Полная версия публикации №1205323576

LITERARY.RU Анализ пространственных отношений текста → Версия для печати

Готовая ссылка для списка литературы

Л. В. Якубина, Анализ пространственных отношений текста // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205323576&archive=1205324210 (дата обращения: 26.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

публикация №1205323576, версия для печати

Анализ пространственных отношений текста


Дата публикации: 12 марта 2008
Автор: Л. В. Якубина
Публикатор: maxim
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1205323576 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Одной из важнейших сторон художественного произведения является художественное пространство. По мнению Ю. Лотмана, "структура художественного пространства становится моделью пространства Вселенной автора... ее организующим моментом. Пространство в художественном произведении моделирует разные связи картины мира: временные, социальные, этические и т.д. Это происходит потому, что в той или иной модели мира категория пространства слита с ... понятиями, существующими в нашей картине мира".

Дети уже в средних классах должны понять, что каждый герой живет в своем, собственном пространстве. Подобно тому, как родившейся человек познает мир. И чем больше живет и узнает человек, тем богаче становится мир, окружающий его. Так и герои литературы живут в своем мире, волею автора и судьбы попадают в иные миры, открывают загадки своего мира, как и люди.

И первый шаг для детей в освоении пространства - это восприятие пейзажа. Дети должны почувствовать, что "пейзаж - не довесок к прозе и не украшение". "В нем движется сам человек". Что же характеризует пейзаж? Во-первых, предметная наполненность, во-вторых, протяженность, в- третьих, ощущения. Пейзаж, как и всякое пространство, может сужаться, расширяться, дробиться. Особенно плодотворна работа при знакомстве с описанием времен года. Сколько произведений создано об осени! Буйство красок, чистое небо, каждодневные изменения. Идите с детьми в мир природы, наблюдайте за звуками, красками, ощущениями. И тогда близки и понятны будут детям строки К. Паустовского об осени, например: "Я проснулся серым утром. Комната была залита ровным желтым светом, будто от керосиновой лампы. Свет

стр. 41


--------------------------------------------------------------------------------

шел снизу, из окна, и ярче всего освещал бревенчатый потолок. Странный свет - неяркий и неподвижный, был не похож на солнечный. Это светили осенние листья".

Легко представить пространство деревенской избы. Тихий дождь шел всю ночь. А утром все залито желтым светом. Откуда он? Ведь солнца нет. Это свет опавших листьев. Повтор слова "свет" и однокоренных к нему рисует неподвижность картины: "ровный свет", "свет снизу освещал потолок". Цепочку повторов завершает своеобразная загадка "странный свет", а в конце разгадка - "светили осенние листья". И тогда понятна странность и неподвижность света - света осенних листьев.

Особенно интересно рисуется наступление осени в лесу.

Присыпав хвоей след лосиный

И поднимая в лужах рябь,

Провел огнивом по осинам

Веселый факельщик - октябрь.

И вот уже, огнем объята,

Горит осина, как свеча...

Огонь с осины на березу

Переметнулся, и она,

Чуть обожженная морозом,

Полужелта, полукрасна.

(Г. Граубин)

Маленький огонек огнива разрастается в свечу, а потом в факел каждого дерева. Слово "мороз" как бы неуместно, но то, что береза "полужелта, полукрасна", возвращает к словам "обожженная морозом". А вот еще более яркое расширение пространства в удивительном стихотворении Д. Самойлова:

Внезапно в осень вкрался красный лист,

Как будто сердце леса обнажилось,

Готовое на муку и на риск.

Внезапно в чаще вспыхнул красный куст,

Как будто бы на нем расположилось

Две тысячи полуоткрытых уст.

Внезапно красным стал окрестный лес,

И облако впитало красный отсвет.

Светился праздник листьев и небес

В своем спокойном благородстве.

Здесь только один цвет - красный. Но как удивительно он переходит с листа на куст, лес, облако. Один лист - сердце леса, обнаженное, беззащитное, нежное, но очень храброе - трудно быть первым.

Потом две тысячи уст куста, готовые петь, молиться. И наконец, красный лес освещает все вокруг, до самого неба, облака становятся тоже красными - и это рождает праздник листьев и небес. Красный цвет здесь - цвет радости, "спокойного благородства". Тепло, радостно на земле, в небе и в сердце человека.

