Полная версия публикации №1204718086

LITERARY.RU Изучение грамматики на основе анализа стиля писателя. Причастия и деепричастия → Версия для печати

Готовая ссылка для списка литературы

П.А. Гагаев, Изучение грамматики на основе анализа стиля писателя. Причастия и деепричастия // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 05 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204718086&archive=1205324254 (дата обращения: 29.03.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

публикация №1204718086, версия для печати

Изучение грамматики на основе анализа стиля писателя. Причастия и деепричастия


Дата публикации: 05 марта 2008
Автор: П.А. Гагаев
Публикатор: maxim
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1204718086 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Вопросы взаимодействия, взаимопроникновения русского зыка и литературы решаются по-разному и на разном уровне. Но как бы они ни трактовались, очевидна их актуальность в конкретных учебных ситуациях и в движении нашей школы к интегрированию и к целостному постижению мира, к целостному постижению знаний. Статья П.А. Гагаева предполагает один из аспектов этой проблемы: чисто грамматические темы рассматриваются автором в контексте изучения стиля - категории не только, в понимании П.А. Гагаева, речевой, но и эстетической.

* * *

Как обогащать грамматический встрой детской речи на уроках русского языка? Обычный путь - ознакомление учащихся с общестилистическими характеристиками изучаемых грамматических единиц и выполнение грамматико-стилистических упражнений, - как показывает опыт, не приносит желаемого результата. Л.А. Тростенцова отмечает, что есть иной путь, незаслуженно забытый, - обращение учащихся в процессе изучения ими грамматики к рассмотрению особенностей индивидуально- художественного стиля писателя-классика. 1

Ученики анализируют текст как явление не только стилевое, но и индивидуально-авторское, видят в нем автора как реального, похожего на них чувствами и мыслями человека. Обращение к индивидуальному стилю писателя создает предпосылку для осознания учащимся себя как речевой личности, побуждает к совершенствованию собственной речи. В свое время Ф.И. Буслаев писал: "Для гимназиста весьма достаточно будет и того, чтобы путем практическим познакомиться покороче с слогом Ломоносова, Карамзина, Пушкина..." 2

Подчеркнем: обращение к индивидуальному стилю писателей - не некая дополнительная работа, которой можно и не заниматься, а направление в деятельности учащихся на уроках русского языка, обусловленное объективными закономерностями функционирования языковых единиц в речи. В современной лингвистике утвердился принцип контекстного рассмотрения языковых единиц, следование которому обеспечивает исчерпывающее выявление их функций в конкретном языковом фрагменте, функций "языковых средств <...> во всей совокупности их семантических контекстных связей" 3 . Последовательный учет этого принципа при обучении русскому языку, с нашей точки зрения, и обусловливает необходимость использования на уроке дидактического материала, предполагающего рассмотрение функций грамматических единиц в тексте как индивидуально-авторском феномене. Переживание текста как того, в чем удивительно явлена, по В.В. Виноградову, "индивидуальная авторская личность" 4 , и позволит читателю (ученику) усвоить функции языковой единицы (в нашем случае - грамматической) во всей совокупности ее семантических связей в тексте.

В нашем опыте изучения причастий и деепричастий на функционально- стилистической основе (VII класс) предметом рассмотрения стали некоторые особенности стиля А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева.

Дидактический материал по обогащению грамматического строя детской речи в нашем опыте представлен заданиями трех видов: 1) выявление стилистической роли изучаемых морфологических единиц в текстах писателей-классиков; 2) реконструкция фрагментов текстов писателя- классика;

3) составление собственных высказываний в художественном стиле (или их фрагментов).

Отличительной чертой содержания вводимых нами в учебную практику лингво-стилистических заданий в сравнении с использующимися в традиционной методике является прямая соотнесенность текста с некоторыми особенностями индивидуально-художественного мировидения писате-

стр. 39


--------------------------------------------------------------------------------

ля (видение и приятие мира как торжества безграничной в своих светлых проявлениях жизни - Н.В. Гоголь; мир как проявление движения и действий - А.С. Пушкин; природа как духовный собрат человека - И.С. Тургенев; природа как выражение светлых человеческих переживаний - М.Ю. Лермонтов).

Представим, опираясь на опыт изучения особых форм глагола на функционально-стилистической основе, каждый из очерченных видов заданий.

