Полная версия публикации №1205414158

LITERARY.RU План-конспект уроков по поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри". VIII класс → Версия для печати

Готовая ссылка для списка литературы

Коршунова Н. С. , План-конспект уроков по поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри". VIII класс // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 13 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205414158&archive=1206184753 (дата обращения: 18.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

публикация №1205414158, версия для печати

План-конспект уроков по поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри". VIII класс


Дата публикации: 13 марта 2008
Автор: Коршунова Н. С.
Публикатор: maxim
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1205414158 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


На изучение поэмы отводится 3 часа. К моменту самостоятельного чтения поэмы учащиеся знают наизусть стихи Лермонтова "Бородино", "Парус", "Тучи", "На севере диком...", "Листок", "Утес", "Молитва", "Когда волнуется желтеющая нива..."; читали и обсуждали в классе "Песню про Ивана Васильевича...", балладу "Беглец", стихи поэта "Родина", "Прощай, немытая Россия...", "Предсказание", "Нищий", "Смерть поэта", "Завещание", "Сон", "Горные вершины...", "И скучно и грустно..." 1 .

Таким образом, у учащихся имеется довольно значительный опыт общения с поэзией Лермонтова, с миром его образов; во многом пока интуитивно, но уже отчасти самостоятельно они могут рассуждать о мировосприятии поэта, о мире его ценностей, приоритетов, о том, что для него дорого, а что неприемлемо, т.е. об авторской позиции.

стр. 28


--------------------------------------------------------------------------------

Исходя из этого, работу над поэмой можно построить так.

1. Самостоятельное чтение поэмы дома.

2. Первый урок: работа в группах над проблемными вопросами (учитель выступает в роли консультанта).

3. Второй урок: семинар, отчет групп о возможных решениях по данным проблемам, обсуждение в классе (учитель является организатором обсуждения).

4. Третий урок: самостоятельная письменная работа учащихся (учитель выступает в роли эксперта).

На первом уроке учащиеся произвольно делятся на группы, учитель при необходимости вносит корректировку, исходя из двух посылок:

1) в каждой группе 5 - 6 участников;

2) в каждой группе есть потенциальный лидер 2 .

Группы получают "Рабочую карту урока" (см. приложение) 3 и индивидуальное задание. Проблемный вопрос дается группе с учетом состава участников и сложности вопроса.

Вопросы подобраны таким образом, чтобы участники каждой группы должны были

1) работать с текстом в целом;

2) работать аналитически с отдельными структурными частями текста.

Вопросы

1. Поставьте поэму "Мцыри" в ряд других известных вам стихов поэта. Проведите аналогию, обоснуйте каждый случай.

2. Почему Лермонтов сменил эпиграф поэмы (сначала была французская пословица "Родина бывает только одна")?

3. Как построено художественное время в поэме? Почему мы заранее знаем, что произойдет с героем?

4. Что видел Мцыри на воле?

5. Что значит для Мцыри жить ?

6. Какую роль в поэме играет пейзаж? Как он изменяется и почему?

Пять-шесть минут можно отвести на организацию работы в начале урока и на завершение ее в конце с выставлением в рабочей карте самооценки и оценки группы. Остальное время полностью посвящено работе в группах. Учащиеся 1) обсуждают проблему; 2) выдвигают гипотезу и ищут подтверждение ей в тексте, отмечают необходимые фрагменты; 3) ведут запись ключевых мыслей и выписывают страницы, где отмечены "доказательства"; 4) в случае необходимости консультируются с учителем; 5) составляют план сообщения- доклада на семинаре. Учитель по мере необходимости индивидуально консультирует каждую группу, ориентируясь на прогнозируемое содержание семинара.

В конце работы каждая группа сдает "Рабочую карту урока". В ней 1) записан вопрос, над которым работала группа; 2) состав участников; 3) самооценка каждого участника; 4) оценка каждого участника с точки зрения группы. Самооценка и оценка даются по точным критериям, указанным в карте.

Второй урок строится как семинар с элементами дискуссии. Порядок обсуждения таков: 1) первым от группы высказывается назначенный учителем ученик; 2) далее дается возможность по желанию высказаться всем участникам группы с добавлениями или комментариями; 3) последними получают возможность возразить, добавить, исправить участники других групп; 4) в заключение учитель подводит итоги обсуждения данного вопроса, и с помощью учителя и отчитывающегося ученика все учащиеся делают в тетради записи по данному вопросу.

Примерное (прогнозируемое) содержание этих записей таково.

