Полная версия публикации №1204718132

LITERARY.RU Материалы для самостоятельного повторения в старших классах → Версия для печати

Готовая ссылка для списка литературы

С.М. Бондаренко , Материалы для самостоятельного повторения в старших классах // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 05 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204718132&archive=1205324254 (дата обращения: 25.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

публикация №1204718132, версия для печати

Материалы для самостоятельного повторения в старших классах


Дата публикации: 05 марта 2008
Автор: С.М. Бондаренко
Публикатор: maxim
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1204718132 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Одна из трудностей, с которыми сталкивается старшеклассник, вызвана тем, что в среднем звене грамматический материал изучался на лексике, доступной среднему возрасту, и школьники писали тексты, соответствующие их возрастным возможностям. А в старших классах им приходится иметь дело со "взрослой" лексикой и гораздо более сложными текстами, чем те, на которых они учились писать. Поэтому нам представляется необходимым создание такого учебного материала, который давал бы возможность старшеклассникам при повторении правил правописания активно осваивать "взрослую" лексику и свободно пользоваться ею при создании собственных текстов.

ЯЗЫК РАСТЕТ ИЗ КОРНЕЙ

Когда надо понять суть любого дела, мы говорим: "Смотри в корень!" Этот же совет хорош и для того, чтобы правильно понимать и писать русские слова.

Есть много таких корней, из которых выросло множество слов, но которые трудно поддаются проверке. Давайте знакомиться с ними поближе.

Вот один из таких хорошо знакомых незнакомцев - корень -раз-/-раж- .

В старых текстах можно встретить такие выражения: разил мечом направо и налево; возразил ему так, что насквозь пробил шлем и поранил голову. Специалисты думают, что когда-то слово раз обозначало один удар, а "возразить" - ответить разом на раз, т.е. ударом на удар. Наши предки сражались, поражали, отражали удары - и родилось много слов с корнем -раз-/-раж-, которые имеют не только буквальное, но и переносное значение, далекое от первоначального смысла. От этого корня родилось около 130 хорошо знакомых вам слов. Сколько из них вы можете вспомнить? Предлагаем вам такую игру.

1) Проверьте свою память: вспомните и запишите все известные вам русские приставки.

2) Соединяя эти приставки с корнем -раз- или -раж-, образуйте как можно больше слов. (Слова могут образовываться как соединением с одной приставкой, так и с двумя, а изредка и с тремя приставками.) У вас могут получиться самые разные по смыслу слова, зачастую такие далекие друг от друга, как образование и сражение. В современном языке они являются разнокоренными (образование - сражение), но в древности произошли от одного корня.

Задание N 1. Соедините по смыслу существительные из первого раздела и прилагательные из второго раздела и запишите полученные словосочетания.

1. Изобразительное, поразительный, выразительная, заразительный, образное, разумное, высшее, форменное, коренные, образцовое, зеркальное.

2. Отражение, поведение, преобразования, безобразие, образование, соображение, выражение, смех, мимика, результат, искусство.

Если полученные словосочетания вас

стр. 44


--------------------------------------------------------------------------------

вдохновят, придумайте с ними какие-нибудь интересные примеры.

Задание N 2. Вставьте по смыслу пропущенные слова. В ответ загляните только в случае затруднения.

1. В ... под Полтавой Петр I нанес шведским войскам сокрушительное ... . 2. Пушкин в "Евгении Онегине" упоминает "два-три романа, В которых ... век И современный человек ... довольно верно". 3. Почтмейстер ... на своем лице мыслящую физиономию (Н.В. Гоголь). 4. И забываю мир. И в сладкой тишине Я сладко усыплен моим ... (А.С. Пушкин). 5. Бесконечны, ..., В мутной месяца игре Закружились бесы разны, Будто листья в ноябре (А.С. Пушкин). 6. ... я здесь одна. Никто меня не понимает (А.С. Пушкин). 7. Собака с куском мяса во рту увидела свое ... в воде и бросилась отнимать мясо у этой "другой" собаки. Пусть ваше ... подскажет вам, чем это кончилось. 8. Гоголь писал: "... сильно российский народ! и если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство..."

Ответы: 1) сражении, поражение, 2) отразился, изображен, 3) выразил, 4) воображеньем, 5) безобразны, 6) вообрази, 7) отражение, воображение, 8) выражается.

Задание N 3. Запомните и запишите по памяти четверостишие Михаила Светлова.