I. Задания по выявлению стилистической роли особых форм глагола в тексте писателя-классика.

1. Прочитайте текст.

Старый, обширный, тянущийся позади дома сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле, заросший, казалось, один освещал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своем картинном опустении. Зелеными облаками и неправильными трепетолистными куполами лежали на небесном горизонте соединенные вершины разросшихся на свободе дерев. Белый колоссальный. ствол березы, лишенный верхушки, отломленной бурею или грозою, подымался из этой зеленой гущи и круглился на воздухе, как правильная мраморная колонна; косой, остроконечный излом его, которым он оканчивался кверху вместо капители, темнел на снежной белизне его, как шапка или черная птица. Хмель, глушивший внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника и пробежавший потом по верхушке всего частокола, взбегал наконец вверх и обвивал до половины сломленную березу. Достигнув середины ее, он оттуда свешивался вниз и начинал уже цеплять вершины других дерев или же висел на воздухе, завязавши кольцами свои тонкие цепкие крючья, легко колеблемые воздухом. Местами расходились зеленые чащи, озаренные солнцем, и показывали неосвещенное между ними углубление, зиявшее, как темная пасть; оно все было окинуто тенью, и чуть-чуть мелькали в черной глубине его: бежавшая узкая дорожка, обрушенные перилы, пошатнувшаяся беседка, дуплистый дряхлый ствол ивы, седой чапыжник, густой щетиной вытыкавший из-за ивы иссохшие от страшной глушины, перепутавшиеся и скрестившиеся листья и сучья, и, наконец, молодая ветвь клена, протянувшая сбоку свои зеленые лапы-листы, под один из которых забравшись бог весть каким образом, солнце превращало его вдруг в прозрачный и огненный, чудно сиявший в этой густой темноте. В стороне, у самого края сада, несколько высокорослых, не вровень другим, осин подымали огромные вороньи гнезда на трепетные свои вершины... (Н.В. Гоголь. "Мертвые души".)

2. К какому типу речи относится данное высказывание? (К описанию.) Что описывается в данном высказывании? (Явления природы.) В каком стиле ведется описание? (В художественном.)

3. Какую конкретную речевую задачу решает автор (лирический герой) в данном высказывании? (Передать свое индивидуальное видение природы - видение в ней одухотворенного, деятельного, человеческого начала.)

4. Докажите, что Н.В. Гоголь действительно очеловечивает природу, признает наличие у нее черт, свойственных бытию человека, видит в ней деятельное, человеческое начало, очаровывается ее светлой, деятельно-чистой жизнью. (Н.В. Гоголь - в лице лирического героя - создает образ сада - существа светлого, могучего, чистого. Все в этом саде дышит, движется, полнится стремлением проявиться в этой прекрасной жизни, обозначить себя, насладиться своим бытием: вершины его "свободно разросшихся дерев" лежали "зелеными куполами"; белый ствол березы "подымался", "круглился" на воздухе, как "сверкающая колонна"; неугомонный, жизнелюбивый, озорной хмель "глушил" кусты бузины, рябины... "пробегал" по верхушке частокола, "взбегал" вверх... "обвивал" сломленную березу, "достигал" ее середины, "свешивался" оттуда вниз, "начинал цеплять" вершины других дерев, "висел" на воздухе, весело "завязавши" кольцами свои "цепкие крючья", - словом, безмятежно радовался жизни; "седой" чапыжник "вытыкал" свои листья и сучья; молодая ветвь клена "протягивала" (сама!) свои зеленые лапы-листы; осины "подымали" огромные вороньи гнезда.)

5. Какими морфологическими средствами широко пользуется автор в описании живого, деятельно-одухотворенного начала в природе? (Глаголами - всеми их формами: спрягаемыми и неспрягаемыми - в признаковом, метафорическом значении, глаголами, "полными движения" 5 .)

