Полная версия публикации №1205324221

LITERARY.RU Сочинение по картине В.М. Васнецова "Витязь на распутье" → Версия для печати

Готовая ссылка для списка литературы

Л. П. Сычугова, Сочинение по картине В.М. Васнецова "Витязь на распутье" // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205324221&archive=1205324254 (дата обращения: 19.03.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

публикация №1205324221, версия для печати

Сочинение по картине В.М. Васнецова "Витязь на распутье"


Дата публикации: 12 марта 2008
Автор: Л. П. Сычугова
Публикатор: maxim
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1205324221 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Предлагаем один из вариантов композиции урока обучения сочинению-описанию картины.

Назовем урок обучения описанию историко-былинного живописного полотна В.М. Васнецова "Витязь на распутье" так - Выбор пути.

Атрибутивные данные картины - 1882 г. Холст, масло. 167 х 299 см. Государственный Русский музей. Санкт- Петербург.

К подготовке к уроку учитель, конечно же, привлечет учащихся. Заранее (лучше за неделю) определяются группы исследователей, докладчиков. Среди них биографы (они собирают важные факты из биографии художника); экскурсоводы (темы могут быть, к примеру, такие: "Русская сказка в творчестве В.М. Васнецова", "Образы богатырей земли Русской в изобразительном искусстве", "Родная природа на картинах В.М. Васнецова", "Заочная экскурсия по залам музея"); искусствоведы (возможные темы: "Особенности отбора художником изобразительных средств", "Роль цветовой гаммы при создании живописцем художественного образа"...); оформители (подбирают репродукции, фотографии); риторы (составляют толковый словарь урока, например, слов - названий снаряжения русского воина-богатыря; подбирают рабочие материалы к сочинению); учителя правописания (составляют словарный диктант по теме картины; объясняют трудные орфограммы в словах). Часть подготовленных материалов может быть использована во внеклассной работе. Отдельные сведения даются на классном стенде.

Предлагаем некоторые материалы урока.

1. Первичное восприятие картины. Выяснение сюжета; определение ассоциативных связей картины с другими художественными произведениями.

Воин в доспехах на рослом белом коне остановился перед изъеденным временем камнем. Тяжело задумался он, прочитав: "Как пряму ехати, живу не бывати. Нет пути ни проезжему, ни прохожему, ни пролетному".

На создание этого полотна В.М. Васнецова вдохновило произведение народного эпоса. Тема картины взята из былины "Илья Муромец и разбойники":

Да наехал он во чистом поле три дороженьки,

Три дороженьки, три ростании.

На тех ростанях лежит там бел горюч камень.

А на камени том подпись подписана:

"Налеву ехати - богату быть,

Направу ехати - женату быть,

Как пряму ехати - живу не бывати, -

Нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному!" 1

Художник впервые приблизился к подлинному воплощению в живописном образе былинного сюжета. В народном эпосе он черпал материал для многих картин: "После побоища Игоря Святославича с половцами", "Богатыри", "Гусляры", "Баян", "Бой скифов со славянами".

Можно предложить учащимся сопоставить изобразительные ряды, создающие картину поля после битвы, на картине В.М. Васнецова "Витязь на распутье", и в поэме А.С. Пушкина "Руслан и Людмила":

Пред ним открылся дол широкий

При блеске утренних небес.

Трепещет витязь поневоле:

Он видит старой битвы поле.

Вдали все пусто; здесь и там

Желтеют кости; по холмам

Разбросаны колчаны, латы;

Где сбруя, где заржавый щит;

В костях руки здесь меч лежит;

Травой оброс там шлем косматый,

И старый череп тлеет в нем;


--------------------------------------------------------------------------------

1 Из былины "Илья Муромец и разбойники". Цит. по: Моргунов Н.С. Виктор Васнецов. - М.; Л.,1940. - С. 28.

стр. 45


--------------------------------------------------------------------------------

Богатыря там остов целый

С его поверженным конем

Лежит недвижный; копья, стрелы

В сырую землю вонзены,

И мирный плащ их обвивает...

Ничто безмолвной тишины

Пустыни сей не возмущает...

Художник не загромождает полотно многочисленными деталями, но, используя изобразительно-выразительные средства живописи, убедительно воссоздает дух мертвого поля.

2. Определение основной мысли живописного произведения. Попытаемся доказать, что перед нами подлинно русская национальная картина, в которой выражены народная мудрость, мощь, красота. Выясним, по каким приметам можно понять, что могучий богатырь земли Русской собрался в неблизкий и трудный путь. Под богатырем седельце черкесское. Щит узорчатый, колчан с калеными стрелами. Ярко сверкает его шлем, грудь защищена кольчугой. Рука крепко держит копье. На поясе - меч богатырский, а к седлу подвешена полуторапудовая палица. Всегда готов богатырь к жестокой схватке с врагом.

