Полная версия публикации №1205324041

LITERARY.RU "Души прекрасные порывы..." Интерпретация стихотворения А.С. Пушкина "К Чаадаеву" → Версия для печати

Готовая ссылка для списка литературы

В. И. Влащенко, "Души прекрасные порывы..." Интерпретация стихотворения А.С. Пушкина "К Чаадаеву" // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205324041&archive=1205324210 (дата обращения: 25.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

публикация №1205324041, версия для печати

"Души прекрасные порывы..." Интерпретация стихотворения А.С. Пушкина "К Чаадаеву"


Дата публикации: 12 марта 2008
Автор: В. И. Влащенко
Публикатор: maxim
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1205324041 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


В исследовательской литературе о лирике Пушкина можно выделить три разбора стихотворения "К Чаадаеву":

это подробный и содержательный комментарий Ю. Лотмана, предназначенный для учителя литературы 1 , блестящий анализ композиции стихотворения, сделанный Е. Эткиндом 2 , и достаточно убедительный историко- литературный анализ А. Лужановского 3 . Выбрав определенный угол зрения для осмысления духовного содержания хрестоматийного стихотворения Пушкина, попробуем увидеть в нем новые смысловые грани.

Для выявления объективной доминанты произведения необходимо учитывать жанровые традиции стихотворных посланий. Среди основных особенностей этого жанра, едва ли не ведущего в конце XVIII - начале XIX века, на переходе от классицизма к сентиментализму, с его культом дружбы и обостренным вниманием к проблеме личного счастья, в качестве ключевых выделим следующие: личность автора в стихотворных письмах, "портрет души и сердца своего" (Н. Карамзин), выражается часто значительно ярче, чем в других жанрах; многое в стихотворении определяет и личность адресата, установка на собеседника порою, по словам В. Грехнева, "пронизывает насквозь каждый "атом" композиции, а композиция иногда втягивает в крут изображения целый "хор" собеседников" 4 .

Как подсчитала Т. Мальчукова, всего Пушкин написал 125 посланий, самых разных по виду: дружеских, любовных, сатирических, торжественных, назидательных, шутливых и т.д. Причем в лицейский период на 150 стихотворных текстов приходится 38 посланий, а в петербургский период (1817- 1820) написано 17 посланий 5 . П.Я. Чаадаеву Пушкин посвятил 4 стихотворения: три послания - "К Чаадаеву" (1818- 1820), "Чаадаеву" (1821), "Чаадаеву" (1824) - и одно маленькое стихотворение "К портрету Чаадаева" (1817-1820).

Дружеское послание "К Чаадаеву" пронизано сильной, убежденной, страстной верой ("Товарищ, верь...") в скорое пробуждение России ("Россия вспрянет ото сна"), в ее свободное будущее, в то, что великую миссию освобождения народа от крепостного права ("на обломках самовластья") выполнит поколение поэта ("напишут наши имена"). Этим чувством после Отечественной войны 1812 г. в России жили многие лучшие представители дво-

стр. 18


--------------------------------------------------------------------------------

рянского общества, часть их выйдет на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 г. Как отмечает П. Анненков, "необычайная и страстная влюбчивость в идеи и представления, попадавшие на глаза, сделалась господствующей чертой нашего общества после заграничных войн и заменяла ему настоящее образование" 6 . Поэт говорит от лица своего поколения ("мы"), и "его первое юношеское объяснение в любви к Родине и Революции" (Д. Благой) 7 звучит как гимн вольнолюбивой молодежи, в котором политическая устремленность поэта сливается с декабристской идеологией.