Есть стихи, в которых цвет пространства приобретает философское значение.

Цвет небесный, синий цвет

Полюбил я с малых лет.

В детстве он мне означал

Синеву иных начал.

И теперь, когда достиг

Я вершины дел своих,

В жертву остальным цветам,

Голубого не отдам.

Он прекрасен без прикрас -

Этот цвет любимых глаз,

Это взгляд бездонный твой

Наполненный синевой.

Это цвет моей мечты,

Это краска высоты,

В этот голубой раствор

Погружен земной простор.

Это легкий переход

В неизвестность от забот

И от плачущих родных

На похоронах моих.

Это синий негустой

Иней над моей плитой,

Это сизый, зимний дым

Мглы над именем моим.

(Б. Пастернак)

В этих строках - человеческая жизнь от рождения до смерти. Сначала ребенок увидел цвет голубого неба и впервые задумался. Далее герой, подошедший к вершине жизни, осознал, что именно с этим цветом у него связаны лучшие минуты жизни: любовь, мечты. И в конце - зимнее кладбище, плита на могиле, а над ним сизый дым мглы.

Можно найти множество стихов о формах, цветах, звуках, ощущениях, связанных с пейзажем. Но в стихах пространство - это не только пейзаж, но и особое пространство.

Особую значимость пространство приобретает в стихах Ф. Тютчева.

Наиболее ярко это видно в стихотворении "День и ночь". Лирический герой

стр. 42


--------------------------------------------------------------------------------

смотрит на землю как бы из космоса. Вначале возникает образ златотканого божественного покрова, закрывающего мир таинственных духов и безымянную бездну (не имеющую имя или страшно ее назвать?) и покров этот - день.

День - это мир красоты (блистательный покров)

День - это жизнь,

День - это счастье, радость (души болящей исцеленье)

День - друг людей и богов.

Первая строфа звучит торжественно, в конце - радостно, прославляя дневной мир. Но день оказывается лишь блистательным покровом, скрывающим за собой что-то могущественное и непостижимое. И обнажается бездна, перед которой человек бессилен, ему страшно во мгле ночи, и нет преграды, которая бы оградила человека от страшной бездны ночного хаоса. Кроме этой страшной бездны, человек ничего не видит.

Мы видим два зримых образа: златотканого дня и черной бездны. Мир лирического героя - раздвоен: это два взаимодействующих мира дня и ночи.

Ночь - бездна - это не только бездна космического хаоса, но и всего, что не познано человеком, непонятно ему. Поэтому человека окружает бездна, а День - это легкий покров, наброшенный как бы на мгновенье; он неисчерпаем, загадочен и дается для исцеления души.

Стихотворение состоит из двух частей, противопоставленных друг другу. Начинается оно с описания картины: "на мир ... наброшен покров золототканый", но слова "мир таинственных духов, покров златотканый высокой волею богов" придают описанию высокое, торжественное звучание.

И вторая часть - спор с невидимым оппонентом, утверждение

"День - друг человеков и богов!"

Вторая часть - спокойный тон: "но меркнет день, настала ночь" - смена картин, смена времени глагола, между частями сложного предложения тире, как неизбежность, резкая смена событий, в конце точка с запятой, как удар - ночь отделила все, что осталось там. А далее слово "пришла", синонимичного к слову "настала" и далее тире. На шесть слов - три глагола, как предвестие чего-то неизбежного, тогда как в первой строфе ни одного глагола.

Ночь предстает в образе убийцы: с мира рокового ткань благодатную сорвав, отбрасывает прочь, как одежду с подсудимого. Но когда покров сорван, то перед лирическим героем предстает не осужденный, а чудище бездны - и он в страхе замирает: ничто его не может спасти... Времени нет. Пространство призрачно: бездна и над ней - покров. Нет земли, нет неба. И эта бездна, закутанная покровом, мчится в беспредельность. Единственной реальностью для поэта является бездна вне времени и пространства, а бытие человека - бытие в полете над пропастью.

Как продолжение этого стихотворения звучит "как океан объемлет шар земной, когда настанет ночь - ... волнами стихия бьет о берег свой", где сон - стихия воображения несет человека во внутренний хаос.