- Приведите примеры подобных глаголов (их форм). Подтвердите метафорический характер значений отдельных форм глагола (передающих одухотворенность приро-

стр. 40


--------------------------------------------------------------------------------

ды, ее деятельный характер). ("...Углубление, зиявшее, как темная пасть; оно было все окинуто тенью..." - Почему "окинуто", а не покрыто тенью? Видимо, выражение "покрытый тенью", традиционно использующееся в речи, не воспринимается как подчеркивающее деятельное, одухотворенное начало в том, что может набрасывать тень на углубление (образность стерта). Словосочетание "окинуто тенью" поддерживает авторское, трогательно-человеческое восприятие природы как живого существа. "Хмель... пробежавший... взбегал..." Причастная форма "пробежавший" и спрягаемая форма "взбегал" употребляются традиционно в сочетании с именами существительными, называющими людей или животных, т.е. существ одушевленных. Здесь употребление этих глаголов создает у читателя впечатление о хмеле как существе, наделенном и мыслью, и энергией действия. "Сад, выходивший за село, потом пропадавший в поле... -" Если первое причастие лишь с известным допущением можно отнести к употребленным в переносном значении, то второе, безусловно, относится к ним: сад, словно озорной школьник, вырвавшийся из тесного здания школы на улицу, "пропадает" в вольном пространстве русского поля...)

- Приведите примеры глаголов (их форм), не несущих в себе ярко выраженного метафорического значения. ("...Верхушки, отломленной бурею..."; "ствол березы, лишенный верхушки"; "сад, тянувшийся позади дома"; "чащи, озаренные солнцем.,."; "обрушенные перилы"; "ствол оканчивался...".)

- Подтвердите примерами, что именно посредством глаголов, "полных движения", передающих экспрессию активного действия, Н.В. Гоголь живописует природу, подчеркивая в ней деятельное, полное жизни и энергии начало ("Хмель глушил, сбегал, обвивал, достигал, начинал цеплять, завязавши кольцами...); Старый сад тянулся позади дома, выходил за крыльцо, пропадал в поле, освещал эту обширную деревню...)

- Какова доля причастных и деепричастных форм, подчеркивающих одухотворенность, бытийность природы, наличие в ней деятельного начала? (Значительная.)

- Приведите примеры причастных и деепричастных форм, подчеркивающих одухотворенность, бытийность природы, наличие в ней деятельного начала. (Сад, пропадавший в поле...; Хмель, глушивший кусты бузины... пробежавший по верхушке частокола; достигнув середины ее (березы), он... висел... завязавши кольцами свои...; Углубление было окинуто тенью...; Бежавшая узкая дорожка...; Седой чапыжник, вытыкавший иссохшие... перепутавшиеся и скрестившиеся листья...; Молодая ветвь клена, протянувшая свои зеленые лапы-листы...; Солнце, забравшись бог весть каким образом..,)

- Чем объясняется тот факт, что Н.В. Гоголь, наряду со спрягаемыми формами, в решении речевой (художественной) задачи широко использует причастия и деепричастия? (Эти формы, как и спрягаемые, привносят в описание природы экспрессию действия, движения, активного начала, выражая ее, в противоположность спрягаемым, в рамках признаковых отношений (без обращения к которым трудно полно и выразительно описать явления природы). Кроме того, сочетание различных форм синтаксического выражения явлений действительности (спрягаемые формы выступают в роли сказуемого, причастия и деепричастия - в роли определений и обстоятельств) разнообразит строй речи и тем самым делает ее более выразительной. Ср.: "Хмель, глушивший внизу кусты бузины, рябины, лесного орешника и пробежавший потом по верхушке всего частокола, взбегал наконец вверх и обвивал до половины сломленную березу. Достигнув середины ее, он оттуда свешивался вниз и начинал уже цеплять вершины других дерев или же висел на воздухе, завязавши кольцами свои тонкие, цепкие сучья, легко колеблемые воздухом".)

- Чем объясняется выбор автором следующих двух синонимичных в контексте причастий: "...седой чапыжник, густой щетиной вытыкавший из- за ивы иссохшие от страшной глушины, перепутавшиеся и скрестившиеся листья и сучья, и, наконец, молодая ветвь клена, протянувшая сбоку свои зеленые лапы-листы..."? (Эти два слова в контексте являются как будто синонимами, но обладают различной изобразительной функцией.)

"Почему употреблены разные слова? Только для того, чтобы не повторить одно и то же слово? Конечно, нет. Листья и сучья чапыжника - сухие, колючие, и это впечатление усугубляется словом вытыкать. А ветвь клена - молодая, она дружелюбно протяну-

стр. 41


--------------------------------------------------------------------------------

ла свои листы, и не просто листы, а лапы, - и это сразу заставляет вспомнить и форму кленового листа (похожую на лапу, руку) и словно ощутить привет и ласку юного клена" 6 .