Как это доминирующее чувство связано с адресатом послания - Петром Яковлевичем Чаадаевым (1794-1856), в будущем оригинальным русским философом, автором восьми "Философических писем" и "Апологии сумасшедшего", а в конце 10-х гг. старшим другом и "властителем дум" Пушкина, с которым он познакомился в Царском Селе в сентябре 1816 года? Наше знание о будущем Чаадаева (он, будучи адъютантом командира гвардейского корпуса Васильчико-ва и, по словам Е.Н. Раевской, "самым заметным и самым блистательным из всех молодых людей Петербурга", которому открывались перспективы быстрой военной и придворной карьеры, неожиданно для всех в феврале 1821 г. выходит в отставку) и его философских трудах оказывает безусловное влияние на наше восприятие этого стихотворения.

Послание Пушкина в определенном смысле представляет собой спор на художественном уровне, на языке чувств и образов, выражающих понимание поэтом главного сердцем и душой, с философской концепцией истории России мыслителя Чаадаева, его скептицизмом в отношении России 8 , с его пессимистическим взглядом и оценкой прошлого страны и неверием в будущее, с суровыми и беспощадными суждениями Чаадаева о России в его первом "Философическом письме": "Опыт времен для нас не существует. Века и поколения протекли для нас бесплодно... мы миру ничего не дали... мы не внесли в массу человеческих идей ни одной мысли, мы ни в чем не содействовали движению вперед человеческого разума..." 9

И хотя философский трактат в восьми письмах, в котором нашла выражение эта концепция, был завершен Чаадаевым только в 1828-1831 годах, можно предположить, что некоторые идеи зарождались и были озвучены во время встреч, бесед, споров уже в первые годы знакомства и дружбы мыслителя и поэта. По мнению А. Пыпина, "послания Пушкина рисуют эту пору их дружбы, когда Чаадаев являлся перед ним то "мудрецом", то "мечтателем"; впоследствии (в 1831 г.) Пушкин читал в рукописи ряд тех писем, из которых одно появилось потом в "Телескопе", из его отзывов об этом чтении не видно, чтобы идеи Чаадаева поразили его как что-то совсем новое; вероятно, по крайней мере, не было ново их скептическое направление" 10 .

Вполне вероятно, что, как предполагает В.Кунин, и трагедия "Борис Годунов" (1825), в которой в полной мере отразилось отношение Пушкина к отечественной истории, была возражением поэта на еще не написанное "Философическое письмо"". В свою очередь, и Чаадаев, для которого характерны "крайний рационализм и логическая ориентированность" (Вяч.Вс. Иванов), все время как бы вел внутренний диалог с Пушкиным и в более поздней работе "Апология сумасшедшего" (1837) разъяснил своим критикам и отчасти откорректировал некоторые крайности первого "Философического письма":

"Больше, чем кто-либо из вас, поверьте, я люблю свою страну, желаю ей славы, умею ценить высокие качества моего народа <...> Я считаю наше положение счастливым, если только мы сумеем правильно оценить его <...> у меня есть глубокое убеждение, что мы призваны решить большую часть проблем социального порядка, завершить большую часть идей, возникших в старых обществах, ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество. Я часто говорил и охотно повторяю: мы, так сказать, самой природой вещей предназначены быть настоящим совестным судом по многим тяжбам, которые ведутся перед

стр. 19


--------------------------------------------------------------------------------

великими трибуналами человеческого духа и человеческого общества" 12 .

Итак, стихотворение отражает спор между поэтом и мыслителем, использующими разные методы познания мира. Заметим, что великий художник слова благодаря своему природному дару, художественной интуиции, творческому вдохновению и минутам подлинного прозрения, наконец, благодаря самой природе художественного образа, способного жить в "большом времени" (М. Бахтин), часто способен к гораздо более глубокому проникновению в тайны мира, истории, природы и человека, к истинному пониманию прошлого, настоящего и пророческим предвидениям будущего, чем ученый, мыслитель, философ, пытающийся прежде всего разумом (возможности которого в принципе ограничены) понять и объяснить все тайны мира. Кроме того, особое значение имеет состояние души человека, а у Пушкина и Чаадаева, как будет показано ниже, разный "возраст души". Вспомним, что свои беседы с Чаадаевым Пушкин назвал "пророческими спорами", а о самом поэте русский философ И. Ильин сказал так: "Он обладал гениальным искусством прозревать сущность вещей - без аналитических подробностей, без диалектического педантизма и теоретических выкладок - он лишь бросал взгляд и точно, быстро схватывал самое главное - Божественную сущность всего" 13 .