Под стать богатырю и рослый белый конь. Красивый, сильный, достойно несет он могучего седока.

Далее выясним, какой художественный образ воплощает тему предупреждения об опасности, какова роль пейзажа в создании настроения картины. Страшно, зловеще вокруг. Мрачный седой камень потемнел от времени. Некогда белый валун порос мхом. Зловеща надпись на нем. Некоторые буквы стерлись. Напряженность усиливает изображение и других предметов. Пустыми глазницами смотрят на храброго витязя черепа, белеют в траве иссушенные ветрами и палящим солнцем человеческие и конские кости. Немало полегло здесь бесстрашных воинов. Безраздельно властвует теперь над мертвым полем черное воронье. Скрипучим карканьем нарушается могильная тишина.

На вопрос, какие цвета использует художник для создания атмосферы сумеречности и напряженного ожидания, предлагаем ответить, используя Толково-сочетаемостный словарь. Из словарной статьи "Цвет" выберем определения- прилагательные, подходящие для характеристики цветового тона зари, а также слова, называющие цвета по их насыщенности и светлоте.

Предлагаем детям предположить, о чем думает витязь, какое примет решение. Герой, конечно, поедет прямой дорогой. Он в тяжелом раздумье. "Выбирать крест вместо золота трудно" 2 , поэтому витязь собирается с духом, чтобы противостоять страшной неведомой силе. Русские богатыри всегда избирали путь самопожертвования. И гибли на поле битвы. И побеждали: ведь если живы мы, жива наша земля.

А вот вопрос, обращенный к сердцу сегодняшних зрителей картины: помним ли мы, все мы, о своих защитниках? С одной стороны, да. Образ славного богатыря, встретившего на своем пути вещий камень, увековечен в народной поэзии, восславлен в русском изобразительном искусстве (полотно В.М. Васнецова, иллюстрация И.Я. Билибина к русской народной сказке "Об Иване Царевиче, Жар-птице и Сером волке", 1899). С другой стороны, нет. Не убраны, не схоронены, валяются по земле кости и черепа; поросли они "травой забвения". Упрек? Возможно. Всегда ли мы благодарно вспоминаем ушедших? Наверное, и об этом полотно В.М. Васнецова - о памяти, о долге живых перед мертвыми.

Нелегким будет и следующий вопрос. Согласны ли вы с утверждением, что в образе витязя В.М. Васнецов изобразил себя, свое состояние? Автор всегда выражает себя в своем творении. К тому же жизненная ситуация от любого требует поиска правильного решения. Картина создана в конце XIX в. Русская интеллигенция искала в ту пору ответ на вопрос: что делать? Виктор Михайлович обратился за ответом к русской истории, к образам мужественных героев, освященным временем и народным эпосом. В "Витязе на распутье" угадываются и раздумья художника о выборе новых дорог в искусстве.


--------------------------------------------------------------------------------

2 А. Казин// Русский крест. - СПб., 1994. - С. 20.

стр. 46


--------------------------------------------------------------------------------

Какое, на ваш взгляд, самое важное слово говорит живописец современникам? Всегда перед каждым из нас, перед всем человечеством будет стоять вопрос о выборе, о самоопределении. Как жить: по выгоде и корыстно или по справедливости и правде?

Другая точка зрения. Искусствовед Н. Ярославцева утверждает, что картина является одной из вех в воплощении художником истинного идеала - Христа, чье учение названо в Священном Писании краеугольным камнем. Значит, витязь, готовясь к святому делу, стоит у Васнецова перед символическим изображением Христа. Сам Виктор Михайлович всем делом своей жизни служил высокому идеалу русской веры, правде, добру и красоте.

Ф.И. Шаляпин был потрясен картинами Васнецова: "Его витязи и богатыри, воскрешающие самую атмосферу Древней Руси, вселяли в меня ощущение мощи - физической и духовной. От творчества Виктора Васнецова веяло "Словом о полку Игореве"" 3 ,

3. Работа по вербализации впечатлений.

- Толкование лексического значения историзмов и словарный диктант по теме "Боевые доспехи славянского воина".

Доспехи бранные, седельце черкесское, щит узорчатый, колчан с калеными стрелами, полуторапудовая палица, меч богатырский, кольчуга.

- Пунктуационная минутка. Составление предложений.