- Какие формы причастий и деепричастий широко представлены в рассматриваемом фрагменте текста? (Причастия страдательные и действительные прошедшего времени совершенного и несовершенного видов: пропавший, разросшийся, лишенные, озаренные, зиявшие, окинуто; деепричастия совершенного вида, их вид не совпадает с видом глагола-сказуемого: достигнув середины ее, свешивался; завязавши.)

- Играет ли какую-либо роль сочетание форм причастий и деепричастий указанных видов в придании тексту таких черт, как динамичность описания, ориентирование его - описания - на выражение сменяемости картин природы, их жизненности (признаком чего является развитие одних черт и угасание других)? (Да, играет. Причастия прошедшего времени совершенного вида, и действительные и страдательные, употребляемые в сочетании с глаголами того же вида, передают экспрессию динамичного описания, экспрессию быстрой или уже осуществленной смены событий. Такую же роль играют и деепричастия совершенного вида, употребляемые при глаголах несовершенного вида. Ср.: "...лежали на небесном горизонте соединенные вершины разросшихся на свободе дерев. Белый колоссальный ствол березы, лишенный верхушки, отломленной бурею... подымался... и круглился..."; "Хмель, глушивший внизу кусты бузины... и пробежавший потом по верхушке... взбегал наконец... Достигнув середины ее, он оттуда свешивался вниз и начинал уже цеплять... или же висел на воздухе, завязавши кольцами...")

- В тексте широко представлены страдательные причастия: лишенный, окинуто, соединенные,., Участвуют ли эти формы причастий в решении авторской задачи - передать деятельное многообразие явлений природы? (Страдательные причастия передают взаимоотношения (субъект-объектные) явлений природы, тем самым делая зримыми, осязаемыми ее образы; "ствол, лишенный верхушки, отломленной бурею или грозою"; "чащи, озаренные солнцем"; "неосвещенное углубление"; "оно было все окинуто тенью".)

- Представлены ли в рассматриваемом фрагменте текста обособленные причастные обороты и деепричастные конструкции? (Широко представлены.)

- Прочитайте выразительно гоголевское описание старого сада. Почувствовали ли вы, как музыкален, мелодичен, звонок и нежен слог писателя? (Мелодичность гоголевскому описанию придают, наряду с другими языковыми средствами, "структура предложений и создаваемый ею своеобразный ритм. Для гоголевских описаний характерно обилие и распространенность определений, которые передают либо переживания автора, либо точные и яркие признаки людей, явлений, предметов. Группы определений составляют словосочетания, являющиеся вместе с тем и ритмическими звеньями фразы и создающие у читателя своеобразное ощущение какой-то плавной мелодии. Чтобы подчеркнуть эту особенность текста, расположим одно из предложений по этим логическим и ритмическим частям.

Старый, обширный,

тянувшийся позади дома сад,

выходившийся за село

и потом пропадавший в поле,

заросший и заглохший,

казалось, один освещал эту обширную деревню

и один был вполне живописен

в своем картинном опустении..." 7

Причастия, таким образом, выступая в роли определении, участвуют в придании фразе "плавной мелодии".

Аналогичную роль играют и деепричастные обороты. Ср.:

Достигнув середины ее,

он оттуда свешивался вниз

и начинал уже цеплять вершины других дерев

или же висел на воздухе,

завязавши кольцами свои тонкие цепкие крючья,

легко колеблемые воздухом").

- Какова, на ваш взгляд, роль причастий и деепричастий в построении данного фрагмента текста как смыслового целого? (Данный фрагмент является описанием природы. Соответственно, типовым значением для него является значение "предмет и его признак" или "предмет и его действие-признак". Причастия и деепричастия в связи с их общим значением легко входят в те языковые образования, которые передают характерное для данного фрагмента текста значение.)

стр. 42


--------------------------------------------------------------------------------

II. Задания по реконструкции фрагментов текстов писателей.

Стиль Н.В. Гоголя

- Найдите причастия и деепричастия, использованные автором.

Так говорил атаман и, когда кончил речь, все еще потрясал (посеребрившейся, поседевшей) в козацких делах головою.

... и татарские их кони, отделившись от земли (вытянувшись, распластавшись) в воздухе, как змеи, перелетели через пропасть...

Кто расположился отдыхать, (устав, истомившись) от боя...