Перечитывая первое четверостишие стихотворения Пушкина:

Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юпыо забавы Как сои, как утренний туман, - мы, естественно, обратим внимание на ключевое слово "обман". О каком обмане идет речь? В чем суть прозрения поэта? Ю.Лотман, раскрывая один из возможных смыслов: "Первая строка в целом рисует идеал мирной, идиллической жизни, а вторая опровергает его как ложный" 14 , - явно не исчерпывает многозначности этих образов. Поставим еще один конкретный вопрос: как у Пушкина соотносятся "любовь" и "обман"?

Для нас совершенно очевидно, что истинная любовь как прозрение и открытие родственной души другого человека и рождение нового взгляда на мир и людей, как высшее природное и духовное состояние души, как божественное чувство не может быть обманом (только слепая, бездуховная, чисто плотская страсть есть обман, но тогда это скорее не человеческое чувство, а животный инстинкт). Поэт говорит о своем переходе из одной эпохи жизни в другую - из юности в молодость 15 , что означает закономерную смену основных жизненных ценностей. Представление о любви как о высшем смысле и цели жизни, свойственное человеку в юности, теперь, в период молодости, представляется неверным, ложным.

По утверждению С. Фомичева, в поздних лицейских посланиях Пушкина "вызревает идеал дружбы - главного дара жизни, противостоящего всем испытаниям" 16 . Кроме того, во многих лицейских посланиях доминирует настроение беззаботности, счастливой праздности, наслаждений вином и любовью. Это мироощущение не только естественно соответствует возрасту поэта (юности), но и в форме выражения имеет литературное происхождение. Корни его в классической древности. Призыв Горация "лови день" варьируется во многих ранних стихотворениях Пушкина, и эпикурейская проповедь наслаждения в это время является для поэта главным критерием человеческого счастья.

В лексике и интонациях первой строфы одни исследователи слышат голос Жуковского, другие - Батюшкова. Ю. Чумаков вспоминает стихотворение Жуковского "Добрый совет" (1814) 17 . Начинается оно так: "Любовь, Надежда и Терпенье...", а затем три строфы посвящены "Любви" ("Она веселье в жизнь вливает... Великих чувств животворитель... Любви нет в сердце - жизни нет!"), по одной строфе - "Надежде" ("...верь, но знай, Что не земля, а небо рай") и "Терпенью", а последняя строфа - "Доброте". "Терпенью" Жуковского Пушкин противопоставляет жажду борьбы и деятельности на благо отчизне.

стр. 20


--------------------------------------------------------------------------------

Вторую точку зрения выражает А. Лужановский. Вспоминая такие лицейские послания Пушкина, как "К Батюшкову" (1814), "Батюшкову" (1815), "К Пущину" (1815), "К Дельвигу" (1815), "Послание Юдину" (1815), исследователь приходит к выводу, что в этих стихотворениях Пушкин "создает аналог стиля Батюшкова, а в послании "К Чаадаеву" - воспользовался его основными словами-символами (доминантой стиля)" 18 . Его начальная строфа, как пишет тот же А. Лужановский, "свидетельствует, во-первых, о разочаровании в "эпикурейском" поведении, во-вторых, об отказе от батюшковской лексики, от батюшковского стиля... почему критика автора этого послания направлена против Батюшкова, а не Жуковского? Дело в том, что... поведение, воспеваемое Батюшковым (и не только им), было широко распространено, имело, в сущности, практический общественный характер. Однако во второй половине 1810-х гг. оно оценивалось уже как поведение пассивное, близкое к сибаритскому, а потому и противоположное гражданскому" 19 .