Жизнь моя! Стал солиднее разве я?

У тебя, как мальчишка, учусь.

Здравствуй, общества разнообразье,

Здравствуй, разнообразие чувств!

Изложение

Один зарубежный психолог провел любопытный эксперимент. Он предложил большому количеству людей опросный лист, В нем среди других был вопрос, как они относятся к людям, принадлежащим к некоей национальности. Какой? В этом-то и была хитрость. Психолог спрашивал о никогда не существовавшей национальности, которой он дал вымышленное название, о воображаемом народе, которого вовсе не было. Результат оказался поразительным. Многие люди дали отрицательные характеристики народу, о котором совсем ничего не знали, наделив этот воображаемый народ самыми отвратительными чертами.

Напишите, каковы ваши соображения по этому поводу.

"ПРИСТАВУЧАЯ" МОРФЕМА

Вы, конечно, догадались, что речь идет о приставках. Эти волшебные морфемы не просто "пристают" к словам - они придают словам удивительно разные смыслы. Например: заплетать, уплетать, переплетать... Продолжите этот ряд, насколько сумеете.

Или; понимать, отнимать... И этот ряд продолжите, насколько сумеете.

Сколько приставок в русском языке?

Вспомните (запишите) столько приставок, сколько сможете (на самом деле, вы знаете их все, дело только в умении вспоминать).

Сколько у вас получилось? Если вы сумели вспомнить 30-40, значит, у вас совсем неплохая готовность памяти. Если меньше - отложите работу на некоторое время, а потом опять вернитесь к ней и постарайтесь дополнить ваш список.

На самом деле в русском языке более 50 активно работающих приставок.

Если вы уже сделали все, что могли, а дальше - сдаетесь, загляните в ответ.

Ответ: без-, бес-; в; во-; вз-, взо-; вне-; внутри-; вс-; вы-; до-; еже-; за-; из-, изо-, ис-; между-, меж-; на-; над-, надо-; наи-; не-; ни-; низ-, нис-; о-, об-, обо-; около-; от-, ото-; па-; пере-; по-; под-, подо-; после-; пра-; пре-; пред-, предо-; при-; про-; противо-; раз-, разо-, рас-; роз-, рос-; с-, со-; сверх-; су-; у-; через-, чрез; черес-.

С теми приставками, которые вы сами не вспомнили, напишите как можно больше слов, а потом придумайте с этими словами несколько смешных предложений или небольшую занятную историю.

Приставка! Я тебя вижу!

Задание N 1. В каждой четверке слов одно без приставки. Обнаружьте его.

1. Расписной, рассыпной, роскошный, расставленный. 2. Приспосабливающийся, принципиальный, призывающий, принудительный. 3. Беспристрастный, приключенческий, допризывник, приватизация.

Присмотритесь к этим словам. Выберите те, которые кажутся вам трудными, и сделайте все, чтобы их запомнить.

Задание N 2. Из данных слов выпишите сначала слова без приставки, потом с одной приставкой, потом с двумя или тремя.

Обворожительный, обездоленный, обеззараженный, обезьяна, обезличенный, обнародовать, обелиск, обеспечить, обессилеть, облагороженный, областной, облокотиться, обожженный, общежитие, ожерелье, объезженный, объяснение, облегчение, одновременный, одолжение, одушевление, оживление, ожесточение, основной.

Ответы: 1) обезьяна, обелиск, областной, общежитие, ожерелье, одновременный, основной;

2) обворожительный, обнародовать, облагорожен-

стр. 45


--------------------------------------------------------------------------------

ный, облокотиться, обожженный, объезженный, объяснение, облегчение одолжение, одушевление, оживление, ожесточение;

3) обездоленный, обеззараженный, обезличенный, обессилеть, обеспечить.

Просмотрите внимательно еще раз эти слова. Если какие-нибудь из них вам кажутся трудными, сделайте все необходимое, чтобы их запомнить.

Зрительный диктант. Прочитайте предложение несколько раз, потом запишите по памяти и проверьте себя.

Вдохновение определяется Львом Толстым как состояние, когда ясно открывается, что можно сделать.

Возможная тема небольшого сочинения. Опишите случай или несколько случаев, когда вы испытывали вдохновение.

Диктант с предварительной подготовкой. Выпишите из текста все трудные для вас слова и сделайте все, чтобы их запомнить. Потом запишите текст под диктовку, подглядывая в выписанные слова в случае необходимости.

