ведется в грамматическом прошедшем времени, но порой оно приобретает форму настоящего времени. "Тысячи предметов отвлекают мое внимание... Вот стороной дороги бегут потные, косматые лошади", - сказано в повести Льва Толстого "Детство". В этих случаях, однако, грамматические формы настоящего времени выступают в функции времени прошедшего: читателю ясно, что рассказчик, Николенька Иртеньев, говорит о бегущих лошадях не в момент их бега, а вспоминает об этом. Повествование в прямом, строгом смысле - это обозначение с помощью слов того, что произошло однажды. Оно запечатлевает динамику жизни. Являясь необходимым художественным началом эпического произведения, повествование вместе с тем не господствует в нем безраздельно. Наряду с собственно повествованием, в эпопеях и романах, в рассказах и новеллах немалую роль играют описания. Это изображение предметного мира в его статике (большая часть пейзажей, характеристики бытовой обстановки, черт наружности персонажей, их душевных состояний). Описаниями являются также изображения периодически повторяющихся событий и фактов. Описания природы, персонажей и бытового уклада их жизни в какой-то мере сближают эпический род литературы с живописью и графикой. Своеобразное соперничество писателей с живописцами в области пейзажей, интерьера, натюрморта, портрета можно наблюдать в литературе всех эпох. К повествованию нередко подключаются авторские рассуждения, в особенности в романах и повестях. Повествование о действиях и событиях сопровождается, наконец, высказываниями персонажей: их монологами и диалогами, либо произносимыми, либо внутренними. (Из Словаря юного филолога) Произведите анализ текста по плану (тема, тип речи, стиль). Отметьте языковые средства, характерные для научного стиля (специальную лексику, термины, преобладание существительных, в основном с отвлеченным значением, и прилагательных, глагольно- именные словосочетания, существительные в родительном падеже, преобладание составных стр. 59 -------------------------------------------------------------------------------- именных сказуемых перед глагольными, производные отыменные предлоги, средства уточнения, пояснения, присоединения, вставные и вводные компоненты). Подробно прокомментируйте пунктограммы осложнения простого предложения. Охарактеризуйте типы речи одного из изученных вами художественных произведений, пользуясь сведениями, полученными из статьи. Урок 127. Анализ изложения с элементами сочинения на филологическую тему. Уроки 12 - 129. Диктант с предварительным анализом текста и последующим комментарием. С. з. 312. Урок 130. Резервный. стр. 60 Опубликовано 13 марта 2008 года Полная версия публикации №1205414470 → © Literary.RU Главная → Примерное планирование работы по учебному комплексу В. В. Бабайцевой для классов и школ с углубленным изучением русского языка. VIII класс При перепечатке индексируемая активная ссылка на LITERARY.RU обязательна! |
|