Этой трактовке не противоречит и образ "сна", напоминающий о преимущественно созерцательном состоянии поэта-ленивца (для которого характерны беспечность, спокойствие и душевная свобода) в пушкинских посланиях лицейской поры. По замечанию В. Грехнева, "уход в себя, когда душа чутко прислушивается к смутным движениям мечты, это состояние, обладающее всеми внешними признаками лени, близкое к погружению в сон, особенно драгоценно для поэта в лицейских посланиях" 20 .

"Любовь", "надежда", "тихая слава" составляют счастье юности, воспринимающей жизнь как забаву и верящей в легкую достижимость счастья. Теперь же, в период молодости, на смену жажде личного счастья и наслаждений в любви приходит осознание своего святого долга в служении отчизне, России.

В стихотворении Пушкина можно увидеть еще одну линию спора с Чаадаевым - в отношении к любви. На наш взгляд, Г. Лесскис ошибочно противопоставляет в послании "чувства" "любовника молодого , ожидающего минуты верного свиданья"... гражданским чувствам служения отчизне 21 . Это открытое противопоставление мы найдем в лирике Рылеева. Пушкин же использует не антитезу, а сравнение, и поэтому можно говорить об органическом соединении личного и общественного. Служение отчизне не предполагает полного отказа от любви, от личного счастья, не требует, как верно отмечает В. Чулков, "жертвенного выбора между ценностями личного (интимного) и гражданского порядка", а утверждает "их взаимную обязательность, невозможность их раздельного существования" 22 .

Если в первом четверостишии звучат голоса представителей элегического, созерцательного романтизма, во втором - голос поэта только еще рождающегося гражданского романтизма (Пушкин создает аналог разных стилей, точно передавая их доминанту), то в третьей строфе автор послания осуществляет синтез двух течений русского романтизма. Как пишет В. Грехнев, "мир гражданских эмоций и область интимнейших движений души, рассредоточенные прежней лирикой по разным сферам душевного опыта, больше не противостоят друг другу" 23 .

В поэзии начала XX в. эта идея найдет свое трансформированное воплощение и дальнейшее развитие в "трилогии вочеловечения" Александра Блока: в переходе от образа Прекрасной Дамы к теме России ("О, Русь моя! Жена моя!"). То, что Пушкин гениально выразил в одном стихотворении, затем развил Блок в трех томах своей исповедальной лирики'. Многие художники слова после Пушкина в своем творчестве раскрывали и развивали только отдельные грани цельного и всеохватывающего, в целом гармонического пушкинского мира.

Возвращаясь к ключевому слову "обман", поставим еще один вопрос: есть ли внутренняя связь между мыслью об "обмане" и позицией Чаадаева?

Оказывается, что такую ассоциативную связь, на первый взгляд совершенно неожиданную, можно обнаружить. Чаадаев в своем отношении к истории, жизни и миру в целом выражает то состо-

стр. 21


--------------------------------------------------------------------------------

яние души, которое часто свойственно человеку в отрочестве. Как показал в автобиографической трилогии Л. Толстой, в отрочестве человек становится мыслителем и философом (в детстве - все художники и поэты), но доминирует скептическое отношение к жизни (пришедшее на смену детской вере и надеждам): "...ни одним из всех философских направлений я не увлекался так, как скептицизмом, который одно время довел меня до состояния, близкого сумасшествию... Из всего этого тяжелого морального труда я не вынес ничего, кроме изворотливости ума, ослабившей во мне силу воли, и привычки к постоянному моральному анализу, уничтожившей свежесть чувств и ясность рассудка" ("Отрочество").