Мир Тютчева - это мир двойного бытия, когда лирический герой подвергается воздействию дневных и ночных стихий. День - радость, счастье, исцеление от боли хоть на миг становится реальностью. Ночь таит в себе бездну страхов, непознанного, и неясного. В вечных поисках между дневным и ночным бытием происходит самоопределение личности и обретение ею духовной опоры.

Переходное состояние от дня к ночи рисует стихотворение "Песок зыбучий по колени". Лирический герой - человек в пути. Нежданная остановка - песок по колени - многоточие как знак остановки. Брод, дорога, пересекающая бор. Меркнет день (опять повторяется эта фраза). Да, уже сумерки, поздно, тени сливаются в одну. Чем далее в лес, тем черней и чаще бор. Эти картины навевают грусть. А в конце страх охватывает лирического героя - ночь, как зверь, смотрит из каждого куста.

Лирический герой - вначале въезжает в лес, чем дальше в глубь, тем темнее, и настроение лирического героя изменяется: сначала настроение настороженное, потом грусть и в конце страх перед наступающей ночью.

стр. 43


--------------------------------------------------------------------------------

Картина, нарисованная поэтом, начинается с ощущения - "песок сыпучий" да еще "по колени". С трудом передвигаются ноги лошади, страшная картина, песок как бы не отпускает, засасывает. Эта картина поглощения рисуется дальше: тени, и со всех сторон бор, ночь, как зверь стоокий. Образ мифического Аргуса, который не засыпает и ночью, не оставляя человека в покое.

В отличие от предыдущих стихов, пространство здесь расширяется: песок, тени сосен на дороге, бор, ночь. Но ночь глядит пока снизу (из каждого куста). Ночь не охватила всего пространства, но она уже хмурая и из каждого куста смотрит. Все, что происходит, происходит на земле. Это бытие, но бытие-катастрофа. Обычно земля дает опору, уверенность, радость бытия. А здесь у Тютчева иное. Земля ночью - это не мать-земля, красота которой может спасти человека, возродить жизненные силы, а та, которая забирает силы, толкает в бездну хаоса. Структура пространства в лирике Ф. Тютчева становится моделью пространства Вселенной автора - день и ночь четко разделены: где день, там свет, тепло, добро, цветущая земля и счастливая человеческая жизнь. Там, где ночь, там тьма, зло, небо, величие и непознанность.

Особенно сложны пространственные отношения в творчестве И. Бунина.

Рассказ Бунина "Косцы" написан в 1925 г. за границей, но мысли о Родине всегда с ним. Постепенно воспоминания о Родине становятся той целительной и благотворной силой, которая дает человеку почти все: радость, ощущение величия и беспредельности мира, чувство единения со своим народом, с Родиной.

Писатель пришел в литературу в сложную эпоху умирания прежней России, накануне революции, которую многие ждали, - в том числе и писатели. Бунин не писал обличительных произведений, но хорошо знал русскую деревню и видел, кроме добрых, благих божеских черт, и жестокость, и дикость, и тупую силу русского мужика.

Революция отменила звания, сословия, но не смогла отменить свободу слова. Появляются "Окаянные дни", а потом пишет в Висбадене: "И как надоела миру своими гнусностями и несчастиями эта подлая, жадная, нелепая сволочь Русь!" Что же произошло, чтобы писатель смог сказать о столь любимой Родине такие слова! И тем необычней появление такого поэтического произведения, как "Косцы". Написанное, как и многие его произведения, от первого лица, оно сохраняет элегичность стихов.

Сюжет рассказа очень прост - повествователь вспоминает, как он когда-то видел косцов, косивших в березовом лесу и певших песню. И эти воспоминания постоянно прерываются размышлениями: то о косцах, то о песне.

Начинается с предложения: "Мы шли по большой дороге, а они косили в молодом березовом лесу поблизости от нее - и пели", как будто бы событие происходило вчера. И сразу второй абзац: "Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой все мы жили в то время, не вернется уже никогда". Грусть сквозит в каждом слове, в каждом звуке: "это было давно", а потом усиление "бесконечно давно", и еще сильнее в конце "не вернется никогда". И третий абзац - повтор первого "Они косили и пели". Повествователь множественного числа: "Мы шли по дороге", "кругом нас были поля". Кто это? Мы - семья Бунина? Мы - это все те, кто там, за границей. И все, о чем идет речь в рассказе, - прошлое. И он осознает мир крестьянской деревни как идеальный, рисует этот мир с любованием; картины природы и человеческой жизни объединены удивительной народной песней "Ты прости - прощай, любезный друг", наполненной неизбывной радостью. Опять оксоморон, возникший из фразеологизма "неизбывная тоска".