Знания об устройстве слов совершенно необходимы для того, чтобы передать разумным машинам определенные интеллектуальные функции, до недавнего прошлого считавшиеся прерогативой рода человеческого. Эта бурно развивающаяся область инженерного творчества называется работами по созданию искусственного интеллекта. Для нее сведения об устройстве слова играют такую же роль, как сведения об устройстве атомного ядра для физика или периодическая система элементов для химика. (И.Г. Милославский.)

Приставка! Я тебя вижу! Среди данных ниже слов есть такие, внутри которых спрятались приставки. Выпишите эти слова.

Землетрясение, громоотвод, гостеприимство, сумасшествие, накопительство, очковтирательство, доброжелательство, благословение, благоприобретенный, драгоценность, водопроводчик, сногсшибательный, железнодорожный, благоразумный, путешествующий, деревообрабатывающий, благородный, живородящий.

Ответ: громоотвод, гостеприимство, сумасшествие, очковтирательство, благоприобретенный, водопроводчик, сногсшибательный, благоразумный, деревообрабатывающий.

Найдите среди этих слов трудные для вас и сделайте все, чтобы их запомнить.

ТРИ ГРУППЫ ПРИСТАВОК

В зависимости от того, какие проблемы возникают при написании приставок, все приставки может разделить на следующие группы.

Первая группа - самая беспроблемная. Это приставки, которые пишутся всегда одинаково: в-, во-; взо-; вы-; до-; за-; изо-; на-; недо-; о-, об; от- ; па- (только под ударением - паводок, пасынок); пере-; по; под; подо-; пра-; пред-, предо-; разо-; с-, со-; су-; у- и другие.

Вторая группа - это приставки, которые пишутся, "подлаживаясь" к идущим за ними буквам. Это без- - бес-; вз- - вс-; воз- - вое-; из- - ис-; низ- - нис-; раз- - рас-; роз- - рос-; через- - черес-.

Вы, конечно, помните, как они меняются при письме. Сформулируйте это правило сами, только после этого читайте дальше.

В словах с этими приставками в слабой позиции (перед глухими) пишется с.

Возни с этим правилом довольно много, но оно еще не самое трудное. А какие приставки труднее всего? Ответьте самостоятельно и только после этого читайте дальше.

Вы правы, если подумали: те, правописание которых зависит от смысла. Это при- и пре-.

(Не менее "ошибкоопасные" приставки не- и ни- мы будем рассматривать отдельно несколько позже.)

Итак, три группы приставок. Для удобства запоминания вы можете составить с ними табличку, а если любите рисовать - изобразить их как- нибудь поинтереснее. Например, в виде трех групп приставок- человечков, несущих большие транспаранты с надписями: "Мы всегда пишемся одинаково!", "Мы зависим от последующей согласной!", "Мы пишемся в зависимости от смысла!"

Диктант с предварительной подготовкой. Выпишите из текста сначала слова с приставками первой группы, потом слова с приставками второй группы, потом - третьей. После этого выпишите из текста остальные трудные для вас слова, запомните их, а затем напишите текст под диктовку.

Удовольствие от времени, проведенного в компании, в большой мере зависит от того, есть ли в этой компании искусные рассказчики. Американская писательница Бел Кауфман высказывает свои соображения о том, каким должен быть хороший рассказчик.

"Если вы внимательны к слушателям, вы не будете обижать их, не станете хулить их религиозных убеждений, нарушать установленные правила пове-

стр. 46


--------------------------------------------------------------------------------

дения или оскорблять чье-либо достоинство... Вы не позволите себе весьма распространенной бестактности - не попытаетесь единолично завладеть разговором, не станете обращаться лишь к одному из присутствующих, не замечая всех остальных... Не каждому человеку от природы даны живость натуры, актерский талант, остроумие, искусство подражания. И если унылый, апатичный человек не станет блестящим рассказчиком, он может, по крайней мере, научиться не быть занудой",

Добавьте к этому рассказу ваши собственные соображения о том, каким должен быть хороший рассказчик и вообще человек, которого называют "душа общества".

Изложение с предварительной подготовкой. Прочитайте текст. Выпишите из него сначала слова с приставками первой группы, потом второй, потом третьей.

Затем выпишите все остальные трудные для вас слова и запомните их.