А. Пыпин назвал Чаадаева "родоначальником нашего исторического скептицизма". Участник войны 1812г. декабрист М. Муравьев-Апостол так выразил свое эмоциональное отношение к первому письму Чаадаева: "Россия не имеет ни прошедшего, ни будущего. Человек, который участвовал в походе 1812 года и который мог это написать, положительно сошел с ума" 24 , а П. Вяземский концепцию Чаадаева в письме к А. Тургеневу (от 28 октября 1836 г.) охарактеризовал как "верх безумия" 25 . Таким образом, у официальной власти были основания для своего решения. Как считает современный философ П. Кузнецов, "объявление Чаадаева сумасшедшим является достаточно мудрым и, главное, милосердным актом... Дело в том, что общество требовало значительно более 'жестокого наказания "гордыни помраченного рассудка", обуявшего философа... именно власть защитила Чаадаева от "общественного гнева" - объявив безумным, она из умника и гордеца сделала его юродивым..." 26

По Толстому, человек в "пустыне отрочества" не способен выйти к истине в поисках ответов на главные вопросы человеческого бытия (нет гармонии между мыслью и чувством, между разумом и душой). С точки зрения молодости скептицизм отрочества есть "обман", заблуждение, тупик, из которого необходимо найти выход.

Подобно тому как толстовский Николенька в отрочестве, в период "бездны мыслей", мучился "вечными" вопросами, так Чаадаев, объятый ужасом перед личной смертью, по словам Б. Тарасова, "столкнулся с проблемой утраты смысла в личной карьере или общественных преобразованиях... перед лицом всепоглощающей смерти" и, обладая рационалистическим складом ума, пытался "объяснить необъяснимое, увидеть невидимое... глобально и неопровержимо свести в своем уме все начала и концы" 27 .

Чаадаев уже в начале своих философских поисков утратил внутреннюю гармонию между духом и душой и в конце десятых - начале двадцатых годов пережил глубочайший духовный кризис, который затем в течение долгих лет пытался преодолеть и обрести утраченное внутреннее равновесие с помощью веры, стал, по собственному выражению, "искать религию", обратился к христианству.

Николенька у Толстого в юности через дружбу обретает утраченную гармонию с миром (в детстве эту гармонию обеспечивала материнская любовь). Пушкин в своем первом послании к Чаадаеву как истинный поэт и верный друг с помощью художественного слова, отражающего искренние чувства и точные мысли, стремится помочь своему "неизменному другу" и вдохновить его надеждой и верой в будущее России ("Товарищ, верь...") 28 .

Пушкин стремится оказать на Чаадаева благотворное влияние, которое сам, в свою очередь, испытает от него чуть позднее, в период собственного душевного кризиса в 1819-м г., о чем с такой искренней благодарностью скажет во втором послании к Чаадаеву:

Ни музы, ни труды, ни радости досуга, -

Ничто но заменит единственного друга.

Ты был целителем моих душевных сил;

О неизменный друг, тебе я посвятил

И краткий век, уже испытанный судьбою,

И чувства, может быть, спасенные тобою!

Ты сердце знал мое во цвете юных дней;

Ты видел, как потом в волнении страстей

Я тайно изнывал, страдалец утомленный;

В минуту гибели над бездной потаенной

Ты поддержал меня недремлющей рукой;

Ты другу заменил надежду и покой...

стр. 22


--------------------------------------------------------------------------------

В стихотворении "К Чаадаеву" есть образы, в которых можно увидеть очень важные психологические причины будущего поражения декабристов. "Нетерпеливая душа" оказывается одним из главных недостатков, "роковой" чертой молодости и причиной самообмана. "Безумных лет угасшее веселье" - так начинается пушкинская "Элегия" (1830), которая, по словам В. Непомнящего, является "вершиной его смирения... смирения подлинного... благодарного" 29 . Безумными годами, с точки зрения зрелости, оказываются и юность, и молодость.