...призадумался, не здесь ли...; ...задумался, куда ему...; ...размышляет, как ему...; ...решил, что...; ...уверены, что...; ... собирается с духом, чтобы...

- Составление рабочих материалов к сочинению.

Богатырь, витязь, храбрец, воин, защитник земли Русской; стоит в тяжелом раздумье.

Дума, раздумье, размышление, сомнение.

Конь (верный друг, боевой товарищ) великолепный, красивый, большой, сильный, спокойный.

Камень (валун, придорожный, бел горюч, седой, вещий, древний, изъеденный временем; покосился, порос мхом, почернел, предвещает опасность). Надпись зловещая, ужасная.

Пейзаж мрачен, тревожен. Поле (степь) пустынное, безлюдное, печальное, унылое, усеянное костями.

Воронье, зловещие птицы, провозвестники беды. Карканье скрипучее.

- Работа с Толково-сочетаемостным словарем. (Заметим, что возможности использования словаря данного типа неизмеримо шире, чем представлено в настоящей статье.)

Используя статью "Тон цветовой", сконструируйте предложения:

1. Пейзаж написан в... цветовых тонах. 2. Живописец строит пейзаж на... цветовых тонах. 3. Художник избирает при изображении зари ... цветовой тон. 4. ... цветовой тон... вдали. 5. ... цветовой тон вызывает... 6. ... цветовой тон звучит ... 7.... цветовой тон соответствует...

- Работа с текстом.

Из какой части ученических сочинения взяты отрывки?

1. Художник показывает, что в жизни у человека есть свой выбор и своя дорога, по которой он пойдет. Каждому придется сделать выбор. Мне тоже. 2. Наверное, В.М. Васнецов хотел показать, как важно не спешить, когда принимаешь решение, чтобы потом не жалеть о содеянном. 3. Говорят, что выбрать крест вместо золота очень трудно. Часто и нам приходится делать свой выбор. Это нелегко, как будто дорогу выбираешь. Мама меня учит: "Делай так, чтобы добро от тебя было".

Составьте план описания картины. Воспользуйтесь предложенными формулировками, выбрав те, что наиболее полно выражают основную мысль вашего текста:

Народный эпос. Обращение В.М. Васнецова к устному народному творчеству.

Витязь и его боевое снаряжение. Былинный образ богатыря в "Витязе на распутье".

Надпись на валуне. Вещий камень. Могильная тишь.

Думы богатыря. Нелегкое раздумье о будущем.


--------------------------------------------------------------------------------

3 Цит. по: Яновский-Максимов Н.М. Сквозь магический кристалл. - М., 1975. - С. 192.

стр. 47


--------------------------------------------------------------------------------

4. Творческая работа.

Устное описание картины. Письменный ответ на один из пунктов плана. Задания повышенной трудности.

1. К сюжету о древнем витязе, стоящем на перепутье, также обратился художник И.Я. Билибин (иллюстрация к русской народной сказке "Об Иване Царевиче, Жар-птице и Сером волке", 1899). Сопоставьте изобразительно-выразительные средства, использованные В.М. Васнецовым и И.Я. Билибиным для выражения одной темы. Расскажите (напишите) об этом.

2. Словесное рисование. А если бы художником был ты, то какой сюжет избрал бы для выражения темы нравственного выбора? Опиши словами свою воображаемую картину. Захочешь - нарисуй, напиши красками.

В заключение приводим образец статьи из составленного нами "Толково-сочетаемостного словаря искусства".

ТОН цветовой. Одно из качеств цвета, благодаря которому данный цвет отличается от других; преобладающий в картине цвет, цветовой отгенок.

По составу: производный; сложносоставленный; сложный, смешанный...;

по цветности: голубой, желтый, зеленый, золотистый, коричневато-охристый, коричневый, красный, оливковый, оранжевый, перламутровый, розовый, серебристый...;

по теплохолодности; теплый, холодный;

по насыщенности: бледный, блеклый, интенсивный, насыщенный, ослепительный, просветленный, светлый, темный, яркий...;

по другим признакам: бархатистый, благородный, воздушный, горячий, изысканный, красивый, кричащий, мягкий, напряженный, нежный, прохладный, прозрачный, свежий, сочный, чистый...; вибрирующий, ровный...; общий, условный ... цветовой тон.

Контрастные, разнообразные, сближенные, смежные ... тона.

Какой-л. цветовой тон какого-л. валера, изображения, каких-л. красок, какого-л. спектра...; какой-л. бумаги, какого-л. картона, холста...; какой-л. насыщенности...; в натуре...; в каком-л. художественном произведении: акварели, картине...; с какой-л. (тонкой...) нюансировкой.