Все вызывает восхищение повествователя. Вот незабываемая картина июньского дня.

Глушь центральной России. Начало вечера. Старый тракт, заросший травой, изрезанный глубокими колеями. Дорога уходит к горизонту и в глубь веков. Солнце заходит в нежные облака - возникает образ русских икон "великие столпы". И вдруг после ярких красок и сини неба, зелени леса и дороги, золотя-

стр. 44


--------------------------------------------------------------------------------

щихся лучей - столбов солнца, серый цвет стада овец, старика и подпаска. И время здесь остановилось. Это первые пастухи. Благословенная страна, древняя идиллия, сохранившаяся до времен повествователя. И в этом раю появляются поющие "они", похожие на былинных богатырей, и лес подхватывает их песню.

Рассказ о "них" - это рассказ о лучшем, что есть в русском характере, - дружны и беззаботны, "охочи к работе", радуются ее красоте и спорости. И одежда - онучи, бахилки, портки и рубахи, и еда, и сладкое питье - все вызывает любование рассказчика. А ведь еда эта - страшные грибы - мухоморы. Но и тогда они поют. "И мы стояли и слушали, что никогда не забыть нам этого предвечернего часа и никогда не понять, в чем... дивная прелесть их песни".

"Мы" не знали, а Бунин - автор знает: прелесть в том, что "они" и "мы" связаны кровным родством, "между ими, нами и полем, воздухом, облаками, лесом, дорогой, далью!.." Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо ... без ясного понимания своих чувств ... их и не надо было понимать, если они есть. Прелесть, что наш общий дом была - Россия, и ... ее душа могла петь так, как пели косцы".

Та ли это Россия, Россия, которую "мы" потеряли? Это сказочный образ Родины, какой Россия, наверное, никогда не была. Этот первозданный рай, "золотой век". В этом удивительном мире человек и природа слиты воедино, поэтому и на пение косцов, на каждый вздох откликается лес и вся земля. Поэтому пение косцов и воспринимается не как пение, а вздохи одной певучей груди. Это душа России могла так петь в этот июньский день - вечер.

Удивлен и повествователь в этом рассказе. Повествование ведется от первого лица, но во множественном числе. Автор как бы говорит от имени всех тех, кто уехал, живет за границей и смотрит на Россию издалека. Это мы "смотрим" на косцов, слушаем, как они поют, размышляем о "их" и "нашем" родстве. И только дважды повествование переходит на "Я". Первое - воспоминание об одном дне, когда повествователь проезжал мимо, восхитился их обедом, а вечером не удержался:

"Я сказал:

- Хлеб соль, здравствуйте.

Они приветливо ответили:

- Доброго здоровья, милости просим!"

Герой спешивается, чтоб присоединиться к "ним", но видит, что они едят мухоморы. Что за странная еда? Почему именно ее рисует Бунин? Следуя ритуальному значению еды, понимаешь, что герою, чтобы стать своим в мире косцов, надо отведать этой еды, иначе он не станет своим в их мире. Но герой не может есть страшные дурманом грибы. Не было того единства между "ими" и "нами", о котором мечтали многие до революции. Наверное, поэтому она и произошла.

И горестное "я" звучит в конце: "Еще одно, говорю я,.. что хорошо знали и мы, и они ... что бесконечно счастливы были мы в те дни, теперь уже бесконечно далекие - и невозвратимые". Многое хотелось бы возвратить, изменить, но увы! - все прошло.

Повествование от первого лица помогает выявить стержень рассказа - это сквозной образ песни.

Этот образ объединяет пространства рассказа. Одно - неназванное, то, в котором живет повествователь, и из которого видит ту, ушедшую Россию. Оно бесцветное, ничем не наполненное. Второе - та Россия, которая там, сейчас, которую не принял писатель, потому что "поруганы молитвы и заклятия, иссохла - Мать-сыра-земля, иссякли животворные ключи". Третье пространство - это пространство России- мечты. Оно наполнено богатством красок, звуков, запахов, ощущений. Оно расширяется во все стороны, не только вверх, но в глубь веков.