Юность "безумна", потому что человек находится во власти чувственных страстей, во власти "мечты безумия" ("Желание", 1816), потому что его обжигает "огонь мучительных желаний" ("Элегия", 1816) и слишком велика жажда наслаждения: "Там, там, - мечтал я, - наслажденье!" ("Наслажденье", 1816). Но только чувственная любовь приводит, как утверждает А. Позов, к "тягостному и трагическому сну духа, летаргии духа, оцепенению души" 30 . Позднее, в стихотворении "Когда в объятия мои..." (1830), Пушкин назовет свою юность "преступной" 31 .

Молодость "безумна", потому что у человека "нетерпеливая душа", охваченная новым огнем - жаждой немедленных исторических результатов, мгновенного преображения России, потому что слишком сильна тщеславная, самолюбивая и гордая мечта о "громкой" славе: "И на обломках самовластья напишут наши имена!" По мнению Т. Мальчуковой, Пушкин и Чаадаев мечтали о "славе сокрушителей российской монархии", о "геростратовой славе" 32 .

Если многие известные пушкинисты (Д. Благой, С. Бонди, Б. Мейлах, Б. Томашевский) видели в послании "К Чаадаеву" едва ли не призыв к прямому революционному действию, то современный исследователь В. Чулков приписывает молодому Пушкину преждевременную, на наш взгляд, мудрость: "Переход к повествованию о будущем связан с тем, что наступление "вольности святой" отодвигается на неопределенный срок, о чем знает лишь "Я" - поэт. И знание это дистанцирует его от "друзей", продолжающих пребывать в состоянии "упования", "томления"... "Звезда пленительного счастья", скорее всего, взойдет без нас, после нас, но в этом нет ничего трагического, поскольку свой путь в этом мире мы прошли честно. Если "подгнетом власти роковой" мы сохраним душу живой и благородной, то "наши имена" достойны того, чтобы отпечататься на обломках самовластья" 33 .

О декабристах, "жертвах мысли безрассудной" (Ф. Тютчев), Чаадаев в своем первом письме сказал так: "... великий монарх, приобщая нас к своему славному назначению, провел нас победителями от края до края Европы; вернувшись домой из этого триумфального шествия по самым просвещенным странам мира, мы принесли с собой одни только дурные идеи и гибельные заблуждения, последствием которых было неизмеримое бедствие, отбросившее нас назад на полвека" 34 .

А в конце 1836 г., после того как в журнале "Телескоп" была опубликована первая статья, Чаадаев выразил уже сожаление в связи со своим нетерпением в оценке России: "Без сомнения, была нетерпеливость в ее выражениях, резкость в мыслях... было преувеличение в этом своеобразном обвинительном акте, предъявленном великому народу... преувеличением было опечалиться хотя бы на минуту за судьбу народа, из недр которого вышли могучая натура Петра Великого, всеобъемлющий ум Ломоносова и грациозный гений Пушкина" 35 .

По мнению Н. Бердяева, "Чаадаев в "Апологии сумасшедшего" придет к утверждению великой миссии России... проникается верой в мистическую миссию России... Во вторую половину своей жизни Чаадаев признает также величие православия" 36 . И все же Чаадаев, не пройдя эпоху юношеской любви и не обретя семейного счастья в зрелости, "никогда не знавший другого общения с людьми, кроме чисто интеллектуального, скрывая даже от близких страшное смятение духа" (О. Мандельштам) 37 , "душевно почти совсем больной... всю свою жизнь одинокий человек и мыслитель" (Ф. Степун) 38 , так и не вышел к пушкинской мудрости. К. Зайцев имел основания сказать, что Чаадаев "при всем своем

стр. 23


--------------------------------------------------------------------------------

огромном уме, при всей своей прозорливости, не стал вождем и учителем, а остался интересным образчиком утопического интеллектуального снобизма, способного властвовать над умами лишь в качестве... ересиарха" 39 .