Какой (-ая, -ое; -ие) -л. аккорд, блеск, гармония, оттенки, сила, фон, чувство...; высветление, изменение, использование, колебание, контрастирование, нанесение, подбор, построение, преобладание, разработка,..; насыщенность, яркость; активность, бархатистость, богатство, верность, гибкость, глубина, звучность, контрастность, мягкость, приглушенность, прозрачность, свежесть, сдержанность, чистота... какого-л. цветового тона.

Какие (-ая, -ое) -л. взаимоотношения, группа, контрасты, разнообразие, созвучие, соединение, сочетание... каких-л. тонов.

Какая (-ое, -ой; -ие) -л. разница...; воплощение, ошибка, подчинение (второстепенных деталей целому...) ... в каком- л. тоне.

Какой-л. пигмент... для какого-л. цветового тона.

Отношение... ккакому-л. цветовому тону.

Соотношение ... между какими-л. цветовыми тонами, каких-л. цветовых тонов.

Влияние (какого-л. освещения...)... на какой-л. цветовой тон.

Какая (-ое) -л. градация, различие... по ка-кому-л. цветовому тону.

Анализировать, брать, искать, любить...; возвести (до уровня живописной драгоценности...), найти, нанести, ослабить, предпочесть, приобрести (при каком-л. освещении...), сдвинуть (в сторону каких-л. тонов), усилить... какой-л. цветовой тон.

Соединить, сочетать, сравнить, уравновесить... какие-л. цветовые тона.

Взывать к чувству...; зафиксировать что-л., объединить что-л., передать что-л. ... каким-л. цветовым тоном.

Сблизить (какие-л. цвета...), уточнить (какой-л. рисунок...)... в каком-л. цветовом тоне.

Работать...; воплотить что-л., выдержать что-л.., исполнить что-л., написать что-л., решить что-л., написать что-л., разработать что-л. ... в каких-л. цветовых тонах.

Выступать... из какого-л. цветового тона.

Составить что-л., состоять... из каких-л. цветовых тонов.

Строить (какую-л. композицию...)... на каких-л. цветовых тонах.

Сгармонировать что-л., сравнить что-л. ... по какому-л. тону.

Контрастный, одинаковый, разный, сдержанный, темный, теплый... по какому-л. цветовому тону.

Цветовой тон играет (ведущую...) роль (в передаче какой-л. объемной формы...)...

Какой-л. цветовой тон вспыхивает; вызывает (дисгармонию...); выпадает (из целого...); звучит (в каком-л. пространстве...); гасит (какие-л. предметные мелочи...); доминирует; окутывает что-л.; передает (затененность какого- л. изображения, какое-л. состояние души...); преобладает (в какой-л. цветовой гамме...); придает (тяжесть...); просвечивает; растворяется

стр. 48


--------------------------------------------------------------------------------

(в легкой дымке...); создает (цветовую основу какого-л. произведения, какое-л. ощущение..,); соответствует (какому-л. изображенному сюжету...); строит (сложные градации...); усиливает (какую-л. атмосферу, какое-л. ощущение...)...; приблизился (к какому-л. цветовому тону...).,.; взят (верно...); приглушен; скоординирован (с каким-л. тоном...); создан...

Какие-л. цветовые тона меняются (в зависимости от расстояния до предмета изображения...); образуют (какой-л. колорит); передают (какие-л. изгибы, какие- л. объемы...); переходят (друг в друга...); сливаются; теряют (контрастность...); являются излюбленной гаммой (какого-л. художника...)...; сгармони-зированы; сопоставлены...; разнообразны...

* В.М. Васнецов. "Аленушка. 1881 г. Холст, масло".

"Фигуре Аленушки, задумавшейся над своей горькой судьбой, как бы вторят и бледно-серое небо, и путающая своей темнотой поверхность омута и блеклые серые тона поникшей листвы осинок. Все пронизано поэтической грустью". (Пастон Э.В. Виктор Васнецов. - М., 1996. - С. 34.)

- Тон в натуре - качество воспринимаемого нами цветового пятна.

- Тон в картине - это пятно краски, обработанной художником так, чтобы оно выражало все качества тона в натуре.

** Фр. tonalite - окраска, от лат. tonus - звук, тон, греч. tonos - высота звука.

стр. 49

Опубликовано 12 марта 2008 года





Полная версия публикации №1205324221

© Literary.RU

Главная Сочинение по картине В.М. Васнецова "Витязь на распутье"

При перепечатке индексируемая активная ссылка на LITERARY.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на сайте библиотеки