Пользуясь всеми выписанными словами, напишите изложение по тексту. Завершите его вашей собственной оценкой поведения туристов.

Во многих прекрасных исторических городах-памятниках существует немаловажная проблема борьбы с поползновениями определенной части туристов запечатлеть свое имя на древних стенах. Рассказывают, что администрация одного туристского комплекса придумала выход из трудного положения, сумев и удовлетворить это настоятельное желание туристов, и предохранить стены архитектурных сооружений. Для этого было объявлено, что все желающие запечатлеть свое имя могут расписаться на специально привезенной деревянной доске. При этом гарантировалось, что роспись каждого будет бережно сохраняться в монастырских подвалах. Говорят, что эти доски заполняются с феноменальной быстротой. А росписи на стенах не совсем исчезли, но их стало значительно меньше.

"ОШИБКООПАСНАЯ" ПРИСТАВКА ПЕРВОЙ ГРУППЫ

Конечно, любители делать ошибки найдут возможность сделать их даже в безобидных приставках первой группы. Но есть среди этих приставок одна действительно "ошибкоопасная". Попробуйте сами догадаться, какая именно. Если не можете "вычислить ее в уме", просмотрите список приставок и отыщите ее там.

Нашли? Конечно! Это самая маленькая, но коварная приставка. С-. Можете ли вы объяснить причины ее "ошибкоопасности"? Только после того как вы сделаете это, читайте дальше.

Эта приставка, сходная с приставками второй группы, заканчивающимися на с, провоцирует вас на то, чтобы перед звонкими согласными вы написали вместо нее з. Не поддавайтесь! Она не имеет на это права. Она принадлежит первой группе и не может изменяться.

Некоторые из вас могут возразить: а как же слова здесь, здание, здоровье? Это исключения? Нет, это вовсе не исключения. Попробуйте сами объяснить, почему они пишутся с буквой з. Только когда вы найдете объяснение, читайте дальше.

Потому что в этих словах первая буква - не приставка, а часть корня. А корень никому не обещал не начинаться с буквы з. Так что действие правила о приставках на с на эти слова не распространяется.

Зрительный диктант. Запомните и запишите по памяти два высказывания древнегреческого философа Сократа, а потом проверьте себя. Если вам трудно запомнить сразу оба, пишите по одному.

1. Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам. 2, Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет самого себя!

Задание N 1. Вставьте пропущенные слова по памяти и по смыслу.

1. Как ныне ... вещий Олег

Отмстить неразумным хозарам.

2. С окрестных гор уже снега

...мутными ручьями

На потопленные луга.

3. ... моему полезен русский холод.

(А.С. Пушкин)

4. Врагу не ... наш гордый "Варяг".

5. ..., у самой кромки бортов,

Друга прикроет друг.

Ответы: 1) сбирается, 2) сбежали, 3) здоровью, 4) сдается, 5) здесь.

Задание N 2. Запишите под диктовку слова:

сгорбиться, сжалиться, сжечь, сбережения.

Продолжите ряд таких же "ошибкоопасных" слов, подобрав их как можно больше.

Зрительный диктант. Запомните и запишите по памяти, а потом проверьте себя.

Стоит сделать добро, проявить сердечность, внимание, и обязательно это где-то кому-то отзовется. Добро не пропадает, скорее зло может пропасть. (Д. Гранин.)

стр. 47


--------------------------------------------------------------------------------

Зрительный диктант. Проделайте такую же работу, как с предыдущим текстом.

Да здравствует юмористический взгляд на жизнь! Да здравствуют веселые люди - светлое будущее всего человечества! (Е. Петросян.)

Попробуйте придумать свои, столь же оптимистические лозунги.

ВОЛНУЮЩИЕ ВСТРЕЧИ ПРИСТАВКИ И КОРНЯ

Как вы думаете, какие встречи приставки и корня приносят больше всего волнений? Разумеется, те, которые таят опасность ошибок.

Попробуйте сказать, какие встречи между приставками и корнями наиболее "ошибкоопасны". Только после этого читайте дальше.

Конечно, вы вспомнили: это встречи приставок на з и с с корнями, начинающимися на глухую согласную. "Оглушительное" влияние глухой согласной корня ведет к тому, что перед ней пишется только с.

Задание N 1. Воссоедините обрезки слов с приставками, заканчивающимися на с или з.