В лирике же Пушкина на смену нетерпеливой, бунтующей молодости 40 приходит глубокая зрелость с "духовной жаждой" ("Пророк", 1826) непониманием подлинной ценности внутренней свободы ("Из Пиндемонти", 1836), по выражению О. Проскурина, с "новозаветным пониманием свободы" 41 ("Памятник", 1836) 42 , приходит мудрая зрелость с обретением Бога, с истинно христианским "духом смирения, терпения, любви" ("Отцы пустынники и жены непорочны..."), когда человек испытывает духовную потребность и находит истинное наслаждение в философской и религиозной мысли и совестливых страданиях, в творческом и созидающем труде, в "трудах поэтических" и в семейной любви 43 :

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом следами обольюсь,

И может быть - па мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной, -

("Элегия", 1830)

когда дом и семья становятся одной из главных опор в противостоянии смерти.

-------

1 Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. - СПб., 1996. - С. 784-791,

2 Эткинд Е. Материя стиха. - Париж, 1985. - С. 60-63.

3 Лужановский А.В. Послание А.С. Пушкина "К Чаадаеву" в литературном контексте первой четверти XIX века // Проблемы современного пушкиноведения. - Псков, 1999. - С. 17-25.

4 Грехнев В.А. Лирика Пушкина. О по-тгнко жанров. - Горький, 1985. - С. 20.

5 Мальчукова Т.Г. Жанр послания в лирике А.С. Пушкина. - Петрозаводск, 1987.

6 Тарасов Б. Чаадаев. - М., 1990. - С, 36.

7 Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1813-1826). - М.; Л., 1950 - С. 180.

8 Такое восприятие стихотворения выразил и Ю. Чумаков в своем докладе на научной конференции в Санкт- Петербурге в 1989 г. // Русская литература. - 1990. - N 3. - С. 215.

9 Чаадаев П.Я. Поли. собр. соч. и избранные письма. В 2- х т. Т. 1. - М., 1991. - С. 330,

10 Пыпин А.Н. Проявление скептицизма - Чаадаев // П.Я. Чаадаев: Pro et contra. Личность и творчество Петра Чаадаева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. СПб., 1998. - С. 170.

11 Друзья Пушкина. В 2-х т. - М., 1985. - Т. 1. - С.490.

12 Чаадаев П.Я. Указ соч. - Т. 1. - С. 533.

13 Ильин И.А. Александр Пушкин как путеводная звезда русской культуры // Московский пушкинист. Вып. IV. - М., 1997. - С. 390.

14 Лотман Ю.М. Указ. соч. - С. 785.

15 Н.Скатов, останавливаясь на этом стихотворении, говорит о выходе поэта из "отроческого кризиса" в "бурную юность": "Так пишет юноша, впервые ощутивший свою взрослость, хотящий быть взрослым и приобщающий себя к миру занятых настоящим и единственно достойным делом взрослых людей... "Исчезли юные (читай - Детские) забавы", пришел юный порыв к свободе, чтобы остаться и усилиться" (Н. Скатов. Пушкин. - Л., 1991. - С. 88, 89).

А Лужановский в первой строфе послания видит "переход от юности к поре зрелости" (указ. соч. С. 17).

С точки зрения Е. Эткинда, "сюжет стихотворения развивается" в пределах одной жизненной по-pbi - молодости: "...первоначальные, уже отошедшие увлечения нашей молодости - эгоистические; мы искали утех любви и личной славы; ныне будем стремиться к иным целям - к благу отчизны, к уничтожению самовластья во имя свободы" (указ. соч. С. 60).

16 Фомичев С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. - Л., 1986. - С. 36.

17 Русская литература. - 1900. - N 3. - С. 215.

18 Лужановский А.В. О смысле первой строфы послания А.С. Пушкина "К Чаадаеву" // Литература. - 1996. - N 6.

19 Лужановский А.В. Послание А.С. Пушкина "К Чаадаеву" в литературном контексте первой четверти XIX века // Проблемы современного пушкиноведения. - Псков, 1999. - С. 20.

