Полная версия публикации №1204717337

LITERARY.RU Примерное планирование работы по учебнику "Русский язык", IX класс, под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта → Версия для печати

Готовая ссылка для списка литературы

И.П. Цыбулько, Примерное планирование работы по учебнику "Русский язык", IX класс, под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 05 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204717337&archive=1205324254 (дата обращения: 20.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

публикация №1204717337, версия для печати

Примерное планирование работы по учебнику "Русский язык", IX класс, под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта


Дата публикации: 05 марта 2008
Автор: И.П. Цыбулько
Публикатор: maxim
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1204717337 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


II ЧЕТВЕРТЬ (14 ч)

Уроки 19-20. Развитие речи. Сопоставление понятий "художественный стиль речи" и "язык художественной литературы" (пар. 31).

Цель уроков: дать девятиклассникам представление о функции языковых вкраплений различных стилей речи в художественном произведении. Работать над языковым анализом текста, при этом отрабатывать навыки чтения и устного пересказа соответствующих текстов.

Теоретической основой урока послужит материал на с. 179 - 180.

Работа над стилевыми чертами представленных в параграфе текстов (упр. 270-276) предусматривает стилистическую трансформацию (упр. 270), стилистический анализ текста (упр. 272), трансформацию текста (упр. 276) и др.

Уроки 21-22. Типы сложных предложений и средства связи между ними (пар. 6).

Цель уроков: дать классификацию сложных предложений. Сформировать первичные навыки разграничения сложных предложений разных типов.

Учащимся предлагается общая классификация тех структур языка, которые были изучены на предыдущем уроке (пар. 5). Продолжая изучать сложные предложения, девятиклассники должны уяснить, что в зависимости от наличия союза они делятся на союзные и бессоюзные; в свою очередь, союзные предложения - на группы: сложносочиненные и сложноподчиненные.

Вводная часть параграфа (с. 33 - 35) развивает навыки ориентировки в фактах и яв-

стр. 23


--------------------------------------------------------------------------------

лениях данной области языка. Упражнение 48 поможет осмыслить теоретический материал параграфа.

На специальных текстах и отдельных предложениях девятиклассники анализируют смысловые, интонационные и грамматические особенности связей между частями предложения (упр. 49- 52), по предложенным схемам учатся характеризовать тип предложения, иллюстрируя ответ конкретным примером (упр. 54), аргументируют употребление тех или иных союзов и знаков препинания (упр. 56).

Следует особо подчеркнуть то, что части сложносочиненного предложения, как правило, независимы одна от другой, связь между ними сочинительная, как при однородных членах. Подчинительная же связь предполагает зависимость одной части от другой - так, как это происходит в словосочетании. Выполнение упражнения 55 способствует обобщению этого материала.

На втором уроке проводится работа над ЗСП-1. Упражнения под этой рубрикой выполняются по следующему плану:

определить, на какие правила орфографии даются примеры,

воспроизвести правило,

записать примеры, дать обоснования написаниям.

Работе над ЗСП-1 поможет выполнение упражнения 53.

СОЮЗНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (4 Ч)

Урок 23. Понятие сложносочиненного предложения (пар. 7).

Цель урока: сформировать понятие сложносочиненного предложения как такого единства его предикативных частей, которое образуется на основе сочинительной связи. Закрепить навыки расстановки знаков препинания в составе сложносочиненного предложения.

Изучая отличительные особенности данного типа предложений (с. 40- 41), девятиклассники должны уяснить, что самой яркой приметой этого типа предложений является наличие сочинительного союза между предикативными частями. Именно сочинительный союз является ориентиром для учащихся в поиске сложносочиненных предложений в тексте.

Однако известно, что сочинительные союзы употребляются не только для связи предикативных частей сложного предложения, но и для связи однородных членов. Поэтому учебник предусматривает обучение умению различать такие структуры (упр. 57, 58), тренировочные упражнения учебника включают необходимые примеры. Привлекаемый учителем дидактический материал тоже должен подбираться с учетом возможного смешения учащимися подобных синтаксических конструкций.

Урок 24. Развитие речи. Эссе: понятие о жанре (пар. 32).

Цель урока: научить определять жанр эссе на основе анализа задачи высказывания, предметного содержания, типологической структуры и языковых особенностей текста. Подготовить учащихся к сочинению в жанре эссе.

Понятие жанра, так же как и понятие стиля и типа речи, рассматривается в учебнике на речеведческой основе - посредством анализа речевой ситуации, типичной для того или иного жанра, и обобщенного предметного содержания высказывания. Учащиеся должны осознать, что языковые особенности жанра определяются типовым содержанием текста и его целевой установкой.

В сокращенном виде цепочка работы над тем или иным жанром (например, эссе) выглядит примерно так: усвоение признаков понятия того или иного жанра (с. 189) - анализ текстов (упр. 280, 283-286) - изложение и/или сочинение в жанре эссе (упр. 281, 282, 287, 288).

Уроки 25-26. Виды сложносочиненных предложений (пар. 8).