Именно песня объединяет человека с густотой и свежестью леса, полного запахами и цветами; лес, как друг, откликается песне.

Именно песня объединяет человека со спасительницей - Родиной, во все времена все силы природы спасали человека, он знал, что "всюду у него приют, ночлег", - из всех бед его выручали птицы и звери, царевны и даже Баба-Яга, "знал он

стр. 45


--------------------------------------------------------------------------------

молитвы и заклятья" - и "прощал милосердный Бог за все". Мифологическое и христианское пространство объединяются, оберегая и спасая человека.

Удивительны слова песни: они о разлуке и с родиной, и с любимой. И поют ее именно пришлые косцы с грустью, жалуясь и тоскуя, с чувством восторга перед гибелью. "Ах, да все пути мне, молодому, заказаны!" - говорил он, сладко оплакивая себя. Но не плачут сладко и не поют своих скорбей те, которым и впрямь нет нигде "пути". Нет ему подлинной разлуки с нею (родимой сторонушкой) /везде/ над ним будет родное небо, а вокруг - "родная Русь", гибельная для него ... только ... свободой, простором и сказочным богатством".

Песня, организуя пространства, является символом всего чистого, что есть в душе любого русского человека, что сохраняется как предмет поклонения, недосягаемое святое. И поэтому святому писатель противопоставляет и современную ему Россию - "настал конец, предел Божьему прощению", и тот мир, в котором он живет там, вне России. И самое главное, что потеряно в России, - это ее народ, поэтому, говоря о косцах, Бунин это слово употребляет всего два раза, а это загадочное "они" - 25 раз. И "они" индивидуализируются только тогда, когда рассказывается о защитных силах родной земли и родной природы: "человек знал, что нет ему подлинной разлуки с нею", "человек чувствовал, так кровно близок он с этой глушью, живой для него... и преисполненной волшебными силами". Каждый чувствовал себя под защитной силой родной земли-матери: "Не тужи, утро вечера мудренее, для меня нет ничего невозможного, спи спокойно, дитятко!"

В центре внимания переживания повествователя, вызванные воспоминаниями о Родине. Сильное ощущение красоты Родины и трагизма человеческого существования закреплены в оксюморонах "неизбывная радость", при безнадежности "восторг перед гибелью", "сладко оплакивал", "не поют своих скорбей". Характер образных средств связан и с особенностями картины мира и с основным мотивом. И решающую роль здесь играет ритм. Рассказ написан ритмизированной прозой, и это объяснимо, так как форма его - лирический монолог, а не рассказ о косцах. Ямбическое звучание чередуется с пропусками ударений, усиливает лиричность звучания

"Прелесть ее была в откликах,

в звучании березового леса".

Ритм наиболее ярко проявляется в словесных и синтаксических поворотах. Уже говорилось выше о повторе слова "они", а вот слово "прелесть", начиная несколько абзацев, повторяясь внутри них, доводит чувства повествователя до кульминации.

"Не мог высказать, в чем такая дивная прелесть песни..."

В девятом абзаце все предложения начинаются со слова "прелесть". Конец восьмого абзаца "/нам/ никогда не понять, ... в чем такая дивная прелесть их песни".

- Прелесть ее была в откликах, в звучности березового леса.

- прелесть ее была в том... она была связана со всем, что чувствовали они и мы,

- прелесть была в неосознаваемом кровном родстве,

- прелесть была в том, что все мы дети своей родины и были все вместе,

- ...прелесть что эта родина, это наш общий дом была - Россия.

Звучание этого абзаца напоминает былинное сказание, а повтор слова "песня" каждый раз в новом контексте.

Сначала просто "и пели", потом "и пели, и весь лес звучно откликался им" пели: "Ты прости-прощай, любезный друг!" "не пение, а именно вздохи... нужно легонько вздыхать, чтобы отзывался весь лес"... "прекрасны те чувства, что рассказывали они своими вздохами", "и было в этой песне - это... что бесконечно счастливы были мы в те дни".

Как переплелись слова: пели, пение, вздох, счастье. И все повествование так созвучно песне, заканчивается на неизбывном счастье - горе "закатилось мое счастье".