Вопрос первый. Поэма "Мцыри" ассоциируется (связывается, соотносится)

- по психологическому состоянию одиночества героя со стихами "Парус", "На севере диком...", "Листок", "Утес", "И скучно и грустно...";

- по мечтам героя о Родине со стихами "Тучи", "Родина", "Завещание", "Сон";

- по мятежности, мужеству, воинственности героя со стихами "Парус", "Песня про царя Ивана Васильевича...";

- по взаимоотношениям героя с природой со стихами "Когда волнуется...", "Горные вершины...", "Тучи";

стр. 29


--------------------------------------------------------------------------------

- по кавказским мотивам со стихами "Беглец", "Завещание", "Сон", "Горные вершины...".

(В сильном классе можно составить соотносительную таблицу сходства и различия поэмы и названных стихов.)

Вопрос второй. Первоначальный эпиграф не подходил

- по неорганичности для данного произведения французского языка;

- по причине сужения темы поэмы до темы "побега на Родину" (в то время как главная тема "Мцыри" - побег из "тюрьмы" на свободу);

- в первом варианте эпиграфа акцент на чувстве патриотизма, во втором - на чувстве жизни;

- второй эпиграф - ключ к пониманию идеи поэмы: смерть Мцыри - плата за три дня истинной (в его понимании) жизни.

Вопрос третий. Ответ представляется в виде оси времени:

- художественное время направлено противоположно реальному: от настоящего к прошлому;

- мы заранее знаем о неизбежной смерти героя - это придает героический и трагический тон его рассказу-исповеди о трех днях свободы.

Вопрос четвертый. Во всем природном мире Мцыри видит

- родственность ("деревья... как братья в пляске круговой", "приросли к скале две сакли дружною четой", "семейство барсов");

- или разлученную родственность ("... груды темных скал, когда поток их разделял", "облачко за облачком... как будто белый караван залетных птиц из дальних стран").

Вопрос пятый. "Жить" для Мцыри значит

- жить на свободе,

- жить на Родине,

- жить с родными,

- жить единой с природой жизнью.

Вопрос шестой. Природа прекрасна и едина с Мцыри в главах 6 - 14, но в главах 15 - 22 грозна и враждебна Мцыри. За годы жизни в монастыре Мцыри отвык жить единой с природой жизнью (сравнение-противопоставление с выросшим в темнице цветком, с конем).

В конце урока учитель объявляет оценки каждой группы.

На третьем уроке учащимся предлагается вопрос для самостоятельной работы с текстом поэмы и письменного развернутого ответа: "Что узнал Мцыри о себе, оказавшись на воле?"

Работы учащихся строятся по-разному, используются разные способы аргументации, но принципиально важно, чтобы ученики увидели и осмыслили следующие ключевые моменты самосознания Мцыри.

1. Он впервые ощутил в душе бурные человеческие страсти: любовь, страх, восторг. Он впервые плакал.

2. Он почувствовал и уверился в том, что "мог бы быть в краю отцов не из последних удальцов".

3. Он осознал, что на нем "печать свою тюрьма оставила": он никогда не сможет сам вернуться на Родину.

Если все три мысли любым образом отражены в тексте письменной работы, она оценивается отметкой "5", если две из них - отметкой "4", если хотя бы одна - "3". Если ученик не смог самостоятельно выйти на необходимый уровень понимания поэмы, позиции героя и авторской позиции, работа не может быть положительно оценена. Отдельно оцениваются речевой и грамматический уровни письменной работы.

Данная система уроков позволяет ученику при сотрудничестве с одноклассниками и учителем подняться с уровня первоначального восприятия сложного поэтического текста на уровень детального и контекстуального его осмысления.



стр. 30


--------------------------------------------------------------------------------



стр. 31


--------------------------------------------------------------------------------

--------------

1 Изучение ведется по программе, разработанной кафедрой школы N 444 в соавторстве с доцентом МГЛУ им. Ленина, д.п.н. С. А. Леоновым.

2 Распределение учащихся по группам и выбор представителя для отчета осуществляется по принципам, разработанным В. В. Гузеевым ("Системные основания образовательной технологии". - М., 1995, с. 80 - 89)

3 Карта разработана по технологии Н. П. Капустина.

стр. 32

Опубликовано 13 марта 2008 года





Полная версия публикации №1205414158

© Literary.RU

Главная План-конспект уроков по поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри". VIII класс

При перепечатке индексируемая активная ссылка на LITERARY.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на сайте библиотеки