...хлипывать, ...сякнуть, ...целяющий, ...пепеляющий, ...текающий, ...гнанник, ...ключение, ...глашать, ...поминание, ...мутительный, ...кресение, ...черпанный, ...жигать, ...совестный, ...хвостый, ...форменный, ...чесывать, ...чадие.

Задание N 2. Замените выделенные слова синонимами с приставками на з/с. Если при этом понадобится немного изменить предложения, не стесняйтесь. Полученные предложения запишите.

1. Мы смотрели вслед всаднику, пока он не пропал вдали. 2. Больше всех насмешил публику рыжий клоун. 3. Найденные при раскопках предметы привезли в город для изучения. 4. Эскалатор не переставая доставлял людей вверх и вниз. 5. Казалось, что лес тянется без конца. 6. Стала цвести сирень. 7. Я нечаянно просыпал сахарный песок. 8. Тучи становились все гуще и гуще. 9. Сумеет ли вы зажечь костер в плохую погоду? 10, Цветы открываются при появлении солнца.

Ответы: 1) исчез, 2) рассмешил, 3) исследования, 4) беспрестанно, 5) бесконечно, 6) расцвела, 7) рассыпал, 8) сгущались, 9) разжечь, 10) раскрываются на рассвете.

Диктант с предварительной подготовкой. Выпишите из текста сначала слова с приставками первой группы, потом второй, потом третьей. После этого выпишите все остальные слова, которые кажутся вам трудными, запомните их правописание и напишите текст под диктовку.

Несколько лет назад летчик, пролетавший над пустынными районами Австралии, неожиданно обнаружил в местности, считавшейся безлюдной, неизвестное новое племя. Люди из этого племени были доставлены в современный город. Они испуганно смотрели на многоэтажные дома, автомобили, светофоры. Но, к изумлению окружающих, ни автомобиль, ни телевизор, ни радио, ни другие распространенные достижения нашей цивилизации не произвели на туземцев такого потрясающего впечатления, как спичка, которую зажег кто-то, прикуривая. В этом не было ничего удивительного: быстрое добывание огня принадлежит к числу самых насущных потребностей людей, пользующихся для этой цели вращением и трением деревянных палочек. (А.В. Петровский.)

Задание. Запомните и запишите по памяти, а потом проверьте себя.

Ничто на земле не проходит бесследно,

И юность прошедшая все же бессмертна.

(Из песни.)

Приставка! Я тебя вижу! Запишите данные ниже слова в таком порядке: сначала с одной приставкой, потом с двумя.

Безоговорочный, бескорыстный, воспользоваться, воспрепятствовать, беспересадочный, безвестный, безграмотный, бесповоротный, воспрещать, воспринимать, беспозвоночный, беспомощный, безжалостный, безжизненный, беспрерывный, воспроизводить, восторжествовать, беспрекословный, беспринципный, беспристрастный, безответственный, безотлагательный, бессердечный, бессловесный, неисследованный, неиссякаемый, безрадостный, бессовестный, безапелляционный, безотносительный, бесхозяйственный, бесчувственный, бессодержательный.

Теперь перечитайте еще раз эти слова, закройте их и попробуйте написать по памяти столько, сколько удалось запомнить. Сравнив количество записанных слов с количеством данных, вы получите представление о продуктивности вашей памяти.

Задание. Вспомните как можно больше слов, которые начинаются так: исс...; исп...; ист...; иск...; исч...; восс...; восп...; воск...; восх...; расп...; расс...; раст...; расх...; расф...; раск...; беск...; бесп...; бесс...; бест...; бесх...; бесф...; бесч... .

Задание с улыбкой. Запомните и запишите по памяти следующее стихотворение, а потом проверьте себя. Если трудно запом-

стр. 48


--------------------------------------------------------------------------------

нить все сразу, работайте по одному четверостишию.

Человек бесчеловечный.

Даже и не верится.

Крокодил бескрокодильный

Пусть уж лучше встретится!

Он невинный, безобидный,

Крокодил бескрокодильный,

Но опасный, бессердечный

Человек бесчеловечный!

(Эмма Мошковская)

Попробуйте сами придумать что-нибудь забавное в этом духе, например, что-то вроде бессвинской свиньи.

стр. 49

Опубликовано 05 марта 2008 года





Полная версия публикации №1204718132

© Literary.RU

Главная Материалы для самостоятельного повторения в старших классах

При перепечатке индексируемая активная ссылка на LITERARY.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на сайте библиотеки