(Сорвавшийся, прилетевший неожиданно) со степи ветерок давал знать, что уже немного оставалось до рассвета ("Тарас Бульба").

Стиль А.С. Пушкина

- Найдите причастия и деепричастия, употребленные автором.

Церковь была полна кистеневскими крестьянами, (поспешившими, пришедшими, пожелавшими) отдать последнее поклонение своему господину.

Она взглянула на кольцо, (преподнесенное, оставленное) ей Дубровским.

Маша покраснела и, (метнувшись взглядом к учителю, обратясь к учителю), сказала ему по-французски ("Дубровский").

Стиль М.Ю. Лермонтова

- Какие определения употребил автор?

Когда ночная роса и горный ветер освежили мою (горевшую, болевшую) голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за (исчезнувшим, погибнувшим, утраченным) счастием бесполезно и безрассудно.

Солнце уже село и спряталось в черной туче, (расположившейся, отдыхавшей, видневшейся) на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро. Подкумок, (неся воды по камням, пробираясь по камням), ревел глухо и однообразно.

Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из- за зеленых вершин, и слияние первой теплоты его лучей с (исчезающей, умирающей, уходящей) прохладой ночи наводило на все чувства какое- то сладкое томление ("Герой нашего времени").

Стиль И.С. Тургенева

- Найдите определения, которые употребил автор.

Собаки даже дремали; лошади, сколь я мог различить, при (слабом, чуть брызжущем), (слабо идущем, слабо льющемся) свете звезд, тоже лежали, понурив головы ("Бежин луг"),

Но вот ветер набежал, и зашумели верхушки, словно (сердитые, падающие) волны...

Но вот ветер слегка шевельнется - клочок бледно-голубого неба смутно выступит сквозь (редкий, негустой, редеющий), словно (неугомонный, живой, задымившийся) пар, золотисто-желтый луч ворвется вдруг, заструится длинным потоком, ударит по полям, упрется в рощу - и вот опять все заволоклось...

Зеленой чертой ложится след ваших ног по росистой, (белой, побелевшей, серебряной) траве. Вы раздвинете мокрый куст - вас так и обдаст (сильным, накопившимся) теплым запахом ночи ("Лес и степь").

III. Задания по созданию собственных высказываний в художественном стиле.

- Изобразить зимний лес как деятельное, одухотворенное существо (сочинение-миниатюра). В качестве образца при написании данного сочинения используются фрагменты из текстов Н.В. Гоголя и И.С. Тургенева (описание сада в "Мертвых душах" и явлений природы в очерках "Бежин луг" и "Ермолай и мельничиха").

- Изобразить характер (отдельные черты) близкого человека, преимущественно показывая в своем высказывании его действий, жесты, позы (сочинение-миниатюра). В качестве образца используются фрагменты гоголевских текстов ("Тарас Бульба" и др.).

- Изобразить один из зимних дней (вечеров), подчеркнув процессуальность в явлениях природы, процессуальность как проявление светлого жизненного начала в ней, близкого человеку. В качестве образца используются фрагменты текстов Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, М.Ю. Лермонтова.

Полагаем, все представленное нами в связи с обогащением грамматического строя детской речи на уроках русского языка (разумеется, параллельно с обогащением грамматического строя речи идет и увеличение словарного запаса учащихся) в том или ином виде присутствует в деятельности каждого учителя. Хотелось бы, чтобы явлено оно было последовательно и методически выверенно, как о том мечтал Ф.И. Буслаев.

стр. 43


--------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------

1 См.: Тростенцова Л.А., Гагаев П.А. Изучение особых форм глагола на функционально-стилистической основе. - Пенза, 1995. - С. 3,

2 Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. - М., 1992. - С. 269.

3 Колшанский Г.В. Контекстная семантика. - М., 1980. - С. 19.

4 Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. - М., 1961. - С. 60.

5 Качурин М.Г., Шнеерсон М.А. Изучение языка писателей. Пушкин. Лермонтов. Гоголь, - М., 1961. - С. 289.

6 Там же. - С. 290-291.

7 Та м же. - С. 289.

стр. 44

Опубликовано 05 марта 2008 года





Полная версия публикации №1204718086

© Literary.RU

Главная Изучение грамматики на основе анализа стиля писателя. Причастия и деепричастия

При перепечатке индексируемая активная ссылка на LITERARY.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на сайте библиотеки