20 Грехнев В.А. Указ. соч. С. 41.

21 Лесскис Г. Пушкинский путь в русской литературе. - М., 1993. - С. 146.

22 Чулков В.И. Государство без полномочного монарха - автомат (становление представлений Пушкина - поэта о монархе, власти и государстве) // Проблемы современного пушкиноведения. - Псков, 1999. - С. 29.

23 Грехнев В.А. Указ. соч. - С. 82.

24 П.Я. Чаадаев: Pro et contra. - СПб., 1998. - С. 12.

25 Там же. - С. 82.

26 Там же. - С. 737.

27 Тарасов Б. "Черты его карандаша" // Литература. 1997. N 26.

28 Во второй половине 10-х годов в Петербурге Чаадаев принадлежал к ложе масонов "Соединенные друзья" и достиг в ней высокой степени мастера, пройдя через более низкие стадии "ученика" и

стр. 24


--------------------------------------------------------------------------------

"товарища" (См.; Б. Тарасов. Чаадаев. - М., 1990. - С. 37-40).

29 Не помнящий B.C. Пушкин. Русская картина мира. - М., 1999. - С. 294.

30 Позов А. Метафизика Пушкина. - М., 1998. - С. 134.

31 "Чувственных, телесно-бытовых низин Пушкин не избегал и не мог избегать и по обстоятельствам своей жизни, и по общечеловеческой немощи, греховности падшего естества. Но ему дано было пережить и осознать их малость, частичность в составе бытия, их подчиненное место в мировой иерархии; он пережил наслаждение ими как соблазны, оставляющие рапы на совести и запустение в душе" (Котельников В.А. Святость, радость и творчество // Христианство и русская литература. Сб. 3. СПб., 1999. - С. 65).

32 Мальчукова Т.Г. Пушкин как национальный и политический мыслитель // Духовный труженик. - СПб., 1999. - С. 268.

33 Чулков В.И. Указ. соч. - С. 29, 30.

34 Чаадаев П.Я. Указ. соч. - Т. 1. - С. 330.

35 Там же. - С. 533, 536, 537.

36 П.Я. Чаадаев: Pro et contra. СПб., 1998. - С. 469.

37 Там же. - С. 403.

38 Там же. - С. 370.

39 Там же. - С. 463.

40 "Пушкин, - замечает С. Булгаков, - отдал полную дань юношеской революционности, разлитой в тогдашнем обществе, в эту эпоху движения декабристов, но он рано преодолел их интеллигентскую утопичность и барскую беспочвенность" (П.Я.Чаадасв: Pro et contra. - СПб., 1998. - С. 277).

41 Проскурин О. Поэзия Пушкина, или Подвижный палимпсест. - М., 1999. - С. 292.

42 В своем отношении к свободе Пушкин проходит тот же путь, что и русский народ в "большом времени": от язычества к христианству, от душевного к духовному, ибо, как пишет В. Колосов, "для язычника путь к свободе лежит через осознание справедливости общественного интереса (личное подчинено общественному, "миру"), для христианина - через личную свободу от всякого угнетения. Христианин интерес личный ставит выше государственного, а язычник такое понимание свободы именовал "волей", это самоволие. Другими словами, личное через общественное - идеал язычника... тогда как идеал христианского сознания - общественное через личное..." (Колесов В.В. "Жизнь происходит от слова..." СПб., 1999. - С. 119).

43 Ильин И. Пророческое призвание Пушкина // Пушкин в русской философской критике. - М., 1990. - С. 339.

стр. 25

Опубликовано 12 марта 2008 года





Полная версия публикации №1205324041

© Literary.RU

Главная "Души прекрасные порывы..." Интерпретация стихотворения А.С. Пушкина "К Чаадаеву"

При перепечатке индексируемая активная ссылка на LITERARY.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на сайте библиотеки