Рассказ называется "Косцы", хотя косцы лишь повод для авторских размы-

стр. 46


--------------------------------------------------------------------------------

шлений и воспоминаний, но видимо, это настолько сильный звуковой образ, ассоциирующийся с Родиной. Сравним у Твардовского: "Коси, коса, пока роса"... у Бунина: "Они косили и пели, и весь березовый лес, не утративший густоты и свежести, звучно откликался им". Звук скользящей косы рождается из этих строк и сливается с песней (повтор "е" и "и" - рождает напев песни).

Итак, "Косцы" - еще одно удивительное произведение о Родине, элегия об ушедшей России, воскрешение старой и создание удивительного образа поющей чудесной России, к которой он был привязан "любовью до боли сердечной". Вот оно короткое счастье: минуты воспоминания, которые уносят героя в любимые дали.

Художественный текст - это сложно построенный смысл. Все его элементы похожи на элементы человеческого организма. Они связаны между собой. И как мы не можем сказать с первого взгляда, каков человек, так и о произведении нельзя судить только по его теме. Смысл произведения раскрывается постепенно, в результате изучения различных его элементов. Художественное пространство - одна из важнейших сторон произведения. Оно не только место, где происходят события, перемещаются герои, развивается сюжет. Пространство становится особым средством выражения авторского мира и миропонимания.

Работа над определением пространства в произведении, как лакмусовая бумажка, выявляет многие стороны произведения: сюжет, характеристику героев, образные средства, ритм произведения, художественное время, авторскую точку зрения. У детей создается впечатление и о картине мира, созданном автором, и о художественном мире писателя.

Памятки

Художественное пространство

Художественное пространство - один из важнейших компонентов произведения.

1. Определяем, какое пространство описывает автор (бытовое, сказочное, романтическое, природное).

С какой точки зрения описывается.

2. В каком отношении находятся пространства в произведении (не пересекаются, противоположны, переплетаются, принадлежат отдельным героям). Почему?

3. Закрытие или открытие эти пространства, почему?

4. Статично или динамично, почему?

5. Наполненное (чем?) или пустое.

6. Соответствует ли тип персонажа пространству и почему?

7. Вывод. Каков образ пространственного мира писателя?

Дорога как пространственная форма

1. Когда движение в пространстве становится направленным, появляется одна из важнейших пространственных форм - дорога.

2. Дорога - тип художественного пространства, путь - движение героя в этом пространстве.

3. Принадлежат ли герои дороге (устремленные, имеющие цель, движущиеся) или статичны (бесцельны).

4. Какова траектория движения героя (цель мелкая-короткая, или иная).

5. Что символизирует дорога - а) конкретное реальнее пространство,

б) символизирует путь внутреннего развития героя, его судьбы,

в) служит изображению его психологии,

г) выражает концепцию исторического развития страны или народа.

6. Помогает ли раскрытию смысла изображаемых событий и идейного замысла?

7. Автор - человек пути или нет. Его идеал - дорога, движение и бесконечность или нет.

Художественное время

События в произведении могут предшествовать друг другу, следовать друг за другом и т.д. Читатель должен замечать время, даже если о нем ничего специально не говорится. Где нет событий, там нет времени.

1. Какое время описано в произведении? Настоящее, прошедшее, будущее?

Бытовое, мифологическое, христианское и т.д. Почему?

2. Одно или несколько времен?

3. Каковы отношения между временами, совпадают, переплетаются, следуют одно за другим и т.д.? Почему?

4. Авторское отношение ко времени:

а) не поспевает за быстро меняющимися событиями,

б) созерцает,

в) активно включается,

г) останавливает, выключает время из произведения.

(Лев Толстой "Философские рассуждения")

стр. 47


--------------------------------------------------------------------------------

Мотив

Мотив - устойчивый смысловой элемент текста, повторяющийся в произведении.

1. Есть ли в произведении повторяющиеся слова? Какое из них несет наибольшую смысловую нагрузку?

2. Как повторение слова влияет на сюжет? Выражает ли идею произведения? Если да, то это - мотив.

3. Как мотив помогает выстроить сюжет и оформить композицию?

4. Традиционный или оригинальный мотив в произведении?

5. Как он связан с судьбой автора?

стр. 48

Опубликовано 12 марта 2008 года





Полная версия публикации №1205323576

© Literary.RU

Главная Анализ пространственных отношений текста

При перепечатке индексируемая активная ссылка на LITERARY.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на сайте библиотеки