Цель уроков: дать разряды сочинительных союзов и соответствующие им виды сложносочиненных предложений, раскрыть основные значения сложносочиненных предложений: соединительные (с оттенками последовательности и одновременности протекающих событий, с оттенком причинно-следственных отношений), противительные, разделительные (со значениями чередования событий или их взаимоисключения). Отработать навыки синтаксического

стр. 24


--------------------------------------------------------------------------------

разбора сложносочиненных предложений и употребления их в речи.

Учащиеся конкретизируют, расширяют свои знания и умения: повторяют классификацию сложносочиненных предложений, учатся определять основные и дополнительные значения предложений разных видов, параллельно отрабатывая навыки пунктуации.

Основной теоретический материал представлен на с. 43-44. Для практической отработки этого материала учитель найдет в параграфе достаточно много разнообразных упражнений.

Урок 27. Творческая работа по картине А.А. Пластова "Первый снег" (или иной картине) с ориентацией на употребление в речи сложносочиненных предложений.

Цель урока: проверить способность учащихся грамотно употреблять в речи сложносочиненные предложения.

Основой урока является выполнение упражнения 66 (с. 48).

Урок 28. Диктант.

Цель урока: проверить уровень усвоения учащимися темы.

Можно предложить для диктанта следующий текст.

Июль 1941 года

С полдороги Гончаров свернул в березовый лес - и сразу будто в другой мир попал. Тут еще только просыпалось утро, сырое и сумеречное. Мелькая за деревьями, пока он шел, выскакивая из-за стволов, слепило в мокрой листве солнце, и вызревшая листва под ним матово дымилась холодной росой.

В кустах, среди которых, моя корни, тек мелкий ручей, Гончаров напился, ополоснул горячее лицо и уже подымался, упершись в землю ладонями, когда заметил в ручье бритву. Кем-то оброненная, она лежала, раскрывшись, на камнях под водой и в преломленном, попавшем на нее луче солнца блестела сквозь воду. Радуясь неожиданной удаче, Гончаров вступил в ручей - вода сразу же замутилась от поднявшегося со дня черноземного ила, - поднял бритву.

Бритва была наша, обронена недавно: она еще не успела заржаветь.

Вдруг Гончаров почувствовал какое-то беспокойство и обернулся. Не колышимая ветром, блестела трава на солнце, круг синего неба смотрел сверху, как в колодец, жужжали пчелы над мокрыми от росы цветами (Г. Бакланов) (149 слов) 1 .

Задания:

1. Проведите полный синтаксический разбор третьего предложения. Начертите его схему. Разберите по членам предложения путем подчеркивания.

2. Разберите по составу любое причастие и деепричастие.

3. Выпишите примеры на употребление дефиса в составе местоимений и наречий.

4. Подчеркните вставную конструкцию.

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (21 Ч)

Урок 29. Понятие сложноподчиненного предложения (пар. 9).

Цель урока: дать понятие о сложноподчиненном предложении как сложном предложении, части которого соединены при помощи подчинительных союзов или союзных слов. Научить девятиклассников различать подчинительные союзы и союзные слова в процессе проведения синтаксического анализа сложносочиненного предложения.

Урок следует начать с рубрики "Вспомните!". Ученики повторяют основные сведения о видах сложного предложения (упр. 69-71).

Теоретическую основу урока составляет материал на с. 51 -54. Систематизировать этот материал поможет упр. 72.

На этом уроке девятиклассники знакомятся с научной деятельностью Сергея Ивановича Абакумова.

Научиться отличать вертикальные синтаксические схемы от горизонтальных поможет материал учебника на с. 56 под рубрикой "Возьмите на заметку!". Закрепля-


--------------------------------------------------------------------------------

1 Здесь и далее тексты проверочных и контрольных работ печатаются по книге: Методические рекомендации к учебнику "Русский язык. 9 класс" / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос. Под ред. М.М. Разумовской. М., 2000.

стр. 25


--------------------------------------------------------------------------------

ются эти умения на материале упражнения 75.

Домашнее задание: упр. 76.

Уроки 30-31. Развитие речи. Контрольная работа N 4 - сочинение в жанре эссе (типа рассуждения-размышления).

Учащиеся пишут сочинение на одну из тем по выбору: "Кем быть? Каким быть?" или "О времени и о себе" (упр. 288).

Урок 32. Виды сложноподчиненного предложения.

Цель урока: дать ученикам классификацию сложноподчиненных предложений, научить определять вид придаточного предложения на основе структурно-семантического анализа сложноподчиненного предложения: выделение главной и придаточной части, постановка вопроса, определение союза или союзного слова, а также указательных слов.

Урок начинается с того, что девятиклассники знакомятся с классификацией, ставшей для школьной грамматики вполне традиционной: сложноподчиненные предложения делятся на три основные группы: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (с. 58-59). Закрепить этот материал можно с помощью упражнений 77 и 78. Вторая часть урока может быть посвящена повторению подчинительных союзов (с. 60). Затем можно выполнить упр. 81 и 82.

Домашнее задание: упр. 83.

стр. 26

Опубликовано 05 марта 2008 года





Полная версия публикации №1204717337

© Literary.RU

Главная Примерное планирование работы по учебнику "Русский язык", IX класс, под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта

При перепечатке индексируемая активная ссылка на LITERARY.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на сайте библиотеки